«Современные средства обучения русскому языку как фактор развития познавательной активности младших школьников».

Лямкина Анастасия Евгеньевна

Выступление по проблеме исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_probleme_issledovaniya.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Анастасия Евгеньевна. Муромский педагогический колледж.

Вашему вниманию представляется выступление по проблеме научного исследования.

«Современные средства обучения русскому языку как фактор развития познавательной активности младших школьников».

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из актуальных в теории и практике обучения. А в русле деятельностного подхода  познавательная активность является психологической основой обучения. Современная ориентация образования -формирование компетенции как готовности и способности человека к деятельности и общению. Предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых ученик может проявить интеллектуальную и познавательную активность, личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект учения.

Принцип познавательной активности рассматривался многими учеными. Исследователями Г. И.  Щукиной, Татьяной Ивановной Шамовой, Леонидом Владимировичем Занковым, Львом Семеновичем Выготским, Пидкасистым и д.р описаны источники, уровни, признаки познавательной активности, средства активизации. Наряду с основными средствами  обозначены так называемые другие условия активизации, среди которых – средства обучения. К средствам бучения русскому языку относятся: школьные учебники, учебные материалы (сборники упражнений, словари, справочники); средства (зрительной, слуховой, зрительно-слуховой) наглядности, компьютерная техника.  Широкое применение последней требует от учителя и детей умения работать  с цифровыми образовательными ресурсами, обеспечивать компьютерную поддержку уроков, вести поиск информации, т.е. овладения ИКТ- компетентностью.

Однако в теории развитие познавательной активности  связывается, прежде всего с такими средствами активизации, как учебное содержание, методы, приемы, формы обучения. А средства обучения рассматриваются лишь как дополнительный фактор мотивации, что, на наш взгляд, несправедливо. Практико-ориентированный анализ показывает, что иногда учителя могут недооценивать роль средств обучения, не связывать выбор средств с целями обучения, преувеличивать роль средств обучения или использовать их не в системе.

Таким образом, анализ теории и практики позволяет выделить противоречие между возрастающей ролью современных средств обучения в развитии познавательной активности младших школьников и отсутствием комплексности их использования в образовательном процессе.

Чтобы сузить данное противоречие, необходимо разрешить следующую проблему: каковы эффективные средства обучения русскому языку, способствующие развитию познавательной активности младших школьников?

Ответ на этот вопрос и составил цель исследования.

Объект исследования : процесс развития познавательной активности младших школьников.

Предмет исследования: средства обучения как фактор развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать  психолого-педагогические аспекты развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка.
  2. Изучить современные средства обучения русскому языку и методику их применения на уроках.
  3. Апробировать современные средства обучения, оценить результативность опытно-практической работы.

Методы исследования:

- теоретические (анализ понятийного аппарата, анализ печатных источников, сравнение)

-эмпирические (беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование)

База практики: Одна из школ г. Муром 3 класс.

В 1 главе раскрываются психолого-педагогические основы обозначенной проблемы: рассматриваются понятия познавательная активность и познавательный интерес, которые         являются составляющим мотивационного компонента.

Во 2 главе содержатся научно-методические аспекты рассматриваемой проблемы:  описаны современные средства обучению  русскому языку с методикой использования.

В 3 главе представлена опытно-практическая работа.

Первичная диагностика проводилась с целью выявления уровня развития познавательной активности младших школьников на уроке русского языка. С помощью наблюдения, беседы и анкетирования выявлялись признаки познавательной активности: отношение к учению, характерные особенности учебной деятельности.

Посредством тестирования установлено качество знаний.

На основании полученных данных учащиеся были распределены в 3 группы по уровню развития ПА. (29 человек)

  1. Высокий – 11 чел, 38%
  2. Средний – 16 чел. 45%
  3. Низкий 5 чел. 17%

В целом уровень развития познавательной активности класса достаточно высокий.

К сожалению, некоторые учащиеся продемонстрировали неустойчивость внимания, предпочтение готовых образцов, отсутствие вопросов.

С целью развития ПА была спроектирована педагогическая деятельность. На разных этапах урока апробированы известные средства обучения  русскому языку (Н. А. Ипполитова):

-учебник

-учебные материалы (рабочая тетрадь, словари, справочники)

-средства наглядности (опорные схемы, раздаточный материал, таблицы, иллюстрации, )

-компьютерная техника (электронные презентации, тренажер тесты, тестирование, Coogl анкеты)

Кроме того, ученики активно вовлекались в процесс создания этих средств:

-Их заинтересовало изготовление перфокарт

составление опорных схем - блоков (в форме группового проекта)

- самостоятельное составление вопросов к опорной схеме.

 Дети создавали рисунки по грамматическим и орфографическим  темам, электронные презентации к уроку (по готовым шаблонам),

придумывали  карточки со словарными словами, памятки-алгоритмы.

Результатом коллективной работы стал ВИКИ словари терминов.

С целью обнаружения положительной динамики в развитии познавательной активности учащихся была проведена итоговая диагностика с той же методикой отслеживания .

Её результаты таковы:

  1.   38% -11
  2.    48%   14
  3.    14%  4

Уменьшилось  число детей с низким уровнем познавательной активности (на 1человека   3%)

Таким образом, несмотря на то, что средства обучения названы в числе вспомогательных условий, они могут оказать существенное влияние на процесс активизации учащихся.

Кроме того, принцип фасцинации  (т.е.привлекательности)  - один из главных принципов создания современного урока.

Изучение современных средств обучения имеет практическую перспективу применения: в деятельности учителя начальных классов, учителей-филологов, родителей, студентов педагогического колледжа.

Проведенное научно-педагогическое исследование позволило решить задачи и общую цель, а также наметить пути дальнейшего исследования.  Педагогический поиск продолжается. Хотелось бы подробнее познакомиться с другими учебными мультимедийными пособиями, входящими в предметные линии в соответствии со стандартами нового поколения.

 Спасибо за внимание.