Система дополнительного образования в школе и ее значение

Маслова Ирина Алексеевна

Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благодарно сказывается на воспитании и укреплении его личного достоинства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

При выполнении социального заказа родителей  возникает необходимость сочетания базового школьного образования с дополнительным образованием, основным предназначением которого  является удовлетворение постоянно изменяющихся социально-культурных и образовательных потребностей детей. Свобода выбора детских объединений по интересам, освоение новых социальных ролей, опыта, неформальное общение, отсутствие жесткой регламентации, возможность адаптировать потребности отдельно взятой личности к социальным потребностям общества делают дополнительное образование привлекательным для любого ребенка.

        Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благодарно сказывается на воспитании и укреплении его личного достоинства.

        Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, стремится к органическому сочетанию видов досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения.

        Являясь широким и благодатным фоном для освоения образования общего, дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению. Помимо этого, выход на другие сферы деятельности положительно сказывается на результатах общего образования.

Дополнительное образование в НОУ «Ювенес» состоит из следующих блоков:

  • Предметы, развивающие личность обучающегося

(предметные кружки).

  • Предметы, обучающие воспитанников творчеству, созиданию

(творческие мастерские)

  • Спортивно-оздоровительные занятия (спортивные секции)

Более подробно содержание дополнительного образования видно в таблице

  ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Курсы ВУЗов

Наименование/классы

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Иностранный язык

2

2

Экономика

1

2

2

2

Факультативные курсы, предметные кружки

Наименование/ классы

5

6

7

8

9

10

11

Занимательная математика

1

«Великое русское слово» (развитие речи)

1

1

Решение задач повышенной сложности (математика)

 

1

2

2

2

Зарубежная литература на английском языке

1

1

Классические химические задачи

1

1

1

Великие географические открытия

1

2

1

Испанский язык (история, культура испаноговорящих  стран)

2

2

2

2

2

2

Французский язык (маленькие спутники французской песни)

2

2

2

2

2

2

Информационная поддержка НИР учащихся

1

1

1

1

1

1

1

Деловой английский язык

1

1

Вторые языки (французский, испанский)

3

3

3

3

3

3

3

Кружки, секции, студии

Наименование/ классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Хореография, современный   эстрадный и бальный танец

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Хоровая студия

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Театральная студия «Отражение»

2

2

2

2

2

2

2

Театральная студия «Ералаш»

2

2

2

2

Обучение игре  на фортепьяно, скрипке, гитаре

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Лечебная физкультура

2

2

2

2

2

2

Каратэ

2

2

2

2

Настольный теннис

2

2

2

Футбол

3

3

3

3

3

3

3

Баскетбол

3

3

3

3

3

3

3

Изостудия «Геликон»

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Занятия в области дополнительного образования имеют общие характеристики:

  • - каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;
  • - любое учебное занятие состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
  • - построение учебного занятия осуществляется в определенной логике, зависящей от его цели и типа.

        Научно-педагогической основой организации образовательного процесса в области дополнительного образования в школе являются личностно-ориентированные технологии обучения.

        Целью дополнительного образования является выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентирования программ, имеющих культурологическую, оздоровительную, развивающую направленность.

        Организация учебно-воспитательного процесса во второй половине дня имеет свои особенности:

  • обучающиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время;
  • обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
  • детям предоставляется возможность сочетать различные направления и формы занятий, переходить из одной группы в другую;
  • коллективом школы создаются наиболее комфортные условия пребывания детей на занятиях, принципиально отличающиеся от условий обучения в первой половине дня;
  • учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных интересами, добровольностью совместной деятельности. Он отличается демократичностью общения, что способствует более интенсивному процессу социализации личности, выработке норм социального общения, навыков коммуникации и ориентации в информационном пространстве, помогает формировать навыки принятия самостоятельного решения.

Система дополнительного образования в НОУ «Ювенес» создает условия для развития свободной личности, живущей в гармонии с окружающим миром, обеспечивает возможности и создает ситуацию успеха для каждого ребенка.