Воспитательная работа в современной школе

Маслова Ирина Алексеевна

На новом этапе реформы воспитательная работа должна стать специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения. А это значит, что школа должна стать «вторым домом детей, в котором комфортно и интересно каждому ребенку». Рассуждения на эту тему и представлены в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vospitatelnaya_rabota_v_shkole.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  РАБОТА

        В современных условиях, на очередном инновационно - технологическом этапе реформирования  системы образования, сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обновления содержания образования и воспитания. На новом этапе реформы воспитательная работа должна стать специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения. А это значит, что наша школа должна стать «вторым домом детей, в котором комфортно и интересно каждому ребенку».

Одна из главных функций школы – воспитательная. Усилия школы должны быть направлены на возрождение нравственного и духовного потенциала личности, на умение строить благоприятные межличностные отношения и бережное отношение к окружающему миру, на выявление склонностей и интересов для  развития ребенка в соответствии  с его индивидуальными особенностями.

        Воспитание  невозможно отделить от обучения, так как воспитывается и формируется человек в повседневной деятельности, в результате проживания каждого  дня, а он у ребят нашей школы наполнен познанием и учением. Более того, в «Ювенесе» ребенок проводит практически все свое время, а это  значит, что мы должны сделать все от нас зависящее для создания условий, обеспечивающих возможность самореализации и самовыражения личности ребенка. Исходя из этого воспитательные задачи школы можно  представить следующим образом:

  • Повышение статуса воспитания, усиление воспитательной роли школы в формировании у ребят демократических ценностей, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности.
  • Создание активно работающей системы ученического самоуправления.
  • Развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности учащихся.
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье.
  • Воспитание у школьников стремления к самообразованию.
  • Воспитание потребности к творчеству, так как именно творческое созидание наряду с потребностью к познанию служит основой развития личности и способствует развитию ее духовности;
  • Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих        созданию общешкольного коллектива.

Система воспитательной работы нашей школы включает следующие компоненты:

Школа – не закрытое, изолированное от мира учреждение, а открытая система, подверженная влиянию извне. Ребенка воспитывает все, что его окружает, как  верно подметил А.С. Макаренко «Воспитывает все: люди, вещи, явления, люди, но, прежде всего, и дольше всего люди. Из них на первом месте родители и педагоги».

Именно поэтому  в нашей школе  на основе сотрудничества взрослых и детей мы стремимся организовать демократический стиль жизнедеятельности, продолжить экспериментальный поиск средств и форм педагогической поддержки процесса саморазвития личности, ее самопознания и самоопределения, создать необходимые условия для возникновения детского самоуправления, установить связь с социумом, с внешкольными учреждениями.

Каковы же пути решения воспитательных задач?   Это, прежде всего:

  • Организация взаимосвязи процесса воспитания, обучения и работы сети дополнительного образования.
  • Дальнейшее развитие  системы традиций школы (традиционные праздники, концерты, литературные гостиные  и вечера встреч).
  • Организация  работы в области воспитания самоорганизации и самоуправления, развитие дальнейшей работы по изданию журнала «Ювенес».
  • Создание системы работы в области формирования гражданской позиции учащихся.
  • Создание программы по формированию единой системы воспитательной работы школы через организацию работы классных коллективов.
  • Разработка единой методики организации работы классных руководителей по формированию классного коллектива, выработка единых требований.
  • Создание единого творческого пространства для учителей и учащихся путем поддержания гибкой системы выбора видов и форм реализации плана воспитательной работы.

 

Так же стоит отметить,  что у  относительно небольшой, по наполняемости  школы полного рабочего дня есть определенные преимущества:

  • небольшая наполняемость классов;
  • возможность более тесного общения детей и педагогов, существенное увеличение времени индивидуального общения ученика с учителем на уроке;
  • использование в практике  индивидуальных домашних и классных заданий для каждого ученика;
  • качественный контроль знаний, умений и навыков каждого ученика по каждому предмету, своевременное выявление  «пробелов» в знаниях и их устранение;
  • возможность постоянного разновозрастного общения детей;
  • осуществление непосредственной тесной связи с родителями;
  • обучение в индивидуальном темпе и на уровне, определяемом индивидуальными особенностями ученика, в только ему свойственной так называемой «зоне ближайшего развития»;
  • активная позиция ученика: он не только получает знания, но и обучается способам их приобретения;

               

Переход всей системы образования из состояния, при котором главной целью с позиции социального заказа был выпуск полезных винтиков для государства и общества в целом, к состоянию, при котором главное - ценностное полагание человека, требует от школы новых подходов к организации воспитания и управления.

Именно поэтому очень важное значение  для нашей школы  имеет уклад школьной жизни, атмосфера, школьная культура, что определяется совокупностью многих ценностей, доминирующую роль среди которых играет стиль взаимоотношений детей и взрослых.

По нашему мнению, лучшее воспитание – это воспитание своими добрыми отношениями друг другу, к окружающим людям, к миру в целом.

Мы считаем, что  только с учетом взаимной интеграции образовательных и воспитательных аспектов деятельности можно достичь эффективного управления инновационными образовательными учреждениями и высокого качества образовательных услуг, именно всего того, к чему всегда стремится наша школа.