Занятие со старшеклассниками "Разговор о жизненных ценностях"

Для подросткового возраста характерны как позитивные (рост самостоятельности, повышение содержательности отношений с людьми, расширение сферы деятельности), так и негативные (дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения) проявления.

Одним из главных моментов является то, что в подростковый период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается самосознание личности.

Данное занятие служит продолжением цикла занятий, направленных на самопознание, саморазвитие и коррекцию отношений с другими.  С подростками важно говорить об их  внутреннем  мире и отношениях с окружающими, актуальных  проблемах  и ресурсах для их преодоления.  Предлагаемое занятие «Разговор о  жизненных ценностях» является частью цикла занятий для подростков, завершает  блок «Я» и служит переходным мостиком ко второму  блоку «Я и другие».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разговор о жизненных ценностях

Романова Алла Николаевна

педагог-психолог

МБОУ «Гимназия № 50»

 г. Нижнего Новгорода

Цель:

  1. Создать условия, для того чтобы подростки задумались  о  важности ценностей в их жизни.

Задачи:

  1. Способствовать повышению интереса подростков к своему внутреннему миру, развитию самосознания.
  2. Определить какие ценности для подростков в данный момент являются актуальными, с целью дальнейшей работы в этом направлении.
  3. Способствовать сплочению класса.
  4. Заставить задуматься о последствиях выбора ценностей.

Возраст: 13-14 лет (7-8 класс)

Оборудование и материалы:

  1. Листы с вопросами теста «Методика диагностики личностного роста учащихся» и бланки ответов по количеству детей
  2. Презентация по теме  урока, либо плакаты с перечнем ценностей и  правилами составления синквейна.
  3. Два листа ватмана (формат А 2) с заголовками:
  • «Нам это важно!»
  • «Нам это не важно!»
  1. Символы ценностей, вырезанные из бумаги,  (по 2 значимых и 2 незначимых) для каждого из подростков.
  2. Карандаши или фломастеры для каждого из детей, клей, скотч.
  3. Интерактивная доска с мультимедийным проектором (желательно).

Ведущий:

Классный руководитель, или педагог-психолог.

Временные затраты:

2 урока по 45 минут

Пояснительная записка.

Для подросткового возраста характерны как позитивные (рост самостоятельности, повышение содержательности отношений с людьми, расширение сферы деятельности), так и негативные (дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения) проявления.

Одним из главных моментов является то, что в подростковый период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается самосознание личности.

Данное занятие служит продолжением цикла занятий, направленных на самопознание, саморазвитие и коррекцию отношений с другими.  С подростками важно говорить об их  внутреннем  мире и отношениях с окружающими, актуальных  проблемах  и ресурсах для их преодоления.  Предлагаемое занятие «Разговор о  жизненных ценностях» является частью цикла занятий для подростков, завершает  блок «Я» и служит переходным мостиком ко второму  блоку «Я и другие».

Сценарий занятия

  1. Мотивационный блок

А) На сегодняшней  нашей  встрече мы будем размышлять о ценностях.

Какие ассоциации, образы возникают у вас, когда вы слышите слово «ценности»?

 (Ведущий записывает на доске, все ассоциации, предлагаемые детьми)

Затем обобщает ответы детей, говоря: «Итак, ценности для вас связаны с…»

Б) Предлагаю вам прослушать ситуации из жизни ваших сверстников, поразмышлять о том, какие у подростков ценности и  как события могут  развиваться дальше.

Предлагаемые ситуации.

  1. Алексей  увлекается историей, знает почти всех военноначальников и полководцев, слушает на уроках истории «открыв рот», посещает клуб исторической реконструкции. Он хорошо учиться, но медленно все делает и  поэтому тратит много времени на подготовку к урокам. Учитель истории предлагает ему писать исследовательскую работу. Как он поступит? (ценность познания)
  2. Светлана помнит дни рождения всех своих близких родственников, любит  дарить им подарки и придумывать оригинальные поздравления, без нее не обходится ни одно семейное торжество, обожает  слушать «семейные преданиях (истории)», рассказываемые бабушкой. Завтра день рождения ее мамы, соберется вся семья, а лучшая подруга приглашает ее на вечеринку. Нужно выбирать, что она выберет? (ценность семья)
  3. Настя обожает читать разнообразную литературу, начиная от гороскопов и эзотерики, заканчивая  популярной  психологией, ей нравится  отвечать на психологические тесты, она любит узнавать что-то новое о своем внутреннем мире, обсуждать поступки и поведение друзей и знакомых. Ей попался  интересный сайт на эти темы, она увлеченно просматривает материалы, а тут друзья зовут ее погулять.  Надо выбирать, как она поступит? («ценность духовное Я)
  4. Марина  активно занимается танцами, гордиться своей идеальной фигурой и не упускает случая ее продемонстрировать. Следит за модой, стильно одевается. К школьной форме может так  подобрать аксессуары, что глаз не оторвать. Она фанат правильного питания  и полезных продуктов.  Парень, который ей нравится, приглашает ее  в  Макдональдс. Как она поступит?   (ценность отношения к физическому Я)

Обсуждение ситуаций:

  1. Почему мы смогли точно сказать, как поступят эти подростки?

Вывести детей на то, что мы знаем, что эти ребятам важно, ценно в жизни, т.е. об их ценностях.

2. Основная часть

Работа с тестом.

Сейчас мы сможет  узнать свои ценности, что важно именно для вас, для этого вы ответите на вопросы теста. («Методика диагностики личностного роста учащихся»  (авторы: П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова с обработкой даны в приложении)

       Каждому из учащихся должны быть предоставлены вопросы методики с инструкцией      и индивидуальный бланк.

3.Рефлексия занятия

1. Предварительный прогноз

Тест, который вы только что прошли,   показывает уровень развития следующих ценностей:

  • отношение к семье;
  •  отношение   к  Отечеству;
  • отношение к труду;
  • отношение к культуре;
  • отношение  к знаниям;
  • отношение к другим людям;
  • отношение к человеку как к представителю иной национальности;
  • отношение к своему физическому  Я;
  • отношение к своему духовному Я.

(Список ценностей должен быть показан на обычной или интерактивной доске)

Попробуйте сделать предварительный прогноз результатов теста:

1. Определите,  какие ценности для вас самые  важные (на 1 месте)…

2. Определите,  какие ценности для вас не важны (на последнем месте)…

2. Написание синквейна. 

Детям напоминают (знакомят) о правилах написания синквейна (на доске) и предлагают составить синквейн о ценностях.

Все желающие зачитывают свои синквейны, либо ведущий зачитывает их, не называя автора.

       Далее ведущий собирает анкеты детей для последующей их обработки.

2 занятие.

Мотивационный блок.

  1.  Сегодня мы продолжаем разговор о ценностях, о том, что для вас важно.

Послушайте, что мы говорили о ценностях. 

Зачитывается несколько синквейнов о ценностях (не более 3), сочиненных детьми на предыдущем уроке.

Примеры даны в приложении.

  1. А сейчас посмотрим на  результаты, которые у каждого из вас получились.

Дети получают результаты теста.

Обратите  внимание на   ценности, получившие наибольшее количество баллов (прописанные на анкетах красным цветом),  они  наиболее значимы и важны для вас.  Расскажу вам о каждой из ценностей.

Характеристика ценностей.

  • отношение к семье

ценность семьи высоко значима для вас. Вы дорожите семейными традициями и устоями, помните  о разных мелочах, приятных кому-то из членов семьи. Семейные праздники проходят при вашем участии и помощи в подготовке. В будущем вы хотите создать счастливую семью.

  • отношение к Отечеству

 вам присущи развитые чувства гражданственности и патриотизма. Родина для вас не абстрактная категория, а конкретная страна, где вы собирается жить, которой вы гордитесь. Вы чувствует свою личную ответственность за судьбу страны. При этом подобные чувства вызваны не модой на патриотизм, а являются

 глубоко личными, пережитыми.

  • отношение к труду

вас отличает трудолюбие во всем: от уборки класса до чтения трудной книги. Вы получает е удовольствие от сложной, трудоемкой, даже нудной работы. Не считаете  зазорным помочь родителям по хозяйству, сами можете предложить что-то сделать. Подрабатываете  где-то или пока еще нет - в любом случае вы этого не стыдитесь.

  • отношение к культуре

культурные формы поведения  личностно значимы для вас и реализуются  в повседневной жизни. Вам  чужды хамство, «украшение» речи нецензурными оборотами, вы  внимательны и тактичны  по отношению к другим людям. Вы  понимаете необходимость сбережения того культурного достояния, которое досталось нам в наследство от прошлого, и категорически не приемлете  вандализма.

  • отношение к знаниям

вы любознательный человек, у которого есть устойчивое стремление к познанию нового. Вы  можете  много спрашивать на уроке, сомневаетесь в казалось бы очевидных вещах. Вы  считаете, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний и стремитесь к их получению.

  • отношение к другим людям

 вы  подлинный альтруист, всегда готовый  помочь другим людям, даже незнакомым, не ожидая просьбы с их стороны. Вы готовы  помочь слабым, нуждающимся. Ради подобной помощи готовы  рисковать собственным благополучием. Любите дарить подарки «просто так».

  • отношение к человеку как иной культуры, национальности (толерантность)

вы  признаете  права людей на иной, отличный от его собственного, образ жизни и свободное выражение своих взглядов. Принимаете  иные культуры, положительно относитесь к культурным отличиям. Стремитесь к пониманию, проникновению в суть других культур, способны  избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов.

  • отношение к своему физическому  Я

ценность здоровья является для вас приоритетной. Вы  понимаете, что такое здоровый образ жизни, сознательно культивируете его и связываете с ним свои дальнейшие жизненные успехи. Способны  противостоять попыткам вовлечь вас в процесс употребления табака, алкоголя, наркотических веществ и постараетесь не допустить этого в отношении других.

  • отношение к своему духовному Я

вы рассматривает себя как автора и распорядителя собственной жизни. Ощущение личной свободы крайне важно для вас, и ради этого чувства вы готовы  противостоять внешнему давлению. Способны  на самостоятельный и ответственный выбор. Для вас очень важно найти смысл собственной жизни, которую хотите прожить «по совести».

Вопросы:

Насколько совпали прогнозируемые (предварительные) результаты теста и реальные?

Почему ценности совпали или не совпали?

Основная часть.

Коллективный коллаж

1. «Нам это  важно!»

Возьмите символы ценностей, вырезанных из белой бумаги, получившие наибольшее количество баллов, и раскрасть их, так как хотелось бы.

Затем наклейте их  на лист ватмана.

Ведущий обращает внимание на ценности, которые встречаются наиболее часто, и делает выводы.

Например,

  • «большинству из вас важны семейные отношения, поэтому вы будете стараться создать счастливую и крепкую семью,
  • вы  понимаете, что надо много трудиться, чтобы добиться благополучия в жизни,
  • вам хочется быть  культурными людьми, за слова и поступки, которых не придется стыдиться,
  • вы знаете, что к окружающим нужно относиться позитивно и по доброму, хотя бы для того, чтобы они относились к вам также.

Обсуждение:

1. Какие чувства вы испытываете, глядя на этот плакат?

2. Какими мы станем, если мы будем растить в себе эти ценности?

 (Заслушиваются ответы детей)

2. «Нам это не важно!»

А теперь возьмите символы ценностей, набравшие менее всего баллов (вырезаны из серой бумаги) и наклейте из на лист ватмана «Нам это не важно!»

Далее нужно обратить внимание на ценности, не важные для большинства подростков в классе и сделать вывод.

Например,

  • вы очень настороженно относитесь к людям других взглядов и национальностей, вам трудно посмотреть на мир с позиции другого человека,  вы не принимаете  взглядов  людей, отличающихся от ваших,
  • вы пока не готовы самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, стараетесь не «высовываться», не проявлять инициативы, а значит, вы можете стать «пешкой» обстоятельств или в руках других людей,
  • в учебе большинство из вас делает только необходимый минимум,  мало интересуясь вещами сверх школьной программы, а значит, успешность вашей будущей карьеры, находится под угрозой.

Обсуждение:

1. Какие чувства, эмоции  вы испытываете, глядя на этот плакат?

2. Какими мы станем, если не будем растить в себе эти ценности?

3. Хочется ли вам, что-то изменить, что именно?

(Заслушиваются ответы детей)

Итоговая рефлексия.

Вопросы:

  1. Что нового о себе вы узнали на  этом занятии?
  2. С какими чувствами вы уходите с занятия?
  3. Что понравилось, не понравилось?

Методические пожелания.

  1. В том случае, если прогнозы детей кардинально не совпали с реальными результатами тестирования, и дети настаивают, что для них важны другие ценности, можно разрешить раскрасить те ценности, на  важности которых они настаивают.
  2. Форма проведения рефлексии  может быть устная или письменная, в зависимости от лимита времени и задач, стоящих перед ведущим.  В том случае, когда ведущему важно проанализировать результативность занятия  в методическом плане  лучше использовать письменный вариант рефлексии.  Если важнее формировать навыки рефлексии у подростков, то предпочтительнее  устный вариант, однако  он занимает больше времени, так как отрефлексировать свое состояние и высказаться должен каждый из присутствующих, включая ведущего.
  3. К подготовке и проведению  занятия можно привлечь  группу детей, что с одной стороны формирует мотивационное поле, а с другой облегчает работу ведущего.

Приложения.

  1.  «Методика диагностики личностного роста учащихся» (авторы: П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова)
  2. Презентация «Разговор о жизненных ценностях»
  3. Символы ценностей.
  4. Памятка по  составлению синквейна.
  5. Примеры синквейнов  детей.
  6. Фотографии с занятия.


Предварительный просмотр:

Методика диагностики личностного роста учащихся

(авторы: П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова)

Предлагаемая методика позволяет изучить структуру  личностного роста учащихся по следующим показателям:

  • характер отношений школьника к семье;
  • характер    отношений    школьника    к    Отечеству;
  • характер отношений школьника к труду;
  • характер отношений школьника к культуре;
  • характер отношений школьника к знаниям;
  • характер отношений школьника к другим людям;
  • характер отношений школьника к человеку как к представителю иной национальности;
  • характер отношений школьника к своему физическому  Я;
  • характер отношений школьника к своему духовному Я.

Каждому из учащихся должен быть предоставлен вопросы методики с инструкцией и индивидуальный бланк.

Бланк для учащихся

1

10

19

28

37

46

55

2

11

20

29

38

47

56

3

12

21

30

39

48

57

4

13

22

31

40

49

58

5

14

23

32

41

50

59

6

15

24

33

42

51

60

7

16

25

34

43

52

61

8

17

26

35

44

53

62

9

18

27

36

45

54

63

Ключ к тесту

1

10

19

28

37

46

55

2

11

20

29

38

47

56

3

12

21

30

39

48

57

4

13

22

31

40

49

58

5

14

23

32

41

50

59

6

15

24

33

42

51

60

7

16

25

34

43

52

61

8

17

26

35

44

53

62

9

18

27

36

45

54

63


*жирным шрифтом выделены ответы с противоположным знаком.

Обработка результатов

Ответы школьников распределяются по 9 шкалам: им соответствуют 9  строк в заполняемом бланке для ответов.  Результаты получаются путем  сложения баллов по каждой шкале.

1.Характер отношений школьника к семье показывают то оценки высказываний №1, 10,19,28,37,46,55. При этом в ответах на вопросы №№ 1, 28, 55 знак не меняется. В ответах же на вопросы  10,19,37,46 знак меняется на противоположный.

2.Характер    отношений    школьника    к    Отечеству показывают его оценки высказываний №№ 2, 11,20,29,38,47,56. При этом в ответах на вопросы №№ 11, 20, 47,56  знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 2,29,38 знак меняется на противоположный

3.Характер отношений школьника к труду показывают его оценки высказываний №№ 3, 12,21,30,39,48,57. При этом в ответах на вопросы №№ 3,21,30,39,57 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 12,48 знак меняется на противоположный.

4.Характер отношений школьника к культуре показывают его оценки высказываний №№ 4, 13,22, 31,40,49,58.  При этом в ответах на вопросы №№ 13,22 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 4,31,40,49,58  знак меняется на противоположный.

 5.Характер отношений школьника к знаниям показывают его оценки       высказываний №№ 5,14,23,32,41,50,59. При этом в ответах на вопросы №№ 14,41  знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 5, 23,32, 50,59   знак меняется на противоположный.

6.Характер отношений школьника к другим людям показывают его оценки высказываний №№ 6,15, 24,33,42,51,60. При этом в ответах на вопросы №№ 15,24,42  знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 6,33,51,60 знак меняется на противоположный.

7.Характер отношений школьника к человеку как к представителю иной национальности, иной веры, иной культуры (толерантность) показывают его оценки высказываний №№ 7,16,25,34,43,52,61. При этом в ответе на вопрос №7 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 16,25,34,43,52,61 знак меняется на противоположный.

8.Характер отношений школьника к своему физическому  Я показывают его оценки высказываний №№ 8,17,26,35,44,53,62.  При этом в ответах на вопросы №№ 8,35,44  знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 17,26,53,62  знак меняется на противоположный.

 9.Характер отношений школьника к своему духовному Я показывают его оценки высказываний №№ 9,18,27,36,45,54,63. При этом в ответах на вопросы №№ 9,18,27,36,63 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 45,54  знак меняется на противоположный.

Интерпретация результатов

         Предлагаемое описание уровней развития отношения ребенка к той или иной ценности дает приблизительную, типизированную картину того, что стоит за ответами школьника на соответствующую группу вопросов. Это не точный диагноз, это тенденция, повод для Вашего педагогического размышления.

В случае групповой диагностики при обобщении результатов не ограничивайтесь констатацией процентного распределения ответов по четырем уровням. Сделайте общую картину многогранной и многоцветной, отметьте для себя особо выдающиеся результаты.

В случае индивидуальной диагностики будьте предельно внимательны к ответам подростка. Осуществляя факторный анализ, обращайте внимание на то, какие его ответы «выпадают» из его же индивидуальной «нормы». Возможно, именно здесь -точка его личностного роста (или регресса). И в том, и в другом варианте проведения диагностики, даже при наличии отрицательной тенденции, старайтесь подчеркнуть все имеющиеся положительные моменты.

Если Вам необходимо сделать результаты опроса достоянием гласности, будьте, пожалуйста, предельно тактичны. Помните: Вы не судите, Вы размышляете!

  1. Отношение подростка к семье

От + 15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - ценность семьи высоко значима для подростка. Он дорожит семейными традициями и устоями, помнит о разных мелочах, приятных кому-то из членов семьи. Семейные праздники всегда проходят при его участии и помощи в подготовке. В будущем он хочет создать счастливую семью.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - семья для подростка представляет определенную ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный («а как же иначе?»). Подросток принимает участие в семейных праздниках, но без напоминания не всегда вспомнит о дне рождения кого-то из близких. Заботу родителей воспринимает как само собой разумеющуюся. Он предполагает, что семья, которую он создаст в будущем, будет не слишком похожа на ту, в которой он живет сейчас.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - отношение к семье у подростка, как правило, потребительское. Ему «должны» давать деньги на мелкие расходы и прощать шалости. Но если от родителей нужно что-то серьезное, подросток добьется этого любыми путями - лестью, ложью, послушанием. Сам он, скорее всего, считает, что никому и ничем не обязан.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - семья не представляет для ребенка какой-либо ценности. Такое отношение проявляется в чувстве стыда за свою фамилию, сознательном неприятии принятых в семье норм поведения, представлений о жизни. Все это в будущем может негативно отразится на его способности и желании создать собственную счастливую семью.

  1. Отношение подростка к Отечеству

 От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - подростку присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Родина для него не абстрактная категория, а конкретная страна, где он собирается жить, которой ОН гордится. Он чувствует свою личную ответственность за судьбу страны. При этом подобные чувства вызваны не конъюнктурой, не модой на патриотизм, а являются

 глубоко личными, пережитыми.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток переживает чувство Родины как чувство родного дома, деревни, города. Однако ему кажется, что то, что происходит в стране и на его «малой родине», имеет между собой мало общего. Он встает, когда звучит гимн, скорее, не по душевному порыву, а потому, что так принято. При необходимости подросток не откажется помочь ветеранам, хотя сам своей помощи может и не предложить.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - подросток старается открыто не проявлять свое отношение к стране. К разговорам об ее «убогости» он в принципе равнодушен. Он может «правильно» выступить на тему гражданственности и патриотизма, но в зависимости от ситуации по-разному расставить акценты. Подросток умеет угадывать, в какой момент что «патриотично», а что нет. Ему кажется, что то, что происходит со страной и с ним самим, имеет между собой мало общего.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное) - можно предположить, что подростка отличает обывательское отношение к своей стране. Родина для него просто место, где он живет, и которое легко можно поменять на любое другое. Все успехи - это его собственные успехи, а в неудачах виновата страна («да разве в этой стране...»). Может быть, сам он не будет участвовать в осквернении памятников, но точно не осудит других, ведь память - это не то, за что можно получить дивиденды.

  1.  Отношение подростка к труду

От + 15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - подростка отличает трудолюбие во всем: от уборки класса до чтения трудной книги. Он получает удовольствие от сложной, трудоемкой, даже нудной работы. Не считает зазорным помочь родителям по хозяйству, сам может предложить что-то сделать. Подрабатывает он где-то или пока еще нет - в любом случае подросток этого не стыдится.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - скорее всего, только престижная работа вызывает уважение подростка. Хотя если все окружающие заняты чем-то не престижным (например, уборкой территории во время субботника), то может и поучаствовать «за компанию». Он поможет и в домашних делах, но его будет раздражать, что это занимает столько времени.

ОТ -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - подросток по возможности переложит часть своей работы на другого. Если узнает, что кто-то из одноклассников работает после школы, то отреагирует, скорее всего, так: «Тебе что, делать нечего?!». В его представлении «грязная» работа -удел людей второго сорта или тех, кто не сумел устроиться в жизни. Сам-то он уж точно никогда за нее не возьмется.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) более-менее сложная работа вызывает у подростка отвращение. Он придумывает себе массу причин, по которым за нее не стоит браться. Подросток с удовольствием воспользуется плодами чужого труда, по возможности выдавая их за свои. Между трудолюбием и жизненным благополучием для него нет никакой связи.

  1.  Отношение подростка к культуре

ОТ + 15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для подростка и деятельно реализуются им в повседневной жизни. Ему чужды хамство, «украшение» речи нецензурными оборотами, он внимателен и тактичен по отношению к другим людям. Он понимает необходимость сбережения того культурного достояния, которое досталось нам в наследство от прошлого, и категорически не приемлет вандализма.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток признает объективную ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуется ими в своей повседневной жизни. Он наверняка хотел бы выглядеть «культурным человеком», но не готов прикладывать ежедневные усилия к этому. Он находит оправдание эпизодическим проявлениям со своей стороны хамства («я хамлю только в ответ»), неряшливости («ну и пусть встречают по одежке, зато провожают по уму»), нецензурной брани («сильные эмоции трудно выразить по-другому») и т.п. Вандалы антипатичны ему.

 От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - культурные формы поведения рассматриваются подростком как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому обременяющее его повседневную  жизнь.   Он  сторонник  естественного выражения своих мыслей, чувств, желаний и считает,

-что культурная огранка только помешает ему быть таким, какой он есть. Слово «культура» наверняка ассоциируется у него с телеканалом «Культура» И навевает непреодолимую скуку. Вряд ли он сам способен на акт вандализма, но и осуждать вандалов - сверстников, скорее всего, не станет.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - слово «культура» во всех своих формах вызывает у подростка неприятие и рассматривается как   проявление   лживости   взрослого   мира.   Он наверняка знает, что представляют собой культурные формы поведения, но в своей повседневности реализует их с точностью до наоборот. Тактичность кажется ему проявлением слабости, хамство и нецензурная брань - силы, «потягивание пивка» под аккомпанемент  матерщины  - лучшим времяпрепровождением. Памятники прошлого воспринимаются им, вероятнее всего, как обыкновенная старая рухлядь, поэтому он совсем не против «скинуть их с парохода современности».

  1. . Отношение подростка к знаниям

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - перед вами любознательный человек, у которого есть устойчивое стремление к познанию нового. Подросток может быть «неудобен» учителю, так как много спрашивает на уроке, сомневается в казалось бы очевидных вещах. Он считает, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний и стремится к их получению.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток может неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будет долго копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного ему термина или факта. В его сознании знания и будущая карьера, конечно, связаны, но не прикладывать, же для этого столько усилий!

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - подросток никогда не спросит взрослого, если ему что-то непонятно. Откровенно не понимает, как по телевизору можно смотреть научно-популярные программы. Знания носят для него чисто утилитарный характер (выучил, ответил - значит не нажил неприятностей).

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - очевидно, потребность в получении знаний у подростка практически отсутствует. Он откровенно презирает тех, кто учится, считает их «ботаниками» - людьми, живущими неполноценной жизнью. Он уверен, что уровень и качество его образования не окажут никакого влияния на его дальнейшую жизнь.

  1.  Отношение подростка к другим людям

 От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - подросток - подлинный альтруист. Он всегда готов помочь другим людям, даже незнакомым, не ожидая просьбы с их стороны. В своих действиях во благо других бескорыстен. Всегда готов помочь слабым, нуждающимся. Ради подобной помощи готов рисковать собственным благополучием. Любит дарить подарки «просто так».

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток не прочь оказать помощь нуждающимся, но предпочитает делать это тогда, когда его об этом попросят. Он осторожен в своих действиях во благо других, старается не подвергать риску собственное благополучие. Не доверяет искренности просящих милостыню, и если они оказываются поблизости от него, старается сделать вид, что их не замечает. Испытывает удовольствие, делая подарки, но при этом в глубине души рассчитывает на ответный дар. Если этого не случается, расстраивается.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - подросток лишь изредка думает о потребностях и чувствах других людей. В большинстве своем это те, от кого он в той или иной степени зависит. Бескорыстие кажется ему расточительством, он предпочитает все делать с выгодой для себя, умело это маскируя. Он уверен, что всякое доброе дело должно адекватно вознаграждаться, поэтому прежде, чем сделать что-либо доброе, не стесняется узнать, а «что ему за это будет».

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - подросток сосредоточен исключительно на собственной персоне, искренне полагает себя «центром вселенной». Не то чтобы делать, но даже думать о других не входит в его планы. Во всем он ищет выгоду, не очень-то это и скрывая. Бескорыстие кажется ему нелепостью, несусветной глупостью. Он склонен к злословию, циничному отношению к тем, кто в чем-то нуждается, кому необходима помощь. Все нищие для него лентяи и лжецы. Гораздо больше, чем дарить, ему нравится принимать подарки, желательно дорогие и полезные.

  1.  Отношение подростка к человеку как иной культуры, национальности (толерантность)

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - подросток признает права людей на иной, отличный от его собственного, образ жизни и свободное выражение своих взглядов. Он, безусловно, принимает иные культуры, положительно относиться к культурным отличиям, восприимчив к любым  проявлениям культурной дискриминации. Он стремится к пониманию, проникновению в суть других культур, способен избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов. В нем также ощутимо стремление рассматривать иные культуры не со своей «колокольни», но сквозь призму ценностей и приоритетов самих этих культур.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток склонен к признанию и принятию культурного плюрализма, уважению самых разнообразных социокультурных групп, но при этом разделяет (зачастую неосознанно), некоторые культурные предрассудки, использует стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Он не может самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Ему трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием Другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - подросток на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. Такой диссонанс между декларируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости подросток пытается оправдать ссылками на общественное мнение («все так считают»), аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп («все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что...»). Эта позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого. Отрицая такие вопиющие проявления интолерантности, как фашизм, геноцид, сегрегация, человек при этом может легко навешивать на людей других культур ярлыки «недостойных уважения», «опасных».

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - подросток сознательно отказывается признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Он склонен характеризовать культурные отличия как девиантность, не желает признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик, или разделяет иные ценности. Зачастую он демонстративно враждебен и презрителен к таким людям, жаждет «очистить» от них пространство собственной жизни. Подросток не испытывает ни малейшего желания взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры.

  1.  Отношение подростка к своему физическому  Я

От + 15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - для подростка ценность здоровья является приоритетной. Он понимает, что такое здоровый образ жизни, сознательно культивирует его и связывает с ним свои дальнейшие жизненные успехи. Он способен противостоять попыткам вовлечь его в процесс употребления табака, алкоголя, наркотических веществ и постарается не допустить этого в отношении других.

От  +1   до  +14  баллов  (ситуативно-позитивное отношение)   -   ценность   здоровья   значима   для подростка. Объективно он понимает важность здорового образа жизни, но субъективно ставит его не слишком высоко. Здоровье для него - естественное состояние, само собой разумеющаяся «вещь», а не то,

- что требует специальных усилий. Пристрастие к вредным привычкам - извинительная слабость, а не проявление безволия. Возможно, в глубине души он полагает, что способен добиться жизненного успеха, не уделяя пристального внимания своей физической форме.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - ценность здоровья невысока в сознании подростка. Размышления и разговоры о здоровье и здоровом образе жизни он считает пустой тратой времени, уделом пенсионеров. Ему хочется хорошо, по-спортивному, выглядеть в глазах окружающих, но что-то делать для этого ему откровенно лень. Вредные привычки не кажутся ему такими уж вредными, наоборот, - в них есть некая приятность, шарм. Он наверняка одобрительно усмехнется, услышав фразу «кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет».

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - собственное здоровье, тем более здоровье окружающих, не представляет для подростка сколь-нибудь значимой ценности. Ему либо вовсе наплевать на свое физическое состояние, либо он ненавидит все то, что связано с его телесной жизнью (последний случай реален при условии низкого самопринятия подростка). Заботящихся о своем здоровье он презирает. Свои вредные привычки полагает делом абсолютно естественным и, может быть, даже гордится ими. При случае он не преминет высмеять все, что связано с темой здоровья, физической культуры и спорта.

  1. Отношение подростка к своему духовному Я

От + 15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - подросток рассматривает себя как автора и распорядителя собственной жизни. Ощущение личной свободы крайне важно для него, и ради этого чувства он готов противостоять внешнему давлению. Он способен на самостоятельный и ответственный выбор. Для него очень важно найти смысл собственной жизни, которую он хочет прожить «по совести».

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток ощущает в себе возможность быть хозяином собственной жизни, однако полагает это реальным только в случае благоприятных внешних обстоятельств. Ему нравится чувствовать себя свободным, но он не готов рисковать собственным благополучием ради свободы. Выбор привлекателен для него, но он идет на него с оглядкой: возможность ошибки и ответственность настораживают его. ОН признает объективную значимость категорий совести и смысла жизни, но в своей повседневности предпочитает руководствоваться иными, более прагматичными регуляторами.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) подростку более импонирует роль ведомого, нежели автора и распорядителя собственной жизни. Он ищет общества людей, чья духовная сила могла бы «при крыть» его нерешительность и неуверенность в себе. Старается по возможности уйти от выбора; при заметном внешнем давлении готов отказаться от личной свободы в пользу ощущения покоя и душевного комфорта. Склонен объяснять свои неудачи неблагоприятным стечением обстоятельств. Муки совести тяготят его, поэтому предпочитает о своей совести не думать.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - подросток ощущает себя «пешкой» в окружающей его стихии жизни, заложником могущественных и неподвластных ему внешних сил. Он боится и избегает любого свободного действия. Ищет покровительства сильных мира сего и готов им довериться без оглядки. Он предпочитает полную определенность и однозначность во всем и не хочет выбора. Верит в силу и непогрешимость большинства, ибо это спасает его от личной ответственности за себя и свою жизнь. Принцип его жизни - не высовываться.

Опросный лист для учащихся 6 - 8-х классов

Перед   тобой   несколько   разных   высказываний. Пожалуйста, прочти их и подумай - согласен ты с этими высказываниями или нет. Если согласен, то поставь положительную оценку (+ 1, +2, +3 или +4) в специальном бланке рядом с номером этого высказывания. Если ты не согласен с каким-нибудь высказыванием, то поставь в бланке отрицательную оценку (-1, -2, -3, или    -4).

«+4 - несомненно, да (очень сильное согласие);

«+3" - да, конечно (сильное согласие);

«+2» - в общем, да (среднее согласие);

«+Г - скорее да, чем нет (слабое согласие);

«О» - ни да, ни нет;

«-1»- скорее нет, чем да (слабое несогласие);

«-2" - в общем, нет (среднее несогласие);

«-3" - нет, конечно (сильное несогласие);

«-4»  -  нет,  абсолютно  неверно  (очень  сильное несогласие).

 Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» И «неправильных» оценок. Важно лишь,  чтобы они выражали только твое личное мнение. Спасибо тебе заранее!

  1. Мне нравится, когда вся наша семья идет в гости, отмечает какой-нибудь праздник или просто собирается за общим столом.
  2. Те, кто критикуют происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.
  3. Я способен с радостью выполнять разную работу.
  4. То, что взрослые называют культурными ценностями прошлого, на самом деле часто оказывается старой рухлядью.
  5. Даже если мне что-то непонятно на уроке, я не стану задавать уточняющие вопросы учителю - ведь это не так уж и важно.
  6. Глупо рисковать ради другого человека.
  7.  Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
  8. Спортивные занятия - необходимость для здоровья каждого человека.
  9. Свои проблемы я стремлюсь решать самостоятельно, собственными силами.
  10. Когда я стану взрослым, то смогу прожить счастливо и, не создавая собственной семьи.
  11. Мне повезло, что я живу именно в России.
  12. Физическим трудом занимаются одни неудачники.
  13. Внешний вид - показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.
  14. Я люблю узнавать значения незнакомых мне слов.
  15. Мне жаль беспомощных людей и хочется им помочь.
  16.  Есть такие народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
  17. Я думаю, что курение и алкоголь помогают людям расслабиться, снять напряжение после трудной работы.
  18. Я не боюсь сделать ошибку, когда выбираю что-то в своей жизни.
  19.  Хорошо, когда у человека нет семьи и детей - так он чувствует себя более свободным.
  20. Когда вырасту, я буду стараться защищать свою Родину от врагов.
  21. Работа дворника не менее важна, чем любая другая работа.
  22.  Нецензурные выражения в общении -признак бескультурья.
  23. Учеба - занятие для заумных «ботаников».
  24.  Мне нравится дарить подарки своим друзьям, родственникам, знакомым.
  25.  Большинство преступлений в нашем городе совершают люди, приехавшие к нам из других мест.
  26.  Я считаю, что от одной дозы наркотиков нельзя стать наркоманом.
  27. Я готов спорить с учителем, если считаю, что он не прав.
  28. Я горжусь своей фамилией.
  29.  День Победы (9 Мая) - праздник не для всех, а только для ветеранов и пожилых людей.
  30.  Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учебе.
  31.  Если ребенок резко перебивает разговор взрослых, в этом нет ничего страшного - ребенок тоже имеет право высказаться.
  32.  Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу того, что не знаю многих важных вещей.
  33. Люди, которые просят милостыню, скорее всего, ленивы и лживы.
  34. Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.
  35. Все известные, прославленные люди стараются поддерживать хорошую физическую форму.
  36. Я хочу знать, зачем и ради чего я живу.
  37. Рассматривать старые семейные фотографии - занятие для чудаков.
  38. Мне не нравится, когда исполняется наш гимн - это скучно и приходится все время вставать.
  39.  Хорошая учеба - это тоже важный и серьезный труд.
  40. На стенах подъезда можно рисовать и писать все, что вздумается.
  41.  Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного.
  42. Я помогу другому человеку, даже если очень занят.
  43. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.
  44.  Я больше люблю подвижные игры, занятие спортом или рыбалкой, чем сидение у компьютера или телевизора.
  45.  Мои поступки чаще зависят не от меня самого, а от других людей.
  46. Человеку не обязательно что-то знать о своих предках или родственниках.
  47. Бывает, что я испытываю сильное волнение, чувство гордости, когда слышу песни о своей Родине.
  48. Субботник по очистке территории дома или школы - бесполезное занятие.
  49. Если взрослый человек ругается матом, в этом нет ничего плохого - ведь он уже взрослый.
  50.  Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем устроиться на неплохую работу.
  51.  Я готов помочь пожилому человеку только за вознаграждение.
  52. Надо запретить въезд в нашу страну беженцам из Азии и Африки, так как их приток увеличивает уровень преступности.
  53. Я думаю, что здоровье сегодня не самое главное для человека.
  54. Я чаще всего соглашаюсь с мнением большинства.
  55.  Меня огорчает то, что я не делаю для своих родителей всего, что мог бы.
  56.  Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я хочу в своей стране.
  57.  Если нужно, то я могу делать даже ту работу, которая мне не нравится.
  58.   Я могу оскорбить человека, если он мне чем-то не нравится.
  59. Телевизор необходим для развлечения и отдыха, а не для того, чтобы узнавать из него что-то новое - на это есть школа.
  60. Человек никогда и ничего не будет делать, если ему это не выгодно.
  61.  Люди другой расы или национальности могут быть нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.
  62.  Вкус продуктов питания важнее, чем их полезность.
  63.  Когда я поступаю плохо, меня мучает совесть.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 4

семья Отечество труд культура знания другие люди другие национальности физическое Я духовное Я

Слайд 5

1 строка обозначает тему одним словом (обычно существительным ), 2 строка описывает тему ( 2 прилагательных ), 3 строка называет действия, относящиеся к теме ( 3 глагола ), 4 строка выражает отношение автора к теме ( фраза из 4 слов ), 5 строка – повторение сути, «синоним» темы

Слайд 6

Нам это важно !!!

Слайд 7

Нам это не важно !?

Слайд 8

Что нового о себе вы узнали на этом занятии? С какими чувствами вы уходите с занятия? Что понравилось, не понравилось?



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Структура синквейна

  • 1 строка обозначает тему одним словом (обычно существительным),
  • 2 строка описывает тему (2 прилагательных),  
  • 3 строка называет действия, относящиеся к теме (3 глагола),  
  • 4 строка выражает отношение автора к теме (фраза из 4 слов),
  •  5 строка – повторение сути, «синоним» темы



Предварительный просмотр:

Синквейны, сочиненные детьми.

  1. Ценности.

Групповые и индивидуальные.

Появляются, исчезают, меняются.

Есть даже у меня.

Важно.

  1. Ценности.

Внутренние и материальные.

Любить, беречь, понимать.

Управляют нашей жизнью.

Предпочтения.

  1. Семья

Дружная, лучшая.

Помогает дружить и любить.

Самая добрая семья на свете.

Жизнь.

  1. Ценности.

Любимые, уважаемые.

Трудиться, дружить, тянуться к знаниям.

Я задумываюсь о своих ценностях.

Это важно.

  1. Внешний вид.

Красивый, симпатичный.

Одеваться, красоваться, быть популярным.

Хочу одеваться со вкусом.

Стиль.