Создание условий для развития сюжетной игры

Мельникова Елена Анатольевна

Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.Однако игра также может быть источником формирования и отрицательного опыта, когда одни и те же дети выступают как организаторы, берут себе главные роли, подавляя самостоятельность и инициативу других; в игре может найти отражение отрицательных сторон жизни взрослых. Воспитатели, руководя игрой, должны обеспечивать накопление положительного опыта социальных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Детский сад «Сказка»

Проект

«Создание условий для развития сюжетной игры»

Составил: педагог – психолог

Мельникова Елена Анатольевна

Вихоревка, 2013.

 

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».

Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п. ).

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.

Можно выделить основные задачи при руководстве сюжетно-ролевыми играми:
1) развитие игры как деятельности;
2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре лети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь и др.

Чем организованнее игра, тем выше ее воспитательное воздействие. Признаками хорошей игры являются: умение играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях.

Однако игра также может быть источником формирования и отрицательного опыта, когда одни и те же дети выступают как организаторы, берут себе главные роли, подавляя самостоятельность и инициативу других; в игре может найти отражение отрицательных сторон жизни взрослых. Воспитатели, руководя игрой, должны обеспечивать накопление положительного опыта социальных отношений.

Этапы формирования сюжетной игры

Н. Я. Михайленко выделяет 3 этапа формирования сюжетной игры.

На первом этапе (1,5-3 года) педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом.

На втором этапе (3 года — 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог).

На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой  - придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.

Особенность процесса формирования игровых умений, по мнению Н. Я. Михайленко, заключается в том, что взрослый здесь не педагог, а равный партнер: он как бы занимает позицию ребенка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры. Вместе с тем, развертывая совместную игру с детьми, воспитатель должен уже с раннего возраста ориентировать ребенка на сверстника, при этом учить его игровому взаимодействию с партнером на доступном для него уровне.

Условия и способы развития сюжетно — ролевой игры у дошкольников.

Условия и способы развития сюжетно - ролевой игры у дошкольников.

Основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми:

1) развитие игры как деятельности;

2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба взаимопомощь и др.

Чем организованнее игра, тем выше ее воспитательное воздействие. Признаками хорошей игры являются: умение играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях.

3. Для развития сюжетно ролевой игры необходим педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.

Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. Для детей младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игру в семью, детский сад и т. д. В группах детей среднего и старшего возраста подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления.

4. Приемы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.

Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д, то есть без непосредственного вмешательства в игру. Одним из приемов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно игровой и познавательный интерес детей

Прямые приемы руководства : ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Но нужно не забывать, что основное условие использования этих приемов - сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.

5. Три этапа формирования сюжетно – ролевой игры:

На первом этапе ( 1, 5 – 3 года) педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами.

На втором этапе ( 3 года – 5 лет) формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметами на ролевую речь.

На третьем этапе ( 5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр. Для этого воспитатель может развернуть совместную с детьми игру – придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой – придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.

6. Основные моменты методики применения сюжетно – ролевой игры:

Выбор игры. Определяется конкретной воспитательной задачей.

Педагогическая разработка плана игры. При разработке игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.

Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно –ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья –поезд, кустарники – граница, бревно – корабль и т. п. Создания воображаемой ситуации - важнейшая основа начала творческой сюжетно - ролевой игры.

Распределение ролей. Педагог должен, стремится удовлетворять игровые потребности детей, то есть каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.

Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры можно использовать некоторые методические приемы, например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода. Другим методическим приемом может быть такой: в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.

Сохранение игровой ситуации. Существует некоторое условие сохранения у детей стойкого интереса к игре:

а) взрослый обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх – четкость и лаконизм команд, требовать ответное: «есть товарищ командир! » рапорт о выполненном поручении) ;

б) педагог должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива

в) все меры педагогического воздействия на детей – требования, поощрение, наказания - педагог должен осуществлять в игровом ключе не разрушая игровой ситуации;

г) в ходе сюжетно - ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами;

д) в процессе игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива.

Завершение игры. Разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку. Необходимо позаботиться о таком окончании, игры которое вызвало бы у детей желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

Таким образом, можно сделать вывод, что через сюжетно-ролевую игру ребенок овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней ребенок получает навыки коллективного мышления.

Сюжетно-ролевая игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, т. к. здесь ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Сюжетно-ролевые игры могут стать той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог, применяя различные методы, формирует личность ребенка, ее духовную и общественную направленность.

Для того чтобы игра получалась полной, привлекательной для всех детей необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, тот материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр. Предоставление оборудования для игры поможет вызвать у детей интерес и желание организовать сюжетно - ролевую игру.

Кроме того, нужно особо отметить, что игра не терпит авторитарности. «Управление» игрой возможно лишь как бы изнутри, когда воспитатель сам входит в воображаемый мир игры и ненавязчиво предлагает ребенку (игровыми же средствами!) новые повороты в развитии сюжета. Это значительно труднее, чем организовать обучающее занятие. Научить игре можно, лишь играя. Вместе с тем без помощи взрослого игра сама не возникает. Взрослый дает ребенку нужные игрушки, именно он обозначает предметное действие как ролевое и условное; он помогает наладить детям взаимодействие и взаимоотношения в игре.

Перспективный план сюжетно – ролевых игр в младшей группе.

Тема игры

Примерные

сюжетные линии

Задачи

Создание условий

Интеграция образовательных областей

Игры с машинами «Шофер» «Трамвай» «Самолет»

Водители грузового и легкового транспорта – работник заправки – представитель ГИБДД

Кондуктор

Строитель.

·  Поощрять участие детей в совместных играх;

·  Обогащать игровой опыт посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию;

·  Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той пли иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками;

Внесение игрушек: грузовые автомобили, автобусы, трамваи, элементы напольного макетирования улицы.

1.  Сюжетно-дидактические игры: «Куклы поехали кататься на автобусе», «Шофера везут на стройку строительный материал». (Социализация)

2.  Кукольный театр: «Папа шофер» (Социализация)

3.  Игры воспитателя с детьми (кондуктор в автобусе). (Социализация)

Водители - работник ГИДББ – работник заправки -

Водители грузовых машин – строители. Таксисты – пассажиры такси – диспетчер.

средняя

·  Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки разной конструктивной сложности из строительного материала;

·  Развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых;

·  Подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов, используя косвенные методы руководства.

Внесение игрушек: грузовые машины, молочные, легковые, автобус, пожарные машины, макеты микрорайона,

жилеты с опознавательными знаками машин (01, 02, 03, ГИБДД…)

1.  Сюжетно-дидактические игры: «Куклы едут по городу», Мы едим на автобусе». (Социализация)

2.  Кукольный театр: «Как Мишка и Зайка тушили пожар» (Социализация)

3.  Чтение С. Маршак «Пожар».(художественная литература)

4.  Наблюдения за различными видами транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, такси) (Познание).

Водители пожарных, грузовых, молочных, легковые машин. Пожарные - спасатели Водители - работник заправки

Водитель автобуса, троллейбуса - кондуктор

старшая

·  Развивать умение согласовывать тему игры;

·  Распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д.; самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры;

·  Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями, включением в нее продуктивной деятельности

Внесение транспортных игрушек, дорожных знаков, макеты улиц, макеты перекрестков, дорожные знаки.

1.  Наблюдение за различными видами транспорта (автобус, такси, трамвай) (Познание).

2.  Наблюдение за движением транспорта на перекрестке (Познание).

3.  Встреча с шофером

( родителем) (Познание)

4.  Беседы с детьми о транспорте по картине «Улица города» (вычленение ролей). (Коммуникация, Познание)

5.  Поделка с детьми материалов и атрибутов (светофор, дорожные знаки) (Художественное творчество)

6.  Беседы после игры с целью уточнения содержания (Познание)

7.  Чтение И. Калинина «Машины», О. Высотская «Мамин троллейбус», М. Илбин и Е. Сегал «Машины на нашей улице».(Чтение худ. лит-ры)

8.  Дидактические игры: «Кто что ведет?», «Кто какую машину встретил» (Социализация)

Водители - диспетчер – работники ГИБДД

Командир экипажа - пилоты.

Водитель пассажирского транспорта - кондуктор

Подготовительная -

·  Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал.

·  Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы.

·  Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмах.

·  Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

·  Воспитывать умение действовать в команде;

·  Развивать инициативу, организаторские способности.

Элементы напольного макетирования, макеты микрорайона, различные виды транспорта, дорожные знаки, рация, маршрутные листы.

1.  Наблюдение за работой постового милиционера (Познание)

2.  Встреча с работниками ГИБДД (Познание).

3.  Поделки с детьми атрибутов к игре: светофор, дорожные знаки, жезл регулировщика (художественное творчество)

4.  Беседы с детьми о правилах дорожного движения (Коммуникация, Познание).

5.  Чтение И. Седугин «Разговор машин», К. Корунов «Едет, спешит мальчик», Б. Жидков «Светофор» (Чтение худ лит-ры)

6.  Дидактические игры: «Транспорт» (лото), «Правила дорожного движения» (Социализация)

7.  Диафильм «Дядя Степа – милиционер» (Познание)

Игры со строителем

Строители - водители

младшая

·  Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той пли иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками;

·  Формировать умение использовать в играх строительный, простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы, природный материал; разнообразно действовать с ними;

·  Развивать, умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

Внесение строительного материала и игрушек для обыгрывания построек.

1.  Сюжетно-дидактическая игра на тему: «Построим ограду для курочек» и т. д.

(Познание)

2.  Сюрпризные постройки, обыгрывание их с детьми (особенно с пассивными).

3.  Поощрение игр со строительным материалом.

Строители гаража

Строители моста

Строители зоопарка

Строители города (театр, цирк, зоопарк и т. д.)

Водители грузового транспорта

Погрузчики

Дизайнеры

средняя

·  Формировать у детей умение договариваться о том, что они будут строить;

·  Распределять между собой материал, согласовывать, действия и совместными усилиями достигать результата;

·  Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки разной конструктивной сложности из строительного материала;

·  Расширять представления о людях строительных профессий.

Внесение строительных материалов и мелких игрушек для обыгрывания построек.

1.  Сюжетно-дидактические игры на тему: «Построим для машин гараж», «Построим куклам новый дом», «Построим мост через реку».

2.  Кукольный театр: «Мишка с зайчиком построили дом».

3.  Беседы с детьми после игр (вычленение ролей).

4.  Положительный пример товарища.

Строительство туристического парохода, военного катера, родного города, космической ракеты, рыболовецкого судна, подводной лодки для изучения морского дна, цирка.

старшая

·  Развивать умение детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное; применять конструктивные умения;

·  Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Отображать в игре знания об окружающей жизни.

1.  Ознакомление со зданиями жилого дома, магазином, поликлиникой, больницей, театром, цирком. (познание)

2.  Наблюдение и рассматривание транспорта. (социализация)

3.  Формирование умения детей конструировать через сюжетно-дидактические игры. (социализация)

4.  Беседы о строительстве (вычленение ролей).

5.  Беседы после игр (уточнение и закрепление знаний, анализ).

6.  Чтение С. Баруздина «Кто построил этот дом».

Архитектор, строительные профессии,

подготовительная

·  Продолжать формировать умение распределять роли, договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих;

·  Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни;

·  Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал.

·  Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

Планы строительства,

строительный материал, инструменты, униформа, строительная техника, каски, журналы по дизайну.

1.  Экскурсии по городу для ознакомления с красивыми зданиями, школой, театром, метро, клубом, цирком, магазином. (социализация)

2.  Рассматривание альбомов с иллюстрациями, фотографиями, рисунками, чертежами различных построек. (Познание)

3.  Встреча с лучшими строителями (родителями).

(коммуникация, социализация)

4.  Чтение А. Барто «Я живу в Москве», А. Кардешева»Громов», «Строитель». (Чтение худ. Литературы)

5.  Продуктивная деятельность "Атрибуты для игры» (художественное творчество)