Методические разработки клубных часов в ГПД

Иванова Валентина Ивановна

Конспект занятия по изучению истории Санкт-Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klubnyy_chas.docx598.6 КБ

Предварительный просмотр:

Первый почётный житель Санкт-Петербурга, Дмитрий Сергеевич Лихачёв, писал: «Краеведение оценивает значительность происшедших на изучаемой территории событий, значительность связанных с этой территорией людей, ценность архитектурных памятников, красоту пейзажей  С этой точки зрения «моральная отдача» краеведения как науки, воспитательная роль краеведения исключительно велика. Оно учит людей не только любить свои места, но и любить знание о своих местах.                                                                  

Когда мы узнаём, кто жил в том или ином доме, какая жизнь протекала в нём, что в нём было создано, дом этот уже для нас особый. Он наполняется духовным содержанием, преобразуется. Преобразуется и город, чью историю мы познаём».

Мероприятия по изучению истории родного города в моей группе продлённого дня очень любимы детьми. Формы проведения я использую разные, клубный час – одна из них.

Клубный  час «Путешествие по любимому городу».

Цель:

  1. Познакомить учащихся с историей возникновения села Рыбацкого.
  2. Вызвать интерес  к изучению истории и культуры Санкт-Петербурга.
  3. Воспитание культуры поведения.

Оборудование:

карта города, герб Санкт-Петербурга, виды Санкт-Петербурга, кроссворды (листы) у детей, воздушный шар с корзиной (картинка), магнитофон, мультимедийная техника.

Ход  занятия.

Вступительная беседа.

-Сегодняшнее занятие посвящено нашему городу. Занятие будет не совсем обычным. Мы отправимся с вами в путешествие на воздушном шаре. Путешествовать  мы будем над нашим прекрасным городом, время от времени делая небольшие остановки.

(Учитель  открывает на доске карту города, над которой прикреплен герб)

Рассказ учителя о гербе.

-У каждого города есть свои опознавательные знаки, символы, по которым этот город отличают от других. И самый главный из этих  знаков - герб. Если расшифровать то, что на нем изображено, очень многое можно узнать о городе. Непременная деталь любого герба – щит. Щит на гербе нашего города красного цвета.

Почему в самом центре герба изображена какая-то палочка? Конечно же ,  это не простая палочка. История появления её на гербе нашего города удивительна.

Оказывается, когда-то давным-давно, чтобы управлять своим стадом (подгонять отставших овец, прогонять волков от стада) пастухи ходили с длинными посохами. И стал этот посох как бы символом силы и власти. А потом цари решили использовать этот же символ: ведь царь для народа своего – тот же пастух для своего стада. Только  укоротили они посох, украсили драгоценными камнями и стали называть его скипетром. Но почему тогда царский скипетр изображен на гербе нашего города? Да потому, что когда-то Санкт-Петербург  был столицей России, здесь находился царский престол. Отсюда царь управлял своим народом, рассылал по всей стране указы. Хотя теперь наш город уже не столица, но скипетр на его гербе остался, напоминая о великой судьбе Петербурга. А ещё на щите вы видите якоря. Один из них– якорь морского судна (двузубый), другой – речного (четырехзубый).

Во все времена якорь для моряка был символом надежды на удачное плавание, на то, что корабль доберётся до желанного берега, преодолев все препятствия, и бросит свой якорь. Так и наш город, словно большой корабль, встал на берегу моря у самой границы России, на берегах реки. Бросил он здесь свои якоря в надежде, что выход к морю «откроет» его всей Европе, а реки соединят с российскими городами. И верно, сейчас из петербургского  речного порта можно попасть в Москву, Ярославль, Нижний Новгород, Пермь, Ростов.

-Где находится речной вокзал? (ответы детей).

-Путешествие начнем с главной площади города.

-Как она называется? Почему? (Дворцовая площадь, так как там стоит главный дворец – Зимний, ныне Эрмитаж).

-Путешествие будет проходить над рекой Невой (учитель прикрепляет воздушный шар на карте  над рекой).

(стихотворение  А. Кушнера  «Ленинградские реки» читает учащийся):

Привели меня к дому сперва,

Где жил Пушкин. Сказали:»Постой-ка»…

Я спросил: «Это речка – Нева?»

Мне сказали: «Ты что , это Мойка!»

А потом вроде узкого рва

Видел речку свинцового цвета.

Я спросил: «Неужели Нева?»

-Нет, канал Грибоедова это.

А потом шелестела листва.

Сколько статуй! Какая прохлада!

Я спросил: «Это речка Нева?»

-Нет, Фонтанка у Летнего сада.

А потом синева, синева,

Шпиль, и солнце, и волны, и ветер.

Я не спрашивал: «Это Нева?».

Я и сам бы любому ответил!

-Разъясните, почему  автор узнал Неву? (ответы детей)

-Какие ещё реки перечислены в стихотворении? (Мойка, канал Грибоедова, Фонтанка – дети показывают на карте откуда берут начало и куда впадают)

-Пролетая над Невой, любуясь панорамой нашего города, мы с вами решим кроссворд. Путь наш долгий на воздушном шаре, и полетим мы на нём в Рыбацкое, расположенное на левом берегу  Невы.

-Итак, кроссворд «По городу с любимыми героями» (кроссворд у каждого учащегося)

Ответы кроссворда:

По горизонтали:                       По вертикали:

1.Слон.                                        1.Садовая.

3.Бармалеева.                          5.Сенная.

4.Кунсткамера.                         2.Таврический.

6.Бассейная.

-За решением кроссворда незаметно прошло время, и наш воздушный шар завис над  Рыбацким (прикрепить шар на карте над Рыбацким). Демонстрация видов старого и современного  Рыбацкого при помощи  мультимедийной техники. Из истории села Рыбацкого (рассказ  учителя)

-Начиналась слобода Рыбная (слобода – поселок около города) с приказания Петра I, данного в 1715 году «переселить на берега Невы, поближе к столице, толковых дворцовых крестьян, предназначая их к занятию рыболовством на Неве». В этом же году был издан Высочайший указ, которым повелено московскому губернатору  боярину Алексею Петровичу Салтыкову выбрать и переселить в Санкт-Петербург из дворцовых волостей  Московской губернии 200 семейств крестьян «добрых, нескудных и семьянистых».

Старожил Рыбацкого  Виктор  Петрович Казарин называет фамилии первых переселенцев: Зотовы, Чирковы, Корешевы, Казарины, Брюховы.  

Новые  жители  должны были поставлять к высочайшему столу и в «назначенные тому домы» свежую рыбу, а также заниматься сельским хозяйством.

Переселенцам давалась помощь до 5 рублей на семью, 2 мирские подводы, изба, земля, главное домашнее обзаведение.

Одно запрещалось новоселам: нельзя было продавать данную землю. В слободе закипела  работа. Плотники валили и корчевали лес, строили избы, мастерили лодки. Всем миром осушали и распахивали глинистую землю. На лодках свозили сюда плодородную почву, найденную на берегах Невы.

Слобода Рыбная быстро росла. Главная улица слободы, прошедшая по высокому берегу Невы, стала называться Наличной или Передней. Оканчивались же земельные наделы на Задней улице. В 1744 году на невской круче почти при въезде в слободу была возведена церковь Покрова Пресвятой Богородицы, около которой возникло первое кладбище. Деньги на постройку храма были собраны крестьянами слободы Рыбной и деревень Бугорки и Усть-Славянки.  Когда была война со Швецией, рыбаки Рыбной слободы на сходе решили пойти гребцами в галерный флот поголовно, оставляя дома только стариков и детей.

Свидетельствами войны 1788-1790 годов служат памятники в Рыбацком и в Усть-Ижоре. В 1829 году слобода вместе с близлежащими поселениями стала называться Рыбацкой. Жизнь слободы все более определялась не рыболовством, но земледелием, работой на Александровской мануфактуре и обслуживанием обозов, проходящих по Архангелогородскому тракту.

Слобода, живописно расположенная на невском берегу, с самого ее возникновения считалась царской вотчиной. Немногие из первых поселенцев остались верны своему первому занятию – рыбной ловле. К середине XIX века рыбацкие крестьяне составляли значительную часть рабочих на фабриках и заводах Шлиссельбургского тракта.

Село разрослось, вышло на берега  Мурзинки, Славянки. Праздники и будни чередовались в порядке. Конец года и начало отмечались святочными увеселениями, начинавшимися с 27 декабря до 5 января. Село украшалось, на  столах появлялась праздничная еда, на Неве устраивались игры. Весенние праздники начинались с приходом пасхи «Воскресения Христова», устраивались крестные ходы.

(стихотворение «Крестный ход» Ф. Н. Слепушкина читает уч-ся)

В день Спаса первого ход Крестный на воде

Ведется с давних лет в Рыбацкой слободе,

Вот час уже настал обедне и моленью:

И звон колоколов раздался по селенью.

В Дом Божий все идут в наряде дорогом,

Оставя  бабушкам присмотр за всем двором.

Обедню отслужив – к реке идут с крестами,

Хоругви  веющи несут пред образами!

В благоговении священник со крестом,

И в облачении весь причет золотом.

Молитвенный их глас до неба возносился!

И весь народ во след Всевышнему молился.

Постарше кто из них, все впереди идут,

И дети с радостью со всех сторон бегут.

За ними женщины, мужчины пожилые

И новобрачные, попарно, молодые!

За ними молодцы без шляп на их кудрях,

В кафтанах голубых, персидских кушаках,

И тихою стопой девицы шли рядами;

У всех прикрыта грудь цветистыми платками!

Те в штофных  ферезях, другие в парчевых,-

Богатство их блестит на лентах золотых.

Свершилось с торжеством вод невских –

Посвященье!

И добрых поселян усердное моленье;

Священник  окропил там всех – Святой водой,

И в радости народ к обеду шел домой.

Нарядов виды все приятно там смешались,

Как в поле  все б цветы от ветра колебались.

-В числе немногих, оставшихся от старого Рыбацкого памятников истории – Казанское кладбище и церковь на нем – бывшая церковь Казанской иконы Божией Матери. Кладбище возникло в начале 1830 годов. Это находится недалеко от станции метро «Рыбацкое».

-Умело Рыбацкое трудиться, умело и отдыхать. (танец «Кадриль» - исполняет уч-ся  под  музыку в аудиозаписи).

-Воспоминания поэта Николая Ивановича Чиркова (литературный псевдоним Николай Рыбацкий, рабочий  Обуховского завода) о своем детстве (читает уч-ся)

Вот – огород. Еще мальчишкой

Я в нем украдкою бывал:

Вдвоем с Андрейкою – братишкой

У бабки репу воровал.

За нами не было надзора,

Росли – на редкость – шалуны,

И гвозди старого забора

На клочья рвали нам штаны.

Мелькают прошлого картины:

Домой зовут до хрипоты!

Как мы , засев в кустах малины,

Грузили ею животы!..

Любили лакомиться сливой

И по грядам гонять ворон,

Пока нас взрослые крапивой

Самих не выгоняли вон.

Мне всё здесь дорого до боли!

В душе такой остался след,

Что даже долгий путь неволи,

Его не мог изгладить, нет!

 

-Вот так жили люди в старину в Рыбацком. А потом Рыбацкое стало перестраиваться, старые деревянные дома снесли и на месте их поставили многоэтажные. Я жила в доме, где заканчивается проспект  Обуховской  Обороны и начинается Рыбацкое, более 25 лет. Когда я туда приехала, Рыбацкое было не такое. Я помню деревянные покосившиеся дома, водопроводные  колонки на улицах (однажды  воду в доме отключили, и мы ходили за водой с ведром на колонку), яблоневые сады, в  которых каждую весну пели соловьи. Об этом тоже есть стихотворение ( читает уч-ся).

Архитектор запросто резинкой

Уничтожил топь, низинки, высь.

Не отыщешь реченьки  Мурзинки,

Где ты, Щучья гавань, отзовись?

И растут кварталы в чистом поле,

А ветрище – шапку не словить,

И вздохнёшь ей-богу поневоле,

Ведь в овражках пели соловьи!

Всё к услугам – ясли, магазины,

Будут зеленеть и тополя,

Только на земле своей старинной

Не раздастся песня соловья.

-Что надо делать,  чтобы снова пели соловьи? (ответы  детей – сажать деревья, не разорять гнёзд, не ломать зелёные насаждения и др.)

-А теперь следующее задание. У вас на партах «цветик-семицветик» с символами. Мы сейчас отгадаем, что означают эти изображения , придумаем символ Рыбацкого и нарисуем в центре круга.

Ответы: книга – символ библиотек, читальных залов

дерево  -  сады, парки, скверы

маска – театры

здание с трубами – заводы, фабрики  

картина – музеи, выставочные залы

церковь – религиозные храмы, соборы

глобус – символ научных учреждений.

-С чем можно увязать символ Рыбацкого, с каким изображением? (примерные ответы детей – рыба, кораблик, водный царь Нептун).

-Закончим наше занятие  стихотворением  о городе  Майи Борисовой (читает уч-ся)

Мы очень любим город свой.

Сияет солнце над Невой,

Или  дожди  стучат в окно –

Его мы любим всё равно.

Мы в этом городе живём.

И он растёт,

И мы растём.

Итог занятия:

-Что полезного для вас было сегодня на занятии? (ответы детей)

-А как вы считаете, что самое ценное в Рыбацком, да и вообще во всём городе (ответы детей)

           -Конечно же жители, населяющие Санкт-Петербург.  Ведь  именно они создали такой красивый город, сохраняют и приумножают  его славу.  Жить в нашем городе почётно и ответственно. Нам с вами нужно это помнить, чтобы с достоинством называть себя «Я – петербуржец».

Список используемой литературы:

1.Л. Н. Белова, А. Я. Дегтярёв и др. «Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград» энциклопедический справочник.  Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия» 1992 г.

2. Л. Н. Ермолаева, И. М. Лебедева, «Чудесный  город». Петербургская тетрадь. СПб. 1996.

3. «Рыбацкая слобода». Литературный и историко-краеведческий альманах. Редакторы-составители: Е. А.  Попов, А. Ф.  Венслер – СПб, Рыбацкое. 2002г.

4. О. Ю. Маврика, Н. Е. Абакумова, Н. Л. Григорьева, Н. Г. Гаврилова «Угадай-ка». Тетрадь петербургского школьника, СПб. 2001г.

5. К. Горбачевич, Е. Хабло. «Почему так названы?». О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. «Норинт» .2006г.

6. «Санкт-Петербург . Что? Где? Когда?» Составители: Л. Е. Лавренова ,           Л.  Н. Рукавчук, СПб «МиМ» ,1998г.

7. Л. Н. Махинько «Я - Петербуржец». Пособие для учащихся начальных классов, СПб, 1996г.  

Воспитатель ГПД ОУ №338 Невского района Санкт-Петербурга, Иванова В. И.