"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"

В статье определяется значение предмета истории Отечества в духовно-нравтсвенном становлении личности школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_smaginoy_r.v.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Римма Владимировна Смагина,

учитель истории

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ  НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Современное общество выдвигает большие  требования к подготовке молодежи  для успешной реализации личностного потенциала каждого человека в жизни современного общества. Одной из основных целей развития России в настоящее время  является «обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного, социально ориентированного развития Российской Федерации. [10]

«Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам». В соответствии с этим на первое место среди качеств личности каждого молодого человека, получившего образование, ставятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.  Главная задача современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и любящего свою Родину человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. [8] 

В последние годы большое внимание в школьном образовании наряду с высоким качеством обучения уделяется и  духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.   Выйдя из стен школы, молодой человек должен обладать следующими качественными характеристиками:

 - любить свой край и своё Отечество, знать русский и родной язык, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознавать и принимать ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

- активно и заинтересованно познавать мир, осознавать  ценность труда, науки и творчества;

- уметь учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности,   применять полученные знания на практике;

- быть социально активным, уважать закон и правопорядок, соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

- уважать других людей, уметь  вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.  [10] 

Таким образом, современный  стандарт образования направлен на то, чтобы духовность и  нравственность становятся важными составляющими процесса обучения и воспитания школьников.

Нравственный мир современной молодёжи, по мнению С.В.Белова, достаточно противоречив. «В пестроте мнений и оценок целесообразно выделить то, что в значительной мере предопределено обстоятельствами. Человек не рождается нравственно-воспитанным…  Общество задаёт определенный тип поведения, создаёт ценности,  которым должен соответствовать человек». [2,с.28]

На разных этапах развития образования  большое  внимание уделялось воспитанию нравственности и духовности ученика.

Церковно-религиозная педагогика имела в основе воспитания стремление человека к праведной жизни, терпению,  благочестию.    Решая  задачу духовно-нравственного воспитания детей, педагоги, начиная с глубокой древности, использовали историю Родины, как основной инструмент воспитания.

Педагогическая мысль  в Древней Руси был оформлена в тех произведениях, которые не имеют специальных педагогических теорий и умозаключений, но  идеи нравственности мы встречаем и в памятниках литературы, и в произведениях иконописи, живописи,  в церковном песнопении и в устном народном творчестве.

Глубокая народная мудрость сосредоточилась  в произведениях русского фольклора, именно они стали одним из важнейших средств народной педагогики древности.   Былины были не только памятью народной, но и содержали в себе свод  нравственных правил  и ценностей русского народа: любовь к родной земле, трудолюбие, почитание старшего поколения, уважение к любому человеку, супружеская верность. В былинах поднимались вопросы, которые и до сих пор заботят человека:  о добре и зле, о смысле жизни, о справедливости.

Наряду с былинами духовному совершенствованию личности способствовали и духовные стихи, которые сочинялись и исполнялись каликами перехожими. В них была сконцентрирована мудрость народа и его глубокая вера в Господа Бога. Важнейшим фактором воспитания была молитва и слово Божие.

Период государственной педагогики характерен тем, что образование стало служить интересам государства, готовить людей к государственной службе. Политика меркантилизма и протекционизма, проводимая монархами XVII - XVIII веков, была направлена на повышение  экономического развития России с целью формирования её международного авторитета. Но  наряду с этим просветители, являвшиеся основными носителями педагогических идей данного периода, не обходили вниманием и вопрос формирования духовности и нравственности.  Яркими представителями просвещения   были И.Т. Посошков и В.Н. Татищев. Оба утверждали, что все основные  нравственные и духовные ценности сосредоточены в законе Божием  и что основная обязанность каждого человека - точно следовать им, выполняя свои гражданские, семейные и церковные предписания.

М.В. Ломоносов утверждал, что, кроме влияния    православной религии, на  формирование нравственности личности существенно влияет    самостоятельная деятельность  и трудолюбие каждого молодого человека. А если ему дать ещё и пищу для ума и для сердца, то результат воспитания усилится во сто крат. Главной пищей для сердца ребёнка, по мнению учёного, должна стать история народа русского, пример которого может возродить чувство гордости и уважения к предкам и желание продолжить их великие дела, учась на ошибках отцов и дедов, которые приводили часто к потрясениям и усобицам. [7, c.8]  

Е.Р. Дашкова,  директор Петербургской Академии наук конца XVIII века,  была глубоко убеждена в том, что огромную роль в воспитании ребенка играет пример педагога, и  процесс воспитания не может закончиться. По мнению Е.Р.Дашковой, воспитание человека продолжается всю его жизнь, и  воспитывать нужно не внешние таланты, а как можно больше внимания нужно уделять  «красоте ума и сердца». «Нравственное воспитание выполняется, когда детей к  терпению, к благосклонности и к благоразумному повиновению приучишь, когда вперишь им, что правила чести суть закон, коему подчиняются все степени и состояния» [1, c.404]  

 О    примере воспитателя в процессе воспитания ребенка говорил и А.Ф. Бестужев, русский просветитель, демократ, отец известных декабристов. По его мнению, воспитывается человек примером родителей, учителей, т.к. «человек есть животное подражательное», а воспитывать необходимо  наставлениями, которые должны включать основные правила жизни, чтение книг, с обязательным исключением телесных наказаний, так как «…никто не имеет права наказывать дитя, за что бы то ни было» [1, c.437]  

О воспитании патриотизма как основной черты настоящего гражданина говорил  А. Н. Радищев. По его мнению, не все, живущие в России, могут именоваться сынами Отечества. Только тот, кто не боится трудностей, неравнодушен к несправедливости, кто не стремится к власти и богатству,  не нарушает заповеди Божьи, кто «не страшится пожертвовать жизнью, если она нужна Отечеству», только тот может назвать себя истинным патриотом.  [9]  

Образовательные учреждения XVIII  - XIX вв., такие как Смольный институт благородных девиц и Царскосельский лицей,  уделяли большое внимание религиозному и нравственному воспитанию. Так, в Смольном институте для барышень на первом  месте стояло  религиозное воспитание, на втором – усвоение светских добродетелей. А в Царскосельском лицее  вся обстановка способствовала формированию и  развитию художественных, эстетических способностей и гражданственности.

Н.И.Новиков – русский просветитель, общественный деятель, идеи которого легли в основу обучения и воспитания учеников Царскосельского лицея - утверждал, что главная цель воспитания – «сделать человека полезным гражданином для государства».  [1, с. 328]  

К.Д.Ушинский -  первый  русский педагог, который, глубоко проанализировав   педагогические идеи древности и  современности,  создал  свою педагогическую систему, основанную  на    богатстве русской народной культуры, любви  к Родине и вере в  будущее России. [1, c.31]    

П.Ф. Каптерев утверждал, что  процесс саморазвития незаменим для становления личности каждого человека. Этот процесс начинается с первых дней жизни и не должен заканчиваться никогда. Особенно важен процесс саморазвития для духовного роста человека. «Душа – такой же самобытный орган, как и тело; в душе нет окон, в которые смогло бы войти в неё что-либо извне, стороннее ей. Всё, что есть в душе – результат её самодеятельности». [5,с.103]  

Л.Н.Толстой, великий русский писатель и  педагог, уделял огромное внимание воспитанию нравственности. Все его произведения, вся его деятельность  по созданию народной школы была направлена на становление духовной и высоконравственной личности. Яснополянская школа для крестьянских детей показала пример  гуманного отношения к ученику.  

С.А. Рачинский -  русский ученый, педагог,  практик  - также считал, что главное в процессе обучение – гуманное отношение к ученику. Его народные школы «стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений». [6]  

   По мнению Г.М.Донского, российского историка и педагога, огромную роль в воспитании духовности и нравственности в школе играют гуманитарные предметы: литература, обществознание, история. «Можно без преувеличения назвать эти предметы подлинниками школьной нравственности». [4, c.4]   Изучение истории России может сыграть решающее значение в формировании нравственных и  духовных качеств личности.

Одна из главных целей современного  исторического образования - «формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов» [3, c.54]  

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить в школе посредством уроков истории   следующие результаты:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.  

        Таким образом, школьное историческое образование в настоящее время  включает в себя наиважнейший  компонент современного процесса обучения – формирование  духовности и нравственности  молодёжи.

 М.В.Ломоносов утверждал, что «история, повсюду распространяясь и обращаясь в руках человеческого рода,… строгость и грызения древности презирает. Наконец, она дает государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужества, судиям – правосудия, младым – старых разум, престарелым – сугубую твёрдость …». [7, с. 48]

Литература

  1. Антология педагогической мысли России XVIII в./ Сост. И.А. Соловков. М.: Педагогика, 1985 – 480с.
  2. Белова С.В. Нравственное воспитание как путь к духовно-нравственному воспитанию молодёжи. Молодёжь. Культура. Духовность: сборник статей конференции, посвященной проблемам духовно-нравственного  становления молодёжи. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2001 – с  134 - 136
  3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие, М.: - ВЛАДОС, 1999 - 176с.
  4. Донской Г.М. Нравственное воспитание в обучении истории средних веков в 6 классе: книга для учителя, М.: Просвещение, 1986 - 96с.
  5. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. Воронеж: Издательство НПО МОДЭК,  1999 – 336с.
  6. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х – ХХ вв.): Учебное пособие. М.: Издательский Дом «Форум», 1998 – 548с.
  7. Ломоносов М.В. Записки по русской истории. М.: ЭКСМО, 2003 - 704с.
  8. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". (04 февраля 2010 г. Пр-271)// Вестник образования. Специальное предложение. Первое полугодие 2009г. (Сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки), 2009.
  9. Радищев А.Н. Избранные философские сочинения/ под ред. и с предисловием И.Я.Щипанова. Ленинград: Государственное издательство политической литературы,  1949г. – 557с.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (Приказ Минобрнауки РФ от «17»  декабря  2010 г. № 1897)// Вестник образования России, 2011.- № 15. - с. 39-66.