Районная интеллектуальная историческая игра, посвященная 20-летию Конституции РФ

Районная игра включает в себя конкурсы, задания на знание Конституции РФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_posvyashchyonnaya_20-letiyu_konstitutsii_rf.docx106.26 КБ

Предварительный просмотр:

Районная интеллектуальная историческая игра,

 посвящённая 20-летию Конституции РФ

Авторы сценария:

Смагина Римма Владимировна

Учитель истории

МБОУ «Белоярская СОШ №1»,

Посаженникова Елена Валерьевна

Учитель истории и обществознания

МАОУ «Белоярская СОШ №2»

Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества.

С. Джонсон

Ты Защитница и Заступница,

Берегиня гражданских прав,

Россиянина вечная спутница.

Чем живешь ты, Законом став?

Многодетная, многонародная,

Не сбиваешься ты с пути.

Конституция благородная,

Жизнь с тобою легко пройти.

Много лет мы с тобою мерили,

Покоряли пороги рек,

И права мы тебе доверили,

Ты по жизни - наш Оберег.

Оберегом стань человечества,

Будь написана лишь пером,

И законом единым Отечества,

Что не вырубишь топором.

Ведущий:   Районная интеллектуальная историческая игра  по теме «Конституция России» объявляется открытой

Звучит Гимн России

Ведущий:  В далекие времена, когда формировалось наше государство, часто люди размышляли над вопросами:

- Что люди могут делать в своем государстве и что не могут?

- На что они имеют право и на что не имеют?

Раздумья… Мучительные поиски ответов… И вот через эпохи, отмечая вехами свое становление, родился Закон, который начал помогать людям жить, устранил неразбериху в государстве, провозгласил равенство всех перед Законом, утвердил права человека.

На планете Земля много государств, и каждое из них опирается на главный закон своей страны, считая важными те ценности жизни человеческой, что формировались в обществе людей веками. Каждое – по-своему, но все за человека и его жизнь, ведь это самое главное на земле.

Трудный путь своего становления прошел и Основной Закон Российского государства. И сегодня мы предлагаем школьникам еще раз заглянуть в историю, чтобы увидеть и понять, как он сформировал в себе все основное, жизненно важное для гражданина нашей страны.

Наша жизнь в современном мире далеко не проста. Того, кто не знает своих прав, легко обмануть, обидеть и запутать. Незнание основ права делает человека зависимым и несвободным во всем – и в повседневной жизни, и в работе, и в предпринимательской деятельности, подобно тому, как неумение считать «столбиком» превращает решение простейших арифметических задач в трудную и длительную работу.

1 Задание

продолжите, как, по–вашему мнению, должны звучать следующие фразы:

Знать свои права и уметь за них бороться – значит быть …(сильным)!

Уважать права других - значит быть….. ( справедливым)!

Жить по праву – значит жить …(в мире и согласии).

Ведущий:  - на самом деле все ответы верны. Для того, чтобы научиться жить по праву, конечно, не обязательно знать все законы. Но без знания Конституции, которая определяет дух всех законов и их предназначение, невозможно стать свободным, сильным и ответственным гражданином своей страны.

Чем больше россиян будут понимать свою Конституцию, руководствоваться ею, тем больше у нас будет шансов изменить жизнь к лучшему.

Итак, вперед, дорогие наши друзья!

1 тур - разминка.

Учитель даёт определение понятия или задаёт вопрос. Учащиеся отвечают на вопрос или называют понятие по очереди.

Количество баллов=количеству правильных ответов.

1.Правило, установленное государством, и обязательное для исполнения  всеми. (закон, норма права)

2. Основной закон страны. (Конституция)

3.Верховнество государственной власти внутри страны и независимость в международных делах. (Суверенитет)

4.Политко-правовая связь лица и государства, которая выражается во взаимности их прав и обязанностей. (Гражданство)

5.Тип политического режима, основанный на признании народа в качестве источника власти. (Демократия)

6.Государство демократического типа, основными признаками которого являются:

верховенство закона, разделение властей, свобода слова, гарантии прав граждан. (Правовое государство)

7.Когда принята ныне действующая Конституция РФ? (12 декабря 1993)

8. Кто был президентом страны в это время? (Б.Н.Ельцин)

9.Вступление к Конституции. (Преамбула)

10.Сколько глав в Конституции? (9)

11. Сколько разделов в Конституции? ( 2)

12. Сколько Конституций было в нашем государстве? (5)

13. Какую власть осуществляет Правительство РФ? (Исполнительную)

14.Высший представительный орган власти в любом государстве? (Парламент)

15. Как называется парламент в нашей стране? (Федеральное Собрание)

16. Как называется глава 3 Конституции РФ? (Федеративное устройство)

17. Сколько представителей от каждого субъекта РФ входит в состав Совета Федераций (2)

18. Кто открывает первое заседание Государственной Думы? (старейший по возрасту депутат)

2 тур - «Знание Конституции»

Командам даются листки , на которых написаны предложения, надо продолжить

Закончите предложение

1. Статья 2. Человек, его прав и свободы являются …(высшей ценностью)

2. Статья 14. Религиозные объединения отделены от государства и равны…(перед законом)

3. Статья 19. Все равны перед законом и …(судом)

4. Статья 21. Достоинство личности охраняется …(государством)

5. Статья 22. Каждый имеет право на свободу и …(личную неприкосновенность)

6. Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту …(своей чести и доброго имени)

7. Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и …(слова)

8. Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и …(медицинскую помощь)

9. Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и …(свобод)

        10. Статья 58. Каждый обязан сохранить природу и окружающую среду,   бережно относиться к …(природным богатствам)

11. Статья 91. Президент РФ обладает …(неприкосновенностью)

12. Статья 95. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и …(Государственной Думы)

13.   Президент РФ избирается на …(6) лет

14.   Президентом РФ можно стать в …. (35) лет

15.  Правительство РФ осуществляет …. власть? ( Исполнительную власть)

16. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а так же участвовать  (в референдуме)

17. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает различные формы образования и …(самообразования)

18. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются… (в пользу обвиняемого)

3 тур - Домашнее задание (Творческое)

 Обосновать необходимость существования Конституции в государстве - 2-3 минуты.

Максимально количество баллов-5.

4 тур - «Нужные слова» (Заполнить схему)

        

        

(Федеральное собрание, Государственная Дума)

        

Вставьте пропущенные слова:

  1. Российская Федерация – Россия есть  демократическое   __________  ___________ государство с ___________ формой правления. (федеративное, правовое, республиканской)
  2. Президент Российской Федерации избирается сроком на 6 лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего  __________ и ___________ избирательного права при ____________ голосовании. (равного и прямого, тайном)
  3. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом __________, ___________, ___________ и иные формы собственности. (частная, государственная, муниципальная)
  4. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, ___________, ___________ или ______________ ненависть и вражду. (расовую, национальную, религиозную)
  5. Каждый вправе иметь имущество в собственности , _____________, ____________ и ____________ им как единолично, так и совместно с другими лицами.(владеть, пользоваться, распоряжаться)
  6. Гражданин РФ в случае, если его ____________ и _____________ противоречит несение военной службы, имеет право на замену её альтернативной ______________ службой. (убеждениям, вероисповеданию, гражданской)

В то время, пока команды выполняют задания

Игра со зрителями

«Сказочная Конституция»

Какой закон нарушен в сказке?

Сказочная история 1:   Вот жил один сказочный герой в своей теплой стране, жил себе не тужил и имени ему совсем не нужно было. А потом он попал в ящик с апельсинами и увезли его в другую страну, и имя там ему дали. Да, кстати, и то не сразу, а только тогда, когда он со стола чебурахнулся. Вот и получается – гражданства лишили, имя дали не сразу… И жаловаться бесполезно! Кто тебя слушать-то будет…

Ответ: нарушен закон…..

Сказочная история 2:  Жили - были две девочки Рукодельница и Ленивица. Рукодельница везде свой нос совала. То ей вздумается печку топить, то петухов кормить, а то еще хуже – воду носить. Вот ведро в колодец и уронила. А потом было все по закону. Строгая мачеха предоставила Рукодельнице право быть заслушанной, объяснения выслушала и только после этого велела ей в колодец прыгать и без ведра не возвращаться!

Ответ: нарушен закон о….

Сказочная история 3: Жила-быда Дюймовочка.  ее с матерью разлучили, и она гуляла по белу свету одна одинёшенька. Её чуть не выдали замуж за лягушку, жука, крота, она сбежала и улетела одна почти на самолете в другую страну и сама вышла замуж по любви, а было ей всего-то 15 лет.

Ответ: нарушен закон о…

4: Образование! Да кому оно нужно, тем более бесплатное. Вот   в сказках можно ходить в школу, можно не ходить. Вот один противный мальчишка продал свою азбуку и вместо школы пошел в театр?

 Ответ: нарушен закон о…

5 ТУР – «Ты мне – я тебе»

Каждая команда по очереди задаёт соперникам вопрос познанию  Конституции РФ, приготовленный  заранее.

За вопрос – 1 балл, за правильный ответ соперники получают – 1 балл.

Завершение игры

6 ТУР – «Орфографический»

Вставьте пропущенные буквы (на слайде) Командам раздаются карточки

  1. Р.ф.рендум – всенародное голосование
  2. К.нсенсус – согласие на основе поиска компромисса
  3. П.рламент – высший законодательный орган, в котором депутаты представляют интересы избравших их граждан
  4. Пл.р.лизм – принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающий многообразие и свободную конкуренцию в борьбе за власть политических идей, взглядов, программ, политических партий, существование легальной политической оппозиции
  5. Д.мократия – власть народа.
  6. М.ж.ритарная  система – тип избирательной системы
  7. Сув.р.нитет – независимость, самостоятельность
  8. Выб.ры  -  одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления

7 тур – «Правовые ситуации»

Определите законность ситуаций. Найдите в Конституции статьи, которые являются основанием для вашего решения

(-) не соответствует закону, (+) соответствует закону

  1. Гражданин Н. был задержан органами правопорядка до выяснения личности на 3-е суток. (ст.22)(-)
  2. Студенты  университета написали жалобу ректору на преподавателя, который якобы занимается распространением наркотических средств. Ректор принял решение установить прослушивающие устройство на мобильный телефон преподавателя.  (ст.23)(-)
  3. Гражданка Р. отказалась давать свидетельские показания против своего отца. (ст.51) (+)
  4. Главврач Н-ской больницы подписал приказ об обязательной прививке всех врачей данной больницы препаратом, не прошедшим клинические испытания. (ст.2 1) (-)
  5. Газета опубликовала сведения о семейной тайне известного артиста без его ведома. (ст.23)(-)
  6. Гражданин В. несогласный с выговором, вынесенным директором, обратился в суд.(ст.46)(+)
  7. Отец гражданки Р. совершил тяжкое преступление,  вследствие чего  Гражданке Р. запретили выезжать в Америку. (ст.27) (-)
  8. Жители Н-ского района требуют в Администрации района достоверную информацию о состоянии окружающей среды. (ст 42) (+)
  9. Гражданин А. выдвинул свою кандидатуру на должность Главы районной Администрации. Ему отказали в регистрации, так как он числился членом международного общества сознания Кришны и распространял основы данного вероисповедания. (ст. 28) (-)
  10. Во время судебного заседания прокурор назвал обвиняемого С. преступником, на что судья сделал обвинителю замечание. (ст.49) (+)
  11. На одном из популярных сайтов была установлена цензура, ограничивающая распространение информации. (ст. 29) (-)
  12. Директор предприятия запретил подчиненным вступать в профессиональный союз, мотивируя свое решение тем, что руководитель профессионального союза ведет агитацию, направленную против политики администрации предприятия. (ст. 30) (-)
  13. Нетрудоспособная мать Гражданки К. 1985 г.р. обратилась в суд на дочь с требованием ежемесячной  выплаты  алиментов (ст 38) (+)
  14. Гражданин Н. не оплачивает услуги ЖКХ в течение 3 лет. Органы местного самоуправления приняли решение конфисковать у Гражданина Н. квартиру.(ст.40) (-)
  15. Гражданина Р. задержали по подозрению в тяжком преступлении. Требование обеспечить его государственным защитником было выполнено только через несколько дней. (ст.48)(-)
  16. Гражданина Н. заставили давать свидетельские показания против своей жены. (ст.51)(-)
  17. Во время судебного заседания прокурор назвал обвиняемого С. преступником. (ст.49)(-)
  18. Гражданка В. не открыла дверь полицейскому, который утверждал, что в квартиру проник преступник. (ст.25)(+)

Игра со зрителями

- Какие права у сказочных героев нарушены?

1. Колобок (Имел право на жизнь, его съела лиса)

2. Иванушка-Дурачок. (Право на ФИО)

3. Мальчик с пальчик. (На воспитание в семье)

4. Буратино. (На образование)

5. Зайка. ("Лубяная избушка". На жилище.).

6. Золушка. (На имущество. Туфелька)

7. Маша и медведь (На отдых и досуг)

8. зайка, которого бросила хозяйка (На охрану здоровья)

8 тур – «Кто и что это?»

Что или кто изображен на картинке и как это связано с темой нашей игры?

Изображения на слайдах

  1. (1918  1924  1936  1977  1993)
  2.  «Клянусь ………уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу»
  3. Символы Президента России: Специальный экземпляр Конституции Российской Федерации, Штандарт Президента, Знак президента Российской Федерации
  4. Текст Преамбулы РФ.

 «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

  1. Портреты В.И. Ленина, И.В. Сталина, Л.И. Брежнева, Б.Н. Ельцина
  2. 2 бюллетеня для голосования. Запись: В чем разница? (1 – для референдума, 2 – для выборов)

На слайде высвечиваются тексты и картинки, команды обсуждают и по очереди выдают ответы.

9 тур – «Ситуации на избирательном участке»

  1. Прочитайте текст

Технология работы избирательных участков (Извлечение)

  1. Ровно в 8:00 опечатываются избирательные урны. Опечатывание происходит следующим образом. Председатель предъявляет комиссии и сторонним наблюдателям пустые урны, так, чтобы все убедились в их пустоте. После этого у всех на глазах – он закрывает их и опечатывает. Этот факт (изначальной пустоты и запечатывания в присутствии всех) – заносится в протокол, который подписывается всеми членами комиссии в присутствии всех наблюдателей.
  2. Как правило, в кабине не допускается одновременное присутствие нескольких человек, независимо от их статуса], однако в России закон позволяет лицам, неспособным заполнить бюллетень самостоятельно (например, людям с ослабленным зрением) прибегнуть к помощи другого избирателя. С этой целью нормативы ЦИК предписывают, чтобы избирательная кабина была достаточно просторной для нахождения в ней двух человек.
  3. Выездные урны – предъявляются вместе с основной и опечатываются. На выездные голосования выезжает целая комиссия: 2 члена избирательной комиссии, имеющие «решающие» голоса (обязательно) и 2 независимых сторонних наблюдателя от разных партий (обязательно). Заявки на выездное голосование подаются либо загодя, либо в день голосования до 14:00.
  4. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей, в том числе и членов семьи, не допускается.
  5. Перед вскрытием избирательных ящиков члены участковой избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов, избирательные объединения и избирательные блоки, и иностранных (международных) наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени.
  6. Пункт 11. ст. 61 ФЗ гласит: «Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей». Это предотвращает заброс фальсифицированных бюллетеней.
  7. Агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию. Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" агитационный период для кандидата (избирательного объединения) начинается со дня выдвижения кандидата (списка кандидатов) и заканчивается в ноль часов за сутки до дня голосования. Период агитации в средствах массовой информации в России начинается за 28 дней до дня голосования и заканчивается в ноль часов за сутки до дня голосования. В России запрещена предвыборная агитация в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования. Такие ограничения введены с тем, чтобы дать избирателю сделать осознанный выбор, не под влиянием агитации.

Учитель: Сегодня мы смоделируем ситуации, с которыми реально или гипотетически может встретиться избиратель. Ваша задача – проявить свою гражданскую позицию и знания в вопросах избирательного права

Разыгрывание ситуаций  по группам

Дети называют основные нарушения

Ситуация № 1.

Председатель участковой избирательной комиссии:

- Здравствуйте, уважаемые наблюдатели. Проходите, занимайте места. А мы уже все приготовили к приходу избирателей. Чтобы не тратить ваше время, мы даже опечатали урны для голосования. Чтобы не создавать очередей, мы разрешаем заходить в кабинки для голосования всей семье. Ведь они родственники, что им скрывать друг от друга.

 Ситуация № 2.

Из разговора с членом избирательной комиссии:

- Приходит человек на выборы, а дома у него старики. Трудно им прийти, а проголосовать хотят. Вот и поручили сыну за них это сделать. Как не пойти человеку навстречу. Разрешаем. А эти наблюдатели, везде они хотят поучаствовать. Ничего, обойдемся и без них. 8 часов вечера и до свидания – сами справимся – и бюллетени подсчитаем и итоги подведем. А они узнают результаты в районной избирательной комиссии.

Ситуация № 3.

Из разговора с избирателем.

- Пришел на выборы рано, еще и наблюдателей не было. А члены комиссии что-то пишут и пачками бюллетени в урну бросают. А одна из девушек меня в кабинку завела, да и посоветовала мне за кого проголосовать. Ну а я не против – наверное, он - хороший человек.

ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ:

Ситуация № 1.

не предъявление пустых урн наблюдателям перед опечатыванием.

массовое вхождение избирателя в кабинку для голосования.

Ситуация № 2.

голосование за родственников.

устранение наблюдателей при подсчете голосов.

Ситуация № 3.

отсутствие наблюдателей.

заброс фальсифицированных бюллетеней.

агитация в день выборов.

Завершение игры, подведение итогов.

Ведущий : на прощание я бы хотела прочитать вам стихотворение С. Ионова "Родина". И хотела бы попросить, чтобы вы, где бы не путешествовали, всегда знали, что лучше нашей Родины России не найти

И куда же нас, к черту, гонит,

То в Америку, то в Канаду,

То в Австралию, то в Японию...

Только этого мне не надо.

Только я никуда не еду -

Не по мне кутерьма такая.

Старый дом, что построен дедом

Мою душу не отпускает.

Перед миром стоит распятая,

Обворована, нищая... Пусть.

Я всем сердцем люблю проклятую,

Безответную мою Русь!

Может там за кордоном дышится

Беззаботнее и вольней.

Только вряд ли где там отыщется

Пряный запах земли моей.

Может быть там и вправду легче

И дышать, и любить, и жить.

Только нету там русской песни,

А без песни какая жизнь!

Нет нигде там просторов синих,

Не такой уж и белый снег.

Вообще нет моей России,

Ничего там родного нет.

Можно съездить в края другие -

Как там жизнь в стороне иной.

Только сердце зовет в Россию,

Ностальгия зовет домой.