Контрольная работа по курсу Теория и методика развития детского изобразительно творчества. Тема: "Ознакомление детей средней группы с декоративно прекладным искусством ( дымковская игрушка)"

Лошкарёва Елена Владимировна

 

Народное искусство – это источник художественных образов, доступных пониманию детей дошкольного возраста. Красота родной природы, особенности быта русского народа предстают детям живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

В настоящее время народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях и в оформлении дошкольных учреждений.

   Известные педагоги и исследователи (А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова, Т.С.Комарова, Т.Н.Доронова и др.) отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их необходимо включать в педагогический процесс в детском саду.

         Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу, природе, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_izo.docx41.05 КБ
Файл moe_izo_prilozhenie.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

План

Содержание

Введение

Глава I

1.1. Значение произведений декоративно-прикладного искусства в развитии детей

1.2. Особенности декоративно-прикладного искусства. Требования к отбору произведений для дошкольников

1.3. Задачи ознакомления дошкольников с произведениями декоративно-прикладного искусства

1.4. Методика ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством

Глава II

2.1. Анализ проведенной работы

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I……………………………………………………………………………..4

1.1. Значение произведений декоративно-прикладного искусства в развитии детей………………………………………………………………………………..4

1.2. Особенности декоративно-прикладного искусства. Требования к отбору произведений для дошкольников………………………………………………...5

1.3. Задачи ознакомления дошкольников с произведениями декоративно-прикладного искусства…………………………………………………………...7

1.4. Методика ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством…………………………………………………………………………9

Глава II……………………………………………………………………………13

2.1. Анализ проведенной работы……………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………………16

Список используемой литературы……………………………………………...18

Приложение

 

 

Введение

Народное искусство – это источник художественных образов, доступных пониманию детей дошкольного возраста. Красота родной природы, особенности быта русского народа предстают детям живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

В настоящее время народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях и в оформлении дошкольных учреждений.

   Известные педагоги и исследователи (А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова, Т.С.Комарова, Т.Н.Доронова и др.) отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их необходимо включать в педагогический процесс в детском саду.

         Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу, природе, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы.

Глава I

1.1. Значение произведений декоративно-прикладного искусства в развитии детей

        Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времён людям нравилось украшать своё жилище коврами, расписными подносами и шкатулками.

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников, дети знакомятся с разнообразием промыслов, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои узоры [7].

        Детям нравятся богородские игрушки-шкатулки и каргопольские игрушки. Пользуются особым спросом деревянные ложки, плетёные корзины, половинки из лоскутов и другие предметы народных умельцев. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включает в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так, мастера хохломской росписи умело составляют орнаменты из листьев, ягод калины, малины, клюквы. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов купальницы, шиповника, розы. Мастера глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим орнаментом: кольцами, полосками, кругами, которые также понятны маленьким детям, Все эти изделия, как деревянные, так и глиняные, используются в детских садах не только для украшения интерьера комнаты. Под руководством педагога дети внимательно их рассматривают, рисуют и лепят по образцам народных изделий [3].

      Под влиянием предметов народного творчества дети глубже и с большим интересом воспринимают иллюстрации к русским народным сказкам. Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребёнка во время лепки, обогащая представление об окружающем мире.

     Таким образом, чтобы вызвать у детей желание создавать красивые предметы, украшать их во многом зависят от интереса и отношения воспитателя к этой работе. Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения, к какому народному промыслу относится та или иная игрушка, уметь рассказать о мастерах, которые делают эти игрушки и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них желание к творчеству [5].

1.2. Особенности декоративно-прикладного искусства. Требования к отбору произведений для дошкольников

        Знакомство детей 4—5 лет с предметами народного творчества проходит в виде игр и коротких бесед. Детям важно понять, что народные игрушки из любого материала почти всегда ярко расписаны и именно поэтому они веселые и радостные. Ребенок начинает понимать, что в одном случае узор ложится на объемную форму, в другом — на предмет, ярко окрашенный одним цветом, и это тоже очень красиво. Лепить с детьми этого возраста можно козла, петушка, как по представлению, так и с натуры, используя дымковскую игрушку. Для этого в начале занятия игрушку рассматривают, обращая внимание на ее пластические и другие выразительные особенности. Далее воспитатель показывает некоторые способы лепки. Основные части игрушки вылеплены заранее, и воспитатель лишь показывает, как их нужно соединить, плотно примазав друг к другу.

Все мелкие детали: рожки и бородка у козлика, гребешок и крылья у петушка — дети должны вылепить сами, можно еще раз рассмотреть игрушку, стоящую на подставке. Возможность подойти к предмету во время занятия и рассмотреть его снимает у детей напряжение во время работы. Кроме того, у ребенка появляется желание сделать игрушку такой же красивой, как это сделала мастерица [2].

        Вылепленные работы бережно сохраняются, дети неоднократно их рассматривают и, после того как они высохнут, обжигают их в муфельной печи.

        Вечером в присутствии детей воспитатель расписывает игрушки. Из детских работ устраивается выставка, которая несколько дней украшает группу, а в дальнейшем этими фигурками дети могут играть.

        Посредством искусства у детей воспитываются интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Перед ними раскрываются богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений. С помощью искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями, поэтому выбирая произведения живописи, графики, скульптуры, необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей положительное влияние. В них должны быть отражены те события и явления жизни, с которыми важно познакомить детей, в отношении которых нужно воспитать определенные чувства. Это прежде всего жизнь нашей Родины, природа родного края [4].        

       Содержание произведений, которые показывают детям, должно быть богатым и разнообразным. Однако не каждая картина или скульптура доступны детям: в них могут быть выражены непонятные детям чувства и отношения — об этом надо помнить.

         Восприятие искусства развивается постепенно, поэтому к произведениям, предназначенным для дошкольников, предъявляется ряд требований. Рисунок должен быть отчетливым, передавать ярко и выразительно наиболее характерные признаки предмета — форму, цвет, относительную величину частей, положение в пространстве.

        В сюжетной картине или скульптуре должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы детям по тем или иным признакам было понятно, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие. Существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного [1].

        Цвет привлекает и радует детей, поэтому большинство картин и иллюстраций для детей выполняются в цвете. Включение цвета придает большую полноту изображению, создает впечатление живой жизни, что очень важно для эстетического воспитания.

       Таким образом, опираясь на общие требования к отбору произведений, воспитатель знакомит детей с различными видами изобразительного искусства.

1.3. Задачи ознакомления дошкольников с произведениями декоративно-прикладного искусства

        Одной из задач эстетического воспитания дошкольников является развитие творчества и художественных способностей. Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями народных мастеров.

           С помощью игрушки проходит более полное ознакомление детей с народным прикладным искусством в форме тематических творческих заданий. В их чередовании присутствует определенная логика, последовательность, используется принцип от простого к постепенному нарастанию сложности приемов и навыков в работе.

          Народная дымковская игрушка - одно из важнейших средств эстетического воздействия на детей. Красота росписи и выразительность формы вызывают у них чувства радости, восхищения, учат видеть и замечать прекрасное в окружающей жизни и природе [1].

           В работе с детьми среднего дошкольного возраста ставят следующие задачи: 

- познакомить с новым видом декоративно - прикладного искусства-дымковской игрушкой;

- сформировать знания об особенностях дымковской росписи, колорите, основных элементах узора;

- воспитывать детей на народных традициях (изобразительное искусство неотделимо от народной музыки и народного устного творчества);

-  развивать у детей воображение и стремление к творчеству;

- воспитывать любовь и уважение, бережное отношение к изделиям народных промыслов;

-  развивать чувство цвета и цветовое восприятие;

-  развивать эстетическое восприятие;

-   вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам;

- закреплять приемы лепки: раскатывание глины, оттягивание, сплющивание, прищипывание;

- учить создавать изображение по мотивам дымковских игрушек;

-  знакомить с художественными материалами и инструментами, приемами и способами работы.

1.4. Методика ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством

             Формирование декоративного творчества у детей осуществляется поэтапно, посредством творческих заданий и создания необходимых условий.

            Одной из интересных и увлекательных форм ознакомления детей с произведениями народного прикладного искусства является метод тематических творческих заданий, позволяющих органично сочетать процесс восприятия народных образцов детьми и участие их в декоративно-прикладном творчестве. Сами названия творческих заданий, такие, как «Веселые узоры», «Цветущий сад», «Сказочные птицы», «Волшебный конь» и др., достаточно полно раскрывают образную их сторону и вызывают у детей определенные ассоциации, творчески настраивают на выполнение той или иной темы [5].

           Ознакомление детей с народным прикладным искусством в форме тематических творческих заданий наиболее полно отвечает особенностям детского восприятия и тем возможностям, которые могут проявиться в декоративно-прикладном творчестве детей. Важно, чтобы при выборе тем творческих заданий, в их сменяемости и чередовании присутствовали определенная логика и последовательность, принцип от простого к более сложному, к постепенному нарастанию сложности в освоении технических приемов и навыков в работе, различных материалов и в проникновении в образный строй произведений народного искусства внутри каждой темы творческого задания.

          Именно поэтому первое творческое задание, которое рекомендуется выполнить с детьми, обращено к вятской (дымковской) расписной глиняной игрушке, а по ассоциации с ее нарядной орнаментальной росписью названо «Веселые узоры».

          К выполнению нового задания надо приступать только тогда, когда мы убеждаемся, что дети свободно и осознанно справляются с предыдущим.

          В процессе выполнения тематических творческих заданий дети знакомятся с произведениями народного искусства в музеях и на выставках, узнают о творчестве народных мастеров из бесед, которые проводит с ними воспитатель, рассматривая таблицы альбомов и книг, посвященных народному творчеству, просматривая цветные диапозитивы с изображением образцов народной вышивки, росписи, резьбы по дереву и кости, глиняных и деревянных расписных игрушек, керамики, кружевных изделий и т. д. Очень важно при этом, чтобы дети знакомились с подлинными образцами народного творчества [2].

        Разнообразие видов деятельности требует широкого ассортимента материалов: анилиновых, флуоресцентных красителей (гуашь, темпера), акварели, рельефной пасты, туши, цветной пастели, всевозможных кистей и губок для оформительских работ, различных тканей, керамической глины и плитки, глазури, бересты, цветных синтетических пленок. Выбор этих материалов для декоративно-прикладного творчества не случаен. Они позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства [3].

               Отбор произведений народного прикладного искусства должен быть очень тщательным. Познакомиться с произведениями ДПИ можно в художественных и краеведческих музеях, на выставках декоративно-прикладного искусства, из книг, рассказывающих о народном декоративном искусстве, о творчестве народных мастеров.

       В средней группе впервые вводится декоративное рисование. Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства, педагог учит их видеть и выделять элементы узора: мазки, точки, кольца, круги, прямые линии (дети знакомы со способами изображения этих элементов). У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Воспитатель должен показать это при рассматривании, обратить внимание детей на разнообразие цветов. Например, у дымковской игрушки используют такие цвета, как красный, синий, зелёный, жёлтый и др., которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует чёрный цвет – маленькие точки, чёрточки, украшающие крупные элементы. Педагог объясняет, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета. Дети учатся составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге. Новая форма – розетта – близка к квадрату, кругу тем, что здесь так же украшаются углы (лепестки) и середина.    Чтобы занятия были эффективнее, составление  узора лучше связать с украшением вещи. Дети украшают дорожку (полоса), скатерть, тарелку (квадрат, круг), расписывают ткань маме на платье. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии. Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно педагог организует восприятие детьми изделий, использует ли он игровые приёмы, сюрпризные моменты. На основе одного из видов народного искусства проведятся 2-3 занятия. Например, дошкольники расписывают коврик (полоску) для дымковской куклы, используя один из элементов узора – круги, украшенные так, как дети видели на дымковской игрушке [4].

          Затем, предлогают украсить полоску 2-3 элементами – кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них чёрточки, точки. С первых занятий педагог учит воспитанников выбирать цвет для каждого элемента, колоритом росписи.  Дошкольники учатся чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки). Надо дать ребёнку возможность самому выбрать цвет для элементов узора и их украшений. Для росписи детям можно давать силуэты животных, фигурки барышень, вырезанные из бумаги.    

         Когда дети освоят дымковскую роспись, следует познакомить их с филимоновской игрушкой. Важно, чтобы дети заметили, выделили сходство и отличие филимоновских и дымковских игрушек.    В течение года проводят несколько занятий по замыслу, на которых каждый ребёнок  выбирает форму бумаги, элементы узора, цвет и создаёт свой узор.    Кроме того, при изображении предметов  целесообразно иногда предлагать детям украсить их (платье, фартук кукле); нарисовать сказочный домик, волшебную рыбку, птицу [6].

         Таким образом, к концу года дети могут: -  выделять средства выразительности дымковской  и филимоновской игрушки; -  украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

Глава II

2.1. Анализ проведенной работы

             Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что народное декоративно-прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования подрастающего поколения. «Обращение к красоте, переживание красоты утончают чувства  ребенка, делают его восприимчивым, помогают детям чувствовать красоту, ценить и, самое важное, творить её», - утверждал Василий Александрович Сухомлинский.

            Побеседовав с воспитателями детского сада №84 «Радуга», средней группы №3 проанализировав документацию детского сада, предметно - развивающую среду, активность детей при выполнении предложенных заданий (см. приложение 1),  мы пришли к выводу, что у детей недостаточные знания о народных игрушках, их названиях, характерных признаках. Дети плохо владеют средствами выразительности, не могут передавать элементы изображения, расположения узора на предмете. Низкая заинтересованность у родителей в познавательном развитии детей. Недостаточно часто проводятся педагогами такие активные способы познания детьми видов народного декоративно-прикладного искусства, как развлекательные мероприятия детей совместно  с родителями, организации тематических выставок.

          Исходя из этого, целью нашей работы является – содействие ознакомлению детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка). Способствовать личностному росту, развитию коммуникативных качеств, креативности каждого ребенка в практической деятельности.

          Нами были поставлены задачи:

  • Составлять узоры на основе росписи дымковской народной игрушке, выделяя геометрические элементы росписи: овалы (мазок), кольцо, круг, точки, линии прямые, широкие и тонкие, чёрточки.
  • Уметь придавать колорит росписи определенного вида, их сочетания (цвет фона и элементов).
  • Составлять симметричный узор на квадрате, розете, круге, выделяя кайму, середину.
  • Учить детей выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композицию, расположение узора на предмете, связь формы предмета и его назначение.
  • Развивать любознательность, самостоятельность при поддержке взрослых, связную речь, коммуникативные навыки, воспитывать желание дальнейшего познания.
  • Воспитывать эстетический вкус.

Для решения поставленных задач, мы работали по двум направлениям (см. приложение 2):

  1. Работа с детьми
  2. Работа с родителями

 Выполнив намеченный план работы, мы провели  проверку её эффективности, анализ результатов работы показывает (см. приложение 3), что  у детей заметно расширились знания о дымковской игрушке. Они научились мотивировать своё отношение к дымковской росписи, можно утверждать, что дети научились рисовать узор, использую характерные для дымковской росписи средства выразительности.

Данные результаты свидетельствуют о том, что в развитии художественной творческой деятельности детей по созданию дымковского узора произошли существенные изменения в результате создания особых педагогических условий. Учитывались  возрастные и психологические особенности детей, их деятельностные предпочтения. Была создана комфортная, радостная от процесса творческой деятельности атмосфера. Процесс обучения был организован в игровой форме. В  процессе  художественной творческой деятельности детей по созданию дымковского узора,  воспитатель выполняет роль партнёра.

Педагог организовывал анализ детской продукции таким образом, чтобы ребенок смог оценить состояние и настроение образа. Изобразительная деятельность детей сопровождалась русской народной мелодией. Коллективное творчество способствует развитию умения ребенка устанавливать коммуникативные связи, это учитывалось при организации занятия «Украшение дымковскими узорами силуэта игрушки». Для создания художественно-выразительного образа создавались условия для эмоционального восприятия, развития у ребенка умения замечать выразительность формы, цвета, композиции и выражать при этом своё отношение, чувства.

Дети приобрели способность к переживанию, потребность размышлять, выражать своё отношение к дымковской росписи, и очень увлеклись художественной творческой деятельностью по её созданию. В результате этого у них развилась доказательная речь, более высокий уровень приобрела ручная умелость.

Родители оценили значение развития эмоциональной сферы ребенка в процессе творческой деятельности по созданию дымковской росписи и стали больше интересоваться  этой сферой.

Таким образом, анализ результатов нашей работы позволяет сделать вывод о том, что использование специально разработанной методики, оснащенной дидактическим материалом, в которой реализуются все необходимые педагогические условия, позволяет использовать дымковскую игрушку, как средство развития творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Заключение

           Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

            Декоративно-прикладное искусство является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в декоративно-прикладном искусстве яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.

              Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности.

               Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.

                Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.

                 Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.

                 Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

[1]. Вершинина, Н. Знакомство с декоративно-прикладным искусством в процессе дидактических игр [Текст] /Н.Вершинина, О.Горбова. // Дошкольное воспитание. -2004. -  №9.

[2]. Грибовская, А.А  Развитие детского изобразительного творчества на занятиях декоративным рисованием [Текст] / А.А.Грибовская. // Дошкольное воспитание.- 1984.  - №10.

[3]. Дронова, О.О. Влияние орнамента на выразительность рисунка [Текст] / О.О.Дронова. // Дошкольное воспитание. - 1986.- №6.

[4]. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] /Т.Г.Казакова. – М., 2006.

[5]. Казакова Т.Г Развивайте у дошкольников творчество [Текст] / Т.Г.Казакова. // - М. «Просвещение» - 1985г.

[6]. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей [Текст] /Т.С. Комарова, Т.А.Рытанова, Г.В.Быховец и др.; под ред. Т.С.Комаровой – М., 1997.

[7]. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством [Текст]  /О.А.Соломенникова. – М., 2005.

Список используемой литературы

  1. Вершинина, Н. Знакомство с декоративно-прикладным искусством в процессе дидактических игр [Текст] /Н.Вершинина, О.Горбова. // Дошкольное воспитание. -2004. -  №9.
  2. Грибовская, А.А  Развитие детского изобразительного творчества на занятиях декоративным рисованием [Текст] / А.А.Грибовская. // Дошкольное воспитание.- 1984.  - №10.
  3. Дронова, О.О. Влияние орнамента на выразительность рисунка [Текст] / О.О.Дронова. // Дошкольное воспитание. - 1986.- №6.
  4. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] /Т.Г.Казакова. – М., 2006.
  5. Казакова Т.Г Развивайте у дошкольников творчество [Текст] / Т.Г.Казакова. // - М. «Просвещение» - 1985г.
  6. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей [Текст] /Т.С. Комарова, Т.А.Рытанова, Г.В.Быховец и др.; под ред. Т.С.Комаровой – М., 1997.
  7. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством [Текст]  /О.А.Соломенникова. – М., 2005.

Интернет- ресурсы:

  1. Декоративно-прикладное искусство — Википедия

ru.wikipedia.org/wiki/Декоративно-прикладное_искусство

  1. Artly.Ru - Декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, ​живопись.. www.artly.ru
  2. Декоративно-прикладное искусство www.erzia-museum.ru/dpi.html
  3. Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное… festival.1september.ru/articles/513024/
  4. Декоративно-прикладное искусство www.velim.ru/2112-1-Dekorativno_prikladnoe_iskusstvo.htm



Предварительный просмотр:

Приложение

Приложение 1

Задание 1. Тема задания: «Рассматривание дымковской росписи»

Цель: выявить представление  детей о дымковской игрушке;

Материал: дымковские игрушки. 

Основной метод: беседа.

Методика исследования: детям предлагается определить вид росписи, указать её характерные особенности.

Вопросы детям

 - Как называются эти игрушки?

 - Как вы догадались, что это дымковские игрушки?

 - Из чего их лепят?

 - Почему они получаются такие прочные?

 - Кто их расписывает?

 - Краска, какого цвета понадобилась художнику, для того, чтобы расписать эти игрушки?

 - Каким узором украшают дымковские мастера свои игрушки?

 - Почему краска не пачкает руки?                    

                                  Оцениваются:

- Знание средств выразительности росписи;

 - Умение определять характерные особенности;

 дымковской росписи;

 - Умение анализировать узор;

 - Знание о месте и способе изготовления

и росписи дымковской игрушки.

Задание 2. Тема задания : «Мы – дымковские мастера»

Цель: Выявить уровень владения детьми практическими навыками создания дымковской росписи.

Материал: дымковские игрушки, кисти номер 3, гуашь, баночка с водой на каждого ребенка.

Основной метод: практическая деятельность.

Методика исследования: детям предлагается в игровой ситуации рассмотреть игрушки и нарисовать понравившийся узор.

    Оцениваются:

   - понимание цели;

   - умение вычленять элементы росписи;

   - соответствие узора характеру росписи;

   - уровень творчества;

   - степень завершенности;

   - техника исполнения.

Анализ результатов

Таблица  показателей уровня развития художественной творческой деятельности детей средней группы средствами дымковской игрушки

Название уровня

содержание

Показатели

(%)

низкий

- Ребёнок не знает средств выразительности, используемых в дымковской росписи;

- не называет характерных особенностей дымковской игрушки

- не умеет вычленять элементы из узора;

- ребёнок проявляет положительные отношения к дымковской росписи, но не может его мотивировать, проявляет незначительный интерес после напоминания взрослых;

- проявляет положительное отношение к цвету, ничем его не мотивируя;

- не придаёт значения форме и композиции

- ребёнок допускает значительные ошибки в передаче особенностей росписи, создаёт невыразительные образы;

- не справляется с заданием самостоятельно;

- слабо владеет навыками росписи: штрихи крупные, их направления не соответствуют форме элемента, слишком сильно нажимает на кисть.

20

Средний

- ребёнок знает цвет и форму элементов дымковской росписи;

- называет некоторые особенности дымковской игрушки;

- выделяет только яркие и крупные элементы;

- ребёнок мотивирует положительное отношение к росписи её красотой, но проявляет интерес только после напоминания взрослого;

- проявляет положительное отношение к цвету, мотивируя его красотой цветовой гаммы;

-ребенку нравится форма  элементов, их расположение, он  не может это аргументировать.

- ребёнок допускает незначительные ошибки в передаче особенностей росписи;

- часто обращается за помощью взрослого;

- в процессе рисования в основном владеет навыками кистевой росписи, но при выполнении декоративных элементов затрудняется изображать некоторые из них,  почти всегда рисует кончиком кисти

70

высокий

- ребёнок знает средства выразительности, используемые в дымковской росписи;

- описывает игрушку достаточно полно, точно;

-проявляет положительное отношение  к  цвету, мотивируя его яркостью цветовой гаммы и разнообразием элементов;

- ребёнок не допускает ошибок в передаче характерных особенностей росписи;

- иногда обращается за помощью взрослого;

- в процессе рисования владеет навыками кистевой росписи, всегда рисует кончиком кисти;

10

Как видно из таблицы, на низком уровне развития художественной творческой деятельности в процессе ознакомления с дымковской игрушкой  находится 20% детей, на среднем уровне - 70% , на высоком уровне - 10%.  

Приложение 2

Направление 1 – работа с детьми.

Для решения намеченных задач были разработаны и апробированы занятия, направленные на развитие творческой деятельности детей в процессе ознакомления с дымковской игрушкой.

Занятие 1. Тема занятия: «Выставка игрушек» (организация зоны народного декоративно-прикладного искусства.)

Программные задачи:

  1. формировать у ребёнка образы-представления о дымковской игрушке;
  2. формировать мотив учебно-познавательной деятельности;
  3. развивать связную речь и доказательную речь, активизировать словарь за счёт слов и словосочетаний «выставка», «экспонат», «узор», «фон», «дымковская игрушка»;
  4. воспитывать дружеские взаимоотношения за счёт умения, учить договариваться между собой.

Содержание.

Воспитатель вносит в группу на подносе дымковские игрушки, накрытые накидкой, ставит на стол в центре группы. Дети испытывают в этот момент любопытство, они хотят знать, что находится под накидкой.

Педагог показывает игрушки и вопросами побуждает детей рассмотреть и увидеть их красоту, определить её величину, цвет, полюбоваться красивым сочетанием цветов на белом фоне игрушки. Таким образом, дети познают и активизируют предмет в процессе его восприятия. Воспитатель вместе с детьми подбирает место для выставки игрушек. Дети сами расставляют игрушки. Педагог задаёт детям вопрос «Красиво теперь стало?», предлагает расположить игрушки по-другому, побуждая детей к сравнению и анализу. Воспитатель вместе с детьми вырабатывает правила пользования оборудованием. Затем педагог задаёт вопросы:

- Сколько человек могут здесь заниматься?

- Почему?

- Что ты будешь делать, если все места уже заняты?

 - Что нужно сделать после того, окончилось занятие?

Занятие 2. Тема занятия: «Экскурсия в музей русского быта».

Программные задачи:

  1. познакомить детей с процессом создания дымковской художественной росписи;
  2. развивать описательную речь и речь объяснения, активизировать словарь за счёт слов: «изба», «коромысло», «водоноска», «оборки»;
  3. закрепить знания геометрических форм
  4. пробуждать интерес к родной культуре;
  5. развивать чувство прекрасного.

Содержание.

Во время экскурсии воспитатель показывает детям предметы быта, объясняет их назначение. Детям предоставляется возможность активно действовать в пространстве музея, обследовать экспонаты.

«Изба» украшена дымковскими игрушками. Воспитатель рассказывает детям о селе Дымково, сопровождая свой рассказ иллюстрациями, и предлагает детям подумать, почему село так назвали. Дети рассматривают игрушки. Показ сопровождается потешками.

Например:

Едет Ваня в новой шапке

Да на дымковской лошадке,

Рога золотые,

Бока крутые

Копыта с оборками,

На спине – Егорка.

Показав детям «водоноску» педагог предлагает детям обыграть её образ с помощью настоящих вёдер и коромысла, которые есть в «избе», просит детей описать её.

Воспитатель рассказывает о процессе изготовления игрушки и предлагает детям рассмотреть серию иллюстраций, на которых изображена цепочка действия художника на разных этапах творческого процесса. Педагог задаёт детям вопросы, побуждающие их выразить своё отношения к изделиям мастеров:

- Какое настроение создают эти игрушки?

- Почему весёлая, радостная?

- Как художник передал нам радостное настроение?

- Какими узорами украсил он свои игрушки?

- Какая линия шире, волнистая или прямая?

- Какой формы украшение на  кокошнике у «водоноски»?

- В каком направлении движется рука художника, при создании дымковского узора?

Воспитатель с помощью вопросов подводит детей к пониманию того, что форму и цвет узора художник позаимствовал у природы. На занятии используется музыкальное сопровождение.

Занятие 3

Тема занятия: «Веселая ярмарка»

Программные задачи:

  1. познакомить детей с традицией проведения дымковской ярмарки;
  2. расширить знания об истории дымковского промысла;
  3. развить описательную речь, активизировать словарь за счет слов и словосочетаний «товар», «раздолье», «свистулька», «ярмарка-свистунья», «белокаменные стены»;
  4. пробуждать интерес к народным традициям.

Занятия проходят в «избе». Здесь организованна ярмарка дымковских игрушек. Они разложены на столе. Педагог спрашивает детей, хотят ли они отправиться в путешествие. Воспитатель и дети надевают русские народные костюмы.

 Педагог активизирует речь детей с помощью вопроса: « А знаете, ребята, что такое ярмарка?»  и выслушивает ответ каждого ребенка.

Воспитатель зазывает детей на ярмарку:

Эй, честные господа,

Скорей пожалуйте сюда,

Как у нас ли, тары-бары,

Всякие разные товары…

Подходите, подходите.

Посмотрите, посмотрите.

Звучит мелодия русской народной песни. Дети подходят к столу, рассматривают игрушки. Педагог рассказывает о традиции проведения  дымковской ярмарки, сопровождая свой рассказ иллюстрациями с изображениями ярмарочных сцен. Затем дети обыгрывают ярмарочные сцены: свистят в свистульки, зазывают гостей и, выступая в роли продавца, рассказывают о своей игрушке.

Творческое решение замысла в рисовании предлагает большой объем зрительных образов, которые ложатся в основу их изображений. Для этого с каждым ребенком индивидуально рассматривают отдельные элементы узора и игрушку в целом. В свободном пользовании детей находятся и иллюстрации с изображением игрушек, ярмарочных сцен и действий художника на разных этапах творчества процессов.

Для того, чтобы у ребенка сложились более полные образы  - представления о дымковской игрушке, в свободную деятельность детей включаются дидактические игры, такие как лото «Расписные игрушки», домино «Дымка», «Разрезные картинки», «Что лишнее?»  и «Найди отличия».. Дети обыгрывают образы дымковской игрушки, играя в подвижную игру «Море волнуется».

Направление 2 –  работа с родителями

Все занятия проводились в присутствии родителей.

С родителями была проведена работа,  направленная на подготовку  и проведение праздника «Веселая ярмарка»). В процессе подготовки праздника внимание родителей обращалось на то, что основным результатом работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой являются не только знания о промысле и навыки создания узора, но, прежде всего, основа познавательной активности, развитие способности самостоятельно решать творческие задачи, развитие творческого воображения и коммуникативности. Родители вместе с детьми изготавливали декорации и костюмы, разучивали стих. В процессе индивидуальных бесед педагог обращал внимание родителей на важную роль в развитие личности ребенка совместной творческой деятельности, основанной на партнерских отношениях.

Конспект совместного с родителями праздника «Дымковская ярмарка»

Цель:  приобщать родителей  к совместной с детьми деятельности, направленной на изучение традиций русского народа, закреплять знания детей о дымковской игрушке, расширять и развить у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

        Содержание:

    Зал оформлен для проведения праздника «Веселая ярмарка».

Родители и дети – «дымковские мастера».

 В горнице сидит хозяйка (родительница)  и поет песню «На улице дождик…».

Входят дети и родители в русских костюмах и встают около хозяйки, затем здороваются и низко кланяются.

 Ведущий: Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!

 Хозяюшка: Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу. У меня изба простая, светлая, всем места хватит. Сижу, работу делаю для продажи на ярмарке. Скоро у нас ярмарка.

    Дети и родители вспоминают и произносят пословицы и поговорки о труде.

Делу время, потехе час.

Была бы охота, заладится любая работа.

Что посеешь, то и пожнешь.

Не будет скуки, когда заняты руки.

Делаешь наспех – сделаешь  на смех.

Птицу узнают в полете, а человека в работе!

Недаром говориться, что дело мастера боится.

Упорство и труд – все перетрут.

Кто первый в труде, тому слава везде.

Труд человека кормит, а лень портит.

Ремесло не коромысло, плеч не тянет.

Без труда не вынуть рыбку из пруда.

Каков мастер, такова и работа.

Хозяйка предлагает вспомнить обычаи «Дымковской ярмарки» и выступить детям и родителям в роли продавцов: взять дымковские игрушки и рассказать о них. Родители и дети читают стихи.

Солнце разгорается,

наша ярмарка открывается.

Всех на ярмарку зовем!

Ели спят у большака

В инее седом.

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз,

А затем пустимся в пляс.

Хороша игрушка расписная,

Вся поет бесхитростно светла.

И видна мне радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

Не потому ль игрушкой этой

Народ так свято дорожил,

Что он свое стремленье к свету

В фигурки яркие вложил?

Сегодня игрушек сверкающий ряд

Выходит на свет показать свой наряд.

    

Конь домчит до карусели.

На седло залез Емеля.

Влез, встал, засвистал –

Засвистал, поскакал.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

 С рожками, бородкой,

Хвост совсем короткий,

Забодает, если зол,

Вот какой у нас козёл.

Эти звери, птицы, кони,

Барышни, солдаты,

И коровы, и медведи

Очень нравятся ребятам.

Чтоб добром и красотою сердце согревало

И чтоб сказка никогда нас не покидала.

 С переливами поет,

утром будит весь народ.

Золотистый гребешок

гордо носит петушок

Вот индюк нарядный.

Весь такой он складный.

У большого индюка.

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост.

Точно солнечный цветок.

И высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

    

Конь бежит – вся земля дрожит,

В поле травушка-муравушка ничком лежит.

     Звучит русская народная мелодия «Хоровод», дети проходят в ворота на ярмарку и садятся на стульчики.

Ведущая  

Вдоль ярмарки во конец

Шел удалый молодец.

Не товар продавать.

Себя людям показать.

     В это время звучит народная мелодия «Коробейники» и входит коробейник.

Коробейник . 

Ложки, ложки, расписные ложки,

Кто хочет поиграть немножко?

     Коробейник раздает детям деревянные ложки. Оркестр ложкарей исполняет русскую народную мелодию.

В заключении праздника проводится общая пляска под песню «Россеюшка моя» («Золотое кольцо»). Дети приглашают взрослых на пляску.

Ведущая  

Солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась.

Дети и родители под музыку уходят из зала.

Консультация с родителями.

Тема: «Организация места для занятия дымковской росписью в домашних условиях»;

      Родительское собрание: «Совместная художественная творческая деятельность по созданию дымковского узора родителей с детьми».

Приложение 3

Сравнительная таблица  показателей уровня развития художественной творческой деятельности детей средней группы средствами дымковской игрушки

Название уровня

Содержание

Показатели

Начальный этап работы (%)

Завершающий этап работы (%)

низкий

- Ребёнок не знает средств выразительности, используемых в дымковской росписи;

- не называет характерных особенностей дымковской игрушки

- не умеет вычленять элементы из узора;

- ребёнок проявляет положительные отношения к дымковской росписи, но не может его мотивировать, проявляет незначительный интерес после напоминания взрослых;

- проявляет положительное отношение к цвету, ничем его не мотивируя;

- не придаёт значения форме и композиции

- ребёнок допускает значительные ошибки в передаче особенностей росписи, создаёт невыразительные образы;

- не справляется с заданием самостоятельно;

- слабо владеет навыками росписи: штрихи крупные, их направления не соответствуют форме элемента, слишком сильно нажимает на кисть.

20

-

средний

- ребёнок знает цвет и форму элементов дымковской росписи;

- называет некоторые особенности дымковской игрушки;

- выделяет только яркие и крупные элементы;

- ребёнок мотивирует положительное отношение к росписи её красотой, но проявляет интерес только после напоминания взрослого;

- проявляет положительное отношение к цвету, мотивируя его красотой цветовой гаммы;

-ребенку нравится форма  элементов, их расположение, он  не может это аргументировать.

- ребёнок допускает незначительные ошибки в передаче особенностей росписи;

- часто обращается за помощью взрослого;

- в процессе рисования в основном владеет навыками кистевой росписи, но при выполнении декоративных элементов затрудняется изображать некоторые из них,  почти всегда рисует кончиком кисти

70

30

высокий

- ребёнок знает средства выразительности, используемые в дымковской росписи;

- описывает игрушку достаточно полно, точно;

-проявляет положительное отношение  к  цвету, мотивируя его яркостью цветовой гаммы и разнообразием элементов;

- ребёнок не допускает ошибок в передаче характерных особенностей росписи;

- иногда обращается за помощью взрослого;

- в процессе рисования владеет навыками кистевой росписи, всегда рисует кончиком кисти;

10

50

Как видно из показателей, детей, находящихся на низком уровне нет. Значительно увеличилось количество детей показавших высокий уровень, что составило 50%.