Программа здоровьесбережения «Истоки здоровья»

Коровина Анна Петровна

Больше половины активного времени жизни обучающийся проводит в колледже или занимается учебными делами. Поэтому гигиенические условия обучения, организация педагогического процесса, психологическое воздействие педагогов и другие факторы определяют, как и в какой степени влияет колледж на здоровье своих учеников.

Среди ряда причин, из-за которых происходит нарушение здоровья обучающихся, выделяются:

1. Чрезмерная занятость;

2. Высокие учебные нагрузки;

3. Несоответствие между внешними требованиями и возможностями ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorovesberezheniya.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Программа здоровьесбережения  «Истоки здоровья»

Больше половины активного времени жизни обучающийся проводит в колледже или занимается учебными делами. Поэтому гигиенические условия обучения, организация педагогического процесса, психологическое воздействие педагогов и другие факторы определяют, как и в какой степени влияет колледж на здоровье своих учеников.

Среди ряда причин, из-за которых происходит нарушение здоровья обучающихся, выделяются:

1. Чрезмерная занятость;

2. Высокие учебные нагрузки;

3. Несоответствие между внешними требованиями и возможностями ребенка.

Исходя из этого, коллектив колледжа разработал программу. Программа разработана для оптимального использования здоровъесберегающей деятельности в процессе образования.

Программа имеет как оздоровительное, так и научно-исследовательское значение. Путём реализации программы раскрываются возможности в применении здоровъесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни обучающихся.

Понятие здорового образа жизни рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности.

Глобальная проблема нашего времени - это охрана физического и психического здоровья детей.

Для решения этой проблемы в группах:

1. Создана благоприятная эмоционально-психологическая среда, которая содействует дружелюбию во взаимоотношении детей и взрослых;

2. Созданы условия для достаточной двигательной активности детей в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями в движении (спортивный зал, динамические режимы, тренажёры).

В основе организации всех видов деятельности используется принцип индивидуально-дифференцированного подхода - в играх, на уроках, во время внеклассной работы, в самостоятельной деятельности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Вне сомнения, результативность такой работы возможна лишь при условии тесного контакта классного руководителя и медицинских работников, семьи и наличии глубоко продуманной программы по укреплению здоровья детей.

Система мер по сохранению и укреплению здоровья обучающихся внедряется в группу  с учётом возрастных и индивидуальных морфо-физических и психологических особенностей детей. Существенное значение имеет и адекватная оценка психологической ситуации в семье, группе, неформальном объединении обучающихся.

Понятие здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения включает в себя формы и методы нравственно-гигиенического воспитания, условия выполнения правил и требований психогигиены, организацию рационального питания и личной гигиены, активного двигательного режима и систематических занятий физической культурой, проведение эффективного закаливания, продуманную организацию досуга.

Для более углублённого изучения психического здоровья детей и своевременной его коррекции в группах проводятся диагностические срезы эмоционально-чувственной сферы. Важнейшим фактором развития психического здоровья является создание благоприятного психологического климата и взаимоотношений учителей с детьми, с родителями, родителей с учителями.

Основные цели и задачи программы

Эффективное использование здоровъесберегающей деятельности, совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода к детям.

Задачи программы:

1. Разработка комплекса мероприятий по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья.

2. Осуществление адресной социально-педагогической, психологической, реабилитационной, медицинской помощи детям и их родителям.

3. Создание системы учёта и контроля состояния здоровья детей в разные периоды развития.

4. Создание системы закаливания и физической культуры для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии.

5. Создание необходимых условий для детей с отклонениями в здоровье. Выбор приоритетных направлений программы обусловлен спецификой образовательного учреждения, осуществлён с учётом практики решения вопросов охраны и укрепления здоровья.

Первое направление  - использование системы мер по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Огромна роль классного руководителя в создании таких условий в образовательном учреждении, которые бы обеспечили все составляющие "состояния полного благополучия" - крепкое тело, здоровую психику, умение общаться с людьми. К этим условиям относятся: комфортный психологический климат в коллективе, рациональный режим дня, полноценное питание, соблюдение правил личной гигиены, профилактика заболеваний, понимание ребёнка, готовность и умение помочь ему в трудных ситуациях.

Второе направление - мониторинг состояния здоровья детей, то есть создание системы учёта и контроля состояния здоровья на основе комплексных психологических, социально-педагогических, морфофункциональных и медицинских обследований детей.

Третье   направление   -  разработка   комплексной   стратегии,направленной на улучшение состояния здоровья детей и педагогов, организация их активного отдыха.

Данное направление предполагает формирование потребности в здоровом образе жизни; рациональную организацию режима труда (учёбы) и отдыха, основанного на индивидуальных биоритмологических особенностях; стимулирование оптимальной  и физической активности;  создание научно

обоснованной системы закаливания; осуществление комплекса психологических и психопрофилактических воздействий.

Четвёртое направление - создание адаптивной среды и обеспечение оптимальных условий для полноценного образования и воспитания детей, имеющих недостатки физического и психического развития.

Комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий составляется в соответствии с результатами мониторинга состояния здоровья и предполагает          индивидуально          ориентированное          использование здоровъесберегающей деятельности в процессе образования.

Механизм реализации программы

  • Разработка и апробация комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровъесберегающей деятельности, используемых классным руководителем.
  • Мониторинг состояния здоровья детей, проводимый периодичностью 2 раза в год (сентябрь, май), контроль физической подготовленности.
  • Комплексная профилактика, развивающая и диагностика -коррекционная работа, направленная на предупреждение и преодоление недостатков психического развития.
  • Создание благоприятного психологического климата в группе.
  • Внедрение оздоровительной мероприятий в группу с целью коррекции отклонений в развитии, а так же сохранения и укрепления здоровья учащихся.
  • Пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся и их родителей.
  • Организация работы спортивных секций, кружков. Вовлечение родителей в активный досуг.
  • Формирование основ здорового образа жизни.
  • Обсуждение проблем здоровья на родительских собраниях, консультациях. Обмен опыта работы по сохранению здоровья детей между родителями.

Ожидаемые результаты реализации программы

1. Создание модели проведения комплексного мониторинга состояния здоровья детей.

2. Разработка системы лечебно-оздоровительных мероприятий для подростков по сохранению и укреплению здоровья.

3. Разработка и внедрение системы мер по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в практику работы классного руководителя.

4. Улучшение состояния здоровья детей, отслеживание в динамике показателей их физического и психического развития.

5. Совершенствование коррекционно-развивающей и реабилитационной работы в группе. 

В рамках поставленных задач были реализованы следующие мероприятия. Мною был разработан комплекс психодиагностических методик для экспресс-диагностики учащихся и лонгэтитьюдного наблюдения на протяжении всего времени обучения в колледже, который был уже неоднократно применен. А также я разработала систему мероприятий по воспитанию здорового образа жизни:

Нестандартные классные часы, которые привлекли внимание подростков к вопросам своего здоровья

Были проведены тематические родительские собрания и организован  родительский клуб по обмену опытом применения здоровьесберегающих технологий в семье

Также я смогла осуществить адресную социально-педагогическую, психологическую, помощь подросткам и их родителям в виде индивидуальных информационных бесед и тренингов  

Проведенные исследования показали, что моя работа дала положительные результаты. Показатели в группе улучшились, возросла социальная активность ребят, тревожность как отрицательная характеристика уменьшилась (см. Аналитические материалы. Приложение № 1)

Исходя из итогов работы, я сделала следующий вывод: данная программа и мои усилия дали положительный результат и заслуживает право на существование.

Воодушевленная положительным результатом работы с группой, я решила продолжить систематически применять технологии здоровьесбережения в своей работе учителя английского языка. Ведь те дети, которые приходят ко мне на уроки, заслуживают моей заботы и внимания. Я понимаю, что в моих руках находится будущее России. И это не высокие слов, а мое личное убеждение, сформированное на опыте конкретной работы по здоровьесбережению.