Совместная деятельность классного руководителя, обучающихся и их родителей по здоровьесбережению в группе (из опыта работы)

Коровина Анна Петровна

Девять десятых нашего счастья

основано на здоровье.

А. Шопенгауэр

Имея за плечами опыт воспитания собственных трех детей, опыт работы школьного психолога, опыт работы  классного руководителя, в котором я являюсь классным руководителем, я полностью согласна с высказыванием знаменитого философа 19 столетия А. Шопенгауэра. Мои многочисленные наблюдения, наблюдения за состоянием учебной деятельности моих воспитанников, за состоянием их психического и физического здоровья и отражением этого состояния на качестве жизни подростков, уровнем их социализации в обществе сверстников позволили мне сделать следующий вывод: здоровье почти полностью определяет будущность ребенка, а отроческая пора является залогом сохранения его здоровья. Полученные данные дали направление моей дальнейшей деятельности по здоровьесбережению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_deyatelnost_klassnogo_ruk.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность классного руководителя ,  обучающихся и  родителей по здоровьесбережению.

1. Совместная деятельность классного руководителя, обучающихся и их родителей по здоровьесбережению в группе (из опыта работы)

Девять десятых нашего счастья

основано на здоровье.

А. Шопенгауэр

Имея за плечами опыт воспитания собственных трех детей, опыт работы школьного психолога, опыт работы  классного руководителя, в котором я являюсь классным руководителем, я полностью согласна с высказываем знаменитого философа 19 столетия А. Шопенгауэра. Мои многочисленные наблюдения, наблюдения за состоянием учебной деятельности моих воспитанников, за состоянием их психического и физического здоровья и отражением этого состояния на качестве жизни подростков, уровнем их социализации в обществе сверстников позволили мне сделать следующий вывод: здоровье почти полностью определяет будущность ребенка, а отроческая пора является залогом сохранения его здоровья. Полученные данные дали направление моей дальнейшей деятельности по здоровьесбережению.

Моим решением стало создание воспитательной системы группы в рамках программы по здоровьесбережению «Истоки здоровья».

Цель, которую я поставила перед собой – создание коллектива единомышленников, состоящего из учащихся, их родителей, учителей, которые работают в группе, и объединенного единой целью – научить обучающихся группы разумно и бережно относится к своему здоровью, сохранять его и приумножать за весь период пребывания в колледже.

Цель, которую  ставит перед собой современное образование – это подготовка детей к жизни. И мы, учителя, стремимся к тому, чтобы каждый  обучающийся  получил за время учёбы знания, необходимые в дальнейшей  жизни, а также сберег и преумножил свое физическое и психическое здоровье.

Взяв за основу следующие принципы:

1.  Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.

2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.

3.  Индивидуально- дифференцированный подход- основное средство оздоровительно- развивающей работы с учащимися. 

Я поставила себе цель обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья за период  обучения в колледже, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

Я приступила к работе с группой  именно с тестирования и изучения медицинских карт обучающихся, чтобы  сделать соответствующие выводы  о психофизическом состоянии учащихся и спланировать свою дальнейшую деятельность. Так как  основным показателем, отличающим здоровьесберегающие образовательные технологии, является регулярная  диагностика состояния учащихся  и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало- конец учебного года).

Проводя тестирование я пользовалась такими методиками, как беседа с учащимися, родителями, медицинскими работниками, изучение медицинских карт, методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, тест "Исследование тревожности" Спилбергера, исследование автономности опросник Прыгни Г. С, нравственная самооценка Колмогорцева Л. Н., отношение к жизненным ценностям (НИИ возрастной психологии), исследование проксемического поведения  несовершеннолетних с помощью шкалы GIDS Эдварда Холла.

Первое высшее образование психолога и социального педагога дает мне право использовать специфические психологические тесты в работе  классного руководителя.

В своей педагогической деятельности я применяю здоровьеформирующие образовательные технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Технологии, которые создают максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования:

- использование данных мониторинга состояния здоровья; учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений;

-учет особенностей возрастного развития обучающихся;

-создание благоприятного эмоционально-психологического климата;

-использование разнообразных видов  здоровьесберегающей
деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Среди них:

  1. Здоровьесберегающие - обеспечивающие двигательную активность,
  2. Оздоровительные - физическая подготовка, гимнастика,
  3. Воспитание культуры здоровья - факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внеколледжные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.

Применение этих технологий позволяет :

-создать условия безопасного для здоровья обучения, предотвращение дезаптационных состояний, переутомления, гиподинамии,

-определить структуру и организацию учебного процесса, объема учебной нагрузки,

-решаются главные задачи образовательного процесса,

-реализуются программы по обучению здоровью и ЗОЖ, предупреждению вредных привычек, просвещению родителей.

Для достижения поставленных целей,  формирования и укрепления психологического здоровья, повышения ресурсов психологической адаптации с помощью социально–психологических тренингов, программ социальной и семейной педагогики мною был разработана программа «Истоки здоровья», состоящий из трех основных модулей.

Согласно трем выделенным блокам работа ведется над укреплением психологического, социального и физического здоровья обучающихся через широкое использование в практике нестандартных уроков: уроки-игры, уроки–дискуссии, уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки- консультации, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения учащихся, уроки-творчества, уроки-аукционы, уроки-конкурсы, уроки-обобщения, уроки-фантазии, уроки-концерты, уроки-экскурсии и др. Рассмотрим, например, урок-экскурсию.

Урок экскурсия

На уроки-экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий, среди которые немаловажное место отводится задаче здоровьесбережения. По содержанию уроки-экскурсии  делятся на тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов.

По времени проведения относительно изучаемых тем различают вводные, сопутствующие и заключительные уроки-экскурсии.

Форма проведения уроков-экскурсий разнообразна. Это и урок-прогулка, и пресс-конференция с участием представителей учреждения , музея и т.д., и исторические экскурсии по изучаемому предмету, и урок обучающего повторения по теме, разделу или курсу в форме экскурсии и т.д.

Эффективность проведения урока-экскурсии уже изначально заложена в том, что учащиеся общаются с природой, могут наблюдать изменения в жизни окружающего мира более целенаправленно, чем при других обстоятельствах. Необычность данного типа урока повышает работоспособность  учащихся, активизирует их интерес к познанию, воспитывает любовь к окружающему. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику обучающегося, на состояние его физического и психического здоровья.

«Истоки здоровья»  и личность учителя.

Я думаю, что для эффективного внедрения в педагогическую практику идеи здорового образа жизни необходимо решение трёх проблем:

1.     Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.

2.     Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его особенности, склонности, умения и способности, каков возможный путь развития.

3.     Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.

Поэтому, продумывая организацию и внедрение здоровьесберегающих технологий в своей группе, я задала себе ряд вопросов: насколько здоровый образ жизни веду я, насколько внимательно я отношусь к своим ученикам, и насколько подростки доверяют мне и готовы ли вместе со мной развивать и внедрять новый проект.

Несомненно, что проведение индивидуального и группового тестирования сблизило меня и учеников моей группы, дало новые темы для общения и классных часов, показало ребятам, что мне интересна их внутренняя жизнь, переживания и самочувствие как в колледже, так и дома.  Выстраивая систему мероприятий, я стараюсь включить в работу и родителей, и  детей, организую родительские собрания и классные часы с обменом индивидуального опыта.

Программа «Истоки здоровья» и родители.

Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – это формирование соответствующей мотивационной сферы детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна стать доминирующей в поведении детей, в их стремлении вести здоровый образ жизни.Прежде всего, родителям необходимо иметь четкое представление о здоровом образе жизни и научить этому ребенка. Проблема состоит в том, что организация совместной деятельности родителей и педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий в семью требует много усилий со стороны колледжа и классного руководителя. Поэтому своей целью в данном направлении я ставлю задачу обеспечить участие родителей в реализации программы  “Истоки здоровья”, формировать потребность именно семьи в здоровом образе жизни, дать представление о возможном влиянии детско–родительских отношений на формирование необходимых для ребенка критериев здорового образа жизни, помочь получить родителям знания и навыки, необходимые для создания семейных отношений и воспитания детей, формировать навыки рационального питания, физической культуры.

При организации работы  я совместно с родителями определяла, какие темы включить в обсуждение на заседаниях актива группы, родительских собраниях. Самые заинтересованные предложили взять темы “Как избежать искривления осанки”,  “Методические рекомендации по применению аромотерапии, фитотерапии, витаминотерапии в образовательном учреждении и семье”, “Использование дыхательной гимнастики по системе Стрельниковой”, предложили свою помощь при организации спортивных развлечений, повторной диагностики физического состояния детей. Я уверена, что родители  группы становятся моими единомышленниками, изменяют свое отношение к сохранению  здоровья.