Особенности процесса формирования ребенка в условиях школы-интерната

Вора Лидия Ивановна

Школа-интернат, где дети коренных народов Севера находятся на полном государственном обеспечении, снимает с семьи заботу о воспитании и обучении как в настоящем, так и в будущем, что в результате отрицательно сказывается на морально-психологическом климате семьи и привязанности детей к родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://lineburg.ru/  Материалы международной научной конференции

" Модернизация образования в условиях глобализации ",

посвященной 75-летию Тюменского государственного университета

круглый стол 
Института гуманитарных исследований
"Университет и гуманитарные проблемы региона"
14 - 15 сентября 2005 года

Особенности процесса формирования ребенка в условиях школы-интерната
Вора Л.И.
Ямало-Ненецкий АО

На начальном этапе, создавая школы-интернаты, государство в области образования ставило цель - ликвидировать поголовную неграмотность тундрового населения. На первом съезде туземного населения в 1925 году было решено, что для кочевников нужны только интернаты, при полном содержании детей. Аргументы? Занимаясь охотой и рыболовством, родители на длительное время уходят в тундру, а дети, находясь вместе с родителями, испытывают большие трудности. 
Специфические условия школы-интерната в основе своей направлены на учебно-воспитательный процесс, но с каждым годом происходит все больший разрыв между школьным и семейным воспитанием. Школа, при всех положительных моментах, таких, как улучшение санитарно-гигиенических условий, учебно-педагогического процесса, надолго увозит детей от традиционного уклада жизни, быта, национальных традиций. Дети в интернате превращаются в потребителей, что формирует иждивенческий настрой ("нам должны", "дайте"), отсутствуют бережливость и ответственность. Формальное принуждение к дисциплине таит в себе опасность отчуждения во взаимоотношения взрослого и ребенка. В итоге - слабая подготовка к самостоятельной дальнейшей жизни.
Школа-интернат, где дети коренных народов Севера находятся на полном государственном обеспечении, снимает с семьи заботу о воспитании и обучении как в настоящем, так и в будущем, что в результате отрицательно сказывается на морально-психологическом климате семьи и привязанности детей к родителям.
Кризис усугубляется ко всему прочему и переходом страны на жесткие рыночные отношения, когда директор и администрация школы-интерната вынуждены искать самые разнообразные пути решения насущных проблем. Наряду со слабой материальной базой, отсутствием квалифицированных кадров особо остро стоит вопрос взаимоотношений по линии администрация - воспитатель - учащийся (или воспитанник).
Изменения, происходящие в нашем обществе и связанные с перестройкой системы политических, социальных, экономических отношений, происходящая демократизация общественной жизни требуют радикального изменения педагогических взглядов, в частности, пересмотра роли коллектива в воспитании личности. Коллектив способен оказывать на личность разное, не только положительное, но и отрицательное воздействие. Обычный ребенок из семьи находится в школе пять-шесть часов и, если возникают проблемы, он может отдохнуть в домашней обстановке, где встретит понимание со стороны родителей. Ребенок в школе-интернате не может определиться в своем статусе - где выполнять статус ученика, а где воспитанника - и выбирать соответствующее поведение. Ребенок в школе-интернате вынужден следовать тому стилю поведения и тем неписаным правилам, которым негласно следуют практически все дети. 
Внутренний режим школы-интерната порождает коллективное "мы", что является защитным механизмом по отношению к чужакам. Руководствуясь режимными моментами, воспитатель ко всем воспитанникам предъявляет одинаковые требования по выполнению обязанностей и общешкольного распорядка. Здесь от воспитателя, заменяющего отца и мать, требуется учитывать индивидуальные особенности ребенка, стереотипы поведения и социальные установки. Требуя от детей неукоснительного выполнения обязанностей, исходящих от администрации, для поддержания дисциплины на должном уровне, воспитатель в таких ситуациях оказывается один на один с проблемами в группе, где он выполняет статус надзирателя. Тем самым воспитатель в представлении детей воспринимается в негативном свете.
Проблемы взаимоотношений начинаются с того момента, когда воспитатель осознает, что нужно принять авторитарный стиль общения, применяя варианты психологического давления на ребенка, что создает еще более глубокую пропасть в общении с воспитанником. Дети школы-интерната, как только начинают понимать ограниченность функций воспитателя, начинают ими манипулировать. Становление личности - это долгий процесс и применять категории "хороший - плохой" в отношении ученика-воспитанника не совсем правильно. Дети непохожи не только в силу своих индивидуальных различий, но в и морально-этических и нравственных аспектах. Вся эта пестрота и количественная нагрузка на воспитателя вместе с режимными моментами обезличивает его, и он выгорает эмоционально внутри, отсюда и реакция - как ты смеешь учить меня! Это нормальное реагирование на ситуацию, но не нужно забывать, что в большей степени мы учимся у детей.
Проблема этнизации северной национальной школы в России стоит не первый день. Остроту проблемы в условиях школы-интерната смягчили постановлением губернатора ЯНАО от 7 января 2000 года переходом к интернатам семейного типа, сохраняя причастность к естественной языковой, культурной среде.
В школе-интернате семейного типа дети формируются не с учетом их возраста и обучения в определенном классе, а по родственным связям. В таких интернатских группах или, как их называют "семьях", сохраняются языковая среда, культура, традиции, обычаи данного рода. Группы комплектуются по совершенно новому принципу - семейно-родовому: братья и сестры живут вместе в одной "семье".