Профессиональное становление студентов педагогического колледжа в ходе педагогической практики

Одной из ключевых проблем подготовки специалиста нового типа является проблема формирование соответствующих профессиональных компетенций у студентов педагогических колледжей. В рамках развития готовности студентов к взаимодействию с детьми в Краснодарском педагогическом колледже организуются разнообразные формы работы со студентами, направленные на преодоление психологических барьеров, формирование профессиональной ориентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ХОДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Г.М. Бородина, Т.А. Иванушкина

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский  педагогический колледж»

Одной из ключевых проблем подготовки специалиста нового типа является проблема формирования соответствующих  профессиональных компетенций  у студентов педагогических колледжей. Эта задача четко сформулирована в Федеральной программе развития российского образования: «Надо готовить специалистов, умеющих работать с процессами образования и развития, владеющих способами оформления собственных оригинальных методик и технологий, умеющих рефлексировать собственную педагогическую мыследеятельность, умеющих работать с участниками образовательного  процесса любого возраста и любого социально-психологического статуса» [5].

Работодателю, производству, нужны специалисты, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это зависит от полученных в стенах учебного заведения компетенций, т.е. новых качественных образований, основанных на знаниях, опыте, ценностях, которые приобретены в процессе учения. Компетенция показывает связь между формированием знаний и профессиональной деятельностью,  и связана с деятельностным результатом.

Е. М. Бабосов, В. Г. Бочарова, В.М. Бочаров, И.А.Зимняя делают акцент на необходимость усиления внимания к формированию профессиональной компетентности, поскольку она представляет собой обобщенное качество личности, способствующее успешному выполнению ею определенных социальных ролей.

Компетенции педагога – это такой органический комплекс общепрофессиональных (связанных с педагогической деятельностью вообще) и специальных (отражающих специфику образовательной системы в целом и образовательного учреждения в частности, меняющиеся социальные реалии и сам социум образовательного учреждения, в условиях которого функционирует педагог) знаний, умений, навыков, способностей, обеспечивающих эффективность реализации педагогических функций по формированию личности обучающегося. По данным социологических исследований, в последнее время все чаще у многих выпускников учебных заведений наблюдается отсутствие навыков социального взаимодействия, опыта сотрудничества в группе, умения находить конструктивные решения в сложных конфликтных ситуациях [4].

Проблема формирования социальной компетенции будущего педагога  остро встала в связи с введением Государственного образовательного стандарта нового поколения.  По мнению И.А.Зимней (2003), социальная компетенция является ключевой, так как обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека в социуме и является целостным результатом профессионального образования. Огромное значение в формировании социальной компетенции имеет практика.

Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Особые требования предъявляются к практическим навыкам взаимодействия с детьми, коллегами, родителями. То есть выпускники колледжа должны иметь соответствующий практический опыт.  В соответствии с  Государственным образовательным стандартом выпускники педагогического колледжа, обучающиеся по специальности «Дошкольное образование» должны иметь следующий практический опыт:   

- планирования различных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной) и общения детей;

  • организации и проведения творческих игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами (подвижные и дидактические);
  • организации различных видов трудовой, продуктивной деятельности дошкольников,  общения  в повседневной жизни и различных видах деятельности;
  • организации и участия в подготовке и проведения праздников,  развлечений в образовательном учреждении;
  • наблюдения и анализа игровой, трудовой, продуктивной деятельности и общения детей;
  • наблюдения за формированием игровых, трудовых умений, развитием творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников;
  • оценки продуктов детской деятельности;
  • разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности и общения детей;
  • взаимодействия с родителями.

   Такой опыт студенты педагогического колледжа приобретают в ходе учебной и производственной практики,  организации которой в Краснодарском педагогическом колледже № 3 Краснодарского края уделяется большое внимание.

Цели и задачи, программы  практики,  формы отчетности определяются образовательной организацией  по каждому виду практики. Учебная практика проводится в учебных аудиториях, производственная -   проводится в дошкольных образовательных организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. В соответствии с ФГОС в Краснодарском педагогическом колледже № 3 организуется и проводится  учебная и производственная практика по профессиональным модулям. Производственной практике предшествует учебная практика, где студенты вырабатывают практические умения планирования, организации и проведения различных видов деятельности  и общения детей; оценки продуктов детской деятельности, определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника, организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы; взаимодействия с родителями и сотрудниками дошкольной образовательной организации. При этом моделируются ситуации, с которыми студентам реально придется сталкиваться в ходе производственной практики.

В рамках развития готовности студентов к взаимодействию с детьми в Краснодарском педагогическом колледже № 3 организуются тренинги, направленные на преодоление психологических барьеров, формирование профессиональной ориентации. Для студентов 2-х курсов, готовящихся к выходу на производственную практику проводятся тренинги «Моя профессия – педагог», «Тебя ждет дошкольник».  Так же проводятся тренинги по итогам производственной практики «Мои проблемы мне решать», «Рост моих достижений». Получил распространение такой вид работы, как презентация творческих работ - проектов «Детский сад моей мечты», «Детский сад, в котором я хочу работать».  Огромное значение в становлении профессиональных  компетенций будущих педагогов имеет организация конференций по итогам производственной практики, где студенты осмысливают приобретенный практический опыт и представляют его студентам младших курсов, которым производственная практика только предстоит в будущем.

Производственная практика организуется в базовых дошкольных образовательных организациях г. Краснодара. Практика организуется по профессиональным модулям, что способствует глубокому погружению студентов в будущую профессиональную деятельность. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом  результатов, подтвержденных документами соответствующих дошкольных организаций.         Предложенные формы работы по профессиональному становлению будущих педагогов  могут быть использованы при подготовке специалистов других педагогических специальностей.

Список литературы:

1. Бобиенко О.М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования [Текст]. - Казань, 2005.

2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст]. //Педагогика. – 2003. - № 10.

3. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год [Текст]. – М., 2004.

4. Качество трудового потенциала и экономический рост в России: Аналитическая справка [Текст]. //Материалы Всероссийской конференции РСПП. – М., 2005.

5. Кюбарт Ф. Российская система образования [Текст]. //Народное образование. – 2002. -№ 5.

6. Лукичев Г. Болонский процесс формирует новую модель образования [Текст]. //Поиск. – 2004. - № 22.

7. Мосягина Г.П. Развитие социально-значимых видов деятельности студентов на основе модернизации образовательных программ [Текст]. -  Ставрополь, – 2007.

8. Мосягина Г.П. Формирование различных социальных ролей будущих педагогов в контексте развития их социальных компетенций [Текст]. - Ставрополь, – 2008.

9. Стратегия РФ в области развития образования на период до 2010 г. [Текст]. – М. 2003.