Компетентностный подход в обучении школьников как основа повышения качества образования по русскому языку

Гильманова Алина Харисовна

Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Компетенция – это готовность действовать в неопределенной ситуации.

Компетентностный подходчеткая ориентация на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности.

Ключевыми компетенциями – универсальными – должен обладать каждый член общества. Термин ключевые подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырех элементарных компетенций:

  1. информационная – готовность к работе с информацией;
  2. коммуникативная – готовность к общению с другими людьми;
  3. кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми;
  4. проблемная – готовность к решению проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в обучении школьников

как основа повышения качества образования

по русскому языку

Гильманова Алина Харисовна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ д. Тереклы

МР Архангельский район РБ

«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить»

А. Дистервег

Современное развитие общества диктует новые подходы к оцениванию качества школьного образования. Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010  года» оценка результата образования ориентирована на сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике,  ориентироваться в нестандартных ситуациях, развитии «компетентности» обучающихся.

Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования, воспитания.

Конкурентоспособность человека на современном рынке труда, по мнению специалистов, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения и навыки, которые могут использоваться применительно к целому ряду ситуаций.

Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, учитывая новые запросы рынка труда, сегодня претерпевает изменения. В связи со сказанным принципиально меняются цели образования.

Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях.

В  чем же суть  компетентности обучающихся? И как оно может помочь повысить качество образования?

Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Компетенция – это готовность действовать в неопределенной ситуации.

Компетентностный подход – четкая ориентация на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности.

Ключевыми компетенциями – универсальными – должен обладать каждый член общества. Термин ключевые подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырех элементарных компетенций:

  1. информационная – готовность к работе с информацией;
  2. коммуникативная – готовность к общению с другими людьми;
  3. кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми;
  4. проблемная – готовность к решению проблем.

Введение понятий компетенции и ее типов в методику преподавания русского языка соотносится с мировой теорией и практикой определения целей и уровней владения языками. Основная теоретическая предпосылка введения этих понятий – это разграничение языка и речи. Воспитание языковой личности как субъекта национальной культуры находится в центре внимания современной системы образования и воспитания. И «русский язык» как учебный предмет, понимаемый как предмет духовный, мировоззренческий, призван формировать систему взглядов на природу и общество, воспитывать гражданина и патриота.

Основой формирования компетенций является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт):

  1. полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на уроке или во внеурочной деятельности;
  2. новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов и т. п.

Традиционно оценивание осуществляется на основе субъективной оценки учителем качества ответа ученика или выполненной работы путем сравнения ее с неким эталоном, а часто ещё и «со скидкой» на предполагаемые умственные способности; механической количественной процедуры, когда оценка определяется через число допущенных ошибок (например, диктант или тесты ).

Оба варианта оказываются непригодными в условиях компетентностного подхода. Здесь требуется набор объективных и в то же время качественных критериев, т.е. при помощи критериального оценивания.

При создании контрольных измерительных материалов для ЕГЭ используется ряд подходов к разработке инструментария компетентностного подхода.

Контрольные измерительные материалы по русскому языку, как и по другим предметам, состоят из трех частей, включающих задания различного типа и разной сложности. Задания первой части проверяют достижение уровня общеобразовательной подготовки (из четырех готовых следует выбрать один правильный). Задания второй части проверяют более сложное умение применять освоенные знания и умения в измененной ситуации. Задания третьей части ЕГЭ используются для проверки применять знания из различных разделов учебных предметов в новой ситуации.

Таким образом, часть заданий ЕГЭ направлена на проверку умений применять имеющиеся знания в ситуации, отличающейся от стандартной, т.е. на проверку уровня развития компетентности школьника. В ЕГЭ по русскому языку включены задания, проверяющие:

  1. элементарную лингвистическую компетенцию (готовность использовать имеющийся минимум знаний о языке для самоконтроля и совершенствования речи);
  2. языковую компетенцию (практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм: орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных);
  3. коммуникативную компетенцию (способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуации общения).

Методы формирования коммуникативной компетенции: ролевые и деловые игры (роли Говорящего и Слушающего, Пишущего и Читающего), учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью, дискуссии, упражнения психологического тренинга общения, телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах, подготовка заметок и статей для школьной газеты, рецензирование учебных исследовательских работ.

По мнению некоторых авторитетных ученых, человек становится компетентным именно в тот момент, когда у него формируется умение самостоятельно оценивать свою деятельность и ее результаты.

Например, при выполнении самостоятельной (практической) работы в условиях компетентностного подхода учитель должен предварительно ознакомить учащихся с критериями оценки. Выполняя самостоятельную работу, ученик должен иметь возможность выбрать уровень сложности, выбрать сроки выполнения из предложенных заранее как минимум двух дат, привлекать дополнительные источники информации (грамотное обращение к словарю может принести дополнительный балл, а помощь соседа может снять баллы), апеллировать выставленную учителем оценку. По результатам работы учитель обязан пояснить свое оценочное суждение о качестве работы ученика (индивидуально или в группе). Акцент необходимо сделать на хорошо выполненных работах и относительном продвижении ранее отстававших учащихся (создание ситуации успеха).

Ответ учащегося на уроке рассматривается как публичное выступление. Даже если вопрос задает учитель, ответ учащегося адресуется всему классу. В условиях компетентностного подхода учитель должен обращать внимание учащихся на практическую или теоретическую значимость материала, предъявляемого учащим(и)ся во время публичного выступления.

Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио, наглядно характеризующее продвижение в развитии ключевых компетенций.

В некоторых случаях использование тех или иных форм и методов обучения может привести к формированию своего рода псевдокомпетенции, т.е. умение представить вместо необходимого результата деятельности «фиктивно-демонстративный» продукт, который лишь нанесет вред учащемуся в дальнейшей жизни

Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»

Реализация компетентностного подхода в школьном образовательном процессе стоит в ряду таких комплексных инноваций, как профильное обучение, сетевое сотрудничество. Разработка своей модели образовательного процесса на основе компетентностного подхода может стать фундаментом серьезной и многолетней работы педагогического коллектива школы – сложной, но, безусловно, интересной и чрезвычайно актуальной.

Таким образом, обучение принимает совершенно новую форму. Принципы, заложенные в компетентностный подход, должны в итоге обучать самостоятельных, уверенных в себе личностей. Личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала.