Модернизация институтов образования с применением элементов хьютагогики (образовательная программа)

Александр Пивоваров

Самостоятельная образовательная деятельность слушателей в современной образовательной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации)

Институт развития образования Кировской области

(ИРО Кировской области)

   

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(повышения квалификации)

«Современные аспекты законодательства

в области образования»

(фрагмент)

для руководителей образовательных округов, учреждений, их заместителей,  работников методических служб, педагогов

(в количестве 108 часов)

Александр Пивоваров, автор-составитель

Киров 2014

Пояснительная записка

Актуальность программы. Основная цель модернизации в сфере управления образованием заключается в том, чтобы сделать эту систему максимально открытой и прозрачной для общества. Для достижения заявленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • привлечь гражданские институты (управляющие, попечительские, родительские Советы) к управлению образованием;
  • делегировать им часть управленческих полномочий;
  • открыто афишировать управленческую деятельность посредством СМИ, Интернет (публикацией нормативно-правовой базы образовательной организации, программ, планов, публичного доклада).

Для того чтобы участие гражданских институтов в управлении образованием было не декларированной манифестацией, а реальным действием, необходимо соблюдение следующих принципов:

  • добровольности, заинтересованности, коллегиальности, гласности;
  • реального их участия в разработке и реализации образовательной политики образовательной организации.

Основные способы становления гражданских институтов:

  • актуализация проблемного поля. Здесь важно, чтобы проблематика образования стала ясной, прежде всего, для местного сообщества и власти, то есть школа должна, прежде всего, стать открытой для социума;
  • выращивание субъекта инициативы;
  • переговоры и пиар-кампания. Как только сформируется субъект инициативы, необходимо вести переговоры со всеми целевыми группами, заинтересованными в вопросах образования (это могут быть совершенно неожиданные группы: политические партии, сообщества «бизнес-ангелы», пенсионеры, религиозные организации и др.);
  • включение нормативного процесса формирования субъекта управления.

Обоснование актуальности. Государственно-общественное управление в свете нового закона «Об образовании в Российской Федерации» как многомерное явление в области образования, имеет свою главную направленность – обновление педагогической деятельности и, как результат, повышение качества образования. Вместе с тем, на сегодняшний день обозначилось противоречие между необходимостью упорядочения и грамотного сопровождения и управления инновационными процессами в образовании (научно-методического сервиса) и отсутствием у педагогов и руководителей четкого представления об управленческой инноватике, а также умений анализа и проектирования этой деятельности. В этой связи необходимо специально организованное обучение специалистов системы образования, работающих в условиях инноваций, проектированию, организации и управлению инновационными процессами в образовании.

Цель программы: основываясь на нормативных документах, развитие профессиональной компетентности в сфере управления образовательной организацией руководителей, учителей, родителей, членов Управляющих советов школ, общественных институтов гражданского общества.

        Условия освоения программы (форма обучения): данная цель достигается посредством организации аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, а также практикоориентированных исследований и проектов в области своей управленческой деятельности.

        Задачи программы:

  • формирование у слушателей целостного представления о структуре и содержании управленческой деятельности в системе образования в новых нормативно-правовых условиях;
  • освоение ими современных технологий, методов, форм проектирования, организации и управления образовательной организацией;
  • развитие у слушателей исследовательских и проектировочных умений, необходимых для конструирования новой практики управленческой деятельности.

В результате обучения на курсах у обучающихся будут сформированы  следующие компетенции: 

информационная (систематизация потоков информации; привлечение информации для поиска и оценки, возникающих в ходе управления вопросов и проблем; оценивание тенденций развития отечественного и зарубежного образования; прогнозирование инновационных рисков и их влияния на достижение заявленного результата образовательной организации; оценка тенденций ее дальнейшего инновационного развития);

коммуникативная (развитие управленческой культуры; построение потоков коммуникаций в соответствии с изменениями внешней среды; представление четкой устной и письменной информации с учетом ее влияния на развитие образовательной организации; соотнесение манеры поведения в соответствии с ситуацией; готовность к партнерскому взаимодействию);

компетенция решения проблем (самоменеджмент) (стремление к изменениям; владение навыками самообразования; развитие индивидуальных способностей; способность к критической оценке ситуации; способность к опережающему образованию; построение четкого прогноза перспектив; нахождение различных вариантов разрешения проблемной ситуации; прогнозирование последствий принятия решения; определение допустимого уровня рисков и барьеров; обеспечение выполнения управленческого решения).

Освоение программы предусматривает сочетание аудиторных занятий, основанных на интерактивных формах освоения учебного содержания, а также примеров и ситуаций из собственного опыта слушателей (образовательные практики) и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного методического инструментария в реальную практику для решения конкретных проблем в образовательном учреждении. Процесс освоения программы фиксируется в методическом портфолио слушателя, который одновременно является формой аутентичного оценивания хода и результатов работы с учебным содержанием.

        Для достижения поставленных целей в построении программы применен модульный подход, позволяющий проектировать образовательный процесс с учетом индивидуальной траектории обучения слушателей.  

        Компоненты программы (инвариантный и вариативный), по структуре программа состоит из трех модулей: инновационные процессы в образовании, современные аспекты законодательства в области образования и дисциплины по выбору.

        Способы оценки результатов. Достижение целей и задач, обозначенных в программе, обеспечивается посредством зачетов по каждому модулю, а так же на основании самостоятельной работы слушателей.

Учебно-тематический план

 (фрагмент)

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе

Формы

контроля

Лек.

Прак.

Сам. раб

Модуль 2. Развитие механизмов государственно-общественного управления

56

30

14

12

зачет

2.1

Гражданское общество и инновационное образование. Государственно-общественное управление образованием

8

8

 

2.2

Развитие механизмов государственно-общественного управления в условиях ФГОС и нового закона «Об образовании в Российской Федерации»

8

4

4

2.3

Участие представителей органов государственно-общественного управления в оценке качества образования

8

4

4

2.4

«Дорожная карта» инновационных преобразований и изменений

12

8

4

2.5

 

 

 

 

Модуль 3. Дисциплины по выбору

20

6

2

12

зачет

3.1

Публичный доклад образовательной

организации

3.2

Эффективный контракт как способ повышения кадрового потенциала образовательной организации

3.3

                                     ИТОГО:

108

40

32

12

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(фрагмент)

Модуль 2. Развитие механизмов государственно-общественного

управления образовательной организацией

2.1. Гражданское общество и инновационное образование. Государственно-общественное управление образованием

Основы гражданско-общественного управления образовательным учреждением: публичный доклад, открытость образовательного учреждения, делегирование полномочий администрации Управляющему совету.

Понятие «Управляющий совет»  как формы целевого управления инновационной деятельностью образовательной организацией, являющейся сложной системой взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей на приоритетных направлениях развития.

Инициация Управляющим советом процессов реализации (включения) инноваций, представляющий собой ансамбль (комплекс) выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, организационных, финансовых и иных мероприятий, приводящих к инновациям. Роль Управляющего Совета в создании  пакета документов (кейса) содержательной, технологической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации целей развития образовательной организации. Принципиальное отличие Управляющего совета от Попечительского.

Практическое занятие

Создание алгоритма разработки социально-педагогического партнерства  в образовании.

Самостоятельная работа

  1. Дайте характеристику Управляющего Совета образовательного учреждения по его структуре.
  2. Назовите основные функции Совета и дайте краткую характеристику каждой из них.

2.2. Участие Управляющего Совета в привлечении внебюджетных средств в образовательной организации

Как составляется школьная смета? Сметное, нормативное финансирование. Бюджетная заявка, в которой должны быть учтены все потребности школы. Участие УС или его финансовой комиссии в формировании заявки. Смета доходов и расходов по бюджетным средствам.  

Смета – как финансовый план школы. Утверждение сформированной сметы в финансирующем органе. Распределение выделенных бюджетных ассигнований по статьям. Формирование доходов  по нормативу, исходя из числа учащихся.  Корректировка сметы. Делегирование Управляющим советом администрации школы права производить корректировку сметы с последующим уведомлением УС. Корректировки сметы финансовой комиссией, созданной внутри УС.

Строгое исполнение бюджетной сметы, как по срокам, так и по объемам расходов.  Выработка соответствующих регламентов, особенно по вопросам корректировки «внебюджетной части» сметы.

Согласование школьным УС с директором и бухгалтером периодичности ознакомления с текущими корректировками сметы, приоритеты направлений расходования образующейся экономии бюджетных средств. Ежегодный отчет администрации школы (в установленные УС сроки) перед членами Управляющего совета в расходовании средств, полученных по линии бюджетного финансирования.

Практическое занятие

Разработать алгоритм, как должно проходить обсуждение сметы бюджетного финансирования и согласование сметы расходования дополнительных средств?

Самостоятельная работа

Какие комиссии и комитеты Управляющего Совета рекомендуется сформировать? Чем они должны заниматься?

2.3. Участие представителей органов государственно-общественного управления в оценке качества  образования

В традиционно замкнутом образовательном пространстве появляются «внесистемные агенты» в лице гражданских институтов. Стратегические документы  (ФГОС, Закон «Об Образовании») в области образования сейчас, как правило, проходят гражданскую экспертизу. Это происходит потому, что среди основных «игроков» образовательного поля (интересантов образовательного заказа) наряду с государством появились  общество и личность.

 Качество образования и его смыслы. Социальное партнерство в образовании. Понятие экспертизы качества образования. Формирование школьной системы оценки качества образования. Особенности общественной экспертизы   общеобразовательных организаций и лучших учителей, реализующих инновационные образовательные программы.

Понятия «качество», «качество образования». Общероссийская система оценки качеств образования. Региональная система оценки качества образования Кировской области (РСОКО). Нормативно-правовые основы реализации РСОКО. Объекты и  уровни оценивания. Источники информации. Система показателей/индикаторов РСОКО. Требования к системе показателей/индикаторов.

Потребители информационных услуг РСОКО. Принятие управленческих решений на основании информации о качестве образования. Участие общественности  в оценке качества образования. Современные технологии оценивания. Социологический метод в оценке качества образования. Формирование выборки исследования. Принципы составления анкет.

Практическое занятие

Разработать экспертный лист оценки качества в образовательной организации для реализации основной образовательной программы.

Семинарское занятие

  1. Основные подходы к созданию и развитию многоуровневой системы оценки качества образования.
  2. Оценка образовательных достижений обучающихся: технологический и организационный аспекты.
  3. Участие общественности в оценке качества образования.

2.4. «Дорожная карта» инновационных преобразований и изменений

        Понятие «дорожная карта».  «Дорожная карта»: вид «сверху» и вид «снизу». Распределение управленческих мероприятий по времени. Определение этапов преобразований.

Таким образом, в процессе модернизации системы управления образованием предстоит обеспечить открытость образования как государственно-общественной системы и перейти от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействию.

Практическое занятие

Перечислите и раскройте основные принципы конструирования «Дорожной карты» изменений и преобразований.

Самостоятельная работа

  1. Перечислите основных социальных партнеров в сфере образования. Охарактеризуйте интересы каждого из них.
  2. Как происходит формирование информационной базы социального заказа.

        3. Заполнение «Дорожной карты» для своего образовательного учреждения.

Список литературы:

  1. Инновационный проект образовательного учреждения: опыт описания инновационных проектов школ для участия в Приоритетном Национальном проекте «Образование» / Автор-сост. Е. В. Воронина. – М.: 5 за знания, 2008.
  2. Как написать проект: Методические рекомендации по подготовке проектных заявок. – Тамбов: ТОИПРКО, 2007. – 70 с.
  3. Кижеватова, В. А. Исследовательский проект: организация, проведение, представление, этические нормы:  учеб.пособие / В. А. Кижеватова. –  Ульяновск:
  4. Моисеев, А. М., Моисеева, О. М. Проектное управление в образовании: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов / А.М. Моисеев, О.М. Моисеева. – М.: АПКиППРО, 2007. – 124 с.
  5. Первый проект: от эскиза до презентации: учеб. пособие / А. В. Некрасов, М. А. Некрасова. –   Екатеринбург: Уральский рабочий, 2006 - 177, [2] с.
  6. Питерс, Томас Дж. Проект:  50 способов превратить любое «задание» в грандиозный проект! / Питерс, Дж. Томас. – М., 2006 - 245 с.
  7. Поташник, М.М. Эксперимент в школе: организация и управление / М.М. Поташник. – М., 1991.
  8. Пугачева, Н.Б. Экспериментальная и инновационная деятельность: источники инноваций ОУ / Н.Б. Пугачева. – М, 2005, № 3.
  9. Сиденко, А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки / А.С. Сиденко. – М, 2001.
  10. Структура и содержание проекта как стратегического документа. Методические рекомендации по разработке социального проекта. – Тамбов, 2002.

В результате изучения Модуля 2 слушатели курсов смогут:

  •  спланировать деятельность управляющего совета в образовательной организации;
  •  вести управление и контроль за ходом финансовой деятельности в образовательной организации;
  •  представить отчет о деятельности Совета;
  •  разработать шаблон и заполнить «Дорожную карту» для своей образовательной организации.

Модуль 3. Дисциплины по выбору

3.1. Публичный доклад образовательной организации

Порядок подготовки публичного Доклада образовательной организации. Локальные нормативные акты ОО, включая приказ о подготовке Доклада, создании рабочей группы, об организации сбора данных, приказ о мероприятиях, связанных с представлением и распространением Публичного доклада. Сроки и мероприятия по подготовке Доклада.

Практическое занятие

  • сформулировать основные задачи, которые необходимо решить в процессе подготовки и презентации доклада, определить его целевые группы;
  • спланировать подготовку доклада (разработать план-график) с тем, чтобы обеспечить максимально эффективное привлечение имеющихся ресурсов;
  • сформировать информационную базу Доклада в соответствии с потребностями аудитории и задачами авторов;
  • оформить текст доклада (стиль, язык, наглядность), чтобы обеспечить его доступность для целевой аудитории: написать отдельные разделы Доклада, его аннотацию, сокращенный (например, для публикации в местных СМИ) вариант;
  • разработать и реализовать дизайн-проект оформления доклада, привлекающий к нему внимание и вызывающий интерес целевой аудитории.

Самостоятельная работа

Разработать план-график подготовки Доклада. Определение сроков, этапов, их содержания и результатов, а также ответственных за конкретные виды работы.  

3.2. Эффективный контракт как способ повышения кадрового потенциала образовательной организации.

Требования к  структуре эффективного контракта: общие положения; права и обязанности работника; права и обязанности работодателя; оплата труда; рабочее время и время отдыха; социальное страхование; иные условия трудового договора; ответственность сторон; изменения и прекращение трудовых отношений; заключительные положения.

Организационно-управленческие проблемы «перезагрузки» профессиональной деятельности учителя. Приемы мотивации творческой активности педагогов.

 Практическое занятие

  1. Разработка критериев, показателей и индикаторов эффективного контракта.
  2. Презентация модели эффективного контракта образовательного учреждения, «пристендового доклада» (по итогам самостоятельной работы).

Самостоятельная работа

Подготовка самопрезентации, мастер-класса, «нобелевской лекции».

Список литературы:

  1. Алексашина, И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология педагогических задач / И.Ю. Алексашина. – СПб: СпецЛит, 2000.
  2. Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании / А.Н. Майоров. – СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 1998. – 344 с.
  3. Новикова, Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании: Монография / Т.Г. Новикова. – М.: АПКиППРО, 2006. – 290 с.
  4. Экспертиза в системе экспериментального и инновационного образования (по материалам проектов «Развитие контрольно-оценочной самостоятельности учащихся начальной и основной школы» и «Влияние рейтинговой системы оценки на активизацию учебного процесса») / Авт.-сост. Л.Н. Алексеева, Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова. – М.: АПКиПРО, 2004. – 68 с.

В результате изучения Модуля 3 слушатели курсов смогут:

  • подготовить модель публичного доклада образовательной организации;
  • обобщить и презентовать передовой управленческий опыт;
  • разработать и презентовать эффективный контракт образовательной  организации.

Итоговый контроль

Зачет. Зачет проводится в форме защиты инновационной управленческой разработки (проекта, экспериментальной заявки, проекта эффективного контракта, «Дорожной карты» преобразований, программы мониторинга). В результате освоения программы портфолио слушателя может включать:

  • модель инновационной управленческой деятельности Управляющего Совета;
  • программу развития инновационного потенциала педагогического
    коллектива;
  • методики выявления сопротивления изменениям в педагогическом
    коллективе;
  • план работы с педагогами, имеющими когнитивные (регулятивные) барьеры при освоении инноваций;
  • программу инновационной управленческой деятельности образовательной организации;
  • разработанный эффективный контракт образовательной организации;
  • разработанную «Дорожную карту» инновационного проекта;
  • проект сбора данных для выявления социального заказа школе;
  • итоговое рефлексивное эссе;
  • критерии оценки эффективности модели управления;
  • лист экспертной оценки деятельности Управляющего Совета.

Рекомендуемая литература:

(основная)

  1. Бурков, В.Н., Новиков, Д.А. Как управлять проектами / В.Н. Бурков, Д.А. Новиков. – М., СИНТЕГ – ГЕО, 1997.
  2. Загвязинский, В.И., Поташник, М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие / В.И. Загвязинский, М.М. Поташник. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144 с.
  3. Зарецкая, И.И. Профессиональная культура педагога: учебное пособие / И.И. Зарецкая. – М.: АПКиПРО, 2002.
  4. Как написать проект: Методические рекомендации по подготовке проектных заявок. – Тамбов: ТОИПКРО, 2007. – 70 с.
  5. Кан-Калик, В.А., Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество /
    В.А. Канн-Калик, Н.Д. Никандров. – М., 1990.
  6. Капитанская, А.К. Описание передового педагогического опыта как форма его обобщения / А.К. Капитанская. – М., 1990.
  7. Лобейко, Ю.А., Новикова, Т.Г., Трухачев, В.И. Инновационная деятельность и творческое развитие педагога / Ю.А. Лобейко, Т.Г. Новикова,
    В.И. Трухачев. – М.: Илекса, Ставропольсервисшкола, 2002. – 416 с.
  8. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А.Н. Майоров. – М.: «Народное образование», 2000.– 352 с.
  9. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе / В.Г. Максимов. – М.:Издательский центр «Академия», 2002.– 272 с.
  10. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
  11. Моисеев, А.М. Проектирование систем внутришкольного управления / А.М. Моисеев. – М., Педагогическое общество России, 2001.
  12. Моисеев, А.М., Моисеева, О. М. Проектное управление в образовании: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов /
    А.М. Моисеев, О.М. Моисеева. – М.: АПКиППРО, 2007. – 124 с.
  13. Новикова, Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. Научно-методическое пособие / Т.Г. Новикова. – М.: АПКиПРО, 2002. – 112 с.
  14. Осин, А.В Мультимедиа в образовании: контекст информатизации / А.В. Осин. – М.: ООО «Ритм», 2005. – 320 с.
  15. Панов, А.И. Проектная и экспертная работа в образовании / А.И. Панов. – Томск,1998.
  16. Сиденко, А.С., Брусенцова, Н.В. Рабочая тетрадь педагога-исследователя (пособие в помощь начинающему исследователю) / А.С. Сиденко, Н.В. Бруснецова. –  М.: АПКиПРО, 2006. – 62 с.
  17. Сиденко, А.С., Новикова, Т.Г. Эксперимент в образовании. Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, учителей-экспериментаторов / А.С. Сиденко, Т.Г. Новикова. – М.: АПКиПРО, 2002. – 94 с.
  18. Слободчиков, В.И. Характеристика этапов социально-педагогического проектирования / В.И. Слободчиков // Учительская газета, №41-45, 1992.
  19. Структура и содержание проекта как стратегического документа. Методические рекомендации по разработке социального проекта / – Тамбов, 2002.
  20. Терегулов, Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения / Ф.Ш. Терегулов. – М.: Педагогика, 1992.
  21. Технология разработки, представления и анализа проектов системных изменений в образовании: Логико-структурный подход / Под ред. Н. П. Дерзковой. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – 160 с.
  22. Файн, Т.А. Проблемы и перспективы педагогического опыта /
    Т.А. Файн // Образование в регионе. –  № 10-2002.

Рекомендуемая литература:

(дополнительная)

  1. Баскаев, Р. Мониторинг в образовании: определение показателей /
    Р. Баскаев // Учитель – 2006 –№ 6 – с.20-22.
  2. Майоров, А. Н. Мониторинг в образовании. – 3-е изд., испр. и доп./ А.Н. Майоров – М.: Интеллект-Центр, 2005.
  3. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе / В.Г. Максимов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  4. Мониторинг региональных образовательных систем. Под общей редакцией А.Н. Майорова – М.: Полиграф сервис, 1999. – 224 с.
  5. Мухартова, Н. Мониторинг качества образовательной среды /
    Н. Мурхатова // Директор школы – 2007 – №4 – с.37-40
  6. Педагогический мониторинг в практике образовательного учреждения: технологии // Управление школой – 2005 – №2 – с.26-32
  7. Сикевич, З.В. Социологическое исследование: практическое руководство / З.В. Сикевич. – Спб.: Питер, 2005.
  8. Шишов, С.Е., Кальней, В.А. Школа: мониторинг качества образования / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.

Кадровое обеспечение

Программа реализуется профессорско-преподавательским составом института развития образования. К проведению занятий могут быть привлечены преподаватели учреждений среднего и высшего профессионального образования; педагогические и руководящие работники общеобразовательных организаций, имеющие опыт управленческой деятельности.

Привлекаемые технологии

Программа реализуется в интраактивном и интерактивном режиме.

Интраактивный режим позволяет направить информационные потоки на слушателя или группу слушателей курсов, способствует их активной умственной деятельности. Слушатели выступают как субъекты обучения, учащие себя. Данный режим характерен для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, саморазвития. В интраактивном режиме в ходе реализации данной программы слушатели действуют во время выполнения самостоятельной работы в межкурсовой период, участвуя в лекциях с применением обратной связи, семинарских занятиях.

Интерактивный режим позволяет информационным потокам проникать в сознание, вызывать его активную деятельность и порождать обратный информационный поток от слушателя к преподавателю. Интерактивный режим является доминирующим в процессе реализации данной программы, поскольку характерен для интерактивных технологий. Привлечение интерактивных технологий способствует:

  • активизации индивидуальных мыслительных процессов у слушателей курсов;
  • пробуждению у слушателей внутреннего диалога;
  • выводу слушателей на позицию субъекта обучения;
  • достижению двусторонней связи (обмена информацией) слушателя и преподавателя.

Задачей преподавателя, проводящего занятия с интерактивными технологиями, является фасилитация (поддержка, облегчение) – направление и помощь процессу обмена информацией:

  • выявление многообразия точек зрения;
  • обращение к личному опыту слушателей;
  • соединение теории и практики;
  • взаимообогащение опыта слушателей;
  • облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников образовательного процесса;
  • поощрение творческой активности слушателей.

Организация контроля

В ходе реализации программы предусмотрен входной, промежуточный и итоговый контроль.

Входной контроль предполагает входное анкетирование, позволяющее выявить степень информированности слушателей на начало обучения об основных понятиях и проблемах, изучаемых в процессе  курса.

Промежуточный контроль предполагает оценку результатов самостоятельной работы в межкурсовой период.

При подведении итогов обучения по каждой теме учитывается объем, степень систематизации и глубины, действенность знаний; умение применять их с целью решения практических задач. Однако, поскольку главным является не внешний, а внутренний результат, то есть приращение знаний, умений, отработка способов деятельности, развитие мышления, промежуточный контроль носит дифференцированный характер. При этом оцениваются результаты участия в деловых играх, групповой работе, выполнение индивидуальных заданий.

Итоговый контроль проводится в форме защиты инновационной управленческой разработки (проекта, экспериментальной заявки, программы мониторинга, «Дорожной карты» изменений, эффективного контракта) по выбору слушателей курсов. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые разработки.

Привлечение приемов портфолио, творческих отчетов, результатов промежуточного контроля позволяют проследить степень эффективности курсового обучения. Заполнение в ходе обучения портфолио слушателя курсов позволит самим обучающимся контролировать и оценивать свою деятельность, а взаимообмен результатами со своими коллегами – еще и оценивать уровень его качества.



Предварительный просмотр:

        

        ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации)

Институт развития образования Кировской области

(ИРО Кировской области)

Образовательная программа:

«Модернизация институтов образования

с применением элементов хьютагогики»

(фрагмент)

        Александр Пивоваров, автор-составитель

Киров, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        

СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ   И   ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   УЧРЕЖДЕНИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В СЕЛЬСКОЙ   МЕСТНОСТИ  

Модернизация российского образования, разработанная на период до 2020 года и одобренная Правительством Российской Федерации, определила основные направления развития российской школы. Однако темпы и глубина преобразований в сфере образования ещё не в полной мере соответствуют потребностям общества, государства и личности. Остаётся актуальной проблема доступности качественного современного образования, особенно в сельской местности. В этой связи необходимо постоянное обновление содержания образования и организации образовательных процессов в соответствии с демократическими ценностями, особенностями рыночной экономики, запросам рынка труда, современными научно-техническими достижениями.

В настоящее время сельская школа является единственным интеллектуально-культурным центром села, поэтому в прямой зависимости от её деятельности находится решение многих социальных вопросов. В этих условиях структурно-содержательная реструктуризация деятельности сельской школы необходима как для устойчивого развития системы образования области, так и  для снижения социальной напряжённости на селе.  Это создает вопросы, требующие незамедлительного и кардинального решения. К таким ключевым проблемам относятся:

  • устаревшая материально-техническая база;
  • слабое кадровое обеспечение;
  • недостаточный уровень финансовой обеспеченности;
  • отсутствие   или  недостаточное развитие   современных коммуникаций и транспортных средств. 

Низкое качество образования. Сельские дети имеют изначально неравные возможности в получении образования, неравный доступ к различным образовательным и социальным услугам. Общеобразовательные организации, расположенные в сельской местности не могут дать обучающимся качественное образование в полном стандартном объёме, что снижает конкурентоспособность сельских школьников при поступлении в образовательные организации среднего и высшего профессионального образования.

Для решения перечисленных проблем нужен комплексный подход, в котором необходимо учесть особый социально-культурный статус сельской школы, национальные и демографические особенности районов, накопленный позитивный опыт и традиции сельского образования  конкретной  местности.

Таким образом, на наш взгляд, основная проблема заключается в углубляющемся расхождении между  современными социально-экономическими условиями сельского социума и сохранившимся традиционным содержанием и формами работы  образовательных организаций области. Особо важной становится задача воспитания жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума. Противоречие заключается так же и в том, что внешней средой социализации ребёнка является  сельское окружение, а готовит оно, как правило, ученика к его будущей жизни в городских условиях.

В этой связи, целью педагогической деятельности является разработка научно обоснованного и прошедшего экспериментальную проверку механизма опережающего методического сервиса инновационной деятельности образовательных организаций, расположенных в сельской местности Кировской области; создание новой сети образовательных организаций и приведение её в соответствие с изменяющейся демографической обстановкой, расселением, изменением транспортной и коммуникационной инфраструктуры, развитием экономики и  финансированием районов. 

ЦЕЛЬ   И   УСЛОВИЯ   МОДЕРНИЗАЦИИ

Основной целью модернизации сети общеобразовательных организаций в сельской местности является создание необходимых условий для обеспечения доступности и высокого качества общего образования всем обучающимся в соответствии с требованиям стандарта. Это могут быть, например, следующие условия:

–  нормативно-правовое; обеспечение процесса модернизации предусматривает разработку новых нормативных актов, методик расчёта нормативной базы  всех общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности;

организационно-управленческое; выделение территорий и головных организаций, участвующих в эксперименте, проведение эксперимента по апробации и распространению вариативных моделей модернизации сети ОО, адекватных конкретным условиям региона;

научно-методическое; разработка моделей модернизации сети общеобразовательных организаций (школьных образовательных округов, кластеров), расположенных в сельской местности; подготовка научно-методических рекомендаций по проведению эксперимента к этапным (пошаговым) преобразованиям;

кадровое обеспечение; оптимизация кадрового обеспечения школ, в том числе управленческого и технического персонала (переподготовка и повышение квалификации);

финансово-экономическое; модернизация сети  ОУ происходит путём структурно-содержательной реорганизации их деятельности, статусного самоопределения, широкого распространения дистанционных форм и средств обучения на основе компьютеризации,  информатизации; за счёт привлечённых средств и созданных ресурсов.

ОСНОВНЫЕ   НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ

Модернизация сети общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности Кировской области, может проводиться по следующим основным направлениям:

– создание сети базовых сельских школ, обеспечивающих более высокое качество знаний обучающихся, которые желают получить среднее профессиональное и высшее профессиональное образование (школьный образовательный округ); 

– создание центров и систем дистанционного обучения в сельских районах с экстремальными природными условиями и неразвитой транспортной сетью;

– создание комплексов, объединяющих ОО с образовательными учреждениями среднего профессионального образования, учреждениями дополнительного образования, а также объектами социальной сферы, расположенными в сельской  местности (образовательный кластер);

–  преобразование малочисленной начальной общеобразовательной школы в филиал общеобразовательной организации основного или среднего (полного) общего образования.

Так как институт ставит задачу приведения содержания курсовой подготовки в соответствие с новыми требованиями стандарта, необходимо применять новые способы преподавательской деятельности, что свидетельствует не только о теоретическом, но и практическом переходе на компетентностный  подход, социально-педагогическое проектирование, гуманизацию, демократизацию образовательного процесса. Для проведения планомерной и качественной подготовки слушателей, в предлагаемой программе выделяется три уровня открытых образовательных программ, которые наиболее полно отражают приоритеты модернизации Российского образования.

Образовательные программы первого уровня ставят своей целью выстроить научно-методологический фундамент педагогической культуры участников образовательного процесса, расширить горизонт  их сознания.

Образовательные программы второго уровня ориентированы на содействие профессиональному росту педагога, раскрытие его творческого потенциала, «перезагрузку» профессионального сознания, на новую соорганизацию  участников образовательного процесса.

Образовательные программы третьего уровня способствуют развитию потребности к раскрытию ценностных качеств личности, через включение её в творческую, преобразующую деятельность сообществ. Каждый блок программы является самостоятельным модулем в повышении уровня профессионализма работников образования.

Программа предполагает рассмотрение на разных уровнях актуальных теоретических (методологических, философских, управленческих, психолого-педагогических, социальных) и практических аспектов модернизации сети сельских ОО. Предлагаемая программа составлена на основе личностно-ориентированного подхода к обучению кадров, предполагающего выбор необходимых модулей и блоков, индивидуальных траекторий развития. Вариативность, гибкость, открытость курсовой подготовки обеспечивается наличием нескольких учебно-тематических планов и широтой программы, то есть предполагается выбор, самоопределение обучающихся, участие их в составлении программы занятий.  

  1. УТП освоения первого уровня –  владение ключевой  современной информацией.
  2. УТП второго уровня – владение основами социально-педагогического проектирования, конструктивного привлечения различных информационных систем.
  3. УТП третьего уровня – освоения навыков аналитика, разработчика и проектировщика образовательных систем и практик с повышенным профессиональным самосознанием.

Каждый УТП содержит инвариантный и вариативный блоки. Объём содержания и его формы зависят от категории и профессиональной подготовки слушателей, а также, от образовательной цели, конкретных учебных задач, от личных запросов курсантов.

Построение программы по блочно-модульному принципу обеспечивает гибкость и вариативность программ и учебных планов курсов в зависимости от категорий слушателей, их подготовленности, потребностей. В учебную программу включены отдельные спецкурсы и темы по выбору слушателей. Выбор тематики консультаций определяется целесообразностью разъяснений, углублений и детализации отдельных тем, как по содержанию, так и по способам преподавания. Для усиления практической направленности курсовых мероприятий и повышения познавательной активности слушателей, значительная часть учебного времени отводится на семинарские, практические занятия, различные формы групповой работы (ДИ, ОДИ, продуктивные игры).

Вся образовательная программа строится как практико-ориентированная деятельность с учётом персональных заявок-запросов. Этим создаются условия для обязательного участия в разных видах, формах обучения, как администрации, так и педагогов одной организации, а также сотрудников, так называемого, школьного округа. Это позволяет производить переподготовку персонала на всех уровнях (этажах), образовательных структур. Результат всех циклов  обучения – это проект модернизации конкретной образовательной организации (системы)  и итоговый самоотчет. По окончанию обучения предполагается  выдача  документа об образовании и сертификата  двух  видов:

 а) «красного» как показателя субъективной и объективной успешности,

 б) обычного.

   Лучшие проекты рекомендуются на присвоение им статуса (районного, окружного, областного)  инновационной площадки и на поощрение Правительством региона.

Блоки учебного плана первого уровня:

Название блока

Лекции

Практич

Всего

Контроль

Нормативно-правовые основы модернизации

2

2

Модели модернизации сети сельских школ

2

2

4

Социально-педагогическое проектирование сети

2

2

4

Макет проекта

Инноватика в образовании

2

2

4

Социальная педагогика

2

2

4

Социальная психология

2

2

4

Социологические методы обследования

2

2

Всего

12

12

24

Блоки учебного плана второго уровня:

Название блока

Лекции

Практич

Всего

Контроль

Нормативно-правовое поле модернизации

2

2

4

Модели модернизации

4

10

14

Социально-педагогическое проектирование

6

10

16

Макет проекта

Элементы стратегического менеджмента

6

14

20

Эффективный контракт

6

4

10

Дорожная карта изменений

4

4

Деятельность и общение как способы социальной жизни  человека

2

2

4

Всего

30

42

72

Блоки учебного плана третьего уровня:

Название блока

Лекции

Практич

Всего

Контроль

Нормативно-правовое поле модернизации

2

8

10

самоотчёт

Модели модернизации

12

12

24

презентация

Социально-педагогическое проектирование

8

22

30

проект

Элементы стратегического менеджмента

4

10

14

Организация профильного обучения.

Дорожная карта преобразований

4

14

18

программа

Эффективный контракт

6

2

8

Духовное бытие человека

4

4

саморазвитие

Всего

40

68

108

Образовательная программа курсовой подготовки

Общие положения

  1. Категория слушателей – руководители (директора, заместители директоров) сельских школ и других образовательных организаций, специалисты РУО, РМЦ, ресурсных центров.
  2. Форма обучения – с отрывом от работы (очно-заочное).
  3. Сроки обучения –   краткосрочные курсы (72часа), долгосрочные курсы  (108 часов).

Учебная цель программы:

Развитие психолого-педагогической компетентности слушателей по организации работы образовательного учреждения в условиях модернизации образования (Национальной инициативы «Наша новая школа», ФГОС). Обретение теоретических основ аналитической деятельности. Владение способами  по обеспечению аналитического сервиса управления и выстраиванию желательных перспектив. Освоение технологии (процедур, средств) рефлексивного сопровождения профессиональной деятельности  в режиме  функционирования и развития.

  1. Задачи, решаемые при реализации данной программы:

 анализ преобразовательной работы образовательных учреждений разных районов  в современных социально-экономических условиях;

 «перезагрузка» сознания обучающихся  на активность, самостоятельность, творчество;

 технология конструирования моделей модернизации ОО в соответствии с конкретными местными условиями;

 обретение практического опыта в привлечении  современных  активных, интерактивных  форм, способов  обучения.

 присвоение  знаний, обеспечивающих  духовное саморазвитие, самосовершенствование личности, сообщества.

  1. Учебные задачи:

А. Мотивационные задачи: (активное самоопределение к форме и содержанию обучения). Осознание и принятие нового содержания и форм обучения

– Принятие участниками позиции, которая требует от обучающегося готовности к постоянному действию по освоению и построению норм аналитической  и творческой мыслительной деятельности.

– Готовности к участию в совместной работе групп в различных ролях: «автора», выдвигающего собственную точку зрения; «понимающего» авторскую точку зрения с целью её усовершенствования; «докладчика», защищающего групповое мнение  в ходе межгрупповой дискуссии; «критика», готового предъявить основания несогласия с чьей-либо точкой зрения; «координатора», согласующего  разные позиции.

Б. Информационные задачи: владение знаниями из области теории деятельности (методологии).

– Знания о нормах управления деятельностью  (генезис систем деятельности и генезис управленческой деятельности).

– Знания о нормах рефлексивного (аналитического) обеспечения управленческой деятельности.

– Знание  основных  законов и единиц «схемотехнических  изображений», визуализации (мыследеятельности).

– Знание о своих  незнаниях.

В. Практические задачи: обретение  компетентностей  по проведению аналитической практики в рамках деятельностного  подхода.

Компетентность к  исследованию как модельных (идеальных) ситуаций, так и произвольного (реального) материала  практики.

Компетентность к концептуализации и оформлению материала практики средствами языка схемотехнических изображений, проектов.

Компетентность к выбору  критериальных оснований (концепций, понятий, категорий) для оценки ситуации на практике.

Компетентность к мыслительным процедурам анализа по соотнесению материала практики и выбранных критериев.

Компетентность к работе в командной аналитической (управленческой) практике  культуры  коммуникации.

Компетентность в области комплексного  (синтетического) проектирования.

  1. Вариант образа педагога-профессионала:
  1. Ценностный компонент.

– Ценностное самоопределение аналитика и практика на обеспечение управленческого действия, направленного  на развитие инновационной деятельности.

– Потребность в технологичности собственных профессиональных действий.

  1. Основные компетенции.

 – Владение нормами и технологией аналитической деятельности (реконструкция ситуации, конструирование концептуальной модели деятельности, соотнесение результата деятельности и модели, обнаружение проблемы в практике, построение проекта разрешения  этой проблемы).

– Привлечение и оперирование новой информацией (теоретической и эмпирической) по требованию уникальности ситуации.

– Самоизменение (перезагрузка) в случае несоответствия собственных способностей требованиям ситуации развития деятельности (рефлексивные способности).

– Системное видение и комплексный подход в преобразующей деятельности.

  1. Знания (фактические – функциональные – экстрафункциональные).

  Основы теории деятельности (структура и принципы организации деятельности, механизмы её функционирования и развития, место и сущность аналитической деятельности).

– Средства аналитической деятельности (структура и принципы организации рефлексии, концептуальные средства, критериальная база).

– Технология и методы мышления (эмпирического и теоретического): аналитического, системного, эвристического.

– Основы организации коммуникации (элементы мыслетехники, психотехники, схемотехники, групподинамики) и человеческого общения.

ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРОГРАММЫ

  1. Обоснование актуальности

В управлении процессом развития образовательного пространства обнаруживается потребность в критериальной оценке для оптимального выбора направления развития практики. Решение задач оптимизации образовательной среды становится для любых управленцев  всё более затруднительным в силу массового характера и разнонаправленности процессов развития, а также дефицита кадровых, финансовых, научно-методических ресурсов. Поэтому необходима специальная подготовка специалистов, способных профессионально выполнять аналитико-диагностическую функцию управления, а также выстраивать по-новому образовательное пространство.

Профессионализм деятельности аналитика, проектировщика предполагает наличие понимания ценности развития практики с сохранением её сущности. Это невозможно без соответствующей культуры мышления, включающей в себя технологию работы с эмпирическим материалом и с концептуально-теоретическим обоснованием. В реализации технологии профессионал прибегает к более надёжным инструментам – к понятиям и категориям, способам конструирования мира деятельности с помощью этих средств мышления. Владеть культурой мышления (технологией, средствами) на уровне профессионализма трудно, опираясь лишь на собственный  опыт и совершенное знание практики, здесь необходимо специфическое обучение (как групповое, так и индивидуальное).

  1. Формы организации курса  

Образ профессионала основан на компетенциях и ценностях, направляющих деятельность. Информационную часть модели можно назвать служебной, способствующей их формированию. В этой связи учебный процесс должен строиться  особым образом на основании личностно-ориентированного подхода к обучению. Кроме того, сложность поставленных задач требует постоянного контроля над индивидуальными изменениями обучающихся на каждом этапе, ступени. Соблюдение этих требований возможно при помощи такой формы организации учебных занятий, как игротехническое моделирование, которое позволяет сформировать и поэтапно диагностировать обретение необходимых качеств у обучаемого  в процессе деятельности. Это важно и для непрерывного диалога с  коллегами-разработчиками и оппонентами.

Такая форма учебного процесса предполагает решение образовательных  задач через построение образцов деятельности, в которых моделируются типичные для данной деятельности затруднения и совместно определяются пути их преодоления. Особенность игротехнического  моделирования состоит в том, что обучающийся становиться  в ситуацию, требующего от него самоопределения, действий, в процессе которых происходит пересмотр собственных способностей и системы ценностей с точки зрения их критической оценки и перспективы возможных изменений. Такая  техника воздействий на субъекта строится на учёте его актуальных возможностей и особенностей, которые диктуют обучающему ситуацию, какую он должен построить на данном этапе образовательного процесса, чтобы решить намеченную задачу.

  1. Структура курса

Образовательная программа включает в себя аудиторную и внеаудиторную нагрузку – стажёрскую практику. Теоретические и практические части чередуются таким образом, чтобы курсанты могли участвовать в практических занятиях, имея перед этим достаточные теоретические основания. Кроме этого, предполагается научно-методическое сопровождение (сервис) преобразовательной деятельности в ОО (как непосредственное, так и дистантное); создание условий,  содействие в  самообучении, взаимообучении и развитие креативности.

4. Формы проведения занятий

  1. Установочный доклад. Введение в проблему

 Деятельность и рефлексия. Здесь формируется первоначальное представление о разделённости двух пространств: деятельности и рефлексии, обслуживающей эту деятельность. Причиной появления служебного пространства может быть затруднение в практике и потребность внесения корректирующего воздействия для его устранения (проект корректирующего воздействия вырабатывается в процессе рефлексии). Таким образом, внутренняя структура рефлексивного пространства строится из трёх частей: аналитической (с критериальным  обеспечением), исследовательской фазы  и проектировочной.

  1. Групповая  работа по подготовке решения на пленарную дискуссию

Процедура проблематизации. Внутри критической рефлексивной позиции выделяется процедура проблематизации, имеющая сложную структуру. Освоение процедуры требует введения и оперирования понятиями: «процедура», «предикат», «технология», «субъект», «концепция педагогической деятельности». Диагностика обретаемых способностей становиться более сложной, акцентированной и осознаваемой обучающимися. Итоговая рефлексия включает в себя осознание целевого соотнесения собственного движения в событии и результатов этого движения с концептуальной схемой установочного доклада.

  1. Пленарная, межгрупповая дискуссия

Отработка процедуры проблематизации. Модуль формирует необходимость в расширении обеспечения средств аналитической работы: критериальной базы, знаний в рамках теории деятельности, схемотехнических умений (мыследеятельности), коммуникативных навыков.

  1. Групповая рефлексия, критическая оценка собственной работы с учётом версий  и мнений других групп

Построение системы деятельности. После обретения навыков рефлексивной регуляции деятельности, появляется необходимость получить представление о целостности управления профессиональной деятельностью. Это представление включает в себя соотнесение и совмещение звеньев понимания социальной потребности (спроса), целеполагания, построения способа деятельности в функциональном слое, его воплощения и контрольного корректирования. Построение систем деятельности, находящихся на разных ступенях развития и функционирования, требует рассмотрения их с точки зрения  типодеятельностного, позиционного и пространственно-деятельностного описания. Важной составляющей деятельности является кооперация системы ресурсов. Здесь выявляются условия, способствующие развитию разных видов деятельностей и роль аналитического сервиса.

  1. Методологическая консультация 

ДИ. ОДИ. Проблемно-аналитические семинары.

  1. Тренинг – этапная  рефлексия и  коррекция проектировочных действий – выход в практику – итоговая рефлексия практических результатов

Система аналитической (экспертной) деятельности. Полученные теоретические сведения и практические навыки позволяют участникам на этом этапе построить чёткую концепцию происхождения, места, структуры и функций аналитической деятельности. Благодаря этому, формируется целостное представление о последовательности, целях, результатах  и эффективности деятельности на практике. Кроме того, обучение направлено на  выявление основной мыслетехнической единицы аналитической деятельности – построения субъекта и предиката мысли и соотнесения их с целью проблематизации  предиката (субъекта).

  1. Пленарное заседание

Система аналитической деятельности в режимах функционирования и развития.  Базовый процесс состоит в построении существенного, неслучайного образа новизны в деятельности при помощи концептуальных средств, имеющихся в аналитике. Главной проблемой является следование принципу каузальности при построении случайного образа новизны, применение технологии работы с предикатом. Данная методика позволяет определить не только уровень достижений, но и построить прогнозы дальнейшего движения в практической деятельности.

5. Способы  оценивания  слушателей

Входная диагностика.

Сложность аналитической работы предполагает применение многоступенчатой системы входной диагностики, состоящей из следующих этапов:

– Анкетирование с целью выявления  представлений о роли, месте, необходимости преобразующей  инновационной деятельности.

 Собеседования (диалог) с целью диагностики ценностных оснований профессиональной деятельности.

– Деловая или организационно-деятельностная игра с целью выявления организаторских, деловых качеств руководителя, его особенностей  мышления в коллективной работе.

Текущая  диагностика.

    Вследствие такой организации контроля над уровнем достижений, обучающиеся имеют подробное описание движения к заявленному «образу профессионала» от «модели специалиста»:

 рефлексивная оценка и самооценка, самоотчёт,

      – анкетирование обучающихся  на предмет психологического состояния в ходе обучения,

       выявления их персональных запросов.

Итоговая диагностика.

Итоговая диагностика заключается в проектно-аналитической практике на базе образовательной организации. Результатами аналитической практики могут быть:

– разработанные обучающимися анкеты, интервью, опросники и способы их обработки;

– выбранные или разработанные критерии (концепции, понятия, категории, показатели) для оценки ситуации в образовательном учреждении;

– проекты, в которых обозначены актуальные жизненные проблемы и предложены возможные пути их решения;

– реализация полученных теоретических знаний при разработке моделей реструктуризации сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности.

  1. Ключевые понятия:

Модернизация  образовательных организаций, расположенных в сельской местности; виды моделей модернизации: базовые школы, школьный образовательный округ, ресурсный центр, социокультурный комплекс, комплекс «Начальная школа – детский сад», ассоциация образовательных организаций, образовательный кластер; кейс-технология; дистанционное образование; сетевой принцип взаимодействия; социально-педагогическое проектирование; социальное партнёрство; ситуация – трудность – проблема; конкурент; компетенции, рефлексия, диагностирование, мониторинг, планирование, управленческая деятельность; проектировочная функция модели модернизации сельских ОУ на основе анализа социокультурной среды; сформированность психолого-педагогических основ управления коллективом учреждения; критерии – индикаторы – показатели.

  1. Способы реализации программы

Очная, очно-заочная формы обучения, дистанционное обучение (кейс-технологии, электронная почта), сетевое взаимодействие, консалтинговые  услуги, консультации, стажировка, рецензирование проектов (проектной деятельности), экспертиза  (разные виды).

Оптимальной формой повышения квалификации мы считаем сессионные курсы целых «управленческих команд» с межсессионными практическими заданиями, которые  требуют апробации на базе конкретной образовательной системы. Дальнейшая задача заключается в патронировании этих образовательных систем в их дальнейшем  органическом росте.

  1. Вариант  содержания  основного  курса:

Наименование разделов, тем  и  дисциплин

Всего часов

Лек-ции

Прак-тика

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

1.

Формулировка проблемы или постановка вопроса

1.1.

Образование – вопросы, требующие ответов

1.2.

Современное состояние социально-экономической ситуации и системы образования.

1.3.

Терминологическое  поле  ключевых понятий

2.

Нормативно-правовое поле реструктуризации сети ОО, расположенных  в сельской  местности.

2.1.

Развитие Российского образования на период до 2025г. (основные ориентиры модернизации). Закон «Об Образовании в РФ»

2.2.

ФГОС. Постановление Правительства  РФ.

2.3.

Правовая основа функционирования моделей сети ОО

2.4.

Логико-семантическое поле норм.

3.

Модели  модернизации сети сельских  ОО

3.1.

Методические рекомендации по проведению эксперимента реструктуризации.

3.2.

Особенности региональных моделей.

3.3.

Социально-педагогическое проектирование образовательных систем конкретного региона

3.4.

Методология и технология реструктуризации образовательной сети.

3.5.

Рабочая  модель ООП в ОО (ресурсное обеспечение).

3.6.

Презентация разработанных моделей.

3.7.

Показатели и эффективность

4.

Элементы  стратегического  менеджмента.

4.1.

Основы стратегического управления.

4.2.

Организация управления образованием в условиях ФГОС

4.3.

SWOT – анализ и проблемный

4.4.

Стратегические проблемы и их реализация в условиях ФГОС.

4.5.

Ключевые компетентности управленческих и педагогических кадров.

4.6.

Ресурсы  ОО.

4.7.

Мониторинг качества образования сети.

4.8.

Психолого-акмеологические основы эффективного менеджмента

5.

Интеграция  наук

5.1.

Основы социальной педагогики

5.2.

Основы социальной психологии

5.3.

Актуальные аспекты социологии

5.4.

Экономические аспекты современного образования

5.5.

Философские подходы к образованию

6.

Инноватика  в  образовании

6.1.

Уровень приёмов и методик

6.2.

Уровень технологий

6.3.

Аналитика. Экспертиза

6.4.

«Дорожная карта» инноваций и преобразований

   7.

Антропология

7.1.

 Духовное бытие человека и «перезагрузка» профессионального сознания

7.2.

Эффективный контракт как способ повышения кадрового потенциала образовательной организации

8.

Профильное обучение в сельской школе в рамках ФГОС

8.1.

Специфика ООП, реализуемых в ОО с учётом выбранной модели.

8.2.

Методический сервис инноваций и преобразований.

8.3.

Система сопровождения кл. руководителем «профиля» учащихся

* примечание. Данная матрица заполняется в зависимости от реальных запросов слушателей при проектировании программы курсов под определённый контингент.

Тема 1. Формулировка вопроса или постановка проблемы.  Изменение социально-экономической ситуации в регионе. Демографические проблемы. Основные тенденции и закономерности развития системы образования.

Тема 2. Нормативно-правовое поле реструктуризации сети ОО, находящихся в сельской местности. Основные ориентиры модернизации Российского образования.  Концепция ФГОС. ООП. Фундаментальное ядро. Правовое обеспечение деятельности моделей реструктурированных ОО. Закон «Об образовании в Российской Федерации». Разработка локальных актов ОО. Финансово-экономическое обеспечение деятельности сельских ОО. Приоритетные направления модернизации сети сельских ОО.

Тема 3. Модели модернизации сети сельских ОО.  Постановка целей и задач модели. Обоснование потребности в изменениях на основе анализа существующего положения и выделение проблем.  Особенности моделей сельских ОО,  разработанных в ходе федерального эксперимента. Характеристика региональных моделей ОО. Выделение факторов, влияющих на выбор модели. Ресурсное обеспечение. Социально-педагогическое проектирование образовательных систем. Социальные связи и отношения в образовательной сети. Основные характеристики образовательной сети. Организационные и социально-педагогические аспекты функционирования разработанных моделей. Механизмы, обеспечивающие оптимизацию образовательной сети: структурно-содержательные изменения, позиционное и статусное самоопределение, дистанционные формы и средства обучения, сетевое взаимодействие образовательных организаций. Критерии и показатели оценки  эффективности проекта.

Тема 4. Элементы стратегического менеджмента (Технология управления муниципальной образовательной сетью в условиях модернизации). Стратегия управления развитием сельской образовательной сети в ходе модернизации (функционирование и развитие, программно-целевой и компетентностный подход, технологизация процесса управления). Алгоритм оптимизации муниципальной системы образования (эффективное привлечение материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих и других ресурсов). Стратегические приоритеты и их реализация в современных условиях. Проектирование изменений в образовательной сети (SWOT)-анализ, прогнозы развития, варианты сетевого взаимодействия с социальными партнёрами. Ключевые компетентности управленческих и педагогических кадров. Образовательный мониторинг.

Тема   5. Интеграция наук. Основы  социальной педагогики. Основы социальной психологии. Актуальные аспекты  социологии. Экономические аспекты современного образования. Философские подходы к образованию 21 века.

Тема   6. Инноватика в образовании. Социально-педагогическое проектирование. Уровни, виды, технологии инноваций. Аналитика. Экспертиза: виды, способы. «Дорожная карта» инноваций и преобразований.

Тема   7.  Антропология. Человек среди людей. Деятельность и общение как способы социальной жизни человека. Сознание как интегративный способ бытия человека. Духовное бытие человека. Эффективный контракт как способ повышения кадрового потенциала образовательной организации

Тема 8. Профильное обучение в сельской школе в рамках ФГОС.  Модели предпрофильного и профильного обучения (базовая школа с филиалами, ресурсный центр, школа с профильными группами и классами, классы с чередованием одновозрастного и разновозрастного контингента обучающихся, фермерская школа, домашнее обучение, дистанционное, индивидуальное профильное обучение старшеклассников). Образовательные программы, реализуемые в ОО с учётом выбранной модели. Специфика профиля. Педагогическая поддержка воспитателем развития «профиля» учащихся. Развитие способностей учащихся. Научно-методический сервис преобразований и инноваций.

Основная  библиография:

  1. Анисимов О.С. Основы методологического мышления. – М., 1989.
  2. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. – М.: Экономика, 1991. – 416с.
  3. Анисимов О.С. Мыслительные технологии  в  учебной коммуникации. – М., 1996.
  4. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии (учебное пособие). – Н. Новгород. – 1995. – 272с.
  5. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. М. 2004.
  6. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. И дополнительного образования. – М.: Гардарики, 1999.
  7. Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.- М.: Гардарики, 1999.
  8. Громыко Ю.В., Давыдов В.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования. // Педагогика. – 1994 -- № 6.
  9. Дорожкин А., Касьян А. Методологическое сознание и методологическая культура // Вестник высшей школы. – 1990. - №4.
  10. Зайкин М.И. и др. Обучение профильных групп учащихся сельских школ на основе внутриклассной  дифференциации. - Арзамас, 2003.
  11. Под ред. Зайкина М.И.  Профильная сельская школа: модели, содержание и технология обучения. - Арзамас, 2003
  12. Комплексная программа РАО «Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики». –  М.: АСОП и  РФ,  2000.
  13. Котлер Ф. Менеджмент-маркетинг: Пер. с англ. – СПб.: «Питер», 1998.
  14. Левицкий М.Л., Шевченко Т.Н. Практическое пособие для руководителей. М., 2003.
  15. Мексон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента \ Пер. с англ. – М.: Дело.- 1994.
  16. Моисеев А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть. – М.: Сентябрь, 2001.
  17. Методологические основы экспертизы и инспекции педагогической деятельности. – Новокузнецк: ИПК, 1997.
  18. О концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года: Приказ МО РФ от 11ю02.2002 №393.
  19. Организация деятельности ассоциации сельских школ. – Ярославль, 2004
  20. Педагогическая концепция перестройки последипломного образования. Вып. №6. Понятийные средства теории деятельности и мышления. –  М., 1991.
  21. Простые товарищества образовательных учреждений как модель реструктуризации в сельском образовании. – Красноярск, Кларетианум, 2004.
  22. Поташник М.М.  и др. Управление качеством образования. - М., 2000.
  23. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (в вопросах и ответах). – М., 2002
  24. Развитие творческих способностей личности в ходе инновационного преобразования практики // Материалы научно-практической конференции, 28-30 апреля 1997. – Омск, 1997.
  25. Рекомендации по созданию системы социального партнёрства в профессиональном образовании: Письмо МО РФ от 17.12.2001. №535/19-12 //Официальные документы в образовании. – 2002.-№11.- С.85-93.
  26. Реструктуризация образовательных учреждений, расположенных в сельской местности: опыт повышения квалификации. – М.: АПК и ПРО, 2004.
  27. Регион: управление образованием по результатам (теория и практика). Под ред. Третьякова П.И. - М., Новая школа, 2001.
  28. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. – М.: Советская энциклопедия, 1992.
  29. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в области обучения и образования /Пер. с англ. А.Л. Раскина. – М.: Стандарты и качество, 2002.
  30. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология  человека.— М., 1995
  31. Ткач Н.Ф., Шишов С.В. Стратегическое управление в образовании: Учебное пособие для управленческих кадров. – Мурманск; Хельсинки: НИЦ «Пазори», 2000.
  32. Ушаков К.М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий. – М.: Сентябрь, 2004.
  33. Ушаков К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. М., 1995.
  34. Фишман Л.И. Как не надо управлять школой. - М., Сентябрь, 2000.
  35. Фишман Л.И., Фишман И.С. Управление и руководство школой: алгебра и гармония. – М., Сентябрь, 2001.
  36. Фишман Л.И., Рогожкина Н.В., Чуприн В.Н. Сам себе инспектор: самодиагностика качества управленческой деятельности. -  Самара: РЦМО, 2002.
  37. Фишман Л.И., Рогожкина Н.В., Чуприн В.Н., Дудников В.В. Сам себе инспектор: самооценка качества управления школой. -  М., Сентябрь, 2005.
  38. Экспертиза: теория, практика. – Новокузнецк: ИПК, 1997.
  39. Школа самоопределения. Шаг второй. Под ред. Тубельского А.Н.  – М., 1994
  40. Нормативно-правовые акты:
  1. Конституция РФ,
  2. Бюджетный Кодекс РФ,
  3. Гражданский Кодекс РФ,
  4. Трудовой Кодекс РФ,
  5. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», 2012г.
  6. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в  РФ»,
  7. Закон РФ «Об основах  охраны труда в  РФ»,
  8. Типовые положения об образовательных учреждениях,
  9. Постановление Правительства РФ от18.10.2000 «О лицензировании образовательной деятельности»,
  10. Приказ МО РФ от 14.08.01 №2953 «Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в системе  Минобразования  России»,
  11. Приказ Минобразования РФ от 10.07.03 №2994 «О порядке представления дополнительных образовательных услуг».
  12. ФГОС второго поколения начального, основного и полного общего образования.



Предварительный просмотр:

Реализация шага №1 дорожной карты введения ФГОС

Создание рабочей группы (ВНИК) для разработки и управления реализацией программы дополнительного профессионального образования «Введение ФОГОС на второй ступени общего образования»

Мероприятия

Ответственный

Сроки

1

Разработка структуры и  содержания образовательной программы

ВНИК

Октябрь 2013

2

Составление УТП и календарного расписания

Председатель ВНИК

Октябрь 2013

3

Подготовка раздаточного и дидактического материала \ презентации программы \ УМК

Лекторская группа

Ноябрь 2013

4

Утверждение программы на Ученом совете

Проректор по УМР

Декабрь 2013

Реализация шага №2 дорожной карты введения ФГОС

Определение изменений и дополнений в образовательной системе ИРО

  1. Таблица по итогам проблемно-ориентированного анализа

Имеются и соответствуют требованиям ФГОС

Имеются, но требуют корректировки в соответствии

с требованиям ФГОС

Отсутствуют и требуют разработки

  1. Образовательные цели

да

  1. Структура образовательного процесса (Учебный план)

да

  1. Содержание образовательных программ

да

  1. Технологии обучения и воспитания

да

  1. Условия образовательного процесса

да

  1. Организационные механизмы контроля за образовательным процессом и оценки его результатов

да

  1. Способы устранения выявленных на этапе анализа недостатков образовательной системы

Недостатки в образовательной системе ОУ

Способы устранения

  1. Не обеспечивается деятельностный компонент предметных целей

нет

  1. Отсутствие необходимого содержания

Разработка новых образовательных программ дополнительного профессионального образования

  1. Отсутствие необходимых технологий

Корпоративное повышение квалификации, сетевое взаимодействие

  1. Недостаточная квалификация учителей

Курсы повышения квалификации, стажировка

  1. Недостаточная материально-техническая оснащённость

нет

Реализация шага №3 дорожной карты введения ФГОС

Разработка единичных проектов

в сводную программу изменений и дополнений ИРО

Единичные проекты

Годы и месяцы

2013 -  2014

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Подготовка и утверждение программы на Ученом совете

  1. Апробация программы в «пилотных» ОУ

  1. Проведение семинара по анализу и обобщению опыта работы

  1. Организация сетевой конференции

  1. Выход в массовую практику

Реализация шага №4 дорожной карты введения ФГОС

Разработка плана-графика изменений и дополнений

образовательной системы ИРО

Этапы единичного проекта

и решаемые задачи

Сроки

Ответственные исполнители

Ожидаемые результаты

Начало \ окончание

образовательная программа дополнительного профессионального образования

1.1

Разработка раздела «Формирование и развитие УУД» в содержании программы  

сентябрь

2013

октябрь

2013

Председатель ВНИК

Обновленная образовательная программа  

1.2

Разработка раздела «Требования стандарта к основной образовательной программе основного общего образования»

октябрь

2013

ноябрь

2013

Председатель ВНИК

1.3

Разработка раздела «Фундаментальное ядро общего образования»

ноябрь 2013

декабрь 2013

Председатель ВНИК

Реализация шага №5 дорожной карты введения ФГОС

Контроль за реализацией запланированных изменений в образовательной системе ИРО

Объект контроля

Ответственный

Методы сбора информации

Сроки

  1. Степень  освоения педагогами новой образовательной программы

Центр оценки качества образования

Мониторинг

декабрь

2013

  1. Определение проблем и «точек роста» образовательной программы

Проректор УМР

Собеседование

январь 2013

  1. Перспективы совершенствования программы

Сетевое сообщество

Конференция

февраль 2013