Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся ООАУ СПО «Елецкий медицинский колледж»

Абреимова Анна Александровна

Статья  для участия в межрегиональной научно-практической конференции «Формирование здоровьесберегающей среды в образовании» г. Липецк. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_abreimovaa.a.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Анна Александровна Абреимова (г. Елец)

ФОРМИРОВАНИЕ, СОХРАНЕНИЕ И КОРРЕКТИРОВКА ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ  

ООАУ СПО «Елецкий медицинский колледж»

Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки обучающихся делают задачу сохранения и укрепления здоровья студентов одной из приоритетных.

 В Елецком медицинском колледже  с 2011 года реализуется  экспериментальная площадка  «Формирование здоровьесберегающего образовательного процесса в Елецком медицинском колледже на 2011-2015г.г». В рамках реализации   вводного этапа экспериментальной площадки по формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни студентов проводятся  исследования.

По данным проведенных исследований в экспериментальной группе  С - 11 специальность 060501Сестринское дело у  72 % студентов  выявлены отклонения различной степени в состоянии здоровья. Лишь 28 %  детей пришли в колледж с диагнозом «здоров».

Одним из факторов, влияющих на состояние здоровья является  психологическое благополучие,  одним из показателей которого является уровень тревожности. Исследования данного показателя выявили  достаточно высокий уровень личностной тревожности, который составил 38 %, уровень ситуативной тревожности ниже – 28%.   Хотелось бы выделить еще один не менее важный фактор, это групповая сплоченность коллектива. В целом уровень групповой сплочённости в экспериментальной группе С – 11  достаточно высокий и составил 89%.  73% студентов чувствуют себя её членом, частью коллектива, около половины студентов хотели бы остаться в своей группе, 64% респондентов  отмечают, что в их группе лучше, чем в других коллективах,  и при этом  64%  студентов отмечают, что взаимоотношения с руководством  примерно такие же как в других группах,  73%  студентов высказали мнение, что отношение к учёбе в  коллективе примерно такое же как и в большинстве коллективов.

Снижение памяти, усталость и невозможность сосредоточиться в конце учебного дня являются непременными спутниками современного студента. Значительная часть нынешних подростков имеет повышенную нервную возбудимость, физическую ослабленность, вследствие экологического и социального неблагополучия условий жизни

Преподавателям необходимо сформировать у студента потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся. Именно организация стартовой диагностики (уровня тревожности и комфортности студентов, комплексная оценка состояния здоровья и др.) позволяет своевременно вносить коррективы в  создание безопасного здоровьесберегающего образовательного пространства  и  позволяет разработать  программу индивидуальной траектории обучения студентов в соответствии с результатами исследований.

Формированием осознанного отношения  студентов к приоритетности здоровья осуществляется посредством студенческого всеобуча (посещение музея народных ремесел и промыслов, краеведческого музея, посещение драматического театра «Бенефис», лекционно – информационные семинары «Губительная сигарета», «Пивной алкоголизм – выдумка или реальность?», классный час «Научно – технический прогресс и его влияние на здоровье человека», час общения – «Экзамены – это не страшно», организация встреч студентов колледжа с врачами-наркологами, с представителями судебных и правоохранительных органов, коллективный просмотр и обсуждение видеофильмов и т.д.)

В процессе проведения   мероприятий,  анкетирование  позволяет выявить наличие вредных привычек, отношение студентов к ведению здорового образа жизни. Анализ ответов по анкете выявил, что основными причинами, по которым студенты начинают курить, употреблять алкоголь, наркотики являются: «из интереса» - 69%, «за компанию» - 74%. Отрицательное отношение к юношам и девушкам, употребляющим наркотики, высказало 92 % студентов. 96 % - опрошенных считают, что употребление наркотиков очень опасно. 26 % студентов из группы курят. В основном алкогольные напитки подростки пробуют с друзьями (22% - со сверстниками, 17% - на дискотеке). Чтобы уберечь подростков от пагубного влияния курения, алкоголя, наркотиков, по мнению обучающихся, необходимо принять следующие меры: полностью запретить продажу сигарет, алкоголя – считают 74 % опрошенных студентов, запретить рекламу в средствах массовой информации – 65 %, увеличить штрафы за употребление алкоголя и наркотиков в общественных местах – 39 %, принудительно лечить молодых людей, злоупотребляющих наркотиками – 35%.

  Наличие  в колледже системы организационных условий, направленных на планирование, организацию, выбор форм и методов формирования мотивации и потребности культуры здоровья, координация, регулирование и контроль за процессом воспитания, создание благоприятной психоэмоциональной среды – всё это содействует воспитанию культуры здоровья студентов.