Из опыта работы

Формирование основ безопасного поведения дошкольников. ( из опыта работы) В течение двух лет углубленно работаю над своей методической темой: «Формирование основ безопасного поведения детей». Считаю, что эта тема актуальна: обеспечение здоровья детей – главная задача цивилизованного общества. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная моя цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний ,а умений правильно вести себя в различных ситуациях. Понимая значимость моей работы, мной был выбран следующий путь осуществления задач: изучение новинок учебно-методической литературы по проблеме формирования основ безопасности жизнедеятельности детей; составление педагогического проекта «Формирование основ безопасного поведения детей»; составление перспективного плана по данной теме; привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения; создание всех необходимых условий для усвоения детьми правил поведения. Дети – самая незащищенная часть населения. Они чаще всего страдают из-за собственной беспечности и неосмотрительности: работая с детьми, необходимо учитывать их возрастные особенности и психо – физические качества каждого ребенка. На восприятие материала влияет не только его «интересность», но и сама личность воспитателя, манера его речи, поведение, настроение. Рассказывая дошкольникам об опасностях, очень важно выбрать интонацию, тактику. Наихудшая тактика – это тактика устрашения. Поэтому я в работе не рассказываю детям о страшных цифрах и фактах. Поскольку дети отличаются повышенной восприимчивостью и внушаемостью, у них легко могут развиться невротические состояния, последствия которых будут проявляться даже во взрослой жизни. Знакомство с основами безопасного поведения дошкольников провожу во всех видах деятельности: включая в занятия по ознакомлению с окружающим (знакомство со специальными машинами, чтение художественной литературы, конструированию, изо деятельности). Для освоения всех поставленных задач в своей работе я уделяю подвижным играм ( «Красный, желтый, зеленый», «Воробушки и автомобиль», «Поезд»), сюжетно-ролевым («Шоферы», «Светофор», «Автобус» и т.д.), дидактическим играм («Наша улица» , «Собери знак», «Угадай какой знак» и т.д.) , игровым проблемным ситуациям, игровым персонажам. Игра – нормальная и обязательная форма деятельности ребенка дошкольного возраста, позволяющая ему связывать и автоматизировать свои умения и попытаться применить знания на практике, пока они не востребованы жизнью. Поэтому игра у нас является неотъемлемым атрибутом учебной и воспитательной деятельности детей. В ходе игры детям наглядно объясняется, куда звонить в случае возникновения пожара, как правильно вести себя в общественных транспортах, как правильно вести себя, если подошел незнакомый человек и т.д. Дети с большим интересом усваивают новую информацию и принимают активное участие в играх, предложенных мной. Составленные мною перспективные планы, конспекты занятий являются также важным средством для успешного выполнения задач по обучению детей безопасного поведения дошкольников, также разработала и защитила проект по методической теме «Формирование основ безопасного поведения дошкольников на дороге» в рамках МО воспитателей района. В своей работе применяю разнообразные формы обучения: традиционные, интегрированные, комплексные занятия, а также разнообразные приёмы: использование наглядности, игровые, сюрпризные моменты. Дети с большим желанием изучают основы безопасного поведения , всегда с радостью приходят на занятия. Игры и занятия направлены, прежде всего, на воспитание грамотных и дисциплинированных участников. Систематизировала комплекс презентаций, подобранных в соответствии с тематикой занятий. Изучила и применяю в работе компьютерные технологии, методы и организационные формы обучения, способствующие раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей воспитанников, их личностных качеств, формированию познавательных способностей, стремлению к самосовершенствованию. Моя педагогическая деятельность строится в тесном контакте с родителями. В группе созданы все условия для обучения основам безопасного поведения: оформили настольный макет «Улица», сшили «пешеходный переход», оборудовали в группе уголок «Безопасность», подобрали настольно-печатные игры. Большую помощь мне в этом оказали родители, а также разработали совместно с родителями безопасный маршрут из дома в детский сад, подобрали все необходимые атрибуты для сюжетно –ролевых и подвижных игр. Составила для родителей памятки по основам безопасного поведения, консультации, папки-передвижки. Всю работу с детьми строю с учетом данных психолого –педагогической диагностики (Комплексная оценка результатов освоения программы « от рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой).Диагностику провожу 2 раза в год с целью фиксации достижения ребенка, отслеживания результатов его развития. В результате всей работы добилась реализации поставленной цели: дети усвоили основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них; научились правильно вести себя этих ситуациях. Уверена, что проведенная работа поможет моим воспитанникам сохранить своё здоровье и безопасность.