Программа развивающего курса Грековой Е.В. "Философия святого и героя"

Елена Владимировна Грекова  де Кампос

Курс "Философия святого и героя" создан на основе элективного, апробировавшегося в МОУ СОШ №3 г.Хвалынск, рекомендованного Министерством образования Саратовской обл. (2003)  к распространению в школах региона. Курс является структурной единицей программы "Философия : взгляд в вечность"

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Муниципальное   образовательное учреждение

                    МОУ ДОД «Дом детского творчества»

                       г. Хвалынск Саратовской области

               Дополнительная образовательная программа

                      «Философия  святого и героя»

                                                               Грекова Елена Владимировна,

                                                               педагог дополнительного

                                                               образования,

                                                               кандидат философских наук

                                      Хвалынск

                                           2009

                                    Пояснительная  записка

          Курс «Философия  святого и героя» предназначен для  подростков 12-15 лет, интересующихся гуманитарным циклом предметов. Курс является подвижным  модулем в системе  развивающих курсов  гуманитарно-философского профиля, преподающихся в Философской школе, - основ философии, культурологии, истории религий и свободомыслия. Курс предназначен для  формирования у школьников понимания того, что мир  открывается нам только в человеческом силуэте. Каждый  живущий должен хотя бы раз  постичь или осознать  величие, уникальность и хрупкость феномена человека. Каждый должен пройти путь становления и самоопределения.

        Человек есть вечно новая тайна. В своих размышлениях о мире мы ограничены человечностью и проецируем на небо и землю собственную сущность. Поэтому любая философия есть прежде всего учение о человеке и смысле его жизни. Однако философское постижение человека  сегодня находится в достаточно глубоком кризисе, возможно, на пороге метаморфозы.

       Обращение к человеку и его жизни  выдвигает на первый план темы одиночества и любви, смерти и бессмертия, страдания и смысла жизни – все то, с чем  человек любого возраста сталкивается ежедневно и что глубинно волнует каждого.

      Курс посвящен поиску пределов человека  и  пути организации духовного поиска – тема, постоянно  в различных аспектах затрагивающаяся на научных конференциях учащихся, на семинарах, на занятиях и в задушевных беседах  в походах. Возрастные особенности подростков   и их личный опыт уже привели становящихся взрослыми детей к пониманию того, что жизнь очень неоднородна. Мы то погружаемся в спокойное течение обыденности, где соседствуют страдание и желание, удовлетворенность и скука, то вырываемся в пограничные состояния, где восторг сопутствует отчаянию, а опьянение – грусти. Усредненность жизни тяготит – эта истина человеческого бытия  печально прорывается в отнюдь не  уменьшающемся с годами  объеме правонарушений , преступлений, суицида  подростков: игра в освобождение принимает разные формы.  И настоящий курс вобрал  в себя самые болевые для детей-подростков темы,  прежде рассматривавшиеся только на занятиях  в  районном научном обществе; темы объединены одной общей мыслью: философия человека – не только философия обыденности, она обретает себя, только становясь философией пределов.

      Основная проблема курса, объединяющая его в единое целое – что делает человека человеком? Основания человека обнажаются только в личностном бытии, ибо достижение пределов становится действительностью как личностный подвиг. Бытие на пределе и выступает  бытием выявления личностного начала. Но такое бытие есть лишь  состояние отрицания обыденности и ее завершенности. И дело не в недостатке бесед по поводу грубости подростков:  предельное бытие не утверждает, а разрушает стадное бытие Я, Психология называют этот бич подростковым бунтом. Следующий этап – замыкание в себе и встреча с идеей абсурдности и бесцельности жизни.

     Душу откроет не каждый. Но каждый подросток должен понять, причем понять  с а м, что предельное бытие обретает смысл только как устремленность к чему-то   в ы с ш е м у. Это и есть запредельное бытие человека. Исходя из традиции западноевропейского философствования, его можно было бы соотнести с трансценденцией и назвать антропо-трансценденцией, т.е.  формой личностного освоения трансцендентного в человеческом бытии. Она выступает  высшим этапом человеческой жизни и ее завершением, когда человек приходит к кульминации возможной для него гармонии, выражающей и творящей гармонию Вселенной.

       Школьная программа обществознания  не  предусматривает рассмотрения  экзистенциальных проблем. Бытует мнение, что подросткам рано увлекаться «взрослыми» проблемами. Опыт свидетельствует об обратном. Слушатели Философской школы  МОУ ДОД «ДДТ»  пишут работы на серьезные темы  выигрывают на научных форумах у  обучающихся  в школах повышенного уровня образования.  Лучшие работы опубликованы в журналах  МАН «Интеллект будущего» «Пирамида-maxima», «Интеллект будущего»,  сборниках «Обнинский полис». Число  докладчиков  на секциях философии и  этики районной научной конференции  за три года возросло до 360; думается, это достаточно ярко свидетельствует о росте интереса учащихся к  философско-антропологической проблематике.

      Задачи курса:

 1. Привлечение детей к миру интеллектуальной книги, интеллектуального общения.

 2. Формирование духовности, понимания познания и творчества как объективации предельного бытия.

3.  Формирование  знания

     - об обыденном, личностном и философском мировоззрении;

     - о понятии персонализма,

     - о феномене предельного и запредельного  бытия человека, телесного бессмертия и бессмертия личности, о феномене Сверхчеловека и Богочеловека, о проблемах постчеловечества.

  4.  Формирование умений и навыков

   - морального оценивания интеллектуальных концепций,

   - философского думания,

   - ведения  научного диалога,

   - составления и защиты  собственных тезисов.

       Данный курс разработан на базе победившего в Саратовской области в 2005г. элективного курса и может быть  использован  педагогами ДО и учителями   в качестве методологической базы  при переходе к изучению курса обществознания в старшем звене, а также  в качестве  материала к организации диспутов и дискуссий по разделу «Человек. Индивид. Личность. Индивидуальность», «Мораль», а также практической   организации работы секции философии в школьном научном обществе.

      Учащиеся, избравшие курс для изучения, для овладения  техникой и практикой  работы над научной темой  приглашаются на практические занятия секции философии научного общества, посвященные  методологии  написания научной работы.

       По завершении учебных занятий проводится итоговое занятие  в качестве своеобразного зачета -  мини-конференции. Цель его – не аттестация учеников, а  совместное осмысление всего учебного материала в целостном виде, с осознанием заново и на более высоком уровне некоторых вопросов, вызвавших наибольший интерес. Зачетное занятие   включает в себя также подведение итогов творческих работ учащихся, написанных и обсужденных на студийных занятиях и конференции.

                                           Содержание курса

         Тема  1.  Мое мировоззрение.

Как определить философию?  Понятие мировоззрения. Что такое обыденное мировоззрение? Феномен личностного мировоззрения. Философское мировоззрение. Любое ли личностное мировоззрение устремлено к философскому? Можно ли назвать философом человека с философским мировоззрением? Философский текст и личность философа. Проблема личностных оснований философствования. Идеализм и материализм как  решение проблемы пределов личности. Феномен персонализма. Персонализм и материализм: бессмертие личности и безличного. персонализм как философия свободы. Об одинаковой невозможности  логического доказательства или опровержения бессмертия личности. Материализм как философия обыденного бытия,  идеализм и персонализм как  философия духовного бытия. Персонализм, идеализм и материализм как способы бытия в мире. Выводы и перспективы. Философия как система отношений философа, его текста  и мира.

 

    Тема 2. Философия и трагические противоречия человеческого бытия.

Понятие противоречия. Мудрость как предпосылка философии. персонализация и объективация в философском тексте. Разрешение противоречия мудрости в философии.

     Противоречия человеческого бытия и  творчества. Философия как форма творчества. Основное противоречие времени. Философия и дух времени. Философия как преодоление замкнутого характера мудрости. Трагичность философии в ее времени. Философия как метаистория. Понятие метаантропологии. Трагические противоречия бытия. Выводы и перспективы. Философия человека в единстве формы и содержания. Философия человека как  дискурсивный и экзистенциальный способы философствования.

     Тема 3. Феномен метаантропологии.

    Метаантропология и философская антропология. Метаантропология, экзистенциализм и персонализм. Метаантропология как философия обыденности. Бытие-на-пределе как экзистенция.. Человеческое бытие, жизнь и экзистенция. Философия  предельного бытия человека. Метаантропология как философия  предельного и запредельного бытия. Запредельное бытие как антропо-трансценденция. Философия запредельного бытия. Выводы и перспективы. Выход за пределы  философии и метаистории? Проблема психософии.

    Тема 4. Обыденное бытие : детство и юность.

   Обыденное бытие и его категории. Обыденность и ее пределы.  Мужчина и женщина в обыденности: род и скрытое одиночество в роде. Мы в обыденности детства и юности: желание и страдание; запрет и воля; страх и осознание.

      Мы в обыденности молодости и взрослости.Удовлетворение и наслаждение. Страсть и привычка. Забота и равнодушие. Скука и праздничность. Азарт и игра. Пресыщение. Выводы и перспективы. Род как обыденнсть и душевность. Инстинкт и воля. Воля и социальный инстинкт. Цивилизация как утверждение воли к самосохранению и выход за ее пределы.

   Тема 5. Предельное бытие человека.

   Смысл и опасность предельного бытия. Истоки предельного бытия: тоска и влюбленность. Одиночество как тоска. Ужас и отчаяние. Ужас как предельный страх. Одиночество как отчаяние. Просвет предельного бытия: от гнева к надежде и вере.

    Гнев: хаос и возможность нового космоса. Надежда. Вера.  Выводы и перспективы. Смысл одиночества в нашем  предельном бытии.

   Тема 6. Воля к власти: освобождение от  одиночества предельного бытия и его обновление.

   Общее понятие воли к власти. Воля к власти как ценность. Противоречивость воли к власти. Воля к власти над миром. Истоки воли к власти над миром. Воля к манипулированию. Воля к абсолютному манипулированию . Одиночество-отчаяние  как  следствие воли к власти над миром.

    Воля к власти над собой как воля к самопреодолению. Воля к могуществу и всемогуществу. Так кто герой? Выводы и перспективы. Пределы воли к власти как пределы воли.

    Тема 7. Воля к познанию и воля к творчеству: явление культуры.

    Познание и творчество: объективация предельного бытия. Противоречие познания и творчества. Разрешение противоречия познания и творчества: образ Гения как личности предельного бытия. Пределы гениальности:  культуротворчество и культуротворение.

    Наука и искусство как формы культуры и их противостояние в современном мире. Наука: понятийное моделирование человека и мира. Технотворчество. Компьютерная цивилизация и ее опасности.  Наука на стыке культуры и цивилизации.

    Искусство как художественное разрешение противоречий человеческой жизни. Проблема высокого искусства и ремесла. Противостояние науки и искусства в конце ХХ века. Возможность синтеза. Выводы и перспективы.

    Тема 8. Запредельное бытие человека.

    Возможно ли запредельное бытие человека? Запредельное бытие мужского и женского: любовь. Концепции любви. Учение Платона об андрогинах. Владимир Соловьев: Вечная Женственность. Николай Бердяев: возвышение Эроса. Отто Вейнингер: половая любовь как любовь к себе. Виктор Франкл: любовь как прорыв к неповторимости человека. Эрих Фромм: любовь как забота, ответственность, уважение и знание.

    Любовь: сексуальное и эротическое. Любовь и сексуальность. Понятие любви-страсти. Любовь и  эрос. Понятие любви-дружбы. Высшее бытие любви.

   Любовь к себе: воля к самопознанию и  самотворению. Любовь-сотворение. Разрешение противоречия жизнетворения и культуротворения. Очищение воли и переход  во вдохновение. Разрешение противоречия любви и свободы. Вдохновение самосотворения. Идея Бога и любовь к Богу. Поговорим о святости. Любовь-самосотворение и бессмертие личности.

    Тема 9. Телесное бессмертие и бессмертие личности.

    Учения о бессмертии в религии и философии Востока и Запада. Подход к проблеме бессмертия на Востоке. Идея бессмертия в античности. Бессмертие личности в средневековой культуре. Новое время: сомнения. Вл.Соловьев: бессмертие и самоубийство. Н.Бердяев: смерть как надежда. Персоналистическое восприятие бессмертия у Тейяра де Шардена. Жизнь после смерти с точки зрения психоанализа Карла Юнга. Рэймонд Моуди: опыт реанимации.

    Бессмертие человека как бессмертие телесности. Бессмертие как продление рода. Бессмертие и продление жизни. Опыты естествоиспытателей.

   Бессмертие человека как бессмертие личности. Бессмертие личности в культуре. Бессмертие личности как бессмертие самосотворения. Жизнь-существование и жизнь-бытие.  Бессмертие личности как  разрешение трагического противоречия времени и вечности. Об этической значимости  бессмертия личности. Выводы и перспективы. Бессмертие человека как символ и реальность.  Жизнь-время и жизнь-Вечность.

   Тема 10. Трагическое противоречие человека и Бога. Героизм и святость.

   Противоречие человека и Бога: деструктивное и конструктивное разрешение.  Идея Богочеловека как конструктивное разрешение. Идея Богочеловека и творчество.  Философское и мифологическое постижение Богочеловека.

     Богочеловек как единство гения, героя и святого. Гениальность как одухотворение. Героизм и его противостояние гениальности. Святость как душевность. Двойственность женственности как душевного основания святости. Героизм одухотворения. Трагизм триединства гениальности, святости и героизма в истории. Соединение  святости и героизма как невозможность и действительность.

    Категория Богочеловека:  основание и запредельность человеческого. Категория Богочеловека как соединение  мифологически-личностной и символической трактовок Бога.  Основатель мировой религии как Богочеловек. Богочеловек и Богочеловечество. Духовная и душевная эволюция человека. Эволюция личности. Выводы и перспективы: Богочеловек как образ, символ и категория духовной и душевной эволюции человека.

 

    Тема 11. Сверхчеловек и метачеловек.

    Сверхчеловек: единство гения и героя. Путь сверхчеловека: возможность демонического. Конструктивный смысл сверхчеловека: единство гениальности и героизма.

    Путь метачеловека: соединение гениальности и святости. Метачеловек: мужское или женское начало? Проблема слияние метачеловеческого и сверхчеловеческого . Эволюция личности как проблема нашего времени. Противоречие сверхчеловеческого и метачеловеческого как основное противоречие нашего времени. Проблема смысла жизни.

   

                                            Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Форма работы

Форма контроля

Образовательный продукт

1

Мое мировоззрение

1

Лекция

Конспект

2

Философия и трагические противоречия человеческого бытия

1

Лекция с элементами беседы

Устный опрос

Конспект

3

Феномен метаантропологии

1

Лекция с обсуждением

Собеседование

Конспект, наброски тезисов

4

Обыденное бытие: детство и юность

1

Беседа

Обсуждение тезисов

5

Обыденность зрелости

1

Лекция с элементами беседы

Устный опрос

Творческая работа

6

Предельное бытие человека

1

Лекция

Обсуждение тезисов работ

Конспект

7

Воля к власти: освобождение от одиночества предельного бытия и обновление бытия

1

Лекция

Устный опрос

Конспект

8

Воля к познанию и воля к творчеству: явление культуры

1

Лекция с элементами беседы

Устный опрос

Конспект

9

Запредельное бытие человека

1

Лекция с элементами беседы

Собеседование

Творческая работа

10

Телесное бессмертие и бессмертие личности

1

Беседа с привлечением  материалов творческих работ

11

Трагическое противоречие человека и Бога. Героизм и святость

1

Лекция с элементами беседы

Собеседование

Подготовка тезисов

12

Сверхчеловек и метачеловек.

1

Мини-конференция

Защита тезисов

        Требования  к умениям и навыкам

       Студийная форма занятий предполагает  тесное слияние  научно-теоретических положений и практической стороны жизни, знаний и умений, абстракций и реальной конкретной повседневности. Психологический климат определяется  умением педагога способствовать  личностному успеху учеников. Мыслительная деятельность,  проходящая на высоком уровне абстракции, напряженность духовных усилий подростка появляются лишь тогда, когда учитываются его индивидуальные особенности, создаются условия для осознания им своих личных  достижений. Педагог должен уметь найти  в каждом высказывании ученика, его реплике, реакции то своеобразие достоинств, которого не увидели окружающие: смелость суждения, независимость мнения, удачность речевого оборота, красоту формулировки. Нет надобности притворяться, фальшивить, потому что не существует мнения правильного или неправильного – есть мнение индивидуальное. По поводу его всегда найдется возможность сказать: «Оригинальный взгляд!», «неожиданное суждение», «У вас, вероятно, существует основание выдвигать такой тезис».  Особая ценность любого высказывания состоит именно в его отличии от прочих; это предоставляет возможность отыскать нечто общее, приводящее в итоге к научно-философским решениям.

       В  применяемую технологию создания ситуации успеха входят «снятие страха», «авансирование», «персональная исключительность», «скрытая  инструкция», «усиление мотивации», «педагогическое внушение», «высокая оценка детали».

        В качестве конкретных умений, формируемых  в ходе занятий, следует отметить создание конспекта идей, формулирование и оформление набросков тезисов, написание творческой работы и ее защита, получение первых навыков философского думания и ведения научного диалога и полилога.  При этом оценивается:  уровень формирования понимания учащимися многообразия жизни,  уровень анализа учеником собственного жизненного опыта,  умение сопрягать свое мнение с разноликим групповым, уровень обобщения и и отражения в философских понятиях выявленных явлений и феноменов и их характеристик,  умение найти связь отраженного в научных понятиях явления с жизнью школьников.

        Точки  трансферентного контроля:

Занятие 2: умение вести конспект,

Занятие 3: умение делать наброски тезисов,

Занятие 9: умение умение  писать творческую работу,

Занятие 12: умение защищать работу, вести философский полилог.

         Информационное обеспечение

       Литература, использованная при подготовке программы:

Бердяев Н.А.Философия свободного духа.-М.,1994

Бердяев Н.А.О назначении человека.-М.,1993

Бердяев Н.А.Я и мир объектов.Опыт философии одиночества и общения.//Философия свободного духа.-М.,1994

Быстрицкий Е.К.Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие.-Киев,1991

Камю А.Миф о Сизифе. Эссе об абсурде.// Сумерки богов.,М.,1989

Макаров Б.В.Философская антропология.-СПб.,1997

Мунье Э.Персонализм.-М.,1992

Ницше Ф. Так говорил Заратустра.-М.,1990

Платон.Пирсобр.соч.Т.2-М.,1993

Соловьев Вл. Чтения о Богочеловечестве//Соч. в 2тт.Т.2-М.,1989

Тейяр де Шарден.Феномен человека.-М.,1987

Унамуно М. О трагическом чувстве жизни.-Киев,1996

Фромм Э.Душа человека.-М.,1992

Фролов И.Г.Перспективы человека.-М.,1983

Хамитов Н.Философия человека: от метафизики к метаантропологии.-М.,2002

Шостром Э.Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор.-Минск,1992

       Литература, рекомендуемая учащимся:

Бердяев Н.А. О назначении человека.

Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения.

Бердяев Н.А.Самопознание.

Камю А.Миф о Сизифе.

Соловьев В.С.Чтения о Богочеловечестве.

Трубецкой Е.Смысл жизни.

Фромм Э.Душа человека.

Автор программы                                                            Грекова Е.В.