Педагогический анализ урока физической культуры в общеобразовательной школе методические рекомендации

Казанцев Олег Геннадьевич

 

Педагогический анализ урока физической культуры

в общеобразовательной школе

 

методические рекомендации 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования  

«Волгоградская государственная академия физической культуры»

Кафедра теории и истории физической культуры и спорта

Педагогический анализ урока физической культуры

в общеобразовательной школе

методические рекомендации

2013 г.

Цель педагогического анализа в рамках программы педагогической практики в школе научить студента определять качество проведения урока физической культуры, оценивая профессиональную подготовленность преподавателя (практиканта).

        Сущность педагогического анализа состоит в выявлении результативности конкретного занятия (его вклада в формирование физкультурных знаний, двигательных умений и навыков; развитие физических способностей; совершенствование личностных качеств учащихся) и обуславливается стремлением учителя к совершенствованию педагогического мастерства и овладению методикой проведения «современного урока физической культуры».

«Современный урок» (В.А. Муравьев, И.П. Залетаев, 2002) - это урок:

  • вовлекающий учащихся в совместную с учителем творческую учебную деятельность;
  • развивающий познавательную инициативу;
  • обучающий самостоятельному использованию учащимися различных средств физического воспитания;
  •  характеризующийся четко выраженным индивидуальным подходом к занимающимся;
  • направленный на физическое развитие, формирование личностных качеств и укрепление здоровья детей;
  • повышающий теоретическую подготовленность и характеризующийся усиленной образовательной направленностью;
  • воспитывающий интерес к занятиям физическими упражнениями и пропагандирующий здоровый образ жизни;
  • выделяющийся отсутствием шаблона и творческим разнообразием.

Педагогический анализ, выполняемый студентами в ходе практики, представлен в различных видах:

  • в проведении наблюдений и частичного анализа урока по рекомендованным темам с последующим коллективным обсуждением урока;
  • самоанализа проведенного урока с указанием собственных ошибок и путей их исправления;
  • в выполнении письменного комплексного педагогического анализа урока физической культуры по предложенной схеме;
  • и, наконец, рейтинговой оценки контрольного урока с использованием балльной системы.

Для выполнения заданий по данному разделу определены темы и подготовлены развернутые планы наблюдений для частичного анализа проведения урока;  разработаны схема для выполнения комплексного  анализа урока физической культуры и протокол балльной оценки, позволяющий  провести экспресс-анализ контрольного урока.

Технология проведения анализа урока отражает систему педагогических наблюдений за деятельностью преподавателя и учащихся. Для этого наблюдения по ходу урока заносятся в черновые записи, которые затем обрабатывают, используя рекомендуемую схему. При этом необходимо отмечать как положительные, так и отрицательные моменты.

Общие требования к анализу урока физической культуры.

  1. Анализ должен быть многосторонним и достаточно глубоким, охватывающим все разделы схемы.
  2. Все увиденное на уроке должно оцениваться.
  3. Оценка должна быть объективной, обоснованной, аргументированной доказательствами.
  4. Необходимо вскрыть недостатки и дать конкретные практические рекомендации по их устранению.

СХЕМА

комплексного педагогического анализа урока физической культуры

I. Общие сведения: тип урока, место проведения, контингент занимающихся, Ф.И.О. проводящего, задачи урока.

II. Организованность урока:

  1. Подготовленность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, обеспечение ТСО и наглядными пособиями.
  2. Отношение к внешнему виду учащихся.
  3. Структура урока, четкость организации.
  4. Пунктуальность начала и конца урока.
  5. Дисциплинированность и аккуратность занимающихся.
  6. Правильность выбора места учителем для объяснения и проведения урока.
  7. Общая и моторная плотность урока, объем и интенсивность физической нагрузки.
  8. Обеспечение техники безопасности.

III. Методический аспект:

  1. Комплексный подход к постановке и решению задач (обучающие, развивающие и воспитывающие).
  2. Выполнение условий реализации комплексного подхода:
  • учет возрастных особенностей;
  • подбор средств и методов обучения в соответствии с задачами урока;
  • использование разнообразных форм организации учебной деятельности (поточный, групповой, фронтальный и т.д.);
  • использование дифференцированного подхода к обучению;
  • индивидуализация обучения на уроке;
  • целесообразность внесения корректив по ходу урока;
  • своевременность исправления ошибок учащихся на уроке.

IV. Психолого-педагогический аспект:

  1. Охарактеризовать средства мотивации творческого отношения учащихся к занятиям физическими упражнениями.
  2. Определить наиболее эффективные методы оценки учебной деятельности учащихся для развития морально-волевых качеств личности (ответственности, исполнительности, точности, дисциплинированности, решительности, смелости и т.п.).
  3. Зафиксировать и охарактеризовать приемы взаимоотношений учащихся в системе «учитель-ученик».

V. Выводы по уроку:

  1. Отразить соответствие содержания конспекта урока годовому, четвертному планам и поставленным задачам.
  2. Отразить эффективность решения запланированных задач.
  3. Указать на трудности в их решении и наметить пути их преодоления на последующем уроке или в системе уроков.
  4. Указать положительные моменты в работе учителя физической культуры (организационно-методического характера).
  5. Выявить недостатки и ошибки в процессе обучения и организации учебной деятельности школьников на уроке ФК.

VI. Предложения и рекомендации преподавателю:

  • по совершенствованию организации урока;
  • разнообразию  применения методов обучения;
  • улучшению техники ведения урока (объяснение, показ и т. д.).

Темы и развернутые планы наблюдений для обсуждения и оценки проведения урока

Тема 1. Организация урока.

  1. Своевременность начала урока, причины, вызвавшие его задержку.
  2. Приход занимающихся к месту проведения занятий (организованно строем, свободно, роль дежурного, физорга, учителя в подготовке учащихся к уроку).
  3. Распределение времени между частями урока и видами упражнений.
  4. Способы разделения занимающихся на подгруппы, команды. Выделение судей, помощников, водящих, капитанов команд.
  5. Построение, перестроения и размещение занимающихся для проведения различных видов упражнений (ОРУ, ходьбы, бега и т.д.). Целесообразность выбранных способов и затрат времени на их выполнение.
  6. Подготовка, уборка инвентаря, распределение обязанностей между занимающимися.
  7. Организация занимающихся, освобожденных от занятий.
  8. Выбор места учителем при проведении различных видов упражнений и объяснении.
  9. Окончание урока (своевременность, организованный уход в раздевалку).

Тема 2. Условия и характер деятельности занимающихся на уроке.

  1. Дисциплина занимающихся на уроке в целом и при выполнении отдельных видов упражнений.
  2. Отношение к уроку в целом, отдельным видам упражнений и в частности к ОРУ.
  3. Отношение к педагогу и товарищам. Сплоченность коллектива занимающихся, отношение к нарушителям дисциплины и слабо подготовленным учащимся.
  4. Участие в подготовке мест для занятий и уборке инвентаря.
  5. Качество исполнения обязанностей дежурными, судьями. Отношение к поручениям педагога.
  6. Активность, сознательность, инициатива, настойчивость, аккуратность. Навыки самостоятельной работы, умение страховать, оказывать помощь товарищам.
  7. Общая подготовленность занимающихся, культура движений (осанка, походка).
  8. Внешний вид занимающихся (аккуратность, наличи единой спортивной формы).

Тема 3. Страховка и помощь на уроке.

  1. При выполнении каких упражнений оказывалась помощь и страховка?
  2. Своевременность и правильность применения способов страховки.
  3. Привлечение занимающихся к оказанию помощи и страховки товарищам.
  4. Роль педагога в руководстве учащимися, оказывающим помощь и обеспечивающим страховку.

Тема 4. Характер деятельности педагога на уроке.

  1. Умение владеть группой, организовывать учебный процесс, обеспечивать интерес и дисциплину учащихся в ходе урока.
  2. Личностно-ориентированный подход к учащимся. Отношение к классу и отдельным занимающимся с учетом индивидуальных особенностей (подготовленности, быстроты овладения учебным материалом, реакции на нагрузки). Педагогический такт.
  3. Умение правильно выбирать место в ходе урока, замечать и исправлять ошибки учеников, вносить изменения в содержание урока, обусловленные внешними условиями и состояние занимающихся (утомление, возбуждение и т. д.).
  4. Эмоциональность проведения урока.
  5. Спортивная подготовленность, общая культура поведения и манера держаться перед классом.
  6. Внешний вид педагога (костюм, прическа).

Тема 5. Дозировка упражнений и регулирование нагрузки на уроке.

  1. Приемы дозировки нагрузки, применяемые педагогом (темп, количество повторений, изменение условий выполнения).
  2. Соответствие дозировки упражнений педагогическим задачам урока (развитию двигательных качеств, обучению, разминке, активному отдыху); особенностям занимающихся (возрасту, полу, подготовленности, индивидуальным особенностям, состоянию занимающихся); внешним условиям (температура, атмосферные явления); дозировке, предусмотренной конспектом урока.
  3. Способы регулирования нагрузки всего урока (паузы для отдыха, чередование упражнений, упражнения на восстановление).

Тема 6. Использование словесного метода.

  1. Необходимость использования рассказа в данном уроке, его образность, выделение главного, краткость.
  2. Объяснение – назначение и применение на уроке. Сообщение теоретических сведений и данных современных научных исследований в раскрытии техники физических упражнений и анализе допущенных ошибок.
  3. Указания – назначение, своевременность, ценность. Наличие общих и индивидуальных указаний.
  4. Команды – характер подачи (тихо, громко, соответствие подготовленности занимающихся, возрасту, владение спортивной терминологией).
  5. Убеждение, разъяснение, одобрение, наказание – целесообразность их применения; достигнутые результаты.
  6. Общая культура речи педагога.

Тема 7. Обеспечение наглядности в обучении.

  1. Демонстрация упражнений педагогом, качество и своевременность показа, умение выделить главное.
  2. Демонстрация упражнений учащимися.
  3. Использование наглядных пособий.
  4. Применение различных ориентиров.
  5. Образное слово.
  6. Приемы для создания представлений о темпе, ритме движений (музыка, хлопки, подсчет).
  7. Эффективность приемов наглядности.

Тема 8. Обеспечение сознательности и активности занимающихся.

  1. Сообщение педагогом задач урока, назначения новых упражнений и техника их выполнения.
  2. Выполнение упражнений по слову (команде) учителя.
  3. Опрос занимающихся после исполнения заданий (причины неудач, допущенные ошибки, механизм исполнения упражнений и их влияние на организм занимающихся).
  4. Участие занимающихся в наблюдениях за исполнением упражнений товарищами, в исправлении ошибок и оценке их результатов.
  5. Самостоятельная работа учащихся на уроке (качество исполнения, умение работать самостоятельно).
  6. Активность и организованность занимающихся при выполнении заданий педагога в подготовке мест занятий, уборке инвентаря, разделении на команды и выборе водящих.

Тема 9. Методы разучивания учебного материала.

1. Изучение учебного материала в целом: какие упражнения, каким методом изучались, целесообразность такого изучения (трудность, новизна упражнений, соответствие возрастным возможностям занимающихся), создание необходимых условий для облегчения усвоения учебного материала (упрощение правил, снижение высоты снарядов, оказание помощи).

2.  Изучение учебного материала по частям: целесообразность использования данного метода (облегчение восприятия и концентрации внимания, снижение нагрузки, возможность тщательной отработки деталей упражнений, сокращение времени на усвоение).

3. Целесообразность сочетания в изучении упражнений «целостного» и «расчлененного» методов при обучении в каждом  конкретном случае.

           4. Эффективность применяемых методов.

Тема 10. Решение оздоровительных задач на уроке.

  1. Санитарное состояние мест занятий (до начала урока, в процессе его проведения). Предварительная уборка мест занятий, температура воздуха и его влажность, освещение и вентиляция, наличие зеленых насаждений, состояние грунта.
  2. Наличие спортивной формы у занимающихся: опрятность, соответствие предмету занятий и условиям его проведения.
  3. Соответствие подбора упражнений возможностям занимающихся (возрасту, полу, подготовленности).
  4. Целесообразность выбранной последовательности упражнений в уроке.
  5. Дозировка упражнений соответственно их назначению и возможностям занимающихся.
  6. Специальная работа педагога в обучении правильному дыханию и формированию осанки.
  7. Наличие пауз для отдыха, их частота, продолжительность,  рациональность.
  8. Сообщения учителя по ходу урока и его окончании о гигиеническом значении отдельных физических упражнений, о культуре здоровья.

Тема 11. Методы развития двигательных качеств.

  1. Какие методы применялись (повторный, равномерный, переменный, соревновательный и др.) при выполнении различных упражнений и каковы их  результаты.
  2. Соответствие избранных методов педагогическим задачам, возможностям занимающихся и условиям проведения урока.
  3. Целесообразность сочетания работы и отдыха с учетом самочувствия занимающихся.

Тема 12. Учет текущей успеваемости занимающихся.

  1. Контроль за качеством исполнения упражнений. Какие упражнения подвергались учету, формы проведения учета (вызов каждого ученика для выполнения упражнения, выполнение заданий в составе небольшой группы, выборочный просмотр отдельных занимающихся – на фоне работы всей группы). Замечания педагога, исправление ошибок, повторное выполнение упражнений. Используемые формы оценок (баллы, данные результатов), наличие оценочных суждений «хорошо», «плохо».
  2. Привлечение актива и всех учащихся к проведению текущего учета успеваемости.
  3. Оценка поведения занимающихся: активности, трудолюбия, отношения к товарищам, дисциплины.
  4. Учет организационно-физкультурных навыков у занимающихся, содержание и критерии учета.

ПРОТОКОЛ

оценки контрольных уроков, проведенных в _____________ № ____

г. Волгограда  (г. Волжского) студентом  ______ курса_____ группы

(фамилия, имя, отчество)

в период с _________________ по _________________ 200 __ г.

Содержание

Класс

1.

Подготовленность к уроку

1) Своевременная подготовка мест занятий, оборудования, инвентаря

2) Наличие конспекта, грамотность его составления, соответствие задач четвертному плану и возрасту занимающихся

3) Правильный подбор средств и их соответствие поставленным задачам, достаточность дозировки, оригинальность проведения ОРУ (в движении, на месте, в кругу, с предметами, др. – подчеркнуть)

2.

Проведение частей урока

4) Соответствие ОРУ предстоящей основной части урока

5) Правильность и своевременность замечаний, методических указаний

6) Соблюдение техники безопасности, наличие страховки, оказание помощи

7) Соответствие средств основной части урока поставленным задачам и степень их решения

8) Достаточность объема и интенсивности нагрузки, эмоциональность проведения урока

9) Рациональность распределения времени по частям урока и видам упражнений

10) Организация и эффективность развития физических качеств (подбор средств и методов)

11) Использование упражнений на расслабление и восстановление, применение нестандартных методов

12) Подведение итогов, выставление оценок, контроль выполнения домашнего задания

3.

Сумма баллов

4.

Оценки за проведение уроков

Особое внимание обратить:

  • на степень решения поставленных задач;
  • общую и моторную плотность урока;
  • объем и интенсивность нагрузки;
  • знание учебного материала и умение его преподнести;
  • эмоциональность урока, педагогический такт.

Все пункты оцениваются по 5-ти балльной шкале, затем суммируются и по набранной сумме баллов выставляются оценки за каждый контрольный урок: 55 – 60 баллов – «отлично»; 43 – 54 балла – «хорошо»; 36 – 42 балла – «удовлетворительно»; менее 36 баллов – «неудовлетворительно». Протокол подписывается учителем физической культуры и методистом.

Комплексный педагогический анализ урока

  1. Общие сведения:

  1. Организация урока:

3. Методический аспект:

4. Психолого-педагогический аспект:

5. Выводы по уроку:

6. Предложения и рекомендации:


 

Комментарии

Олин Олег Сергеевич

Очень полезная информация перед атестацией! Спасибо