Педагогические условия формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих педагогов.

Благих Алина Витальевна

 

Эффективность профессиональной подготовки  будущих педагогов напрямую зависит от степени сформированности у них ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности. Ведь обучение будущей профессии протекает продуктивнее при наличии у личности сильных, ярких мотивов, вызывающих желание активно заниматься именно этой деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srochnaya_statya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих педагогов.

Благих А.В.

Эффективность профессиональной подготовки  будущих педагогов напрямую зависит от степени сформированности у них ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности. Ведь обучение будущей профессии протекает продуктивнее при наличии у личности сильных, ярких мотивов, вызывающих желание активно заниматься именно этой деятельностью.

Ценностное отношение к профессиональной деятельности – интегрированное качество личности, опирающееся на профессиональное и нравственное самосознание, значимость которых побуждает проявлять активность в овладении профессиональными знаниями, умениями навыками [1,5].

Важное место в системе формирования ценностного отношения к будущей педагогической профессии у студентов занимают условия, создаваемые в процессе подготовки специалистов. Эффективность формирования ценностного отношения к будущей педагогической профессии у студентов может обеспечиваться посредством соблюдения совокупности следующих педагогических условий:

  • включение субъектного опыта будущих педагогов в структуру образовательной ситуации, его преобразование и обогащение;
  • широкое использование совместных форм учебно-профессиональной деятельности;  
  • развитие рефлексивной позиции студентов как обращённости к их профессионально-личностным возможностям;
  • стимулирование положительной направленности к приобретаемой профессии.  

  Включение субъектного опыта будущих педагогов в структуру образовательной ситуации, его преобразование и обогащение  предполагает  необходимость связи знаний и умений, полученных на занятиях, с практическими знаниями и умениями, сформированными во время практики, определяет включение студента в деятельность, которая моделирует профессиональную деятельность педагога. Для реализации данного условия важно создать такую систему заданий, ситуаций, в которых студенты должны поступать в соответствии со сложившейся системой знаний, сформировавшимися представлениями о смысле профессионально-педагогической деятельности, осмысливать своё отношение к данному виду деятельности, к людям, с которыми они работают, к окружающей действительности [2].  

Педагогическое условие, заключающееся в широком использовании совместных форм учебно-профессиональной деятельности помогает создать развивающий характер деятельности студентов. В основе его реализации лежит понимание деятельности, как сложного, многоуровневого, динамически развивающегося явления, имеющего следующие составляющие системы: отношения мотива и цели; отношения деятельности и действий; отношения регулирующей роли психического отражения в планировании и осуществлении, а компоненты этой системы – мотив, цель, модель, план, действия, процессы переработки текущей информации, принятие решения, проверки результатов и коррекции действий [4]. Реализация рассматриваемого условия предполагает использование проблемных ситуаций, профессионально-педагогических задач, дискуссий, проигрывание ситуаций. С одной стороны, это направление деятельности создаёт гуманистически ориентированную атмосферу взаимодействия между студентами и педагогом и студентов друг с другом, а с другой стороны, даёт возможность студентам высказывать свои суждения, рассуждать, выражать своё мнение, обосновывать свою точку зрения, оценивать явления, поступки и действия, выражать своё отношение. Важно, чтобы обучающиеся использовали полученные знания, оперировали оценочными суждениями, приводили примеры из собственной жизни, имели возможность проектировать и проигрывать развитие ситуаций, в основе которых лежит определённая педагогическая проблема, в соответствии с усвоенными знаниями и представлениями [3].

Развитие рефлексивной позиции студентов как обращённости к их профессионально-личностным возможностям    связано с осмыслением студентами изучения и применения профессионально-педагогических знаний на практике. Нами установлено, что осуществление рефлексии в профессиональной подготовке привлекает будущих педагогов к анализу собственной учебной деятельности и побуждает к её оценке, что содействует осознанному отношению к выбору способов и действий  этой деятельности. Теоретическую основу данного условия в контексте развития рефлективности составляют идеи Карпова А.В.. Реализация данного условия предусматривает актуализацию рефлексивных процессов, обеспечивающих создание среды, способствующей возникновению у студентов актов самоанализа, включение студентов в ориентационно-практическую деятельность, в такую систему заданий и ситуаций, в которых студентам предоставляется свобода оценки проблемы (явления, ситуации), свобода поиска путей оптимального решения проблемы, свобода в выборе решения проблемы и в проектировании её реализации. Организация таких форм деятельности, как коллективные творческие дела, классные часы, мастер-классы способствует обеспечению реализации данного условия.

Такое педагогическое условие, как стимулирование положительной направленности к приобретаемой профессии предполагает взаимодействие студентов с преподавателями и студентов друг с другом, целью которого является создание атмосферы гуманных отношений между студентами, развитие интереса к проблемам, характерным для системы дошкольного образования, формирование положительного отношения к профессионально-педагогической деятельности. Взаимодействие между студентами осуществляется в результате использования групповых и подгрупповых приёмов организации деятельности. В процессе этого взаимодействия студенты накапливают опыт гуманных отношений друг с другом, социально значимый опыт совместной деятельности и общения. Важным фактором реализации этого условия является многообразие форм усвоения знаний, доходчивость и эмоциональность подачи материала, опора на личный социальный опыт студентов.

Все приведённые выше условия, обеспечивающие формирование ценностного отношения будущих педагогов к их профессиональной деятельности тесно связаны между собой и в процессе их реализации в образовательном процессе не может быть их чёткого разграничения. Так как использование преподавателями тех или иных форм и методов обучения уже предполагает, в контексте аксиологического подхода к образовательному процессу, прямое или косвенное влияние на формирование ценностного отношения студентов к будущей педагогической деятельности. Продуманная реализация комплекса описанных в статье педагогических условий приводит к становлению ценностного отношения к педагогической профессии, повышению у студентов уровня профессиональной компетентности и подготовленности к самостоятельной педагогической деятельности, становлению будущих педагогов субъектами собственной деятельности.

 Литература

  1. Загребельная Е.А. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности  студентов дефектологического факультета педагогического ВУЗа: Автореф.дисс…канд.пед.наук. Курск - 2002, - 28 с.
  2. Исаев Е.И., Пазухина С.В. Формирование ценностно-смыслового   отношения к психологии у будущих психологов //Вопросы психологии. - 2004. - №5. – С. 3-11.
  3. Каган М. С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974.
  4. Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М.: «Смысл», 1999. – 487с.
  5. Щуркова Н.Е. Педагогическая направленность. – М., 1988.-38с.