Информационные технологии в образовании: развитие творческой индивидуальности личности студента в учебно-воспитательном процессе. Шевлякова Лидия Викторовна Преподаватель социально-гуманитарных дисциплин КГОУ СПО Камчатский педагогический колледж
Если исходить из того, что основными приоритетами сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога со студентом, умение педагога принять и поддержать индивидуальность, интересы и потребности обучаемого, развивать его творческие способности, то для выполнения этих целей наиболее подходит использование информационной технологии обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Публикация в сборнике КамГУ имени В. Беринга:
Информационные технологии в образовании.
Информационные технологии в образовании: развитие творческой индивидуальности личности студента в учебно-воспитательном процессе.
Шевлякова Лидия Викторовна
Преподаватель социально-гуманитарных дисциплин
КГОУ СПО Камчатский педагогический колледж
Смена исторических эпох
определяется сменой
коммуникационных технологий...
Герберт Маршалл Маклюэн
В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет:
- Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя со студентами.
- Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
- Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.
- Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефония и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
- Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
В образовании провозглашен сегодня принцип вариативности. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системы образования, использование в современных условиях целостных педагогических систем прошлого.
Если исходить из того, что основными приоритетами сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога со студентом, умение педагога принять и поддержать индивидуальность, интересы и потребности обучаемого, развивать его творческие способности, то для выполнения этих целей наиболее подходит использование информационной технологии обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Таким образом, ИТО следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценка качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса.
Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационных технологий. Основными средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержательное наполнение.
Содержание педагогического образования, обогащенноё применением информационных технологий, с которыми связывают получение таких ключевых компетенций, как социальная, коммуникативная, информационная, когнитивная и специальная, станет намного глубже и осмысленней при выполнении следующих условий:
- Появление качественно новых условий для реализации творческого потенциала студентов за счет расширения возможностей традиционных библиотек и лабораторий ссуза благодаря доступу к электронным библиотекам и виртуальным лабораториям, к научным, учебным и другим культурно и социально значимым ресурсам сети Интернет.
- В повышении эффективности самостоятельной работы студентов с традиционными и электронными ресурсами благодаря развитым системам для самоконтроля и поддержки обратной связи с преподавателем.
- Реализации непрерывного открытого образования, когда студенты смогут принимать участие в организации процесса обучения, выбирая темы по учебным дисциплинам.
Выполнение перечисленных условий будет способствовать достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению потребностей гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом.
Основная идея педагогической деятельности автора статьи заключается в необходимости формировании у будущего специалиста профессионального обучения социально значимых и профессионально-педагогических качеств, соответствующих современным социально-экономическим условиям развития общества. Она вытекает из цели учебно-воспитательного процесса, реализуемой педагогическим коллективом Камчатского педагогического колледжа. Реализация этой идеи по-нашему мнению, возможна при организации педагогического процесса на основе информационной технологии, что расширяет возможности не только в дидактическом, но и в развивающем и воспитательном планах.
По мнению автора в процессе применения информационной технологии в обучении в полной мере реализуются современные принципы воспитания, предложенные академиком Е.В. Ткаченко: толерантности, развития самостоятельности личности, мотивации учения к профессиональной деятельности; профессиональной направленности; соединения теоретического обучения с производительным трудом; профессиональной мобильности; политехнизма; целостности (технологичности); создания благоприятной профессиональной образовательной среды; социального партнерства; экономической целесообразности.
Эффективность информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий.
В своей профессиональной деятельности автор использует ИТО для проектирования и содержательного наполнения уроков истории, дисциплин дополнительной подготовки с опорой на мультимедиа-технологию и электронные учебники (Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия, История мировых цивилизаций, История России и т.д.).
Мультимедиа-технология – это совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно несколькими органами чувств, отличительными чертами которой являются:
- интеграция различных видов информации (текст, таблицы, иллюстрации и речь, музыка, фрагменты диафильмов и др.) с
использованием разнообразных устройств воспроизведения; - интерактивность обучения – возможность учащихся активно вмешиваться в процесс обучения (задавать вопросы, обсуждать, иллюстрировать примерами учебный материал); когда в процессе диалога пользователь получает более обширную и
разностороннюю информацию, что способствует улучшению условий обучения.
Мультимедиа – технология представляет собой мини-технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности школьников и ориентированную на формирование у студентов предметных компетенций, поискового стиля мышления, а также навыков визуально-образного мышления.
Для создания полноценного образовательного мультимедиа продукта необходимо решить целый ряд взаимосвязанных проблем: программное обеспечение, дизайн, объем графической и текстовой информации, структура и навигация, звук, анимация и видеоролики, интерактивные формы (поисковая система, обучающая система).
Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИТО – одна из главных задач преподавателя. Возможности мультимедиа таковы, что при умелом подборе заданий, создании на занятиях атмосферы творчества помогает развивать у обучаемых воображение, фантазию, интуицию, инициативность, то есть те личностные качества, которые и относят к разряду творческих. Их целенаправленное использование позволяет расширить возможности образовательной среды и вывести на новый уровень продуктивную поисково-исследовательскую и творческую деятельность обучаемых.
Опыт работы автора заключается в создании собственной системы уроков по истории, разработке системы их проведения, разработке дидактических, контролирующих материалов (в том числе и электронных) и методики их применения в учебном процессе.
Таблица 1.
Наименование разделов | Мультимедиа к темам |
Раздел 2. Возникновение « Славянского мира». | Откуда пошла Русская земля. (семинар-дискуссия с элементами игрового моделирования) |
Раздел 4. Образование и становление единого Русского государства в XIV - XVI вв. | 1. Объединение русских земель вокруг Москвы. (проблемная лекция с элементами ролевой игры) 2. Суд над Иваном Грозным. (ролевая игра с элементами театрализации) |
Раздел 6. Становление Российской империи в кон. XVII - нач. XVIII вв. | Деятельность Петра I (содержание, дела, итоги) в оценке историков. (семинар-дискуссия) |
Раздел 7. Россия в XIX веке. | Восстание декабристов. (урок-киностудия) |
Раздел 8. Россия в XX веке. | Государственные и политические символы России. (урок-аукцион). |
Практическая значимость применения ИТО находит отклик в реализации творческого интереса студентов по созданию мультимедиа презентаций во внеурочное время . Творческие работы представляются учащимися в разной форме, в зависимости от целей и содержания обучения и воспитания. Учащиеся выступают со своими мультимедиа- презентациями на уроках, классных часах, конференциях и общеколледжных мероприятиях. Накопленные материалы оформлены в картотеку (см Приложение).
Полученные навыки учащиеся применяют в исследовательской деятельности для создания проектов по различным темам дисциплин ПДП. (Разработка и использование альбома «Я - Гражданин России» для младших школьников во внеклассной работе учителя начальных классов; Создание и использование рабочей тетради «История Камчатки с древнейших времен до конца XX века» для младших школьников). В такой деятельности прослеживается не только преемственность проекта, но и формирование нового подхода к нему – использование компьютерных технологий.
При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения учащихся с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.
Развитие электронных средств мультимедиа открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности. Применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.
Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования, что, несомненно, способствует лучшей адаптации студентов к быстро изменяющимся окружающим условиям. По мнению автора, целесообразность компьютеризации образовательных учреждений определяется мерой достижения педагогической, методической и экономической эффективности по сравнению с традиционными формами воспитательно-образовательной работы.
Информационные технологии поддерживают широкий диапазон методических и организационно-педагогических нововведений: работу в группах сотрудничества, проектную работу, альтернативные методы оценки достижений учащихся т.д. Эти нововведения дают существенно более заметный эффект в развитии творческой индивидуальности личности студента.
Список использованной литературы:
1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
2. Дьяконов В., Новиков Ю., Рынков В. Компьютер для студента. – СПб., 2000.
3. Кирмайер М. Мультимедиа: Пер. с нем. – СПб., 1994.
4. Мультимедиа. / под ред. А.И. Петренко. Киев.,1994.
5 Отраслевой стандарт «Информационные технологии в высшей школе. Термины и определения. ОСТ ВШ 01.002-95». - М., 1995.
6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. – М., 2001.
7. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании. – М., 1994.
8. Соловое А. В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Информатика и образование. – 1996. – № 1.
9. Трунин В.Е. Использование мультимедийных средств в обучении. // СПО.-2007.- № 7.
Приложение .
Картотека презентаций учащихся к тематическим внеклассным мероприятиям.
№ | Направления воспитательной деятельности | Мультимедиа презентации |
1 | По страницам истории Камчатского педагогического колледжа | «По страницам истории Камчатского педагогического колледжа»; «Путь к свету знаний выбрали недаром». |
2 | Формирование общей культуры | «Знать свое Отечество во всех его пределах»; «Мой дом- Петропавловск- Камчатский»; «Витус Беринг»; «Экскурсия по памятникам Петропавловска- Камчатского » |
3 | Гражданско-патриотическое и нравственное воспитание | «День народного единства»; «Подвиг Минина и Пожарского»; «Благодарные потомки»; «Права и свободы человека и гражданина по Конституции Российской Федерации»; «Основы конституционного строя Российской Федерации»; «Конституции Российской Федерации – 15 лет»; «По страницам истории Отечества»; «Камчатка в года Великой Отечественной войны»; «великая отечественная война»; «Слава и гордость России»; |
4 | Воспитание здорового образа жизни | «Спорт против наркотиков»; «История Олимпийских игр» |