Информационные технологии в образовании: развитие творческой индивидуальности личности студента в учебно-воспитательном процессе. Шевлякова Лидия Викторовна Преподаватель социально-гуманитарных дисциплин КГОУ СПО Камчатский педагогический колледж

Шевлякова Лидия Викторовна

 

Если исходить из того, что основными приоритетами сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога со студентом, умение педагога принять и поддержать индивидуальность, интересы и потребности обучаемого, развивать его творческие способности, то для выполнения этих целей наиболее подходит использование информационной технологии обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публикация в сборнике КамГУ  имени В. Беринга:

Информационные технологии в образовании.

Информационные технологии в образовании: развитие творческой индивидуальности личности студента в учебно-воспитательном процессе.

Шевлякова Лидия Викторовна

Преподаватель социально-гуманитарных дисциплин

КГОУ СПО Камчатский педагогический колледж

Смена исторических эпох

определяется сменой

коммуникационных технологий...

Герберт Маршалл Маклюэн

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет:

  • Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя со студентами.
  • Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
  • Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.
  • Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефония и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
  • Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

В  образовании провозглашен сегодня принцип вариативности. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системы образования, использование в современных условиях целостных педагогических систем прошлого.

Если исходить из того, что основными приоритетами сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога со студентом, умение педагога принять и поддержать индивидуальность, интересы и потребности обучаемого, развивать его творческие способности, то для выполнения этих целей наиболее подходит использование информационной технологии обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Таким образом, ИТО следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценка качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса.

Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационных технологий. Основными средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержательное наполнение.

Содержание педагогического образования, обогащенноё применением информационных технологий, с которыми связывают получение таких ключевых компетенций, как социальная, коммуникативная, информационная, когнитивная и специальная,  станет намного глубже и осмысленней при выполнении следующих условий:

  1. Появление качественно новых условий для реализации творческого потенциала студентов за счет расширения возможностей традиционных библиотек и лабораторий ссуза благодаря доступу к электронным библиотекам и виртуальным лабораториям, к научным, учебным и другим культурно и социально значимым ресурсам сети Интернет.
  2. В повышении эффективности самостоятельной работы студентов с традиционными и электронными ресурсами благодаря развитым системам для самоконтроля и поддержки обратной связи с преподавателем.
  3. Реализации непрерывного открытого образования, когда студенты смогут принимать участие в организации процесса обучения, выбирая темы по учебным дисциплинам.

Выполнение перечисленных условий будет способствовать достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению потребностей гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом.

 Основная идея педагогической деятельности автора статьи заключается в необходимости формировании у будущего специалиста профессионального обучения социально значимых и профессионально-педагогических качеств, соответствующих современным социально-экономическим условиям развития общества. Она вытекает из цели учебно-воспитательного процесса, реализуемой педагогическим коллективом Камчатского педагогического колледжа. Реализация этой идеи по-нашему мнению,  возможна при организации педагогического процесса на основе информационной технологии, что расширяет возможности  не только в дидактическом, но и в развивающем и воспитательном планах.

По мнению автора в процессе применения информационной технологии в обучении в полной мере реализуются  современные принципы  воспитания, предложенные академиком Е.В. Ткаченко: толерантности, развития самостоятельности личности, мотивации учения к профессиональной деятельности; профессиональной направленности; соединения теоретического обучения с производительным трудом; профессиональной мобильности; политехнизма; целостности (технологичности); создания благоприятной профессиональной образовательной среды; социального партнерства; экономической целесообразности.

Эффективность информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий.

В своей профессиональной деятельности  автор использует ИТО для проектирования и содержательного наполнения уроков истории, дисциплин дополнительной подготовки с опорой   на мультимедиа-технологию и   электронные учебники (Уроки  всемирной истории Кирилла и Мефодия, История мировых цивилизаций, История России и т.д.).

Мультимедиа-технология – это совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно несколькими органами чувств, отличительными чертами которой  являются:

  •   интеграция  различных видов информации (текст, таблицы, иллюстрации  и речь, музыка, фрагменты диафильмов и др.) с
    использованием разнообразных устройств воспроизведения;
  •   интерактивность обучения – возможность учащихся активно вмешиваться в процесс обучения (задавать вопросы, обсуждать, иллюстрировать примерами учебный материал);  когда в процессе диалога пользователь получает более обширную и
    разностороннюю информацию, что способствует улучшению условий обучения.

Мультимедиа – технология представляет собой мини-технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности школьников и ориентированную на формирование у  студентов предметных компетенций, поискового стиля мышления, а также навыков визуально-образного мышления.  

Для создания полноценного образовательного мультимедиа продукта необходимо решить целый ряд взаимосвязанных проблем: программное обеспечение, дизайн, объем графической и текстовой информации, структура и навигация, звук, анимация и видеоролики, интерактивные формы (поисковая система, обучающая система).

Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИТО – одна из главных задач преподавателя. Возможности мультимедиа таковы, что при умелом подборе заданий, создании на занятиях атмосферы творчества помогает развивать у обучаемых воображение, фантазию, интуицию, инициативность, то есть те личностные качества, которые и относят к разряду творческих. Их целенаправленное использование позволяет расширить возможности образовательной среды и вывести на новый уровень продуктивную поисково-исследовательскую и  творческую деятельность обучаемых.

Опыт работы автора заключается в создании собственной системы уроков  по истории, разработке системы их проведения, разработке дидактических, контролирующих материалов (в том числе и электронных) и методики их применения в учебном процессе.

Таблица 1.

Наименование разделов

Мультимедиа к темам

Раздел  2.

Возникновение « Славянского мира».

Откуда пошла Русская земля.

 (семинар-дискуссия с элементами игрового моделирования)

Раздел  4.

Образование и становление единого Русского государства в XIV - XVI вв.

1. Объединение русских земель вокруг Москвы. (проблемная лекция с элементами ролевой игры)

2. Суд над Иваном Грозным.

 (ролевая игра с элементами театрализации)

Раздел  6.

 Становление Российской империи в кон. XVII - нач. XVIII вв.

Деятельность Петра I (содержание, дела, итоги) в оценке историков.

(семинар-дискуссия)

Раздел  7.

 Россия в XIX веке.        

Восстание декабристов.

(урок-киностудия)

Раздел  8.

Россия в XX веке.

Государственные и политические символы России. (урок-аукцион).

Практическая значимость применения ИТО находит отклик в реализации творческого интереса студентов по созданию мультимедиа презентаций во внеурочное время . Творческие работы представляются учащимися в разной форме, в зависимости от целей и содержания обучения и воспитания. Учащиеся выступают со своими  мультимедиа- презентациями на уроках, классных часах, конференциях и общеколледжных мероприятиях. Накопленные материалы оформлены в картотеку (см Приложение).

 Полученные навыки учащиеся применяют в исследовательской деятельности для создания проектов по различным темам дисциплин ПДП. (Разработка и использование альбома «Я - Гражданин России» для младших школьников во внеклассной работе учителя начальных классов; Создание  и использование рабочей тетради  «История Камчатки с древнейших времен до конца XX века» для младших школьников). В такой деятельности прослеживается не только преемственность проекта, но и формирование нового подхода к нему – использование компьютерных технологий.

При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения учащихся с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.

Развитие электронных средств мультимедиа открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности. Применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования, что, несомненно, способствует лучшей адаптации студентов к быстро изменяющимся окружающим условиям. По мнению автора, целесообразность компьютеризации образовательных учреждений определяется мерой достижения педагогической, методической и экономической эффективности по сравнению с традиционными формами воспитательно-образовательной работы.

Информационные технологии поддерживают широкий диапазон методических и организационно-педагогических нововведений: работу в группах сотрудничества, проектную работу, альтернативные методы оценки достижений учащихся т.д. Эти нововведения дают существенно более заметный эффект в развитии творческой индивидуальности личности студента.

Список использованной литературы:

1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.

2. Дьяконов В., Новиков Ю., Рынков В. Компьютер для студента. – СПб., 2000.

3. Кирмайер М. Мультимедиа: Пер. с нем. – СПб., 1994.

 4. Мультимедиа. / под ред. А.И. Петренко. Киев.,1994.

5 Отраслевой стандарт «Информационные технологии в высшей школе. Термины и определения. ОСТ ВШ 01.002-95». - М., 1995.

6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. – М., 2001.

7. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании. – М., 1994.

8. Соловое А. В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Информатика и образование. – 1996. – № 1.

9. Трунин В.Е. Использование мультимедийных  средств в  обучении. // СПО.-2007.- № 7.

Приложение .

 Картотека презентаций учащихся к тематическим  внеклассным мероприятиям.

Направления воспитательной деятельности

Мультимедиа презентации

1

По страницам истории Камчатского педагогического колледжа

«По страницам истории Камчатского педагогического колледжа»; «Путь к свету знаний выбрали недаром».

2

Формирование общей культуры

«Знать свое Отечество во всех его пределах»; «Мой дом- Петропавловск- Камчатский»; «Витус Беринг»; «Экскурсия по памятникам Петропавловска- Камчатского  »

3

Гражданско-патриотическое и нравственное воспитание

«День народного единства»; «Подвиг Минина и Пожарского»; «Благодарные потомки»; «Права и свободы человека и гражданина по Конституции Российской Федерации»;

«Основы конституционного строя Российской Федерации»; «Конституции Российской Федерации – 15 лет»; «По страницам истории Отечества»; «Камчатка в года Великой Отечественной войны»; «великая отечественная война»; «Слава и гордость России»;

4

Воспитание здорового образа жизни

«Спорт против наркотиков»; «История Олимпийских игр»