«Использование современных технологий в изучении « Обществознания» на профильном уровне в работе с одарёнными детьми»

В данной статье представлен  педагогический  опыт  использования  современных   информационных  и  педагогических технологий  в  изучении  «Обществознания» на  профильном   уровне   в работе  с детьми,  чьи склонности и способности  ориентированы в соответствии с их профессиональными интересами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikolaeva_sukhodol_gbou_sosh_no1_pgt_sukhodol.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование современных технологий  в изучении

« Обществознания» на профильном  уровне в работе с одарёнными детьми»

Л.И.Николаева, учитель обществознания

(Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Суходол

муниципального района Сергиевский Самарской области)

Аннотация.

В данной статье представлен  педагогический  опыт  использования  современных   информационных  и  педагогических технологий  в  изучении  «Обществознания» на  профильном   уровне   в работе  с детьми,  чьи склонности и способности  ориентированы в соответствии с их профессиональными интересами.

 

Развивающееся  информационное  общество  запрашивает выпускника  мобильного,  инновационно-мыслящего,  способного  эффективно  работать  в команде  и  самостоятельно.   Обучение в профильной школе  призвано обеспечить формирование  личности  учащегося   с неординарным, творческим мышлением, широким  кругозором.

Профильное обучение должно обеспечить  углубленную подготовку старшеклассников  по  выбранным  им  дисциплинам  и    способствовать  дифференциации  и  индивидуализации  обучения. Это  позволяет  более полно  учитывать  склонности и  способности  учащихся,  в соответствии с их профессиональными интересами.

Отличительной чертой профильного обучения является использование современных  педагогических технологий.  Особого внимания заслуживает в этой связи  проектно-исследовательские и информационные методы обучения.   Применение  данных   технологий повышают эффективность образовательного процесса и гарантируют развитие  одаренности,  достижение учащимися высоких результатов обучения.

В своей педагогической деятельности я  использую  информационные  технологии. Современные информационные технологии предоставляют большие возможности для саморегуляции при получении знаний. Интернет на современном этапе позволяет реализовать очень важные аспекты индивидуального обучения:  самостоятельный  выбор интересующих  материалов  для изучения, форму и способы их изучения; в любой момент можно  обратиться за помощью к обучающей системе. Это не ставит одаренного ребенка в зависимость от взрослого, и, следовательно, не лишает его самостоятельности и уверенности в себе.

Обучающиеся усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).  Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.

Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

В своей работе использую электронные учебники, диски: Поляков Л.В.,   Иоффе  А.Н.  «Обществознание.  Глобальный  мир  в  ХХI  веке»,  Москва «Просвещение»,  2008;    который  благодаря  наглядности  позволяет    дольше держать  внимание  учеников,  активизируя  разные  виды  памяти,  увлекая интересом, как к самому предмету, так и к технологиям его преподавания.

Использование  ИКТ  позволяет  применять  на  практике проектно-исследовательский,  личностно-ориентированный    методы  обучения.

Учащиеся  обращаются к компьютерным технологиям, создают презентации, находят  материал  для  сообщений,  рефератов  в  Интернете,  используют электронные  ресурсы  для  учебного  проекта,  знакомятся  с  библиографическими правилами цитирования источников. При подготовке к занятиям   я использую электронные энциклопедии, специальные программы  по обществоведческому курсу, создаю дидактические материалы в текстовом редакторе.      

Таким  образом,  использование  ИКТ    вместе  с  другими деятельностными  технологиями позволяет сформировать информационно- коммуникативные   компетентности   у учащихся. 

Особую значимость на профильном уровне изучения дисциплины обществознание приобретает проектно -  исследовательская  деятельность.

Организация работы исследовательской деятельности ученика имеет   свою специфику: требует предусмотреть тематику, методическое сопровождение реализации исследования, элементы мотивации к самостоятельному выбору тем, инициирования проблематики самим учащимся.

Творческая инициатива ребенка развивается только тогда, когда инициативен педагог.  Для того, что бы работа в этом направлении была результативной, и сам учитель должен обладать определёнными компетентностями:

  • быть творческой личностью
  • постоянно заниматься самообразованием
  • занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности
  • уметь прогнозировать перспективу.

В процессе осуществления проектной деятельности помощь учителя ученикам сосредоточена, прежде всего, в следующих направлениях:

  • ориентирование в многообразии источников;
  • совместное с учащимися обсуждение различных способов преодоления трудностей путем косвенных, наводящих вопросов;
  • психологическая поддержка, одобрение или неодобрение различных фаз рабочей процедуры;
  • обучение фиксированию (ведению записей) результатов своей проектной деятельности;
  • предложение направлений систематизации, анализа результатов выполнения проекта.

Выбор  тем  исследовательских  работ  по   обществознанию    в профильном  классе  во  многом  определяется  личностно-значимыми  факторами.  Так,  например, Пименова Екатерина, ученица 10 класса,   избрала  для себя профессию  юриста  и написала  исследовательскую работу «Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность (сравнительный анализ положений уголовного права РФ и США). Литовкина Виктория  мечтает стать социологом и  поэтому  темой  её  исследования  стала «Демография современной Росси».   Анну  Семёнову  волнуют проблемы, касающиеся      электоральной культуры  современной российской молодёжи, тема её исследования  «Политический  абсентеизм   в  электоральном поведении  современной российской молодёжи».

Работа над исследованием  позволяет приучить  к кропотливому труду, к терпеливости   в процессе обработки  информации, к умению тщательного анализа полученных результатов.  

Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности. При правильной организации именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества. 

В процессе выполнения исследовательского проекта расширяется понимание, определяются, конкретизируются,  углубляются знания социальных явлений и процессов.  

Результатом  использования  проектно-исследовательской деятельности в системе профильного обучения является:  достижение   учащимися  уровня  образованности: функциональная  грамотность,  уровень  общекультурной  компетентности допрофессиональная  компетентность,  методологическая  компетентность, соответствующая  росту  их  личностного  потенциала,  развития коммуникативной направленности, научного мышления, творческого подхода к собственной деятельности, предметные показатели.

В рамках подготовки старшеклассников к успешной сдаче  ЕГЭ, помимо изучения программы обществоведческого цикла на профильном уровне, в своей педагогической практике я веду элективные курсы. Один из них - «Право и экономика в жизни общества».

Данный курс разработан  на основе авторской программы, прошедшей экспертизу Министерства образования и науки Самарской области.    Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества»  соответствует задачам модернизации содержания образования, основным положениям Концепции профильного обучения.

Курс предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 34 часа (2 часа в неделю).

Содержание авторской программы элективного курса  «Право и экономика в жизни общества» направлено на углубление и расширение знаний старшеклассников о нормах современного российского законодательства, регулирующих  экономическую  деятельность людей, в условиях  развития рыночных отношений. Изучение данной  программы позволит старшеклассникам овладеть комплексом современных знаний о роли права в условиях рыночной экономики, не вошедших в программу общеобразовательного предмета «Обществознание» на  профильном  уровне.

Полученные знания и умения при изучении программы элективного курса «Право и экономика в жизни общества» позволяют  выпускникам более качественно подготовиться к  сдаче ЕГЭ  по обществознанию, что отражает запросы обучающихся  и  их родителей.

На занятиях элективного курса   активно использую современные  образовательные  технологии: проблемного  обучения,  критического мышления,  исследовательские  методы обучения, ИКТ, формирующие информационно-коммуникативные компетентности  учащихся.

Широко используются дополнительный  теоретический и практический  материал  по праву, экономике,   возможности сети Интернет. 

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: использование современных   информационных  и  педагогических технологий в образовательном процессе  способствует формированию положительных мотиваций к обучению, углубленному изучению материала, развитию творческого потенциала обучаемых, а также позволяет  старшеклассникам уже в процессе обучения получать научные и практические результаты.

Необходимо помнить, что забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Развитие и воспитание одаренных и талантливых детей решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.