Технология развития критического мышления как фактор реализации гуманистического подхода к обучению

С внедрением образовательных стандартов второго поколения повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. Поэтому перед школой встает задача создания инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Технология развития критического мышления предполагает гуманистический подход к обучению, который заключается в личностной вовлеченности ученика в процесс учения. Ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его инициатива поощряется. Технология критического мышления, как и новые стандарты, должна научить школьников:

1. Организации своей деятельности;

2. Душевности и чуткости;

3. Ощущению свободы и счастья бытия;

4. Самореализации, сохранения ценностей;

5. Пониманию себя и пониманию других;

6. Умению мыслить;

7. Формированию и отстаиванию своей точки зрения;

8. Партнерские отношения;

9. Умению сотрудничать;

10. Гибкости мышления;

11. Умению слушать;

12. Мобильности;  

Скачать:


Предварительный просмотр:

В.В. Белоносова

Технология развития критического мышления как фактор реализации гуманистического подхода к обучению

С внедрением образовательных стандартов второго поколения повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. Поэтому перед школой встает задача создания инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Технология развития критического мышления предполагает гуманистический подход к обучению, который заключается в личностной вовлеченности ученика в процесс учения. Ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его инициатива поощряется. Технология критического мышления, как и новые стандарты, должна научить школьников:

1. Организации своей деятельности;

2. Душевности и чуткости;

3. Ощущению свободы и счастья бытия;

4. Самореализации, сохранения ценностей;

5. Пониманию себя и пониманию других;

6. Умению мыслить;

7. Формированию и отстаиванию своей точки зрения;

8. Партнерские отношения;

9. Умению сотрудничать;

10. Гибкости мышления;

11. Умению слушать;

12. Мобильности;  

Самой эффективной формой по развитию критического мышления (ТРКМ) у учеников начальной школы является работа в парах сменного состава и малых группах. На каждом из своих уроков я стараюсь применять эту форму работы. Ученикам понравилось работать в группе. Они сами распределяют роли, выбирают капитана, договариваются, кто будет отвечать, а кто записывать информацию. Учатся слушать и слышать друг друга. Так дети учатся быть уверенными в своих знаниях и умениях. Работа в группах сплачивает коллектив класса.  При использовании приемов ТРКМ дети получают не только удовольствие от общения и совместной работы, но самое главное учатся планировать свою работу, анализировать ее, составлять план действий, выделять главное в деятельности, хотя в большинстве случаев и не замечают этого.

На уроках мы часто применяем:

 1. «Кластеры» («гроздья»). Кластеры – графический прием в систематизации материала. Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала, для установления причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками, исправления неверных предположений.

2. Мозговая атака (мозговой штурм) – используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с научно-познавательным текстом. Сначала учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, по данной теме, потом происходит обмен информацией. Не делаются ограничения для количества идей, все идеи приветствуются и не критикуются.

3. Групповая дискуссия.  Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Ученики учатся уважать различные точки зрения, совместно ищут решения возникших разногласий.

4. Чтение с остановками – используется, чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению. Этот прием можно использовать, если текст неизвестен для учеников; динамичный, событийный сюжет; неожиданная развязка, проблемный финал. Учащимся предлагается заранее разделенный на смысловые части текст с подготовленными вопросами и заданиями, направленными на развитие различных мыслительных навыков. Этот прием эффективнее использовать на уроках литературного чтения и окружающего мира. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

5. Дерево предсказаний. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования.  Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Этот прием эффективнее использовать на уроках литературного чтения. Перед чтением на стадии вызова учащиеся строят гипотезы о содержании произведения по его названию.

 - Прочитайте название.

 -О чем может быть произведение с таким названием?

 На доске появляются предположения. Например, вот что предположили учащиеся о сказке Б. Заходера «Серая звездочка»: звезда, которая плохо себя вела; потухшая звезда; лошадка со звездой во лбу; добрая кошка, грустное солнце, скромная певица; мышка со светящимися глазами.

 6. Синквейн – это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.  Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Краткость формы развивает способность обобщать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

 Синквейн может быть использован как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть предложен и на стадии вызова.

7. Мини-сочинение. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме, подытожить определенный вид работы.

Технологию критического мышления   применяю  и во внеурочной  деятельности. Для нас нормой являются и выездные классные часы, и дистанционное обучение, и виртуальные экскурсии по Усть-Илимску, Иркутской области. Мини-сочинения – это возможность получить обратную связь. При ежедневном написании таких сочинений можно видеть, как развивается навык придумывания и написания, способность уловить главное.

 8. Взаимоопрос.  Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Чаще всего применяю этот прием на уроках русского языка и математики при знакомстве с новым правилом. Ученики читают правило, а потом задают друг другу вопросы по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

 Применяя приемы и стратегии технологии развития критического мышления, я убедилась в их эффективности. Они делают урок мобильнее, экономят время, структурируют изучаемый материал. Обучение становится более осмысленным, так как учащиеся учатся выделять главное, сравнивать, наблюдать, делать выводы.  Кроме этого ученики лучше понимают друг друга, смелее выражают свои мысли, активнее участвуют в работе групп, учатся сотрудничать, дружелюбнее относятся друг к другу.

1. Вяземский Е.Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности. // Преподавание истории в школе. Научно-теоретический и методический журнал, 2009.

 2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.- 284с.

 3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.- 192с.

 4.  Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).