Разработка учебно-методического комплекса для организации и проведения ВСИ «ЗАРНИЦА» (Методические рекомендации для педагогов военно-патриотического направления)

Путюнин Валерий Викторович

Исходя из основных положений «Концепции патриотического воспитания» и государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг. главной целью патриотического воспитания  должно стать возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его стабильности и безопасности.               Методические материалы содержат рекомендации по разработке структуры и порядка разработки учебно-методического комплекса,разработке положения по подготовке и проведению  ВСИ «ЗАРНИЦА» и методических рекомендаций по отработке этапов  ВСИ «Зарница» и методике  оценки результатов по выбранным критериям и показателям.            

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_ukazaniya_po_umk_zarnitsa.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

                       Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                   «Молодежный творческий Форум  Китеж Плюс»

                                 

                               

Разработка учебно-методического комплекса для организации и проведения ВСИ «ЗАРНИЦА»

 (Методические рекомендации для педагогов военно-патриотического направления)

                               

                                                                                                                                                             

                                                                             

                                                               

  Автор : Путюнин В.В. методист военно- патриотического направления  ГБОУ    ДОД    «Молодежный творческий Форум Китеж плюс» г.Санкт-Петербурга.

                               

                                                   

 

                                                           

                                                              Санкт-Петербург

                                                                     2013 г.

 

                                             Структура

Введение

1.Цель и основные задачи  организации и проведения в  общей системе гражданско-патриотического  воспитания учащихся Приморского района г.Санкт Петербурга.

       

2.Структура и порядок разработки учебно-методического комплекса.

 

3. Разработка положения по подготовке и проведению  ВСИ «ЗАРНИЦА»

4. Методические рекомендации по разработке этапов  ВСИ «Зарница» и

Методика  оценки результатов по выбранным критериям и показателям           

 

Заключение.

Выводы и рекомендации

Приложение к методическим рекомендациям

Список использованной литературы

Введение

               Исходя из основных положений «Концепции патриотического воспитания» и государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг. главной целью патриотического воспитания  должно стать возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его стабильности и безопасности.

               Деятельность отдела осуществляется в соответствии с планом  на текущий год  и  направлена на: реализацию  программ дополнительного образования детей по гражданско-патриотическому направлению в том числе и на  разработку и проведение Районной  детско-юношеской оборонно-спортивной Игры «Зарница» 

             За период существования военно патриотического отдела и организации учебного процесса по программам направления накоплен немалый опыт преподавания . Произошла определенная коррекция содержания программ в сторону более основательного и последовательного изучения вопросов, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства в повседневных условиях, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Разработаны учебно-методические комплекты.

                Главной целью подготовки учащихся по существующим является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.  Опыт показывает, что наибольшие затруднения организаторы и специалисты испытывают из-за недостатка информации организационно-методического характера. Это и послужило основанием для разработки настоящих методических рекомендаций.

              Методические материалы содержат рекомендации по разработке структуры и порядка разработки учебно-методического комплекса,разработке положения по подготовке и проведению  ВСИ «ЗАРНИЦА» и методических рекомендаций по отработке этапов  ВСИ «Зарница» и методике  оценки результатов по выбранным критериям и показателям.           

 

1.Цель и основные задачи  организации и проведения ВСИ «ЗАРНИЦА» в  общей системе гражданско-патриотического  воспитания учащихся Приморского района г.Санкт Петербурга. 

                 Цель:  Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине и готовности к служению Отечеству.

                Задачи :  

- вооружение учащихся психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;

- развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей, и преодолении их трудностей;

- повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;

- формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;

- формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий, оказания само- и взаимопомощи;

- совершенствование  правового,  нравственного,  эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности;  формирование  взглядов,  убеждений,  идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

- популяризация соревнований Игр «Зарница» и «Школа безопасности» среди учащихся образовательных учреждений,                                

2.Структура и порядок разработки учебно-методического комплекса.

                                                                         

Учебно-методический комплекс (УМК) ВСИ «ЗАРНИЦА» представляет собой совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению обучаемыми учебного материала, входящего в  плана подготовки к ВСИ «Зарница».Состав УМК определяется содержанием проводимых этапов, утвержденной рабочей группой. (Слайд 2)

 

Порядок разработки УМК

УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) , обеспечивающей проведения ВСИ «Зарница».        Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих  глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике.

Разработка УМК включает в себя следующие этапы:

-Разработка положения по подготовке и проведению  ВСИ «ЗАРНИЦА»

-Разработка конспекта проведении теоретических и практических занятий, методики проведения практических занятий;

-Оформление документации по УМК;

-Апробация материалов УМК в учебном процессе;

-Корректировка материалов УМК.

В состав УМК включаются:

             1.Основное положение по подготовке и проведению  ВСИ «Зарница».

             2.Положения по каждому проводимому этапу ВСИ «Зарница», соответствующие требованиям Государственного стандарта и учитывающая специфику подготовки школьников по избранному направлению или специальности в соответствии с требованиями, предъявленными МО РФ. (Слайд 2)

3. Разработка положения по подготовке и проведению  ВСИ «ЗАРНИЦА»

Содержание Положения по подготовке и проведению  ВСИ «Зарница»,

I. Цель и задачи

II. Руководство и проведение

III. Организаторы соревнований

IV. Время и место проведения  соревнований

V. Участники  соревнований

VI. Материальное обеспечение и экипировка команды.

VII. Программа конкурсов, операций, соревнований.

VIII. Дополнительные замечания по организации и проведению соревнований, конкурсов, операций

IХ. Подведение итогов и награждение

X. Примечание

XI Обеспечение безопасности проведения финала и соревнований

XII. Документация, предоставляемая мандатной комиссии соревнований (Слайд 6)

4. Методические рекомендации по разработке этапов  ВСИ «Зарница» и

методика  оценки результатов по выбранным критериям и показателям           

              Методические рекомендации представляют собой комплекс рекомендаций  и разъяснений, позволяющих  оптимальным образом организовать процесс проведения соревнований и конкурсов .

Содержание методических рекомендаций, как правило, может включать:

             -Советы по планированию и подготовке к этапам и организации времени;

             -Описание последовательности действий, или «сценария действий»;

             -Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса;       -Рекомендации по работе с литературой;

             -Советы по подготовке к соревнованиям;

             -Разъяснения по поводу работы с тестовой системой и  выполнению  заданий.

            -Тесты и задания по  для самоконтроля обучаемых.

            -Списки учебной литературы;

Тексты ситуаций для анализа, заданий, задач и т.п., рассматриваемых на  практических занятиях. Практические занятия рекомендуется проводить и с использованием деловых ситуаций для анализа (case-study method).

                Методические указания для педагогов и судей, ведущих  практические занятия, определяющие методику проведения занятий, порядок решения задач, предлагаемых обучаемым, , методику обсуждения деловых ситуаций для анализа;(Слайд 3)

Методические рекомендации по разработке заданий теоретического тура

              Задания теоретического тура   состоят из двух частей:
а) первая часть
 – теоретическая, где участники выполняют теоретические задания;

б) вторая часть – тестирование.

              В теоретическом туре необходимо разработать задание, состоящее не менее, чем из 20 вопросов, а также не менее 20 тестов, раскрывающих обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности, при этом уровень их сложности должен быть определен таким образом, чтобы, на их решение участник смог затратить в общей сложности не более 30 минут.

             При составлении  заданий необходимо учитывать реальный уровень знаний испытуемых, поэтому предметно-методической комиссии  необходимо подготовить задания отдельно для обучающихся на ступени основного общего и среднего (полного) общего образования.

             Задания теоретического тура должны отвечать следующим общим требованиям:вопросы задания должно быть сформулировано ясно и четко, и способствовать формулированию правильного ответа,  не допускать их двусмыс-ленного толкования;вопросы задания должны быть построены по принципам: «как читается задание легко, так и понимается легко», «время, выделенное на выполнение задания, должно быть потрачено на поиск ответа, а не на понимание условия вопроса»; при любом варианте ответа вопрос не должен принимать неопределенное значение, т.е. высказывательная форма условия должна всегда принимать значение «истина» или «ложь» при любом допустимом значении ответа. При изменении допустимых условий вопроса задания, правильный ответ никогда не должен стать неправильным; задания следует разнообразить по форме и содержанию, при этом около 80% заданий следует ориентировать на уровень теоретических знаний, установленный программно-методическими материалами, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по ОБЖ;при разработке ситуационных задач включаемых в вопросы исключить не информативность их содержания для поиска ответа, а также возможные противоречия: между содержанием условия ситуационной задачи  и содержанием требуемого ответа; между образным мышлением участников и содержанием некоторых позиций алгоритмов; между содержанием условия ситуации и имеющимися у участников общеучебными навыками.

              В заданиях теоретического тура для обучаемых на ступени основного общего образования должны быть представлены следующие тематические направления: «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»: основы здорового образа жизни; безопасность на улицах и дорогах (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов); безопасность в бытовой среде (основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.); безопасность в природной среде; безопасность на водоемах; безопасность в социальной среде (в криминогенных ситуациях и при террористических актах);«Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях»: пожарная безопасность и правила поведения при пожаре; безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; использование средств индивидуальной и коллективной защиты; действия населения по сигналу «Внимание всем!» и при эвакуации, в заданиях теоретического тура для обучаемых на ступени среднего (полного) общего образования должны быть представлены следующие тематические направления: «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях»: основы здорового образа жизни; безопасность на улицах и дорогах; безопасность в бытовой среде; безопасность в природной среде; безопасность на водоемах; безопасность в социальной среде (безопасность при террористических актах, возникновении региональных и локальных вооруженных конфликтах и массовых беспорядках); пожарная безопасность и правила поведения при пожаре; безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; «Государственная система обеспечения безопасности населения»: единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и система гражданской обороны; безопасность и защита от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан; правовые основы организации обеспечения безопасности и защиты населения;

«Основы обороны государства и воинская обязанность»: вопросы государственного и военного строительства Российской Федерации (военные, политические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации, вооруженные силы России в структуре государственных институтов); военно-историческая подготовка (военные реформы в истории российского государства, дни воинской славы в истории России); военно-правовая подготовка (правовые основы защиты государства и военной службы, воинская обязанность и подготовка граждан к военной службе, правовой статус военнослужащего, прохождение военной службы, воинская дисциплина); государственная и военная символика Вооруженных Сил Российской Федерации.

            При разработке тестовых заданий необходимо исходить из следующих требований:

 в тестовые задания целесообразно включать известные в теории и практике обучения виды тестов:с выбором правильного ответа, когда в тесте присутствуют готовые ответы на выбор;без готового ответа, или тесты открытой формы, когда участник вписывает ответ самостоятельно в отведенном для этого месте; на установление соответствия, в котором элементы одного множества требуется поставить в соответствие элементам другого множества;на установление правильной последовательности, где требуется установить правильную последовательность действий, шагов, операций и др.тесты выбора, когда маскируется правильный ответ; при составлении тестов необходимо использовались тестовые задания различных видов: словесные, знаковые, числовые, зрительно-пространственные (схемы, рисунки, графики, таблицы и др.) оптимизировать содержание тестов: минимумом числа заданий, за короткое время, быстро, объективно и с наименьшими затратами измерить знания как можно ольшего числа учащихся.          Тест должен состоять из минимального количества заданий, достаточных для полного определения уровня подготовки (обучения).

Методические рекомендации по разработке заданий практического тура

           Задания практического тура  этапов соревнования должны дать возможность выявить и оценить: уровень подготовленности участников  в выполнении приемов оказания первой медицинской помощи ; уровень подготовленности участников  по выживанию в условиях природной среды, по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также по основам военной службы.

           В практическом туре можно разработать следующие задания:

не менее 3 заданий по оказанию первой медицинской помощи;не менее 4 заданий по выживанию в условиях природной среды;

не менее 4 заданий по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

не менее 4 заданий по основам военной службы.

           Задания практического тура  должны отвечать следующим общим требованиям: ориентировать на уровень практических умений и навыков, установленных программно-методическими документами отдельно для обучающихся на ступени основного общего и  среднего (полного)  общего образования; в заданиях должны быть представлены  тематические линии;  перечень ошибок указывать таким образом, чтобы в случае совершения хотя бы одной из них задание признавалось не выполненным и участнику выставлялось 0 баллов;  в задания могут быть включены общие для участников всех возрастных групп вопросы:

Методика  оценки результатов по выбранным критериям и показателям           

         После разработки  заданий разработчики УМК приступают к процедуре корректировки и уточнения критериев и показателей оценки их выполнения. Разработка заданий завершается их экспертизой.

        Оценка качества конкурсных заданий должна быть проведена не менее чем тремя специалистами.

        На основе разработанной документации рабочая группа готовит информационные и методические материалы для рассылки в местные органы управления и образовательные организации для формирования состава участников соревнования. Кроме того, пересылает организации-устроителю документацию с перечнем необходимого оснащения, оборудования и объектов, необходимых для проведения школьного и муниципального этапов соревнований.

3. Методические рекомендации по отработке этапов  ВСИ «Зарница»

        Методические рекомендации представляют собой комплекс рекомендаций  и разъяснений, позволяющих  оптимальным образом организовать процесс проведения соревнований и конкурсов .

        Содержание методических рекомендаций, как правило, может включать:советы по планированию и подготовке к этапам и организации времени, описание последовательности действий, или «сценария действий», рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса; рекомендации по работе с литературой; советы по подготовке к соревнованиям; разъяснения по поводу работы с тестовой системой и  выполнению  заданий, тесты и задания   для самоконтроля обучаемых, списки учебной литературы, тексты ситуаций для анализа, заданий, задач и т.п., рассматриваемых на  практических занятиях.

        Практические занятия рекомендуется проводить и с использованием деловых ситуаций для анализа.

        Методические указания для педагогов и судей , ведущих  практические занятия, определяющие методику проведения занятий, порядок решения задач, предлагаемых обучаемым, , методику обсуждения деловых ситуаций для анализа;

 Формы текущего, промежуточного,  рубежного и итогового контроля.

       Варианты контрольных вопросов, тесты (материалы представляют собой набор заданий, позволяющих определить освоение отдельных тем);

контрольные вопросы по проводимым этапам  (перечень вопросов представляется в заданной последовательности ).(Слайд 5)

Словарь терминов и персоналий.

       В ходе проведения этапов  ВСИ «Зарница» используются специальные термины, содержание которых не очевидно и требует пояснения. Для того чтобы обучаемый мог качественно отработать этап соревнования, он должен точно понимать и использовать термины, иметь краткие сведения о персоналиях, имеющих отношение к данному понятию. В качестве вспомогательного средства в данном случае необходимо иметь толковый словарь терминов и персоналий - глоссарий. В данном словаре должны быть даны определения всех встречающихся  терминов, относящихся именно к данному предмету. Термины могут привязываться к темам и/или располагаться в алфавитном порядке.(Слайд 4)

Рекомендации по использованию действующих учебников и учебно-методических комплектов по программам военно патриотического воспитания

           При организации изучения учебного предмета, выборе учебников и учебно-методических комплектов, а также составлении поурочного планирования рекомендуем руководствоваться следующими документами:

           1.Образовательная программа «Допризывная подготовка».

           2.Образовательная программа «Основы военного дела «

           3.Комплексная образовательная  программа «Истоки патриотизма».

          4.Перспективные образовательные программы (вводятся в систему образования с 2013 года)  Образовательная программа «Военно-спортивная игра «ЗАРНИЦА».

          5.Образовательная программа «Наука побеждать».

          6.Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования по ОБЖ (приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19.05.1998 №1236);

          7.Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по ОБЖ (приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 30.06.1999 № 56);

          8.Стандарт основного общего образования по ОБЖ (приказ Минобразования России от 5.03.2004);

          9.Стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом  уровне (приказ Минобразования России от 5.03.2004);

         10.Стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне (приказ Минобразования России от 5.03.2004);

         11.Примерные программы по ОБЖ для основного общего образования;

    - авторская  программа  по  курсу  «Основы  безопасности жизнедеятельности» в V-IX классах общеобразовательных учреждений, автор А.Т. Смирнов (изд-во «Просвещение», 2001);

         12.Авторская программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений авторов В.Н. Латчука, С.К. Миронова, С.Н. Вангородского (изд-во «Дрофа», 2005);

         13.Примерные программы по ОБЖ среднего (полного) общего образования на базовом уровне;

         14.Примерная программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для X - XI классов общеобразовательных учреждений, автор А.Т. Смирнов (изд-во «Просвещение», 2001);

         15.Авторская программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) авторов В.Н. Латчука, С.К. Миронова, С.Н. Вангородского (изд-во «Дрофа», 2005);

         16.«Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательных учреждениях» авторами Н.А. Крючек, С.К. Мироновым, Б.И. Мишиным (изд-во «Дрофа», 2005).

Использование учебной литературы и Интернет-ресурсов при подготовке школьников.

           При организации подготовки обучающихся к выполнению  заданий этапов соревнований встает вопрос о выборе учебников и учебно – методической литературы раскрывающей обязательное базовое содержание предметной области ОБЖ.

          Преподавание учебного предмета ОБЖ в основной школе с использованием действующих учебников представляет определенную трудность, т.к. обязательный минимум содержания по этому курсу должен быть реализован в течение одного года, в 8 классе. В то же время действующие учебники успешно обеспечивают реализацию содержания (примерно такого же объема, как обязательный минимум содержания) в течение 5 лет и обеспечивают преподавание ОБЖ как регионального (национально-регионального) компонента или компонента образовательного учреждения.

При подготовке школьников к этапам соревнований ВСИ «Зарница» и освоения учебного материала изучаемого на ступени основного общего образования как федерального компонента, регионального (национально-регионального) компонента или компонента образовательного учреждения целесообразно использовать:

            1.Учебно-методический комплект по «Основам безопасности жизнедеятельности» для основного общего образования (авторы В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.Н. Вангородский и др. издательство «Дрофа»);

            2.Учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов (под редакцией А.Т. Смирнова, издательство «Просвещение»);

            3.Учебники «Основы безопасности жизнедеятельности»  для 5-9 классов (под редак-цией Ю.Л. Воробьева, издательство «Астрель»);

            4.Учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 - 9 классов (автор И.К. Топоров, издательство «Просвещение»).

При подготовке школьников к ВСИ «Зарница» и освоения учебного материала изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования как федерального компонента, регионального (национально-регионального) компонента или компонента образовательного учреждения целесообразно использовать учебно-методический комплект:

            1.По «Основам безопасности жизнедеятельности» для среднего (полного) общего образования (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский и др. издательство «Дрофа»);

            2.Учебники  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11 классов (авторы А.Т. Смирнов и др., издательство «Просвещение»);

            3.Учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11 классов (под редакцией Ю.Л. Воробьева, издательство «Астрель»);    

            4.Мультимедийное учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса (под редакцией С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьева, издательство ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное обучение»).

Интернет-ресурсы:

  1. http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).
  2. http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности).
  3. http://www.1september.ru веб-сайт «Объединение педагогических изданий «Первое сентября» (статьи по основам безопасности жизнедеятельности в свободном доступе, имеется также архив статей).
  4. http://www.school-obz.org/ - информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности
  5. http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=12090&cr=2  Обучение через Интернет
  6. http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий»
  7. http://www.eidos.ru Сайт центра дистанционного обучения «Эйдос»
  8. http://www.informic.narod.ru/obg.html Сайт учителя информатики, технологии и ОБЖ Разумова Виктора Николаевича
  9. http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm Для учителя ОБЖД
  10. http://kchs.tomsk.gov.ru/azbuka_bez.htm Сайт Учебно-методического Цента ГУ МЧС России по Томской области
  11. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1583/index.htm Первые шаги граждан в чрезвычайных ситуациях (памятка о правилах поведения граждан в чрезвычайных ситуациях)
  12. http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях
  13. http://www.spas-extreme.ru/ Портал детской безопасности
  14. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям
  15. http://www.moskids.ru/ru/training_games/pdd/ Портал для малышей города Москвы (правила дорожного движения)
  16. http://www.moskids.ru/ru/training_games/your_safety/?id18=20741&i18=2 Портал для малышей города Москвы (твоя безопасность)
  17. http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/bgd/oglavlenie_1.html Электронный учебник по безопасности жизнедеятельности (можно использовать при изучении отдельных тем в старших классах)
  18.  info@russmag.ru Журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни
  19. vps@mail.ru Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. Каталог веб-ресурсов по обеспечению безопасности.
  20. www.rusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, в т.ч. по основам безопасности жизнедеятельности