Исследовательская работа "Детские дома России: вчера, сегодня, завтра".

Данная исследовательская работа рассматривает одну из самых важных проблем нашего общества: состояние детских домов в настоящее время. Почему в 21 веке, веке новых технологий, постоянно растет количество детей-сирот, особенно при живых родителях. Актуальность нашего исследования - выяснить, почему увеличивается количество сирот почему только 10% выпускников детских домов и школ-интернатов адаптируются в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issled_rabota_detskiy_dom.docx46.76 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Поволжский колледж технологий и менеджмента»

Исследовательская работа

Детские дома России: вчера, сегодня, завтра

                                                                         Выполнила:  II курс, группы 111

                                                                                             Саенко Юлия,

                                                отделение химических технологий                                                                            

                                                                       Руководитель: Барсукова О.Д.

Балаково, 2013г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………

3

1

ГЛАВА 1

История создания детских домов в России …………………………

5

2

ГЛАВА 2

Детские дома России. Печальная статистика ……………………….

7

3

ГЛАВА 3

Причины роста количества детей-сирот в России ………………….

9

4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пути решения проблемы сокращения количества детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ………………………

13

5

Список литературы …………………………………………………

15

ВВЕДЕНИЕ

        Детство – самое счастливое время для многих из нас, мы всегда с очень теплыми чувствами вспоминаем детство. Однако далеко не все люди могут похвастаться такими радостными воспоминаниями о детском возрасте.

        Одной из наболевших проблем современного российского общества является проблема растущего количества детей-сирот, состояние детских домов и школ-интернатов, ситуация, сложившаяся в последнее время  в усыновлении детей иностранными гражданами. О том, как возникли первые детские дома в России, каково состояние воспитательного и учебного процессов в этих учебных учреждениях,  почему растет количество детей –сирот в нашей стране, мы решили провести собственное исследование.

        Актуальность темы заключается в том, что количество детей-сирот в России растет, и только 10% выпускников детских домов и школ-интернатов адаптируются в жизни.

        Задачи:

  1. Изучить материал об истории возникновения детских учреждений в России.
  2. Отобразить общую ситуацию с сиротством в России статистически, представить динамику.
  3. Выявить причины роста количества детей-сирот в современном обществе.
  4. Рассмотреть существующие в России подходы к теме сиротства и их оценки в СМИ.

Гипотеза: растущее число детей-сирот в стране – показатель социальной нестабильности и безнравственности, но большое количество приютов, детских домов и интернатов – признак государственной заботы об этих несчастных детях. Но, применяя зарубежный опыт работы с сиротами в нашей стране, надо делать это осмотрительно, учитывая российские традиции и менталитет.

        Объектом данной работы является определение круга причин роста количества детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, положение системы воспитания и образования в детских домах, школах-интернатах в настоящее время.

        

        Предметом – исследование положения системы воспитания и образования в детских домах, школах-интернатах в настоящее время, причин увеличения детей-сирот в России.

        В нашей исследовательской работе были использованы следующие методы исследования:

  1. Теоретический (анализ литературы, СМИ).
  2. Обобщающий (оформление результатов исследования, выработка рекомендаций в пути решения проблемы).

ГЛАВА 1

История создания детских домов в России

        Одной из наболевших проблем современного российского общества является проблема растущего количества детей-сирот, детских домов. Часто сиротские учреждения считаются средоточением жестокости, косности и формализма, подлежащими немедленному расформированию. Между тем, если мы обратимся к российской истории. То увидим, что усыновление и воспитание в государственных учреждениях мирно сосуществовали в России с IX века. Первым таким учреждением было училище для сирот, учрежденное в 1072 году Ярославом Мудрым.

        В дохристианский период дети-сироты также не оставались без внимания. В скудельницах бездомные старики и старухи кормили и воспитывали брошенных детей. Средства на поддержание скудельни собирали всей общиной. Или сирот забирали семьи, которые были в то время многодетными, и появление лишнего рта не сказывалось на благосостоянии семьи.

        При Иване Грозном начали открываться сиротские дома, которыми ведал церковный патриарший приказ.

        В царствование Федора Алексеевича в 1682 году издается Указ об открытии специальных домов для безродных сирот, где их обучали грамоте и ремеслам.

        Вдохновленный их примерами, Петр Первый 4 ноября 1715г. издал Указ, предписывающий в Москве и других городах устраивать «гошпитали для зазорных младенцев, которые не от законных жен рождены». В «гошпиталях» практиковался тайный принос младенцев, когда женщина могла положить своего ребенка в специальную люльку, не показывая себя.

        То есть изначально в России приюты для детей-сирот открывались не только для воспитания и обучения детей, а и для «спасения каждой христианской души», для удержания женщин от греха детоубийства.

        Дело устройства детей-сирот продолжила Екатерина II. Были открыты воспитательные дома в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Воронеже, Ярославле, Смоленске и других городах. Уровень в этих школах был профессионально высок и позволял воспитанникам поступать в Московский университет.

        При всех этих российских правителях ослабленных и больных детей отдавали на воспитание людям по деревням, в монастыри, помещикам, в сельские общины, где сироты содержались до 7 лет. Затем посылались в школу для обучения мастерству соответственно полу, т.е., девочек – в услужение, мальчиков – в мастерские. Семьи, которые воспитывали детей-сирот, получали деньги на их содержание, одежду и оплату, постоянный контроль врача и надзирателя для оказания необходимой помощи.

        Российские дореволюционные сиротские учреждения послужили прообразом для советских домов и школ-интернатов. Конечно, они претерпели ряд качественных изменений, чаще не в лучшую сторону. Но они сохранили структуру и цели своих предшественников. В 60- годы многие детские дома отказались от казарменного режима. В 80-е годы работа в детских домах стала организовываться по семейному принципу.

        Благодаря отлаженной, исторически сформированной в течение столетий государственной системе учреждений призрения и образования детей-сирот, были сохранены жизни миллионов наших маленьких сограждан в тяжелые для страны времена. И связано это было с проблемой, которая поистине захлестнула Россию в XX веке: беспризорничество. В начале 20-х гг – первый пик беспризорничества (в ходе 1 мировой войны и последующего Октябрьского переворота, гражданской войны, неурожаев, голода и болезней, 350 тысяч детей). Вторая волна наплыва беспризорников на улицы городов случилась в 30-е гг., в эпоху массовых репрессий (470 тысяч детей). Примерно через 15 лет. После Великой отечественной войны проявился третий пик уличного беспризорничества (около 600 тысяч). После многих лет затишья эта проблема вновь заявила о себе после 1991 года (после экономических реформ), в 2011 году насчитывалось 2 млн. детей -беспризорников).

ГЛАВА 2

Детские дома России. Печальная статистика

        Статистика сиротства в России чрезвычайно запутана и неточна. Различные ведомства, учреждения, организации называют разные цифры, поэтому мы вынуждены говорить о средних показателях.

        На сегодняшний день в Российской Федерации, как это ни парадоксально, сирот почти в полтора раза больше, чем после Великой Отечественной войны. В 1945 году насчитывалось около 600 тысяч, в настоящий момент, по официальным данным, в стране живут более 800 тысяч. Однако некоторые эксперты считают, что их число не менее 2-4 миллионов! 90-95% сирот имеют живых родителей, из них 132 тысячи, дети родителей, которые были лишены родительских прав.

        Сегодня в России более  5 тысяч различных детских учреждений, где содержатся дети-сироты и дети без попечения родителей, 27 тысяч учатся в 150 школах-интернатах, около 30% детей – это дети с ограниченными физическими возможностями. В последние годы все громче о себе заявляет социальное сиротство, т.е. сироты при живых родителях и других родственниках, их насчитывается у нас 95% от общего количества детей-сирот. Только 4% - полные сироты (родители умерли), и 1% - «отказники» (дети, от которых добровольно отказались родители).

        Из этого следует ещё более грустная статистика: 40% выпускников детских домов становятся алкоголиками, ещё 40% преступают закон и оказываются в тюрьме, 10% кончают жизнь самоубийством, и только 10-ти процентам удается хорошо устроиться в жизни. Каждый год, около 30 тысяч детей забирают приемные родители, но за последние год, желающих российских семей усыновить ребенка стало намного меньше, в то время как семейные пары из-за границы увеличили усыновление детей из России. Преобладающее большинство детей, усыновленных иностранными гражданами в 2011 году, переданы на воспитание гражданам США.

Статистика гибели приемных детей следующая: за последние 20 лет в США погиб от рук приемных родителей 21 российский ребенок (пока писали исследовательскую работу, в США погиб еще 1мальчик), в России за этот же срок – погибли 1220 приемных детей.

Страна

Численность детей

Численность детей-инвалидов

США

956

89

Канада

68

2

Италия

798

30

Испания

685

28

Франция

283

8

Германия

215

5

Ирландия

129

5

Великобритания

48

1

Швеция

22

1

Финляндия

33

3

Бельгия

10

1

Израиль

87

0

Мальта

29

0

Словения

9

0

Швейцария

11

0

Аргентина

12

3

Австрия

1

0

Государства, входящие в СНГ

2

0

РОССИЯ

7416

214

Число  детей, переданных на семейное воспитание по субъектам Российской Федерации

Субъект Российской Федерации

усыновлено гражданами Российской Федерации

усыновлено иностранными гражданами

передано на безвозмездную форму опеки (попечительства)

передано в приемную семью

переданы на иные виды возмездной опеки (попечительства)

Пензенская область

65

13

241

26

0

Самарская область

127

26

925

19

0

Саратовская область

141

100

927

30

0

Тамбовская область

36

19

316

18

10

Ульяновская область

20

0

284

18

0

ГЛАВА 3

Причины роста количества детей-сирот в России

В качестве причин и источников обыкновенного сиротства, прежде всего, выступают объективные факторы, столь характерные для многих стран мира и для нашей огромной страны. Это: стихийные бедствия, аварии, катастрофы, несчастные случаи, теракты, болезни и преждевременная смерть родителей. Усугубляют ситуацию и прогрессирующая тенденция к разрушению нравственных устоев семьи, бездуховность, утрата жизненно важных человеческих ценностей. Число обездоленных детей продолжает пополняться и вследствие лишения родителей их родительских прав из-за пьянства, аморального образа жизни, отказа матерей от содержания и воспитания своих детей, роста числа матерей-одиночек, несовершеннолетних матерей и других причин, вызывающих социальное сиротство. В последние годы существенно обострились социально-экономические причины, обусловливающие рост сиротства. В тех регионах, где перестали существовать многие предприятия, наблюдается массовая безработица, пьянство, даже голод. В этих местах уменьшилось количество новорожденных детей, выросло число семей, не имеющих детей, увеличилось число внебрачных рождений, нежеланных детей, неполных семей. В приведенных районах выросло число семей, находящихся в предкризисном состоянии; существенно увеличилось количество детей, пострадавших от жестокого обращения, различных форм насилия со стороны родителей.

        Если проранжировать причины поступления детей в разные социальные центры, учреждения, то складывается следующая очень грустная картина: «1 место» - лишение родителей родительских прав; «2 место» - систематическое уклонение родителей от воспитания детей; «3 место» - пребывание родителей в местах заключения; «4 место» - неспособность опекуна справиться со своими обязанностями; «5 место» - смерть обоих родителей.

        Архиважной причиной возникновения и роста количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является разрушение социализации и организации внеучебной деятельности и досуга детей и подростков в условиях рыночных отношений.

Причины сиротства в городе Балаково такие же, как и во всей стране. В настоящее время в нашем городе существует два детских дома (№2 и №4), а также школа-интернат. В июне детский дом №2 закрывается. Количество воспитанников в детском доме №4 – 41человек, из них лишь только 6 ребят - полные сироты (15%),  т.е. 85% - это социальные сироты.  Во 2-ом  детском доме из 38 воспитанников -5 полных сирот, что составляет 13%, следовательно,  87%- социальные сироты.

        Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот – домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.п. Вместе с тем многочисленные исследования психологов, педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернативного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания в таких условиях является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.

Сироты часто ограничены в получении школьного образования, многие из них не могут учиться в обычной школе, равняться в своих знаниях на детей, у которых есть родители. Бывает, что в интернатах отсутствуют некоторые предметы. Выпускники школ-интернатов ограничены как в свободе выбора учебного заведения, так и в возможности поступления, несмотря на имеющиеся льготы. Поступить в высшие учебные заведения, особенно на престижные специальности, сиротам практически не возможно.

Сегодня, по данным публицистической литературы, сирот не хотят принимать не только университеты и техникумы, но и ПТУ. Кроме того, проблема состоит не только в том, чтобы поступать в учебные заведения, но и в том, чтобы адаптироваться и удержаться в них. Молодые люди из числа сирот, как правило, не конкурентоспособны на современном рынке труда. А полученные профессии – невостребованные. Те немногие неправительственные организации, которые сегодня начали работать и готовы помочь сиротам, в том числе и трудоустройством, исполняют роль формальных и неформальных каналов трудоустройства: знакомства, рекомендации, биржи труда.

Такие же страшные факты, касающиеся условий проживания в детских домах: 10% не имеют  элементарных условий для нормального проживания; 48% требуют капитального ремонта; 5% находятся в аварийном состоянии. Во многих местах детдома недофинансируются, массовый характер имеет воровство денежных средств администрацией учреждений, большая смертность воспитанников.  В одном из подмосковном интернате дети перестали умирать, когда за ними стали ухаживать добровольцы из Красного креста.

Многие области столкнулись с дефицитом мест в детских домах. Рождаемость стремительно растет, и так же стремительно увеличивается количество сирот. Согласно государственной политике, необходимо снижать количество детских домов. Власти эту проблему решают не за счет устройства детей в приемные семьи, а за счет объединения нескольких детских домов в один. Власти отчитываются об уменьшении количества таких учреждений. Как поясняет председатель фонда «Право ребенка» Борис Альтшулер: «Детдома закрывают, чтобы закрыть, и детей начинают отправлять в другие учреждения. Получается, что крупные детдома раздувают, маленькие - закрывают». Таким образом, уменьшение количества детских домов не говорит об уменьшении детей-сирот.

Количество детских домов в России

Область, край

Количество детдомов

Количество детей

Ханты-Мансийский АО

27

1130

Свердловская область

191

14066

Тюменская область

46

2863

Оренбургская область

72

4084

Пермский край

163

7756

Республика Башкортостан

103

4846

Кировская область

63

4545

Республика Татарстан

72

4082

Самарская область

53

3677

Саратовская область

66

3548

Волгоградская область

75

3684

Московская область

226

13.296

Республика Мордовия

25

1174

Приморский край

82

5827

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пути решения проблемы сокращения количества детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Так что же делать, чтобы в нашей стране в 21 веке уменьшалось количество детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

  1. Владимир Путин предлагает «расширить возможности для наших семей брать наших детей в семьи: и усыновлять, и попечение осуществлять, и так далее. И здесь целый набор мер должен быть предложен и материального, и морального характера».
  2. Юлия Юдина, директор благотворительного фонда «Измени одну жизнь», предлагает «для начала надо прекратить приток этих детей, работая с семьями, оказавшимися в сложной ситуации: помочь родителям с работой, лечить их от пьянства и наркомании, попытаться решить вопрос с жильем, надо создать такую систему, чтобы ребенок не попал в детский дом, где его искалечат и морально, и физически, а сразу перешел бы в приемную семью. Такие семьи надо обучать. Здесь нужна поддержка государства».
  3. Павел Астахов, уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ, предлагает в разработанной им программе «Россия без сирот» государственную  финансовую поддержку семьям, воспитывающих детей-сирот.
  4. Создание благотворительных фондов, акций, социальных проектов в СМИ, Интернете, сайтов, видеопаспортов.
  5. Привлечение для работы в детских домах, школах-интернатах, домах ребенка, приюта волонтеров.
  6. В конце 2012 года Госдума приняла в третьем чтении так называемый «закон Димы Яковлева», запрещающий усыновление российских сирот гражданами США (имеет неоднозначное отношение россиян).
  7. В  Российской Федерации, в отличие от стран Запада, отсутствует система по профилактике такого явления, как беспризорность. Необходимо проводить различные реабилитационные мероприятия после того, как ребёнка-беспризорника возвращают родным и близким, оказывать им социальную и материальную помощь.
  8. Правительство РФ согласовало законопроект, согласно которому планируется повысить единовременную компенсацию усыновителям отдельных категорий детей-сирот. Об этом в ходе рабочей поездки в Самарскую область в среду, 30 января 2013 года, сообщила вице-премьер РФ Ольга Голодец.
  9. В феврале 2013 года был принят Указ о повышении пособий на ребенка сироту инвалида.

Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, растёт с каждым годом. Это говорит о том, что детское сиротство – одна из самых острых социальных проблем современной России и решать ее надо как можно быстрее, ведь дети – это наше будущее. И «если ребенок не получил любви за то, что он просто есть, то ему очень трудно в будущем заполнить внутреннюю пустоту. Недолюбленность – страшная вещь». 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Агрикова Е. И. Первичные учреждения социально-правовой охраны несовершеннолетних / Е. И. Агрикова // Детская беспризорность. М., 1923. - с. 38
  2. Альбицкий В. Ю. Социальные сироты как медико-социальная проблема / В. Ю. Альбицкий, Т. А. Гасиловская, А. И. Ибрагимов // Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки. М.: Издательский дом "Династия", 2003. - С. 299-320.
  3. Альтернативный доклад российских неправительственных организаций в Комитете ООН по правам ребенка / под ред. Г. Альтшуллера и А. Северного М., 1998. - 42 с.
  4.  Ахтямова О. В. Социальный портрет сирот / О. В. Ахтямова // Казанский медицинский журнал. 2004. - Т. 85, № 2. - С. 146 - 148.
  5. Баранов А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения / А. А. Баранов // Российский педиатрический журнал. 1998. - № 1. - С. 5 - 8.
  6. Баранов А. А. Состояние здоровья детей России / А. А. Баранов // Врач. 1995. - № 8. - С. 29 - 30.
  7. Бахрушин С. В. Об изучении социальных факторов детской преступности / С. В. Бахрушин // Детская дефективность, преступность и беспризорность. М., 1920. - 16 с.
  8.  Беляков В. В. Сиротские детские учреждения России / В. В. Беляков. -М.: Дом, 1993.-21 с.
  9. Березовский И. В. Социально-гигиеническая характеристика детей, воспитывающихся в детских домах / И. В. Березовский // Здравоохр. Рос. Федерации. 1994. - № 2. - С. 23 - 25.
  10.  Бессонова Т. В. Особенности психического здоровья детей, лишенных родительского попечения / Т. В. Бессонова, Е. А. Вострокнутова,
  11. Брутман В. И. Раннее социальное сиротство: Учебно-методическое пособие / В. И. Брутман, С. Н. Ениколопов, М. С. Панкратова и др. М., 1994. - 209 с.
  12. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра: Кн. для учителей и родителей / М. И. Буянов. М.: Просвещение, 1988.-207 с.
  13.  Веселов Н. Г. Социальная педиатрия (курс лекций) / Н. Г. Веселов. Спб.: Ривьера, 1996. - 395 с.
  14. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / под ред. Р. В. Ямпольской. М., 1984. - 208 с.
  15. Выхристюк О. Ф. Жизнь без родителей: медицинские и социальные проблемы "неблагополучных" детей / О. Ф. Выхристюк, М.А. Корнюшин, В. Д. Русакова // Мед. помощь. 2001. - N 4. - С. 6-8. - Библиогр: 7 назв.
  16. Галигузова Л. Н. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова, Л. М. Царегородцева//Вопр. психологии. 1990. - № 6. - С. 17-25.
  17. Гезалов А. Сиротство в истории России / А. Гезалов // Режим доступа: http://eparhia.onego.ru/sirota.htm, свободный.
  18.  Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 1999 год». М.: Синергия, 2000. - 100 с.
  19.  Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 2000 год». Калуга.: Ваш Дом, 2001. - 108 с.
  20. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 1993 год». М.: Дом, 1994. - 120 с.
  21.  Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 2002 год». М.: ЦБНТИ Минтруда РФ, 2002. - 119 с.
  22. Государственный доклад «Положение детей в СССР. 1990 год. Состояние проблемы, перспективы» /НИИ детства РДФ. М., 1990. - 105 с.
  23.  Ключевский В. О. Императрица Екатерина II (1729-1796) / В. О. Ключевский // Русская мысль. 1896. - № 11; Сочинение. - М., 1958. - T.V. -С. 309-373.
  24.  Лыткин В. А. История социальной работы в России / В. А. Лыткин. Калуга: КГПУ, 1997. - 128 с.
  25.  Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в России: история и современность /А. М. Нечаева. М.: Дом, 1994. - 169 с.
  26. Прихожан А. М. Дети без семьи (Детский дом: заботы и тревоги общества) / А. М. Прихожан, Н.
  27. http://izvestia.ru/news/543111#ixzz2J6mIZHSf