статья

Мартынова Елена Владимировна

ИНТЕГРАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integratsiya_opytno.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ.

       Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Сегодня мы сталкиваемся с тем, что ребенок  в четыре года говорит: «Я не могу, я не умею». Причем если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань от меня».

   Любая деятельность детей  протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у них имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, настойчиво продвигаться к намеченной цели.

  Внедрение федеральных государственных требований в воспитательно-образовательный процесс ДОУ предусматривает интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Образовательные области интегрируются  в процессе организации различных видов деятельности:  (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной),  в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии со взрослыми.

        Экспериментирование, является одним их таких видов деятельности.  В работах многих отечественных педагогов  Н.Н. Подьякова  (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности, в период дошкольного развития». Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические  действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

      Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия - происходит внешнее действие с предметами. По мере взросления ребенок переходит к рассуждению о связях между вещами, относит их к определенным группам , т.е. происходит внутреннее действие в эксперименте – мысленное. Детское мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому.

В младшем дошкольном возрасте,   нет ещё каких- то отдельных элементов экспериментирования в системе. Но любопытство детей растёт. И, приобретая большую активность, дети начинают понимать процессы и явления, происходящие вокруг них, в окружающей природе и действительности, устанавливать простейшие причинно - следственные связи.

Начиная со средней группы, дети уже могут выяснять причины отдельных явлений, например, «почему утром цветок одуванчика был закрыт, а когда мы вышли на прогулку, он раскрылся?». «Почему на скамейке сидеть жарко, а под деревом прохладно? Выслушивая ответы детей, нужно обратить внимание на их речь, побуждать их к высказыванию не одной фразой, а несколькими предложениями, которые пока ещё и не являются рассказом, но уже как-то к нему приближаются.

Опытно -  экспериментальная  деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова  в опытно – экспериментальной деятельности ребенок выступает,  как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Формирование у дошкольников представления о целостной картине мира сегодня невозможно без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования.

Интеграция различных видов деятельности у дошкольников  – одно из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно  «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста.   Интегрированный подход  даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

Интеграция различных видов деятельности  – одно из важнейших и перспективных методологических направлений  современного образования. Интеграцию мы понимаем как состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность  образовательного процесса. Интегрированный подход  даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах.

Модель содержания работы по опытно – экспериментальной деятельности с учётом интеграции образовательных областей программы

    Области

      Интеграция с другими областями

    Содержание образовательной области

Познание

Развитие сенсорной культуры. Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.

Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе.

Коммуникация

Развивать  познавательно-исследовательскую  деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми, способствовать  освоению детьми соответствующего словаря (формулирование цели, обсуждение хода опыта, выводов)

Социализация

Развивать игровую деятельность. В игре ребенок развивается, познает мир, общается.

Чтение художественной литературы

Расширять  представления о предметах и объектах средствами  художественной литературы.

Здоровье

Расширять кругозор детей в части представлений о здоровом образе жизни

Труд

Формировать целостную картину мира и расширять кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности; выполнение трудовых действий.

Безопасность

Формировать целостную картину мира и расширять кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира.

Музыка

Расширять  кругозор в части музыкального искусства

Художественное творчество

Расширять кругозор в части изобразительного искусства, фиксация результатов опытов и экспериментов.

     

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром - одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребенку расширять образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».  Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно – экспериментальной деятельности в практику работы нашего ДОУ.

В заключение хочется сказать ,что интеграция в образовании проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них по отдельности, что обеспечивает положительный результат обучения и воспитания