Мое педагогическая философия

Напылова Юлия Николаевна

Мое отношение к моей профессии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_2014_napylova.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вольгинская средняя общеобразовательная школа

601125, Владимирская обл., пос Вольгинский, улица Старовская дом 23, 8 (49243)7-14-51

ЭССЕ:

«Моя педагогическая философия»

Автор: учитель английского языка

Ю. Н. Напылова

2014

Вступление

Деятельность учителя во все времена была и остается востребованной, ибо иного пути массового воспитания и образования юного поколения просто не существует. Учитель всегда стоял на передовых рубежах знаний, культуры и общественной морали.

С развитием современных технологий многократно возрастает и ответственность учителя перед своими учениками, т.к. появляется насущная потребность не просто передать накопленный опыт и знания цивилизации, но и соответствовать уровню развития окружающего нас социума. Ведь недаром фундаментальные цели образования были сформулированы ЮНЕСКО следующим образом:

Научить получать знания

Научить жить

Научить работать и зарабатывать

Научить жить вместе

«Ориентация образовательных учреждений на эти цели и перспективные виды деятельности требуют принятия иных принципов и подходов к отбору и конструированию содержания образования, обновлению организационных форм, разработке и конструированию инновационных технологий обучения». Философия такого обучения требует от педагога не только выступать носителем провозглашенных идей, но и обладать необходимым профессиональным мастерством, качествами и техниками, которые бы позволили воплотить эти идеи при создании собственных образовательных проектов.

1. Основная часть. «Философия педагогического призвания».

1.1. Творческий характер профессии педагога.

Профессия педагога носит творческий характер. Особенно творческая составляющая образовательного процесса проявляется в преподавании иностранных языков. Мы живем в 21 веке, и при усиливающихся процессах интеграции и кооперации в экономике, бизнесе, культуре и науке очень важно для будущих специалистов уметь общаться, находить общие точки соприкосновения, добиваться положительных результатов от своей деятельности. Все эти навыки могут быть заложены в школе. Преподавание иностранного языка (на примере английского языка) не может осуществляться только в виде получения учащимися готовых знаний. Зачастую при таком подходе к обучению у учащихся не успевают сформироваться и закрепиться устойчивые психологические и эмоциональные связи на уровне восприятия действительности. Учебно-воспитательный процесс, построенный на сугубо информационном изложении материала, приводит к тому, что у человека «вопросительное» отношение к действительности, науке, искусству оскудевает, высыхает подобно колодцу, из которого долгое время не берут воду. Его перестают терзать сомнения, пропадает интерес.

Экзюпери писал по поводу образования:

«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пусты. Обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать.

Не судите о способностях по легкости усвоения, успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствие. Любовь к познанию – вот для меня главное мерило образованности».

Обучение существует там, где у школьников живой интерес к познанию окружающего мира.

1.2. Применение новейших технологий в процессе обучения.

Творческий подход учителя с применением имеющихся в его распоряжении наглядных учебных пособий и технологий многократно усилит отдачу от обучающего процесса, позволит непосредственно вовлечь учащегося в процесс обучения, вызвать неподдельный интерес, стать активным участником процесса, от решения задач которого подчас зависит и результат усвоения знаний. Так, например, в Вольгинской средней общеобразовательной школе Владимирской области преподаватели английского языка активно внедряют в жизнь принципы творческого подхода к организации и проведению уроков английского языка во всех классах школы. Какого бы рода ни была деятельность учащихся – то ли это изучение истории края в 10-м классе, то ли разговор о погоде во 2-м классе, или проведение недели английского языка в школе,- учителя-предметники умело внедряют в структуру урока исследовательский элемент с применением компьютерных технологий (презентации, поиск по Интернету, работа с применением интерактивных досок). В результате чего учащиеся активно участвовали в решении поставленных перед ними языковых задач, осуществляли поиск по интернету, отстаивали свое мнение в диалогах, и, конечно же, с удовольствием принимали участие в неделе английского языка в школе. Учителя же, в свою очередь, также активно осваивали новые технологии, мастерски вплетая их в структуру урока (демонстрация слайдов, проведение презентаций, поиск по интернету, составление портфолио учителя). Такая плодотворная и активная работа по внедрению и освоению новых технологий оставляет и у учителя и у учащихся положительный эффект, удовольствие от проделанной работы и желание вместе идти дальше по дороге знаний; закрепляет полученные знания на эмоциональном уровне восприятия учебного материала, что, в свою очередь, способствует формированию устойчивых языковых понятий.

Таким образом, в моем понимании образ педагога – это образ новатора, творческой личности, которая в условиях новой стратегии модернизации образования в полной мере осуществляет компетентностный подход к обучению и воспитанию детей.

  1.   Педагогическая компетенция и методики обучения.

Многие сравнивают деятельность педагога с деятельностью актера. В них, конечно же, есть много общего. Но деятельность педагога ограничена временными рамками, длительностью процесса, результаты которого не видны сразу. Поэтому к характеристикам педагога можно добавить и его умение спрогнозировать ( в том числе и частично) ход процесса обучение, уметь добиваться запланированных результатов, учитывая неоднородность личностей учащихся.

Педагогическая компетенция и состоит в умении подобрать подход к своим учащимся и увлечь их общей целью (урока, курса в целом, идеи), подбирая и применяя разнообразные подходы в зависимости от типов личности учеников – от функционального до эвристического. Эвристический подход является высшей ступенью педагогического мастерства педагога, когда все учащиеся вовлекаются в интеллектуальный процесс поиска решения на основе полученных знаний. При этом знания как базис, как данность, рассматриваются как нечто вторичное, а на первый план выступает сам процесс поиска решения. Это наиболее продуктивный метод усвоения знаний и выработки коммуникативных навыков на подсознательном уровне. При этом учащиеся получают массу дополнительных знаний, которые открываются им в процессе поиска решения поставленной задачи. Так, например, говоря о Стивенсоне и его «Острове сокровищ», учащиеся узнают, что сам Стивенсон был очень болен и никогда не путешествовал; что Льюис Кэррол был профессором математики, а не писателем; что Джек Лондон писал о том, что видел и пережил, а Даниель Дефо услышал рассказ о приключениях на необитаемом острове от заезжего моряка и написал «Приключения Робинзона Крузо».

В быстро меняющемся мире проблема педагогического мастерства обостряется. Моя педагогическая философия – это все то, что входит в мою профессиональную деятельность. А это мое понимание и отношение к цели, объекту, субъекту и средствам педагогической деятельности. На первом месте в моей педагогической деятельности я ставлю цель и определяю ее как всестороннее развитие личности учащихся и, конечно же, самого учителя. Объектом педагогической деятельности является личность учащегося, а вот субъектом может являться как учитель, так и сам ученик. Я понимаю свое призвание как педагога в постоянном совершенствовании своих знаний, в поиске инновационных методик и форм обучения, связанных со стремительной технологизацией процессов в обществе и внедрением новейших технологий в процесс обучения.

С одной стороны, очень важно идти в ногу со временем и постоянно обновлять свои знания самому учителю. Это должен быть постоянный поиск истины, познание новых сторон известного и знакомство с неизведанным. Например, презентации материала в PowerPoint стали обычным делом на уроках английского языка, а ведь лет 20 назад в школе о таком не могли и мечтать. Изучение иностранного языка во многом облегчается благодаря компьютерным технологиям. Сегодня с помощью компьютера можно найти ответ на любой вопрос, подготовить иллюстрации по любой теме, будь то жизнеописание короля Генриха VIII или период индустриализации Англии в 17 в. Проектное обучение успешно внедряется также на основе компьютерных технологий. Учителю предоставляется доступ к крупнейшим библиотекам мира и новейшим методическим пособиям и учебной литературе крупнейших мировых издательств. Вебинары и онлайн-конференции помогают повышать свое профессиональное мастерство и практически овладевать новыми современными методиками обучения.

Требования времени диктуют учителю необходимость овладевать технологической дисциплиной и развивать технологическое мышление. Например, составление портфолио учителя выстраивает стройную академическую цепочку знаний и умений, позволяет четко планировать свою учебную и самообразовательную деятельность.

С другой стороны, современные технологии в обучении позволяют ученикам снижать время, затрачиваемое на выполнение домашнего задания. Одновременно они способствуют индивидуализации, дистанционности и вариативности учебного процесса, академической мобильности. Современные коммуникационные технологии внедрили в процесс обучения такие методики, как проблемное и разноуровневое обучение, проектные и научно-исследовательские методы, обучение в сотрудничестве и семинарско-зачетную систему в старших классах, технологию игровых методов.

  1. Постоянный поиск и самосовершенствование учителя – неотъемлемая составляющая педагогического мастерства.

Как видим, современная школа требует от педагога не только профессионализма и новаторства в обучении, но и знаний современных технологий, психологии и философии. Ведь педагогика была выделена Френсисом Бэконом из системы философских знаний только в XVII в. Однако, педагогика остается элементом системы философских знаний и находится на стыке многих наук, переплетаясь с ними и при этом взаимно обогащаясь. Роль педагога в обществе чрезвычайно важна: - он не только является носителем системы знаний, но и влияет на формирование общества. Поэтому моя педагогическая философия опирается на парадигму современности: профессионализм, компетентность, творческий подход, новаторство, постоянное развитие, овладение новейшими технологиями процессов и коммуникаций, и, конечно же, любовь к детям, без которой невозможно построить отношения счастливого сотрудничества и взаимопонимания.

Прекрасные слова принадлежат К.Д. Ушинскому: «Педагог живет до тех пор, пока он учится». Человеку, выбирающему профессию учителя, следует помнить об этом, быть постоянно готовым к своему личностному и профессиональному развитию: ведь ни теория, ни метод сами по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного процесса. Главная фигура в этом процессе — педагог. Его личность, его подготовка и мастерство решают успех дела.

«…Счастье учителя – в служении детям». (Гимн учителя.)

Заключение

Моя педагогическая философия заключается в профессионализме, постоянном совершенствовании знаний, умений и навыков, изучении современных методик и технологий, овладение современными методами коммуникации, творческом подходе к процессу обучения. В центре процесса обучения всегда стоит личность учащегося и личность учителя. Дети хотят, чтобы педагог был современным! Поэтому нужно стать также юридически грамотным человеком, разбираться в психологических мотивах поступков, знать компьютерные программы и информационную Сеть, находиться в культурном контексте своего времени. Дети хотят, чтобы педагог был компетентен - и интересен, всегда интересен!

Дети хотят, чтобы... А надо ли вообще «равняться» на то, чего они хотят? Надо! Всегда идти за детьми, быть рядом, думать об их будущем - это сама суть, глубоко оправданная исторически особенность нашего ремесла (всем известно, что означает по-латыни слово «педагог»)... В этом смысле наша профессия самая консервативная. Ведь знания должны быть не ради знаний, а ради человека.

Но до сих пор, по выражению Станислава Ежи Леца, нами не освоено пространство межчеловеческое. Не космонавтам же его осваивать! Именно учитель (а «словесник» особенно!) всегда был обязан беречь национальную историческую память, занимать твёрдую нравственную позицию в любых жизненных ситуациях. Но в наши дни это необходимо проявлять не на словах, а на деле, ведь современные дети буквально дышат воздухом безразличия и лицемерия, заражаясь этими недугами, растут зачастую в атмосфере подмены истинных ценностей ложными. Поэтому я убеждена в том, что мы, современные учителя, именно сейчас необходимы своей стране. По мнению многих, образование находится в системном кризисе. Но факт осознания кризиса есть признак начавшегося его преодоления. Школа сейчас имеет обозначенные государством достойные ориентиры. И этот факт также убеждает меня в исключительной важности нашего дела. Профессиональное, подвижническое, осознанное служение будущему гражданину новой России - этому подчинены мои методические принципы, в этом заключается моя человеческая позиция и педагогическая философия.

Список литературы

Е.А., Севастьянова. (2008). Проблема творчества учителя в современной педагогической науке. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена .

Е.А., Харламова. (2008). Современные образовательные технологии.

Л.В.Занина. (2003). Основы педагогического мастерства.

Н.С.Кедрова. (2011). ИКТ как средство обучения иностранному языку с целью повышения мотивации учащихся. Петушки.

Н.Ф., Голованова. (2005). Общая педагогика.

С.А., Смирнов. (Ред.). (2000). Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии (изд. 4-е испр.). Москва, Россия.