Доклад на тему выпускной квалификационной работы «Организационно-педагогические условия сохранения психологического здоровья педагога ДОУ».

Эйхвальд Наталья Сергеевна

Доклад на тему выпускной квалификационной работы "Организационно-педагогические условия сохранения психологического здоровья педагога ДОУ" ( цель, объект, предмет иследования, гипотеза, задачи иследования, этапы реализации)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon doklad_na_temu_vkr_eykhvald_n.s.zip598.23 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему выпускной квалификационной работы

«Организационно-педагогические условия

сохранения психологического здоровья педагога ДОУ»

Подготовила: Эйхвальд Наталья Сергеевна

Научный руководитель: Терещенко М.Н. к.п.н., доцент кафедры ПиПД (ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Доклад

                Вашему вниманию представляется доклад на тему выпускной квалификационной работы «Организационно-педагогические условия сохранения психологического здоровья педагога ДОУ».

Законом РФ «Об образовании» здоровье детей  отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. От уровня психологического благополучия педагога напрямую зависит становление психологически здоровой личности воспитанника.

Особенно важно это в условиях дошкольного образования, где ответственность за жизнь и здоровье детей крайне высока. В связи с этим на первый план выходит одна из важнейших проблем в системе образования - проблема психологического здоровья педагога.

 Психологическое здоровье (по мнению О. С. Васильевой, Ф. Р. Филатова, О.В. Хухлаевой, Г.С. Никифорова и др.) - это система, включающая ценности собственного «Я» и ценности других людей, положительное отношение человека к себе и другим [2, 18]. Уметь понимать и описывать свое эмоциональное состояние и состояния других людей, возможность свободно и открыто проявлять чувства без причинения вреда другим, осознавать причины и последствия, как своего поведения, так и поведения окружающих [18,9, 2, 8].

Современная образовательная ситуация в качестве приоритетов выделяет такие профессионально важные качества педагога, которые обеспечивают успешную реализацию педагогической деятельности и создают условия для реализации потребности личности в самоопределении, самовыражении, самореализации и самоактуализации [8].

Согласно психолого-педагогическим исследованиям  отечественных и зарубежных авторов (В.Г. Алямовская, О.С. Белокрылова, Б.С. Братусь, О.С. Васильева, Н. Е. Водопьянова, Н.Г. Гаранян, С.С. Гончарова, В.Я. Дорфман, И.В. Дубровина, А.Н. Евдокимов, Ж.Ф. Ильченко, Е.Р. Калитеевская, Д. Келли, Д.А. Леоньев, А. Маслоу, Г.С. Никофоров,  В. Э Пахальян, Е.М Семенова, А.Б. Холмогорова, О. В. Хухлаева, К. Юнг и др.) психологическое здоровье, является  условием успешности профессиональной деятельности педагога, структурно входит в общее здоровье его личности.

В  связи с переходом современной системы образования на личностно - ориентированные модели воспитания и обучения повышаются требования общества к личности педагога, уровню его образования, владения современными техническими средствами. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению негативных эмоциональных состояний.

 Все это приводит к тому, что проблема сохранения психологического благополучия педагога в образовательных учреждениях становится особенно острой. Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт.

         В связи с этим, мы полагаем, что одной из приоритетных задач деятельности дошкольного учреждения является сохранение психологического здоровья педагога. Имеющиеся научные знания в психолого-педагогической литературе  и фрагментарный практический опыт освоения педагогом способов сохранения психологического здоровья нуждается в обогащении, систематизации, структурировании, дополнении

теми методами, способами и механизмами, с помощью которых решение проблемы сохранения  психологического здоровья педагога ДОУ станет возможным в условиях профессиональной среды.

        Актуальность проблемы, ее недостаточное использование в практике дошкольного учреждения  послужили основанием для выбора темы нашего исследования.

Нами были определены  цель, объект и предмет исследования .

        Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально исследовать организационно-педагогические условия сохранения психологического здоровья педагога ДОУ.

        Объект исследования: процесс сохранения психологического здоровья педагога ДОУ.

        Предмет исследования: организационно-педагогические условия сохранения психологического здоровья педагога ДОУ

        В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой сохранение психологического здоровья в ДОУ будет эффективным  при реализации следующих организационно-педагогических условий:

  • психологического сопровождения  педагога в ДОУ в процессе самообразования;
  • методического сопровождения педагога ДОУ на всех этапах профессиональной деятельности;
  • повышения культуры управления в ДОУ.

                В соответствии с целью и предметом исследования определены задачи исследования:

Задачи исследования:

  1. проанализировать  психолого-педагогическую литературу по проблеме психологического здоровья;
  2. определить  структуру, критерии,  уровни и факторы психологического здоровья;
  3. выявить и экспериментально проверить организационно-педагогические условия сохранения психологического здоровья педагога ДОУ;
  4. реализовать организационно-педагогические условия в практической деятельности ДОУ.

        Реализуя первую задачу, мы пришли к выводу, что психологическое здоровье, является важнейшей составляющей здоровья человека.

В научных кругах нет единого общепризнанного определения психологического здоровья, но в основном все  исследователи (Б.С. Братусь, А.Б. Холмогорова, О.В. Хухлаева, Г.С. Никифоров, И. В Дубровина и др.)   сходятся, что психологическое здоровье подразумевает стрессоустойчивость, гармонию и духовность. Проанализировав подходы к определению психологического здоровья, мы взяли за основу мнение И.В. Дубровиной.

        Психологическое здоровье педагога - предстает как совокупность профессиональных характеристик личности специалиста помогающих профессий, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации.

        Мы согласны с мнением автора, что психологически здоровый педагог - это здоровый и духовно развитый педагог, который получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества и стремится к совершенствованию.

        В процессе решения 2 задачи мы изучили структуру, критерии, уровни и факторы психологического здоровья  предложенные разными исследователями (Р. Б. С. Братусь, И. В. Дубровина, А. Маслоу, Г.С.

Никифоров, В. И. Слободчиков, А.Б. Холмогорова и др), что послужило основанием описания психологического здоровья педагога ДОУ по следующим критериям.

Основные критерии психологического здоровья:

  • стремление к самоактуализации, направленность личности на раскрытие своего творческого и духовного потенциала;
  • гармония между человеком и социумом;
  • готовность к достижению психологического здоровья;
  • профессиональная перспективность;
  • стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации, вызванной неблагоприятными факторами рабочей среды.

Решая третью задачу мы провели исследования на базе детского сада.

На этапе констатирующего эксперимента были определенны цель, задачи и методики исследования. В качестве диагностирующего инструментария нами были использованы  диагностические методики:

  • личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлора);
  • опросник межличностных отношений (ОМО) В. Шультца;
  • анкета психологических затруднений педагога;
  • методика «Интегральная удовлетворенность трудом».
  • и получены следующие результаты (представлены на слайде 8-12).

        На формирующем этапе эксперимента мы  разработали и реализовали программу, направленную на сохранение психологического здоровья педагога в ДОУ (представлена в выпускной квалификационной работе таблица 1), параллельно вели работу с педагогами по устранению  педагогических затруднений и проводили мероприятия направленные на повышение культуры управления в ДОУ.

На контрольном этапе нами была проведена повторная диагностика и получены следующие результаты (представлены на слайде 14-18).

        По первому условию психологическое состояние  педагогов стало более стабильным, меньше стало негативных эмоций, снизился уровень тревожности, педагоги стали более уверенными в себе, повысилась их самооценка.

        По второму условию  мы отметили, что значительно уменьшилось количество педагогов испытывающих затруднения, что позволяет в полном объеме  реализовывать творческий потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива ДОУ в целом.

        По третьему условию мы сравнили результаты уровня полной удовлетворенности по основным факторам труда и результаты полной удовлетворенности по дополнительным факторам труда до и после эксперимента и отметили, что увеличились все показатели. Наивысший показатель наблюдался по фактору удовлетворенность достижениями 88%.

Все это свидетельствует об улучшении психологического здоровья педагогов, что означает, что цель была нами достигнута, гипотеза подтверждена.

Спасибо за внимание.

Список использованной литературы:

  1. Ананьев, В. А. Основы психологии : в 2 кн. Кн. 1. Концептуальные основы психологии здоровья / В. А. Ананьев. – Москва : Речь, 2006. – 384 с.
  2. Васильева, О. С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. – Москва : Академия, 2001. –352 с.
  3. Василенко, Н. П. Диагностика и организация методической работы / Н. П. Василенко. – Ростов н/Дону : Изд-во обл. ИУУ, 1995. – 109 с.
  4. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 336 с.
  5. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – Москва : Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. – 308 с.
  6. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. – Санкт-Петербург : Евразия, 1997. – 154 с.
  7. Маслоу, А. Мотивация и Личность / А. Маслоу. – Санкт-Петербург : Евразия, 1999. – 190 с.
  8. Митина, Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога / Л. М. Митина, Г. В. Митин, О. А. Анисимова. – Москва : Академия, 2005. – 368 с.
  9. Никифоров, Г. С. Психология здоровья / Г. С. Никифоров. – Санкт-Петербург : Речь, 2002. – 256 с.
  10. Психология : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Политиздат, 1990. – 494 с.
  11. Психология : учеб. для студентов. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A. M. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. – Москва : Академия, 1999. – 464 с.
  12. Психологические тесты : в 2 т. Т. 1 / под ред. А. А. Карелина. – Москва : ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
  13. Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. – Санкт-Петербург : Питер, 2006. – 607 с.
  14. Рабочая книга практического психолога : пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. – Москва : Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. – 640 с.
  15. Секач, М. Ф. Психология здоровья : учеб. пособие для высш. шк. / М. Ф. Секач. – 2-е изд. – Москва : Академ. проект Гаудеамус, 2005. – 192 с.
  16. Сысоева, С. А. Психологическое здоровье субъектов образовательного процесса : препринт / Л. В. Абдалина, Т. А. Нефедова; под. ред. Л. В. Абдалиной. – Воронеж : ВГПУ, 2006. – 252 с.
  17. Троян, А. Н. Управление дошкольным образованием : учеб. пособие / А. Н. Троян. – Москва : ТЦ Сфера, 2006. – 160 с.
  18. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / О. В. Хухлаева. – Москва : Академия, 2001. – 208 с.
  19. Хухлаева, О. В. Хочу быть успешным : метод. пособие / О. В. Хухлаева. – Москва : Чистые пруды, 2005. – 32 с.