учебно-методическое пособие - "Танец. Сценическое движение"

Мерзлова Татьяна Александровна

Программа предназначена для педагогов работающих в профильных ВУЗах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Танец. Сценическое движение»

Разработчики программы:

Педагог – хореограф Мерзлова Т.А.


                                 Пояснительная записка

    Одним из путей модернизации образования, повышения его развивающего, духовно- нравственного и эстетического потенциала является поиск новых средств и методов. Художественная реальность, как система художественных образов, созидаемая искусством, представляет мир в его целостности, пронизана и подчинена художественной концепции мира и человека, является ее образным (литературно-музыкально- хореографическим)  пластическим воплощением.

     Отличительной особенностью созданной программы по сценическому движению обусловлена спецификой предъявляемых требованиям к студентам, а в последствии выпускникам Института Современного Искусства. Образовательная программа ИСИ нацелена на синтетическое единство вокала, хореографии, актерского мастерства, как симбиоз, когда искусства равноправно взаимодействуют, сливаясь в нечто новое, подлинно синтетическое. Когда каждый студент должен овладеть и уметь применить смежные искусства на основе их синтеза в пространстве художественных (хореографических, музыкальных, литературных) ценностей.

       Образовательный процесс в рамках данной программы базируется на обучении основным приемам освоения и приобщения к современной хореографической культуре.

                                     Цели и задачи программы

Цель программы: формирование креативности студента средствами изучения современного танца.

В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи:

- сформировать представление об особенностях джаз-модерн танце и других стилях современной хореографии и дать профессиональные знания по методике исполнения;

- совершенствовать хореографические умения и навыки;

- развитие индивидуальных творческих способностей студента.

Предлагаемая программа рассчитана на 2 года обучения.

Форма обучения – очная.

Продолжительность занятия 2часа.

Режим занятия: 1раз в неделю.

Количество часов на оба года обучения по 70 на каждый.

Разделы программы «Танец. Сценическое движение»:

Пластика: в процессе обучения студенты развивают свой суставо-мышечный аппарат, эластичность и силу мышц, координацию движений, вырабатывают правильное дыхание.

Хореография: систематизирует различные техники джаз- модерн танца, используя методические законы и правила этой танцевальной школы, органично включает в себя различные стили современной хореографии- джаз, модерн, street dance (фанк, хип-хоп, брейк, бальный танец и т.д.)

  В основу программы положены следующие принципы:

- культуросообразности, обеспечивающий построение образовательного процесса в контексте лучших образцов мировой и отечественной культур, в том числе музыкальной и хореографической;

- системности и преемственности, предусматривающий взаимосвязь и последовательность всех компонентов программы, соблюдение установок «от простого к сложному», «от частного- к общему»;

- развивающего обучения, обеспечивающий активности усвоения знаний быстрыми темпами;

- эмоционального интонирования вокально- хореографического исполнения, обусловливающий углубление эмоционально- духовного воздействия, как на исполнителя, так и на зрителя;

- совмещение индивидуальных и ансамблевых начал художественного действия, направленный на подготовку к ансамблевому типу взаимодействия с другими людьми в художественном творчестве.  

1 год обучения

     Джаз - танец и танец - модерн – основные системы современной хореографии.

    Изучения дисциплины будет способствовать расширению движенческих  возможностей студента, активизируют такие части тела, как шейный отдел позвоночника, лопатки, плечи, грудная клетка и т.д.

    Уроки выстроены комбинационно со специально подобранной музыкой.

Цель: 

  • подготовить мышечную массу к работе;
  • разобрать и разучить основы джаз-модерн танца (разучить основы джаз танца у станка и модерн танца на середине класса);
  • рассмотреть и разучить основы «Афро - джаз» танца;
  • разучить комбинации в стиле «Street - джаз» танца;
  • разобрать и разучить комбинации RnB стиля;
  • дать основы контактной импровизации.

1- Движения на дыхание (ушу, тай-бо),

 разминка (в стиле диско)- разогрев шейного отдела позвоночника,

плечевого сустава, верхней и нижней диафрагмы, коленного сустава,

стоп.

2- Партер (slow)-  растяжка мышц, сухожилий, связок:

спины, брюшного пресса, ног.

Закачка(kwiсk)- всей мышечной массы:рук (трицепсы, бицепсы), спины, ног (четырехглавую, икроножные, ягодичные  мышцы), брюшного пресса (нижний, верхний, косые мышцы).

Партерная классика – развитие мышц спины, выворотности

тазобедренного и коленного сустава, развитие стоп, постановка рук.

3- Allegro – маленькие прыжки: соте по 1,2 и 1 джазовой позиции ног,

маленькая разножка, прыжок с поджатыми ногами.

4. Кросс (рок)- па де буре в продвижении, удлиненный шаг, па де

буре  с вращением,  па де буре с падением, tap, step, flat step.

5. Рассмотрение истории возникновения хореографического стиля

«Джаз». Основы джаз танца у станка:

  • Demi plie с контракцией,
  • battement tendu,
  • battement tendu jete,
  • round de jambe par terre; с удлиненным шагом; со скручиванием корпуса,
  • grand battement jete; с переступанием; с подскоком.

на середине зала:

  • положения рук и ног, (flex, point)
  • понятия contract and release,скручивание в различных позициях и т.д.
  • Demi plie с контракцией,
  • battement tendu,
  • battement tendu jete,
  • grand battement jete.

6.  Рассмотрение истории возникновения «Модерн» танца.

Разучивание основ модерн танца на середине класса:

позиции рук – подготовительная, 1,2,3 (сокращенная, вытянутая),

позиции ног- 1,2,3,4,5 (выворотная, не выворотная),

 положения корпуса-  contract and release, roll, техника изоляции,levels.

комбинации на развитие и растяжку мышц спины, ног.

Разучивание вращений- walking трехшаговое, «полуспираль», «спираль».

7. Рассмотрение истории возникновения «Афро-джаз» танца.

Проучивание основных ходов, ритм - движений,  положений

 рук, ног, корпуса; прыжков и соединений в комбинации.

8. Комбинации в стиле «Street-джаз» танца.

Прыжковая комбинация; комбинация на шагах и слайдах;

комбинация с элементами верхнего брейк-данса.

9. Рассмотрение истории возникновения танцевального стиля RnB.

Разучивание основных ходов, положение рук, слайдов, кача.

10. Основы контактной импровизации (звуки природы) – работа

бесконтактная от импульса партнера,

работа с партнером в 3х плоскостях,

работа контактная с партнером.

11. Соединения лексического багажа в одну связку на 16 тактов  (медленный музыкальный материал) и на 32 такта (быстрый музыкальный материал). Главным требованием комбинации является  ее танцевальность, использование определенного рисунка движения, различных направлений и ракурсов, чередование сильных и слабых движений, т.е. использование всех средств танцевальной выразительности.

2 год обучения

      Искусство афро- американцев – характерный и органичный элемент культуры США. Гибридная природа джаза. Роль ритма в ходе Свинга. Нарушение периодичности акцентов. Полиритмия. Эмоциональное состояние - необходимое условие танца.

Уроки выстроены комбинационно со специально подобранной музыкой.

Цель:

  • увеличить нагрузку на мышечную массу и на растяжку на всех групп мышц,
  • продолжать изучение джаз-модерн танца у станка и на середине класса,
  • рассмотреть и разучить европейскую программу бальных танцев,
  • разучить комбинации в стиле «Street - джаз» танца,
  • искусство сочинения танца.

1- Движения на дыхание (ушу, тай-бо),

 разминка (в стиле поп музыки)- разогрев шейного отдела  

позвоночника, плечевого сустава,

верхней и нижней диафрагмы,

коленного сустава,

стоп.

2- Партер (slow)-  растяжка мышц, сухожилий, связок:

спины, брюшного пресса, ног.

Закачка (kwick)- всей мышечной массы:

рук (трицепсы, бицепсы), спины, ног (четырехглавые, икроножные  

мышцы), брюшного пресса (нижний, верхний, косые мышцы).

3- Allegro– маленькие прыжки: соте по 1,2 и 1 джазовой позиции

ног, маленькая разножка, прыжок с поджатыми ногами.

4- Кросс (рок)- па де буре в продвижении, удлиненный шаг, па де

буре  с вращением,  па де буре с падением,jump, pas glissade.

5- Продолжение изучения джаз-модерн танца на середине класса:

Разучивание вращений: туры, jazz pirouettes.

Джаз-модерн танец у станка-

Grand plie: contract- release; impulse,

battement tendu на demi-plie,

swing- balan coire,

lay out,

grand bettement swing.

6- Рассмотрение истории возникновения бального танца.

Проучивание постановки рук и корпуса в паре.

Разучивание основных ходов, па и вращений в европейской программе

бальных танцев:

венский вальс,

медленный вальс,

танго.

Проучивание  основных ходов, па и вращений в латинской программе

бальных танцев и социальных танцах:

сальса,

меренга,

самба,

румба.

7- Комбинации в стиле «Стрит- джаз» танца.

Прыжковая комбинация; комбинация на шагах и слайдах;

комбинация с элементами верхнего брейк-данса.

8- Соединение лексического багажа в одну хореографическую связку на заданную музыку с заданным образом.

 

Зачетное задание

         На зачет выносится пройденный материал в форме показа хореографических комбинаций, построенных на основе упражнений по всем пройденным темам.

        Оцениваются физические качества и артистизм, демонстрируемые во время исполнения упражнения.