Разработка урока по предмету "Культура делового общения"

Марина Вячеславовна Грязнова

Разработка урока по предмету " Культура делового общения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_kultury_professionalnogo_obshcheniya.docx302.83 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Деловая культура

Тема урока: Имидж современного коммерсанта ( продавца)

Курс: 2

Профессия:  «Парикмахер»

План содержания:

  1. Мода и стиль.

Знания: понятие «мода» и «стиль», виды стилей в одежде, характеристика стилей.

Умения:  различать виды стилей в одежде, давать характеристику стилей по рисунку, выбирать стиль, соответствующий имиджу современного  коммерсанта.

  1. Причёски.

Знания:  виды причёсок, их назначение и характеристика, типы лица, характеристика причёсок в соответствии с типом лица.

Умения: различать виды причёсок, определять тип лица, давать характеристику видам  

причёсок, подбирать причёску в соответствии с типом лица, выбирать из предложных

вариантов причёсок те, которые подходят к деловому стилю коммерсанта.

  1. Макияж.

Знания: виды макияжа, назначение и характеристика различных видов макияжа.

Умения: различать виды макияжа, определять вид макияжа  по рисунку, давать

характеристику видам макияжа, выбирать из предложенных вариантов макияжа те,  

которые подходят к деловому стилю коммерсанта.

  1. Костюм и аксессуары к нему.

Знания: понятие «одежда» и «костюм», дополнения к костюму (украшения, обувь).

            Умения: различать одежду и костюм, выбирать из предложенных рисунков       костюмы,  соответствующие имиджу современного коммерсанта, подбирать украшения и другие      дополнения, делающие законченным образ современного коммерсанта.

Цели урока:

Образовательная: 

1. Закрепление знаний о понятиях «мода» и «стиль», видах стилей в одежде, характеристиках стилей; видах  причёсок, их назначении и характеристиках, типах  лица, характеристиках  причёсок в соответствии с типом лица; видах  макияжа, назначении  и характеристиках  различных видов макияжа; понятиях  «одежда» и «костюм», дополнениях  к костюму (украшения, обувь)            

 2. Совершенствование умений по различению видов стилей в одежде, по определению характеристики стилей по рисунку, по  выбору стиля, соответствующего имиджу современного  коммерсанта; по различению видов  причёсок, по определению  типов  лица, по определению характеристики  видам причёсок,  по подбору  причёски в соответствии с типом лица, по выбору  из предложенных  вариантов причёсок тех, которые подходят к деловому стилю коммерсанта;  по различению  видов макияжа, по определению видов  макияжа  по рисунку, по определению характеристики  видам макияжа, по выбору  из предложенных вариантов макияжа тех, которые подходят к деловому стилю коммерсанта; по различению одежды и костюма, по выбору  из предложенных рисунков костюмов, соответствующих  имиджу современного коммерсанта, по подбору  украшений  и других  дополнений, делающие законченным образ современного коммерсанта.              

Развивающая: 

Развитие и совершенствование умений по актуализации полученных ранее знаний, внимания, памяти и речи, мышления: способов самопознания (анализ – синтез, сравнение,  установление причинно – следственных связей, выделение существенных признаков, обобщение); функций целеполагания, саморегуляции, самоорганизации, рефлексии.

Воспитательная:

Развитие и совершенствование таких качеств личности как внимательность, аккуратность, ответственность, организованность, самостоятельность, целеустремлённость, коммуникативные умения.

Тип урока: репродуктивный 

Вид урока: урок - игра

      Средства обучения: фотографии, презентация, сигнальные карты, бланки ответов,

                                           карточки-задания «Буквы», карточки-задания: тест «Стиль в

                                           одежде», тест «Тип лица», маркеры, карточки-задания «Имидж

                                           современного коммерсанта».

Технические средства обучения: компьютер, проектор, презентация.

Методы:  информационно - рецептивный, репродуктивный,  частично - поисковый, исследовательский.

Ход урока:

п\п

Содержание и структура урока

Время

Деятельность

1.

Организационная часть

2

Педагога: Проверяет явку, готовность группы к уроку.

Обучающихся: Доклад старосты о готовности группы к уроку.

2.

Целеполагание и мотивация

Вопросы к обучающимся:

  • Что вы видите на фотографиях?
  • Влияет ли профессия на имидж человека?
  • Как вы думаете, будет ли отличаться имидж коммерсанта от внешнего облика представителей других профессий?
  • Как по вашему мнению должен выглядеть современный коммерсант  в торговле?
  • Какие знания потребуются вам для создания  имиджа коммерсанта в торговле?
  • Как вы думаете какая тема сегодняшнего  урока?
  • Как вы считаете, что нам нужно сделать на уроке, чтобы создать правильно имидж современного  коммерсанта?
  • Итак, сформулируйте сами цели нашего сегодняшнего урока.

4

Педагога: Организует совместное целеполагание и мотивацию на основе репродуктивного и частично – поискового методов с использованием фотографий причёсок различных видов, макияжей различных видов, вариантов делового костюма.

Управляет познавательным процессом, помогает учащимся грамотно сформулировать цели (наводящие вопросы, уточнение)

Обучающихся: Исследование фотографий (самопознание: анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Высказывание суждений, формулирование выводов.

Проявление внимательности, инициативности, самостоятельности.

3.

Актуализация опорных знаний.

Наш сегодняшний урок будет проходить в форме игры (с правилами игры вы познакомитесь позднее).

Прежде чем мы перейдём к игре, давайте проведём небольшую разминку  и  вспомним…

Вопросы к обучающимся:

  • Каким должен быть стиль коммерсанта?
  • Какой вид причёски соответствует  деловому стилю коммерсанта?
  • А каким должен быть макияж современного коммерсанта?
  • Какого стиля в одежде должен придерживаться коммерсант?

Более подробно о стиле современного коммерсанта мы поговорим с вами во время игры.

3

Педагога: Организует фронтальную работу на основе репродуктивного метода

Обучающихся: Анализируют информацию, выделяют признаки, высказывают суждения, формулируют выводы.

Систематизация информации, самоанализ, самокоррекция, проявление таких качеств личности как умение сосредоточиться. Проявить волевые усилия, способности к самоорганизации и саморегуляции.

4.

Работа по теме урока

Итак, вы уже разделились на команды. Придумайте названия вашим командам.

Наши команды называются …

А теперь давайте познакомимся с правилами игры.

Давайте разыграем право первого выбора. Послушайте вопрос,  та команда, которая быстрее поднимет сигнальную карту и правильно ответит на вопрос и будет первой выбирать сектор.

Вопрос обучающимся:

Какой предмет изучает стиль  делового человека?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (см. Приложение)

Сектор «Мода и стиль»:

 - вопрос  на 10  баллов:

Известный во всём мире модельер Коко Шанель сказала: «Мода приходит и уходит, а ….. остаётся». Дополните фразу известной кутюрье. (стиль)

- вопрос на 20  баллов:

 Тест «Стиль в одежде».

Задание: установить соответствие между видом и характеристикой стиля. (1-г,2-в, 3-а, 4-б)

 - вопрос на 30  баллов:

 Назовите основные стилевые направления в костюме и дайте краткую  характеристику каждому стилю.(классический, романтический, спортивный, фольклорный)

 - вопрос на 40 баллов:

Посмотрите на фото и назовите стиль в одежде и дайте ему характеристику. (классический – фото №1,5,9,

      романтический – фото №38,12,

      спортивный – фото №2,6,10,

      фольклорный – 4,7,11)        

Сектор «Костюм»:

 - вопрос на 10  баллов:

Француженки говорят: «Чтобы быть красивой, нужно надевать платье на размер меньше а …. на размер больше». О чём  речь?

(о туфлях)

- вопрос на 20  баллов:

Кот  в  мешке

При неправильном ответе право ответа переходит другой команде и все заработанные баллы получает ответившая команда.

Загадки об одежде:

1. Ношу на голове поля,
   Но это вовсе не земля.
(Шляпа)

2. По дороге я шёл,
   Две дороги нашёл,
   По обеим пошёл.
(Брюки)

3. Днём обручем,
   Ночью змеёй
. (Пояс)

4. Всегда шагаем мы вдвоём,
   Похожие, как братья.
   Мы за обедом — под столом,
   А ночью — под кроватью.
(Обувь)

5. Хомут делового мужчины.
                                       
(Галстук) 6. Лохматый пёс
   Тепло принёс,
   Хозяина обнимает,
   От стужи укрывает.
(Шуба) 

7. Варежки для ног.  (Носки)

8. Стоит дом высок,
   Дыряв потолок,
   Две комнаты в доме,
   Стены плетённые,
   Кто в дом войдёт,
   Тот в нём уйдёт.
(Колготки) 

- вопрос на 30  баллов:

 Существуют такие понятия «одежда» и «костюм». Из предложенных фотографий выберите те, которые можно отнести к понятию «костюм». Ответ обоснуйте.

(№ фото – 1,2,5 7,8 – в костюме имеются дополнения, несколько видов одежды-комплект, образ закончен)

- вопрос на 40  баллов:

 Из предложенных украшений и аксессуаров выберите те, которые могли бы дополнить и подчеркнуть деловой стиль коммерсанта.

(№ фото - 1,2,5,7,8,10,11,12 - украшения должны быть только из золота, серебра, жемчуга; небольших размеров4 очки со светлыми или слегка дымчатыми стёклами  )

Сектор «Причёски»

- вопрос на 10 баллов:

 Из предложенных вариантов ответов выберите правильные.

Причёска выбирается с учётом следующих факторов:

А - фигуры человека;

Б - вида костюма;

В - типа лица;

Г - формы головы;

Д - украшений;

Е - аксессуаров (шарф, сумочка и др.)

(Ответ: А, В, Г )

- вопрос на 20  баллов:

 Назвать виды причёсок и дать им характеристику.

 (повседневные – несложные, без украшений, делаются довольно быстро;  торжественные – сложные, имеют декор, необходима помощь профессионала)

- вопрос на 30  баллов:

 Выбрать из предложенных на фотографиях причёсок те, которые подошли бы к деловому стилю коммерсанта.

(№ фото 2,4,8,10 - повседневные )

- вопрос на 40  баллов:

 Тест «Типы лица»

Задание: установить соответствие между типом  лица и рекомендуемой причёской.

(1-б,2-в,3-г,4-а)

Сектор «Макияж»

- вопрос на 10 баллов:

Объясните, что обозначает понятие  «make - up» («мэйк-ап»).

( быстрый макияж,  макияж за 5 минут)

- вопрос на 20  баллов:

 Назвать виды макияжа, дать характеристику, назначение.

(дневной – не яркий, естественный, для работы;, вечерний – яркий, выделяет глаза или губы, для вечеринок, дискотеки и т.д.)

- вопрос на 30  баллов:

 Из предложенного набор букв составьте слово, которое характеризует макияж делового стиля коммерсанта.

(умеренность)

- вопрос на 40  баллов:

 По фотографии определить виды макияжа; назвать номера фотографий, на которых изображен макияж, подходящий к деловому стилю коммерсанта. Ответ обосновать.

(фантазийный – фото № 1,4,8

подиумный – фото № 3,7;

авангардный – фото № 6,7;

театральный – фото №5,10;

классический – фото № 2,9,12. К деловому стилю коммерсанта подходит классический вид макияжа-дневной)

Давайте посчитаем, какая команда набрала наибольшее количество баллов …

Первое место занимает команда …

Второе  и  третье команды …

Члены команды, занявшей первое место, получают дополнительный балл при оценивании следующего задания.

26

Педагога: Объявляет  тему  игры, мотивирует  к  активному  участию, правила  и  порядок  проведения  игры.

Организует жеребьёвку.

Организует работу в группах на основе  репродуктивного и частично - поискового методов с использованием презентации, карточек – заданий, фотографий.

Обобщает и систематизирует изученное.

Обучающихся: Анализ информации, установление причинно – следственных связей, обобщение (самопознание, самоорганизация, саморегуляция, самоконтроль, самооценка).

Высказывание суждений, формулирование выводов.

Обменивание мнениями в ходе обсуждения.

5.

Закрепление знаний

Задание обучающимся:

На основе материала, который мы с вами повторили и обобщили, вам необходимо выполнить задание по карточке: заполнить таблицу «Имидж современного коммерсанта» на основе рисунка, который вам представлен. Таблица содержит графы

 «Составляющие имиджа» и «Характеристика, рекомендации».

5

Педагога: Организует индивидуальную работу на основе исследовательского метода.

Обучающихся: Исследуют рисунки (анализ, выделение существенных признаков, выводы)

6.

Домашнее задание

Используя дополнительную литературу, материалы Интернета и другие источники, найти материал для создания имиджа современного коммерсанта в виде презентации

2

Педагога: Формулирует и объясняет домашнее задание

Обучающихся: Слушают, осмысливают информацию, записывают домашнее задание в тетрадь

7.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Вопросы к обучающимся:

  • Какие цели стояли на сегодняшнем уроке?
  • Справились ли мы с ними?
  • Какие трудности возникли во время работы?
  • Какую работу вам предстоит сделать к следующему занятию?
  • Какое значение имеет изучаемый материал для вас лично в профессии, жизни?
  • Соответствует ли созданный вами образ коммерсанта  в начале урока с тем, каким он должен быть?

Рефлексия. Составьте синквейн к теме урока:

1 строчка – одно существительное, отражающее тему урока.

2 строчка – два прилагательных, наиболее характеризующих первое существительное.

3 строчка – три глагола, раскрывающие тему урока.

4 строчка – одно короткое предложение, выделяющее основную идею урока.

5 строчка – одна ассоциация, связанная с темой урока.

3

Педагога: Организует фронтальную работу по обсуждению итогов урока, его результативности.

Привлекает учащихся к оценке выполненной работы, предлагает им выделить то, что вызвало затруднения, высказать пожелания

Проводит рефлексию

Обучающихся: Рефлексия процесса. Составляют синквейн.

В ходе урока эффективно развивается комплекс общих компетенций: способность к самопознанию, самоорганизации, самореализации, саморегуляции, а также самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, способность к сотрудничеству.

Самоанализ  урока

     Для  того, чтобы  повысить  интерес  к  предмету  и  повысить  мыслительную  деятельность  учащихся, я  применяю  разнообразные  формы  работы: групповые, индивидуальные, устные, решение  познавательных  задач, различные  внеклассные  мероприятия (уроки-игры, конкурсы).

  1. Тема  урока, его  место  в  системе  других  уроков.

     Тема урока «Имидж современного коммерсанта» является как бы пограничной в изучении темы «Эстетическая культура». Урок является обобщающим по изучению внешнего вида коммерсанта (продавца). Этот урок необходим, т.к. на следующем уроке планируется с помощью специальной компьютерной программы создать индивидуально каждому обучающемуся свой имидж современного коммерсанта (продавца), поэтому и были повторены и обобщены ключевые составляющие любого имиджа и конкретно имиджа коммерсанта в торговле (продавца).

  1. Аргументация  целей  урока.

     Целью урока было развитие общих компетенций: способность к самоорганизации, саморегуляции, самостоятельности, целеустремлённости, ответственности, инициативности, способности к сотрудничеству.

     Цели реализовались на различных этапах урока:

- целеполагание проходило совместно с обучающимся на основе репродуктивного, частично-поискового и исследовательского методов,

- актуализация – применение репродуктивного метода,

 - работа по теме урока – исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный методы, а  также самооценка, взаимооценка.

    3.  Характеристика  методического  замысла  урока.

     Для  реализации  поставленных  целей  урока  я  использовала  на  уроке  такие  формы  обучения  как  групповая, фронтальная.

     На  уроке  использовались  следующие  средства – фотографии, презентация, карточки-задания «Буквы», карточки-задания: тест «Стиль в одежде», тест «Тип лица», маркеры, карточки-задания «Имидж современного коммерсанта».

     Исходя  из  индивидуальных  особенностей  обучающихся, я  использую   различные  методы  обучения – репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. На  уроке  учащиеся  воспроизводили  основные  понятия и  определения, выполняли  упражнения, тестовые задания, работали с картой по закреплению знаний, соответствующие  по  содержанию  2  и 3 уровням  усвоения.

4. Тип  и  структура  урока.

     Тип  урока  -  репродуктивный. Структура  урока  соответствует  типу  и  содержит:

  1. Организационный  момент.
  2. Целеполагание  и  мотивация.
  3. Актуализация опорных знаний.
  4. Работа  по  теме.
  5. Закрепление знаний.
  6. Домашнее  задание.
  7. Подведение  итогов. Рефлексия.

     Данная  структура  урока  выбрана  в  соответствии  с  целями  урока.

Совместное  целеполагание  и  мотивация  позволяют  активизировать  мыслительную  деятельность обучающихся. Для  активизации  обучающихся  я  опиралась  на  их  субъектный  опыт. При  целеполагании  мы  рассматривали  фотографии с различными стилевыми направлениями в одежде, различными видами причёсок, макияжа, анализируя  которые  обучающиеся определили тему и цели урока.

  1. Сочетание  методов и приемов обучения на различных этапах урока.

Организованное в начале урока фронтальное повторение основных  понятий на основе репродуктивного метода позволяет обучающимся  не только воспроизвести информацию в виде  определений, понятий, послушать ответы других, но и проанализировать, дополнить их. Совместное с обучающимися целеполагание  на основе частично-поискового метода с использованием фотографий с различными стилевыми направлениями в одежде, различными видами причёсок, макияжа помогает  обучающимся  анализировать, сравнивать, делать выводы о целях и задачах урока. Думаю, что это повышает мотивацию обучающихся  и помогает усвоению материала.

     Закрепление  и совершенствование знаний и умений обучающихся  организовано  с  помощью  игры.

     Закрепление знаний и умений происходило  на  основе  исследовательского  метода  - изучение рисунка, определение стиля в одежде, вида причёски и макияжа, наличие дополнения к образу.

     Привлечение обучающихся к подведению итогов урока, обсуждению допущенных ошибок и типичных затруднений усиливают мотивацию и повышают результативность урока,  помогают учащимся развивать речь рефлексией.

  1. Результаты урока.

     Результаты работы самые позитивные. Теоретический опрос и выполненные работ показали, что тема изучена обучающимися отлично. Поставленные задачи урока были реализованы.

7.  Выводы.

     Думаю, что  урок  позволил  решить  поставленные  задачи, обучающиеся  повторили  основные  понятия  и  определения  темы , вспомнили  характеристики  основных  видов  стилей в одежде, виды, характеристику и назначение причёсок и макияжа, а  также определили общее  представление  об  имидже современного коммерсанта.

Я считаю, что уроки такой формы очень удачны – видны не только знания обучающихся, но и сами ребята с интересом используют свои знания.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

Тест «Типы лица»

Задание: установить соответствие между типом  лица и рекомендуемой причёской.

ТИП  ЛИЦА

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ  ПРИЧЁСКИ

1. Треугольное лицо

А - Высокая причёска, закрывает виски мягкими кудрями или локонами.

2. Квадратное лицо

Б - Стрижка, чтобы волосы прикрывали виски  и  щёки; короткий пробор и  несимметричная причёска.

3. Круглое лицо

В - Короткие стрижки, расширенные в висках, с чёлкой, или длинные до плеч, свободно падающие.

4. Прямоугольное лицо

Г - Стрижка, чтобы волосы прикрывали виски  и  щёки; причёска с открытым лбом, волосы слегка взбиты, несколько прядей спадают на щёки  в  виде некрупных локонов.

Эталон  ответа к тесту №1 «Типы лица»

1 – Б

2 – В

3 – Г

4 – А

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

Тест «Стиль в одежде».

Задание: установить соответствие между видом и характеристикой стиля.

Вид стиля

Характеристика стиля

1. Классический

А – Форма костюм объёмная, свободная или обтягивающая фигуру. Цветовая палитра отличается яркостью, контрастностью. Присутствует большое количество карманов, поясов, молний, металлических клёпок и кнопок.

2. Романтический

Б – одежда этого стиля выполнена в духе национального костюма. Этот костюм многослоен, имеет большое количество декоративных элементов. Используются аксессуары народной одежды - бижутерия, шарфы, платки, головные уборы, вязаные элементы и т.д.

3. Спортивный

В - Имеет другое название «фантазийный». Форма, отделка костюма этого стиля  заимствованы у исторического костюма. Имеет множество декоративных элементов – рюши, оборки, кружева, вышивку. Цветовое решение различно – от светлых, пастельных тонов до ярких, насыщенных.

4. Фольклорный

Г - Сдержанный, прост в покрое, строгость в цвете. Это в основном жакеты, кардиганы, брюки мужского типа, юбки-брюки, жилеты, блузы. В качестве аксессуаров используют галстуки, шарфы и т.д.

Эталон  ответа к тесту №2 «Стиль в одежде».

1 - Г

2 - В

3 - А

4 – Б

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

Задание:  заполнить таблицу «Имидж современного коммерсанта» на основе рисунка, который вам представлен.

                                           

Таблица «Имидж современного коммерсанта»

Составляющие имиджа

Характеристика, рекомендации

I. Костюм

 

II. Причёска

III. Макияж

IV. Обувь

V. Аксессуары (дополнения к костюму)

Ф.И. обучающегося_____________________________________________________________

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

Задание:  заполнить таблицу «Имидж современного коммерсанта» на основе рисунка, который вам представлен.

                                                   

Таблица «Имидж современного коммерсанта»

Составляющие имиджа

Характеристика, рекомендации

I. Костюм

 

II. Причёска

III. Макияж

IV. Обувь

V. Аксессуары (дополнения к костюму)

Ф.И. обучающегося_____________________________________________________________

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

Задание:  заполнить таблицу «Имидж современного коммерсанта» на основе рисунка, который вам представлен.

                                                 

Таблица «Имидж современного коммерсанта»

Составляющие имиджа

Характеристика, рекомендации

I. Костюм

 

II. Причёска

III. Макияж

IV. Обувь

V. Аксессуары (дополнения к костюму)

Ф.И. обучающегося_____________________________________________________________

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

Задание:  заполнить таблицу «Имидж современного коммерсанта» на основе рисунка, который вам представлен.

                                             

Таблица «Имидж современного коммерсанта»

Составляющие имиджа

Характеристика, рекомендации

I. Костюм

 

II. Причёска

III. Макияж

IV. Обувь

V. Аксессуары (дополнения к костюму)

Ф.И. обучающегося_____________________________________________________________

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

Задание:  заполнить таблицу «Имидж современного коммерсанта» на основе рисунка, который вам представлен.

                                           

Таблица «Имидж современного коммерсанта»

Составляющие имиджа

Характеристика, рекомендации

I. Костюм

 

II. Причёска

III. Макияж

IV. Обувь

V. Аксессуары (дополнения к костюму)

Ф.И. обучающегося_____________________________________________________________

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

Задание:  заполнить таблицу «Имидж современного коммерсанта» на основе рисунка, который вам представлен.

                                                 

Таблица «Имидж современного коммерсанта»

Составляющие имиджа

Характеристика, рекомендации

I. Костюм

 

II. Причёска

III. Макияж

IV. Обувь

V. Аксессуары (дополнения к костюму)

Ф.И. обучающегося_____________________________________________________________

КАРТОЧКА-РЕФЛЕКСИЯ

Составьте синквейн к теме урока:

1 строчка – одно существительное, отражающее тему урока.

2 строчка – два прилагательных, наиболее характеризующих первое существительное.

3 строчка – три глагола, раскрывающие тему урока.

4 строчка – одно короткое предложение, выделяющее основную идею урока.

            5 строчка – одна ассоциация, связанная с темой урока.

1

2

3

4

5