Толерантность как основа для формирования гражданской идентичности на примере работы с детьми из семей мигрантов

Педчтения 2011

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedchteniya_2011.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Пестерев Евгений Владимирович, кандидат исторических наук, учитель истории и обществознания МБОУ лицей № 3 г. Екатеринбург

Направление: Инновационные воспитательные модели, обеспечивающие формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества.

Тема: Толерантность как основа для формирования

гражданской идентичности на примере работы с детьми из семей мигрантов

«Если бы мы знали других людей так же, как самих себя,

 самые предосудительные поступки казались бы нам

достойными снисхождения».

 А. Моруа.

Я являюсь классным руководителем не первый год. Думаю, что моя проблема не является только моей. У многих руководителей в классном коллективе есть дети из семей мигрантов. В ходе своей профессиональной деятельности часто сталкиваюсь с затруднениями, связанными с процессом социализации и интеграции этих ребят в новую социокультурную среду. В ходе работы с данной категорией детей необходимо учитывать многое. И, конечно же, план работы классного руководителя должен содержать программу, которая предполагает социально-психологическое сопровождение детей из семей мигрантов в процессе коррекционной работы с ними. Так, работа, способствующая адаптации детей из семей мигрантов, предполагает коррекцию неблагоприятных психологических состояний, приводящих к трудностям в межличностном общении. В целом, она включает занятия, направленные на развитие коммуникативных навыков, сплочение коллектива; расширение представлений об эмоциях, приемлемых способах разрядки накопившейся отрицательной энергии; преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности, развитие самосознания, формирование адекватной самооценки; воспитание интереса и внимания к партнерам по общению; формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, снижение психоэмоционального напряжения; расширение представлений по проблеме агрессии; изучение своих психологических особенностей; развитие внимания к поведению другого, умение вести разговор, адекватно осознавать себя; профилактику страха, расширение представлений о чувствах, развитие коммуникативных навыков; повышение уровня доверия, сближение группы.

При оказании психолого-педагогической помощи детям-мигрантам необходимо обучить их развивать личностную уверенность. Важным здесь является обеспечение адекватного ролевого развития, под которым понимается умение принимать роли, соответствующие новым ситуациям, умение изменять своим привычным ролям в старых ситуациях, т.е. обладание ролевой гибкостью и ролевой креативностью. Реализовать данные задачи помогут практические занятия, ролевые игры, тренинги, проводимые во время классных часов. Хотелось бы привести некоторые примеры. Вот один из них. Дети сидят в кругу. Учитель читает притчу. Жила-была невероятно свирепая, ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали про то, что Змея не опасна, они стали бросать в нее камнями, таскать ее за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для змеи. Мудрец увидел, что происходит, и, выслушав жалобы змеи, сказал: «Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их». Учитель задает вопросы детям: В чем мораль этой притчи? Что может случиться, если агрессия выйдет за пределы допустимой нормы? Предполагаемый ответ: Нет ничего страшного в том, чтобы пошипеть иногда на нехорошего человека или врага, показывая, что вы можете постоять за себя и знаете, как противостоять злу. Только вы должны быть осторожны и не пускать яд в кровь обидчика. Можно научиться противостоять злу, не причиняя зло в ответ. А это очень важно, потому что зло никогда не приводит за собой добро. Другими словами притча говорит о том, что в каждой личности есть определенное количество агрессивности. Агрессивность выполняет защитную функцию. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности. Однако всегда необходимо контролировать себя и не допускать выхода агрессии за пределы допустимого.

Отношения к детям-мигрантам местных учеников далеко не всегда позитивно. Это обусловлено различиями в традициях, обычаях, установках, ценностях и поведении, сформировавшихся в разных условиях. Интеграция детей другой расы, культуры, национальности в новое общество зависит от открытости и признания со стороны местных детей. Поэтому не только детям-мигрантам необходимо приспособляться к российской образовательной среде, но и местные дети должны приспособиться к присутствию мигрантов. Необходима работа и с местными детьми – формирование норм толерантного поведения в отношении мигрантов, а также формирование позитивного отношения у детей принимающего населения к мигрантам, без чего невозможна их успешная адаптация в новой социокультурной среде. Работа с такими детьми направлена на: развитие эмпатии; развитие умения проявлять позитивные чувства; расширение представления детей о счастье; обучение конструктивному поведению; развитие толерантного поведения, конструктивного взаимодействия в группе; формирование способов интерпретации поведения людей исходя из особенностей их собственной культуры; снижение тревожности в ситуациях межэтнического взаимодействия; обучение анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей; развитие способностей к эмоциональной саморегуляции; отработку способов успешной коммуникации, формирование социальной адекватности, социальной чувствительности. В этом направлении очень значимым является ролевые игры, связанные с темой «Толерантность». Вот пример. Учитель сообщает, что темой игры будет жизнь беженцев в России. Ученики разделяются на команды по 2-4 человека. Каждой команде необходимо разыграть одну из сценок. 1. Мальчик 12 лет, беженец из Чечни, несколько месяцев назад вместе с родителями бежал в Москву из Грозного. Мальчик очень хочет учиться, но его не принимают в российскую школу, поскольку у его родителей нет прописки. Роли: мальчик, директор школы, москвич - ровесник беженца. 2. Девочка 15 лет, ее родители - беженцы из Грузии. Она ходит в школу, но ей кажется, что у нее нет настоящих друзей. Однажды происходит конфликт девочки-грузинки с одноклассником. Русская одноклассница это наблюдает. Роли: девочка-грузинка, одноклассник, одноклассница. 3. Мальчик-казах приехал в Россию с родителями. Он поступает в школу и оказывается самым способным учеником в классе. На классном часе учитель хвалит мальчика, при этом неделикатно говорит другим ученикам: «Вы что, хуже какого-то казаха?» Одноклассники должны прореагировать на это замечание. Другая ролевая игра «Поведение в гостях» предлагает разыграть сценки на заданную тему из разных исторических эпох, разных культур. Для помощи ученикам можно использовать литературу типа этнопсихологического словаря, энциклопедии этикета, описания истории обычаев и быта. Обсуждение сценок предполагает исследование изменения норм поведения с другими. В целом, существует огромный пласт средств, методов и форм работы, было бы желание.

Заключая, хотелось бы отметить, что деятельность по развитию этнической  толерантности в направлении формирования гражданской идентичности включает не только работу с детьми, но и над собой. Ведь учитель всегда является примером.