Творческая мастерская как форма организации занятий летних лагерных смен

Педчтения 2013

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пестерев Е.В., учитель истории и обществознания Высшей категории, кин

 МАОУ лицей № 3 г. Екатеринбурга

«Творческая мастерская как форма организации занятий летних лагерных смен»

Истории мировой педагогической мысли и образовательной практики известны самые разнообразные формы организации обучения. Их зарождение, развитие, совершенствование или исчезновение связано с потребностями развивающегося общества.

       В последние годы в педагогических исследованиях все чаще звучит термин «творческая  мастерская». Данный феномен, является одной из инновационных форм организации процесса обучения, который активно используется в учебно-воспитательном процессе по развитию творческих способностей школьников, особенно в летний период в организации детских лагерных смен г. Екатеринбурга.

       В нашей стране технология мастерских получила развитие в работах И.П. Волкова (выявление и развитие творческих способностей)[2], Г.С. Альтшуллера (решение изобретательских задач)[1] и И.П. Иванова (воспитание общественного творчества)[3] как технология творческого развивающего обучения, которые стали теоретической основой создания авторских школ.

     Под «творческой мастерской» И.Я. Мухина понимает «такую форму обучения детей и взрослых, которая создает условия для вхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия». По ее мнению, основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.[4]

      В творческой мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, т.к.  каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности.

Творческая мастерская, так же, как и урок, предполагает изучение новой информации, но, в отличие от урока, новая информация предъявляется в творческой  мастерской по мере поступления запроса на нее от самих учащихся в тот момент, когда возникает информационное «голодание». Самые разнообразные педагогические приемы работы с информацией (элементы игры, приемы критического мышления, работа со словарем и т.п.) могут быть включены в творческую мастерскую. Но все это – в рамках правил и определенного алгоритма  данной инновационной формы обучения, которые не допускают преждевременного введения мастером готовой информации.  

Вот основные принципы и правила ведения мастерской:

-Ценностно-смысловое равенство всех учащихся.

-Право каждого на ошибку, самостоятельное преодоление ошибки - путь к истине.

-Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого ученика.

-Создание условие эмоционального комфорта и творческой раскованности.

-Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск учителя и ученика.

         Рассмотрим особенности построения содержания образования. Творческая мастерская охватывает некоторую часть содержания учебной дисциплины, состоящую из ряда заданий, которые направляют работу учащихся в соответствующее русло. Внутри каждого из них школьники могут быть абсолютно свободны, осуществляя выбор пути исследования, средств для достижения цели, темпа работы и т.п. Работа обычно начинается с актуализации знаний  каждого ученика по данному вопросу, затем они обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе знания корректируются в процессе обсуждения с другой (или другими) группой (если она имеется), и только после этого классу объявляется согласованная точка зрения.

       Построение творческой мастерской технологично, а следовательно, создается по определенному алгоритму.

        Работа мастерской строиться по определенному плану.

Первый этап. Актуализация знаний в данной области - постановка проблем - работа с источниками - обсуждение в парах (за одной партой),  а   затем     в  группах - постановка вопросов в группах - представление вопросов классу, выбор проблемы для исследования.

     Второй этап  может быть представлен на следующем занятии: объединение в группы для решения проблемы - представление группе своего понимания проблемы каждым - формулирование каждым гипотезы ее решения - выбор наиболее вероятной гипотезы - эксперимент по ее проверке, формулирование выводов.

     Третий этап: презентация результата работы групп - вопросы и ответы по этим результатам - корректировка последних - составление группами серии заданий на применение результатов их поиска и обмен заданиями - решения заданий.

За многие годы работы в летний период автору данной статьи удалось провести ряд необычных, но интересных мастерских, таких как «Молодежные субъкультуры», «Прикладная этика», «Олимпийская тропа», «Геральдика». Именно такие мастерские формируют у учащихся интеллектуальные умения, без которых невозможна серьезная   мыслительная работа.

       В целом, творческая мастерская представляет собой такую форму организации деятельности учеников в составе малой группы, при которой учитель, выступающий в роли мастера, инициирует поисковый, творческий характер этой деятельности. Мастерская закладывает основы для прочного усвоения знаний, дальнейшая отработка и закрепление которых происходит уже в других формах работы. Опыт проведения мастерских с 2007 по 2012 годы в рамках августовских «Интеллект – смен» показал эффективность данной формы. Доброжелательность и партнерство, эмоциональные и эстетические переживания, неочевидность результатов делает мастерские любимыми  для учеников.

Литература

  1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач.- М., 1989.
  2. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству.- М.,1996.
  3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.,1998.
  4. «Первое сентября» - 2007, № 3.