Творческая деятельность студентов педагогического колледжа как средство формирования инновационной деятельности будущего педагога

Ефремова Надежда Владимировна

В данной статье рассматривается связь творческой деятельности с инновационной деятенльностью студентов педагогического колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo_i_innovatsii.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая деятельность студентов педагогического колледжа как средство формирования инновационной деятельности будущего педагога

К человеку, выбравшему педагогическую профессию, предъявляются особые требования, так как от результатов труда педагога  зависит не только наш сегодняшний день, но и то, каким будет наше завтра. Деятельность педагога разнообразна, трудна и чрезвычайна интересна. Она постоянно требует от человека напряжения сил, свежести взгляда на происходящее, творчества и оптимизма. Профессионализм педагога опирается на такие компетентности как: специальная, социальная, личностная,  индивидуальная. Данные компетенции позволяют педагогу успешно действовать на основе практического опыта, имеющихся умений и знаний при решении профессиональных задач.  Высокий уровень профессиональной деятельности тесно связан с педагогическим мастерством. Педагогическим мастерством невозможно овладеть без усвоения   системы знаний, навыков, умений. Но педагогическое мастерство – это также особенности протекания  психических процессов, своеобразие свойств личности, обеспечивающих выполнение задач обучения и воспитания. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Принятие нового Закона об образовании, введение в действие и переход к реализации нового поколения ФГОС СПО, в соответствии с Концепцией модернизации российского образования,  предусматривает дальнейшее развитие среднего профессионального образования. Образовательная среда в педагогическом колледже должна способствовать формированию у студентов целостного представления о будущей профессии, овладению  необходимыми для реализации профессиональной деятельности компетенциями.

Развитие общества требует от педагога инновационного  поведения,  активного и систематического творчества в педагогической  деятельности. Современный педагог должен уметь качественно осуществлять свою профессиональную деятельность всегда и во всех условиях (даже и чаще всего в  условиях неопределенности). Поэтому одним из важных требований к профессионалу-педагогу является наличие у него креативного потенциала. В педагогической деятельности творчество  занимает особое место, так как это: во-первых, возможность самоактуализации, во-вторых, решение повседневно возникающих различных проблем (как личных, так и рабочих) на уровне позитивных эмоций; в-третьих, непосредственно инновационная педагогическая деятельность, позволяющая повысить качество результата образовательного процесса; в-четвертых, передача опыта творческой деятельности новым поколениям учащихся.

Креативность проявляется в творческой деятельности, ее протекании и результатах. Творческая деятельность – это создание нового, такого, чего раньше никогда не было. Существуют разные виды творчества и достаточно большое количество классификаций этих видов. Одна из классификаций делит творчество на научное, художественное и техническое. Исходя из того, что все люди разные, обладают своим особым набором качеств, черт, задатков, способностей, необходимо создать условия для проявления всего того положительного, что заложено природой, и развито самим человеком в процессе занятий интересной для него деятельностью. Таким образом, включая студента в тот вид творческой деятельности, который представляет для него некоторую значимость, будут созданы условия для развития, как самой деятельности, так и креативного потенциала  обучающегося.

Инновационная педагогическая деятельность – это особый вид творческой деятельности, которая направлена на обновление системы образования. В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта. Осмысление осуществляется при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения качественно иной педагогической практики. По видам деятельности педагогические инновации делятся на содержательные и управленческие.

В своей работе «Отношение педагогов к инновациям» Т.П. Жигунова указывает на то, что педагоги принимают инновации далеко не однозначно. Новые формы работы, новые технологии, новое содержание приспосабливается педагогами к традиционному направлению образования. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Южно-Подольская СОШ» Н.М. Игнатьева пишет о том, что главными барьерами на пути инновационных процессов являются социальные, психологические, когнитивные. Для устранения барьеров необходимо проводить специальную работу среди педагогов по становлению готовности к созданию новшеств и к нововведению. Чтобы педагоги с готовностью, желанием относились к инновациям необходимо готовить их к инновационной деятельности уже в колледже. Тем более что в настоящее время молодежь все чаще стремится выбирать такой стиль обучения, где адекватным образом может реализоваться личностный потенциал. Наиболее популярными становятся образовательные технологии, при которых есть большие возможности для формирования самостоятельной творческой личности (Зырянова О.В.). Молодые люди в целом более подвижны, восприимчивы ко всему новому и интересному, их легче настроить на принятие изменений, их жизнь есть нечто непознанное и многообещающее.

Предлагая студенту педагогического колледжа сознательно совершенствовать какой-либо один или несколько видов творческой деятельности, создаются благоприятные условия для формирования креативной личности. Креативная личность будет стремиться изменить и усовершенствовать окружающую действительность доступными для нее средствами. Педагог, увлеченный художественным творчеством, будет стараться разрабатывать и внедрять в свою педагогическую деятельность методы и приемы работы с детьми, направленные на создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях и в процессе взаимодействия. Педагог, отдающий предпочтение техническому творчеству,  скорее всего, будет усовершенствовать различные технические средства обучения, создавать новые пособия, приборы и оборудование. Педагог с научным складом ума и приверженностью к научному творчеству внесет ощутимый вклад в развитие содержательных и управленческих инноваций.

В.Н. Максимова, основатель школьной акмеологии, предлагает изучать вершины развития всех субъектов педагогического процесса в школе. Школьники должны добиваться достижения вершин в учении и развитии, педагоги – в достижении вершин профессионализма, педагогический коллектив – в педагогической деятельности. Но это относится не только к школе, но и к учреждениям среднего профессионального образования.

Преподавателями колледжа ЛГУ имени А.С Пушкина (г. Лодейное Поле) разработана технология использования творческой деятельности в качестве средства повышения инновационной педагогической деятельности студентов. Данная технология включает следующие этапы:

- создается рабочая группа из активистов и творческих людей, готовая к сотрудничеству и креативному взаимодействию;

- разрабатывается программа развития творческой деятельности студентов с учетом требований акмеологического, системного, культурологического подхода к организации образовательного процесса;

- определяются условия, при которых в различные виды творческой деятельности вовлекаются все заинтересованные участники образовательного процесса (администрация, преподаватели, студенты, технический персонал, родители и т.д.);

- создаются условия для успешного осуществления разнообразных видов творчества (как на территории колледжа, так и за его пределами);

- устанавливаются связи и организуется взаимодействие с творческими людьми города;

- организуется группа из студентов, увлекающихся педагогическими инновациями, которая становится генератором идей и разного рода предложений;

- организуются диспуты, конференции, на которых предложенные генераторами идеи подвергаться всестороннему обсуждению (не только студентами, но и приглашенными слушателями – педагогами других образовательных учреждений и т.д.);

- интересные и одобренные специалистами предложения студентов тщательно разрабатываются и проверяются на практике;

- создаются собственные СМИ (газета, журнал, радиожурнал, телевещание в зависимости от возможностей колледжа);

- все результаты творчества по всем его видам (фотографии, рисунки, литературные произведения, достижения в области других видов деятельности и творчества, интересные рефераты, статьи по актуальным педагогическим проблемам и т.д.) отмечаются, предаются гласности через СМИ колледжа;

-   за активность, интересные работы, достигнутые результаты, по разным видам творческой деятельности, отличившиеся в течение года студенты, награждаются грамотами, дипломами  и другими поощрениями (в зависимости от возможностей колледжа).