Исследование формирования творческой личности во внеучебной деятельности

Исследование формирования творческой личности во внеучебной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследования формирования творческой личности  во внеучебной деятельности

Воспитательный процесс, пронизанный и выстроенный на взаимодействии и интеграции всех его компонентов, позволяет личности студента быть деятельной, работать с полной отдачей творческих способностей. В результате чего личность приобретает максимальное развитие чувств, интеллекта, воли, т.е. тех качеств личности, которые предопределяют формирование творца.

Формирование творческой личности происходит активнее в условиях:

  • активной самостоятельной творческой деятельности студентов и преподавателей;
  • применения принципа интеграции и взаимодействия, который требует педагогического мастерства и творчества преподавателя;
  • интегрированной творческой деятельности студентов и преподавателей, которая  понимается как специфическая педагогическая технология организации внеучебного процесса, требующая для своего осуществления создания системы внеучебной деятельности вуза;
  • вариативного подхода к оценке и учету влияния системы воспитания во внеучебной деятельности вуза на результативность сформированности творческих качеств личности студента -  будущего специалиста;
  • развитие субъект-субъектных отношений способствует целенаправленности и актуализации воспитательного потенциала высших учебных заведений.

При разработке алгоритмов управления системой, основной упор делается на осознанную индивидуальную самостоятельную работу студентов над творческим процессом. При этом индивидуальную самостоятельную работу  рассматривают как специфическую форму творческой деятельности студентов имеющие свои характерные этапы.

На первом этапе осуществлялась психологическая готовность личности к творчеству: были определены цели и задачи поиска, спроектировано четкое представление о конечном результате и путях его достижения, планирование эксперимента, поисковой работы, было дано понимание сложностей в предстоящей работе, решимость преодолевать стереотипы и догматизм, шаблонность.

На втором этапе происходило формирование знаний и умений в избранном виде деятельности.

На третьем этапе осуществлялось формирование основных качеств творческой личности в различных  видах внеучебной деятельности на том или ином этапе.

При конструировании системы воспитательной работы происходит опора на наличие в институте элементов системы внеучебной работы со студентами:

  1.  Гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания.
  2.  Научно-исследовательской и профессиональной работы (студенческое научное общество, олимпиады, конкурсы, подготовка к учебе в аспирантуре, организация вторичной занятости, содействие в трудоустройстве).
  3.   Работы по формированию традиций (стенгазета, проведение праздничных мероприятий и т.д.).
  4. Художественно- творческой деятельности (студенческий клуб, творческие объединения, смотры, конкурсы, фестивали, выставки, экскурсии, просмотры кинофильмов.
  5.  Участие в общественно-политической жизни города (молодежный парламент, дискуссии, круглые столы, общественно-политические партии и др.).
  6.  Спортивно-оздоровительной работы, пропаганды и внедрения физической культуры и здорового образа жизни (спортивные секции, соревнования, спортивные праздники и др.).
  7. Организация психолого-консультационной и профилактической работы (адаптапция первокурсников, профилактика правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекций).
  8.  Формы поощрения за достижения в учебе и внеучебной деятельности (грамоты, оформление «Доски отличников учебы», чествование лучших студентов института, премии, именные стипендии, звания.).

В данном случае результат взаимосвязи элементов в системе принципиально отличается от простой суммы их индивидуальных качеств «правило неизменности суммы от перемены мест слагаемых здесь не работает. Нельзя не учитывать тот факт, что развитие материи происходит не по экстенсивному (количественному), а по интенсивному (качественному) пути»[1].

Л.Н.Гумилев также отмечает: «реально существующим фактором системы являются не предметы, а связи между ними, хотя они не имеют ни массы, ни веса, ни температуры»[2].

В экспериментальном исследовании происходит конструирование системы воспитания на основе последовательного включения студентов в различные виды деятельности во внеучебной работе. На практике апробируется система пошагового включения студентов в различные виды внеучебной деятельности:

 1 курс  - участвует в художественно-творческих мероприятиях, олимпиадах по предметам гуманитарного цикла, КВН, в программе « Нет алкоголю и наркотикам!», в спортивных соревнованиях,   осваивает методику научных исследований.

 2 курс - направлен на результат в спортивной  и художественно-творческой деятельности, научные исследования становятся целенаправленными, активность во всех видах деятельности достигает максимальных значений.

  3  курс  - участвует в дискуссиях, являются соисследователями с преподавателями вуза по избранной научной тематике, спорт становится частью здорового образа жизни,   активные участники студсовета,  общественно-политическая и научная деятельность становится значимой.

 4 курс – участвует в конкурсах профессионального мастерства, в работе Молодежного парламента города,  в общественно-политических акция в городе и области, в городских спортивных соревнованиях, выступают с научными докладами на областных и всероссийских научных конференциях.

5 курс –  профессиональная деятельность по избранной специальности (совмещают учебу с работой), участие в спортивных соревнованиях,  подготовка к учебе в аспирантуре.

Адекватным отражением разработанного механизма системы воспитания внеучебной деятельности вуза по формированию творческой личности студента и ее реализации, заключается  в детальном описании согласованного функционирования всех компонентов системы воспитания внеучебной деятельности вуза, органично включенный в образовательный процесс вуза и направленный на формирование творческой личности студента — будущего специалиста. 

Для осуществления опытно-экспериментальной работы необходимо опираться на ряд общепедагогических положений, выполнение которых является обязательным психолого-педагогическим условием проведения формирующего эксперимента и определяет его эффективность если:

  1. Формирование творческое личности студента во внеучебной деятельности вуза  возможно только в системе воспитательных воздействий, направленных на реализацию творческого потенциала личности.
  2. При условии комплекса теоретико-методологических подходов в методах воспитания;  оптимальность процесса формирования творческой личности студентов значительно усиливается за счет использования комплекса «воспитывающих сред», воспитательного потенциала вуза, города и т.д.
  3. Применение инновационных форм организации внеучебной деятельности ведет к стимулированию  творческой деятельности студентов и преподавателей;
  4. Эффективность разработанной системы воспитания во внеучебной деятельности дает творческие результаты.

На основании проведенного теоретико-методологического анализа выделяется следующие этапы конструирования системы воспитания во внеучебной деятельности:

  1. Первый этап – диагностически - адаптационный. Этап построения воспитательной системы.
  2. Второй этап -  становления воспитательной системы, связан с отработкой содержания деятельности и структуры:
  3. Третий этап – совершенствования. Воспитательная система внеучебной деятельности в институте стала работать в заданном режиме.
  4. Четвертый этап – обновления и перестройки системы.

Этапы внедрения системы воспитания во внеучебной работе:

I.        Первый этап – диагностически - адаптационный. Этап построения системы воспитания. На этом этапе:

  1. Сформированы целевые установки, выработаны главные ориентиры в организации воспитательного процесса во внеучебной деятельности;
  2. Произошел выбор системообразующей деятельности, для этого были определены и стали развивать те виды деятельности, которые наиболее полно выражают целевую установку системы, соответствуют интересам подавляющего большинства участникам педагогического процесса и осуществляются на высокопрофессиональном уровне.
  3. На этом этапе происходило формирование образа, стиля вуза. При этом непрерывный процесс интегрирования представлений преподавателей, студентов, представителей окружающей среды об учебном заведении произошел с целью создания системы воспитания во внеучебной деятельности вуза и определения путей, субъектов и средств ее построения и развития.

Совместная творческая деятельность субъектов педагогического процесса сблизила взгляды на сегодняшнее состояние и будущее развития института, способствовало согласованности идей и действий новаторов и всех участников педагогического действия.                      

II.        Второй этап -  становления системы воспитания, был связан с отработкой содержания деятельности и структуры:

  1. В области системообразующей деятельности были окончательно утверждены все ее виды, отработаны наиболее эффективные формы и методы массовых и индивидуальных воспитательных воздействий;
  2. В развитии в вузе  «воспитывающей среды»;
  3. Во взаимодействии системы воспитания во внеучебной деятельности с «воспитывающей средой».

На этом этапе были созданы условия для саморазвития и самореализации  творческой личности студента. Это был этап ориентации и самоопределения студентов.

III.        Третий этап – совершенствования. Воспитательная система внеучебной деятельности в институте стала работать в заданном режиме, каждый компонент системы занял свое место в деятельности, системные связи укрепились. Усилились интеграционные процессы, они стали проникать и в учебную деятельность. Был произведен   мониторинг результативности воспитательных воздействий и корректировка.

IV.        Четвертый этап – обновления и перестройки системы. На данном этапе был произведен анализ эффективности внеучебной воспитательной работы института.  Обновление системы происходило за счет новаций, которые привели к усложнению целей и задач, к изменению организации и управленческим процессам.

При этом на каждом этапе выполнялись педагогические задачи, направленные на формирование определенного уровня творческого развития студентов, включенных в систему воспитания во внеучебной деятельности вуза. Данные этапы развития системы воспитания во внеучебной деятельности институте можно условно разделить на блоки:

  1. Аналитический блок
  2. Концептуальный блок
  3. Блок практической реализации
  4. Блок новаций

Которые мы представляем в виде схемы:

                       

           

 

Поскольку система внеучебной деятельности формировалась на протяжении пяти лет с разной степенью интенсивности и в различных условиях «воспитывающей среды», деление системы на блоки не является жесткой, задачи и функции блоков и их содержание частично пересекаются и взаимно дополняют друг друга. На сегодняшний день среда достаточно разветвлена. Поэтому актуальной задачей развития системы внеучебной деятельности вуза, ведущей к росту ее эффективности в целом, становится обновление и интеграция компонентов, составляющей ее.

Конечным результатом деятельности по формированию творческой личности студента является превращение творческих идей в неотъемлемый элемент индивидуальности, личности будущего специалиста.  

Диагностирование эффективности разработанной системы опиралось на широкий сектор диагностических методик, в которых были задействованы различные участники воспитательного процесса – преподаватели, студенты, администрация института. При изучении эффективности воспитательной системы мы предусмотрели возможность как качественного, так и количественного анализа полученных данных. В исследовании была проанализирована методика эффективности разработанной системы по формированию творческой личности, даны соответствующие рекомендации.

Качественная интерпретация полученных результатов позволила судить об уровне сформированности творческих качеств личности студента в процессе внеучебной деятельности. Количественный анализ осуществлялся в ходе диагностики уровня сформированности качеств творческой личности студента.

Данные, получаемые на каждом этапе опытно-экспериментальной
работы, выражают определенную тенденцию к повышению уровня проявления творческого развития личности студентов при включении их в систему воспитания во внеучебной деятельности вуза. Главный критерий оценки воспитательной работы во внеучебной деятельности вуза – это ее способность содействовать формированию личности студента. Только позитивные изменения в процессе развития личности молодого человека свидетельствуют о качестве и результативности воспитательной системы внеучебной деятельности.

План мероприятий внеучебной работы со студентами предусматривает направления и пути реализации воспитательной работы в институте. Выделены следующие направления внеучебной деятельности:

научно - исследовательская работа студентов;

общественно-политическое;

профилактика правонарушений,  наркомании и ВИЧ-инфекций;

художественно - творческая деятельность;

спортивная деятельность;

деятельность института кураторов.

На их основе были разработаны программы по формированию творческой личности студента во внеучебной деятельности, реализация которых позволяет во многом решить проблему подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям экономики региона.

В опытно-экспериментальной работе получили реализацию следующие программы:

  1. .Профессионально-нравственное воспитание
  2. .Общественно-политическое и патриотическое воспитание
  3. .Художественно-творческое  воспитание
  4. .Физическое  воспитание
  5. .«Поколение - ИНФО» по ВИЧ/СПИД профилактике
  6. .«Институт» кураторства

Реализация комплекса данных программ опиралась на личностно-творческий потенциал студента, позволяющий при создании определенных условий и использование педагогических технологий сформировать качества творческой личности студента, являющиеся основой в формировании  профессионально-творческих качеств будущего специалиста. Осуществляемая в настоящее время теоретическая подготовка специалистов с высшем образованием не может автоматически обеспечить значительный рост личности. Поэтому целесообразно осуществление разработки специальных программ, нацеленных на личностный, творческий и профессионально-творческий рост студентов.

По мнению В.М.Лизинского, фактически отдиагностировать результаты воспитания можно только в их внешних проявлениях, или в проявлениях внешней культуры, тогда как вне определения реальных мотивов, определяющих отношение личности к процессам, явлениям, людям, ее внутреннее побуждения, отношения к миру и интересы остаются тайной[3].

Для формирования творческого потенциала студентов необходимо использовать современные воспитательные методы и  технологии. К которым  можно отнести дискуссию, эмпатию, частично-поисковый метод, проблемно-диалогический метод, метод "дедуктивного исследования", многомерные матрицы, технологии коллективного генерирования идей (прямая "мозговая атака", обратная "мозговая атака") и др.

В ходе экспериментальной работы были определены и представлены в логической последовательности практические способы и формы организации творческих дел, что позволило обеспечить целенаправленное развитие системы внеучебной деятельности вуза.

Организация и проведение мероприятий в учебных группах и в вузе происходит по «творческим группам», которые принимают участие в разработке мероприятий.  Среди качеств, необходимых современному специалисту-профессионалу, необходимо качество умения работать в режиме сотрудничества, в режиме социального партнерства. Исследование показало, что одним из важнейших условий развития творческой личности является сотворчество преподавателей и студентов.

Результативность внеучебной деятельности вуза отслеживается через систему мониторинга и диагностики формирования определенных   ценностей, представлений, умений, степень и характер вовлеченности студентов в различные виды внеучебной деятельности вуза. Вуз становиться центром воспитания. Воспитательный процесс проходит в более «развернутом» пространстве, поэтому оценка внеучебной деятельности  вуза предполагает формирование имиджа вуза на уровне города, области, страны.


[1] Калужский М.Л. Системность - новая трактовка понятия// Социально-гуманитарные знания.-2004. №4.- С. 132.

[2] Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М.: «Просвещение», 1997.- 444 с.

[3] Лизинский В.М. Воспитание как   фантом и как феномен // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе.- 2006.-№3.