Реализация новых подходов формирования и укрепления социальных и жизненных навыков школьников.

Шаталова Ирина Николаевна

доклад для педагогического совета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 112234.rar2.95 МБ

Подписи к слайдам:

Доклад педагога-психолога МБОУ «СОШ №2 ст.Архонская»Шаталовой И.Н.
Реализация новых подходов формирования и укрепления социальных и жизненных навыков школьников.
За последние тридцать лет произошло заметное изменение мира детства, психологического и физического статуса ребенка. Исчезает понятие «готовность к школе» - повсеместно признана широкая вариативность индивидуального темпа развития детей, т.е. индивидуально-личностный подход.
Школа не может и не должна жестко определять планку когнитивных способностей детей. Дети в разное время научаются читать, компенсируют отсутствие способностей в математике и т.д. В Германии в 2011 году завершено исследование бывших учащихся начальной школы, начатое 30 лет назад. Многие хронически неуспевающие ученики сделали прекрасную карьеру, несмотря на плохие оценки по чтению и математике.

Некоторые современные открытия в области нейропсихологии эмоций А.Дамасио: Ранее существовало мнение: есть когнитивные процессы, которым эмоции помогают или мешают. Сегодня ученые доказали: люди не думают вразрез со своими эмоциями или же в согласии с ними, мы все думаем через наши чувства. Для интеллектуального развития необходима устойчивая связь между лимбической системой и корой головного мозга. => искусство, эстетика, разыгрывание, креативные методы являются не желательными, а необходимыми для обучения.Джакомо Резолатти, итальянский нейробилог, открыл зеркальные нейроны у детей и макак: они отвечают за предугадывание настроений и интенций родителей. Настроение педагогов и их отношение к ребенку точно угадывается детьми. LeDoux ‘Emotion Brain” (London, 1998). Эмоции – оператор мышления. От них зависит, какие будут происходить когнитивные процессы, а какие - нет. Страх – блокирует доступ к зонам мозга, отвечающим за содержание интеллектуальной деятельности, радость может разблокировать и вернуть активность в норму. Люк Чомпи, швейцарский нейробиолог: подросткам необходимо веселье, поскольку благодаря этому процессу вырабатывается гормон дофамин, который помогает им быть более чуткими к другим и повышает активность передних лобных долей. Этот гормон также поддерживает целенаправленные действия, процесс вынесения суждений, креативность, готовность к решению проблем и планирование.
То, что сегодня является актуальным – превратить школу в институт социализации личности. Именно в школе, где происходит активное общение со сверстниками и новым большим миром, продолжается интенсивное развитие социального и эмоционального интеллекта ребенка.
Главная задача психолога и учителя – научиться видеть ребенка. Научиться делать наблюдения, грамотно их фиксировать и анализировать открыто и непредвзято, не сквозь схемы, но в установке доверия и принятия. Такое изменение приоритетов позволяет искать и находить индивидуальный подход к каждому ребенку.
На качество нашей жизни в большей степени влияет развитие эмоционального интеллекта - 80%Эмоциональный интеллект формируется и развивается у человека в течение всей жизни.
Дети должны быть подготовлены к пониманию того, как вести себя в обществе по-человечески, как разбираться в том, что происходит в этом обществе и пр. Психологическая культура – это в первую очередь способность и готовность решать проблемы взаимодействия с социальным окружением и с самим собой так, чтобы не тормозить процесс личностного развития.

у детей развиваются базовые навыки жизни в классе Умение слушать, обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, вступать в обсуждение, предлагать помощь взрослому, задавать вопросы, заявлять о своих потребностях, сосредотачиваться на своём занятии, исправить недостатки в работе

Базовые навыки установления контактов т.е. Партнерство и дружелюбие Умение знакомиться, присоединиться к играющим детям, играть по правилам игры, просить об одолжении, предлагать помощь сверстнику, выражать симпатию, принимать комплименты, проявлять инициативу, делиться, извиняться



Понимание собственных и чужих чувств Умение воспроизводить основные чувства, выражать чувства, распознавать чувства другого, сочувствовать, обращаться с собственным гневом, реагировать на гнев другого человека, справляться со страхами, переживать печаль


Учим детей управлять аффектом и агрессией Умение отстаивать свои интересы мирным путём, выражать недовольство, спрашивать разрешения, спокойно реагировать в ситуации, когда не принимают в общую деятельность группы, адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят, проявлять толерантность, принять последствия собственного выбора, реагировать на незаслуженные обвинения, реагировать в ситуации, когда виноват, умение проигрывать, обходиться с чужой собственностью, говорить «нет», адекватно реагировать на отказ, справляться с ситуацией игнорирования, справляться со смущением, умение справиться с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности.


Задача взрослых в семье, школе, обществе – помочь ребенку овладеть средствами понимания самого себя, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.
Спасибо за внимание!