Рабочая учебная программа по курсу "Социально-педагогическая работа с подростком-девиантом"
Курс «Социально-педагогическая работа с подростком-девиантом» является дисциплиной подготовки бакалавров по направлению «педагогика», профилю «Социальная педагогика». Рассматриваемый курс носит междисциплинарный характер, в первую очередь потому, что сведения по проблеме девиантного поведения можно обнаружить во многих дисциплинах: социологии, медицине, правоведении, педагогике и психологии.
Представленный объем рассматриваемых тем курса позволяет подробно рассмотреть вопросы теории и истории девиантного поведения детей подростков, подробно остановиться на описании различных форм девиаций, достаточно полно представить концепции формирования отклонений, предложить методов диагностики, формы и способы профилактики и коррекции девиантного поведения подростков.
В связи с этим основная цель курса: сформировать научно обоснованные целостные представления о сущности девиантного поведения подростков, способах его профилактики и коррекции в системе социальной работы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 87.49 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине Социально-педагогическая работа с подростком-девиантом
Составитель: к.п.н., доцент
Терещенко Ю.А.
Таблица распределения общего объема часов
по видам учебной работы
Курс | Семестр | Объем часов (по наличию видов занятий) | Форма итогового контроля | ||||||||||
Общая трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||||||||||
Всего | Лекции | Практические занятия | Семинары | Лабораторный практикум | Другие виды занятий | Всего | Курсовая работа | Реферат | Другие виды самостоятельной работы | ||||
4 | 7 | 105 | 42 | 20 | 22 | 63 | 13 | 50 | Зачет | ||||
4 | 8 | 72 | 28 | 14 | 14 | 44 | 10 | 34 | Экзамен |
Общая трудоемкость 177 часов
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс «Социально-педагогическая работа с подростком-девиантом» является дисциплиной подготовки бакалавров по направлению «педагогика», профилю «Социальная педагогика». Рассматриваемый курс носит междисциплинарный характер, в первую очередь потому, что сведения по проблеме девиантного поведения можно обнаружить во многих дисциплинах: социологии, медицине, правоведении, педагогике и психологии.
Представленный объем рассматриваемых тем курса позволяет подробно рассмотреть вопросы теории и истории девиантного поведения детей подростков, подробно остановиться на описании различных форм девиаций, достаточно полно представить концепции формирования отклонений, предложить методов диагностики, формы и способы профилактики и коррекции девиантного поведения подростков.
В связи с этим основная цель курса: сформировать научно обоснованные целостные представления о сущности девиантного поведения подростков, способах его профилактики и коррекции в системе социальной работы.
Задачи курса:
- Ознакомить студентов с основными направлениями и подходами рассмотрения причин возникновения девиантного поведения.
- Изучить особенности и специфику социальных норм, определяющих поведение личности в социуме.
- Представить методы диагностики девиантного поведения личности.
- Обозначить основные виды профилактической и коррекционно-развивающей работы с подростком-девиантом.
Освоение курса «Социально-педагогическая работа с подростком-девиантом» позволит вооружить будущих специалистов знаниями о различных формах отклоняющегося от нормы поведения, являющихся широко распространенными в современном обществе.
В результате освоения курса студент должен:
Знать:
- сущность концепций формирования девиантного поведения личности;
- классификацию форм и видов девиантного поведения детей и подростков.
Уметь:
- устанавливать факт наличия девиации в поведении личности;
- определять специфику научно-исследовательской и социально-проектной работы, если объектом социологического исследования выступают социальные проявления девиации или лица, принадлежащие к девиантным социально-возрастным группам.
Владеть навыками:
- организации социологического исследования в предметном поле социологии девиации;
- анализа информации о социальных последствиях распространения девиации.
Выписка из ГОС ВПО:
Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема. Содержание нормального и отклоняющегося социально-психологического развития ребенка и формы дезадаптации поведения. Диагностика, профилактика и коррекция девиантного поведения в системе социально-педагогической работы.
Основные понятия курса:
Девиантное поведение. Норма и отклонение. Социологические теории девиации. Социальная аномия и социальная стигматизация. Аддиктивное поведение. Наркомания, алкоголизм, токсикомания, пищевые аддикции, Компьютерная зависимость. Агрессия и суицидальное поведение. Делинквентное поведение. Социальный паразитизм. Диагностика, профилактика, коррекция девиантного поведения.
На изучение курса «Социально-педагогическая работа с подростком-девиантом» отводится в седьмом семестре 105 часов: 20 из которых – лекционные занятия, 22 - семинарские; в восьмом семестре 72 часа: 14 из которых – лекционные занятия, 14 - семинарские. Остальной объем работы занимает самостоятельная деятельность студентов, направленная на изучение разделов курса.
Основные формы самостоятельной работы: подбор и изучение необходимой научной, учебной и методической литературы, составление плана, конспекта прочитанного, составление программы профилактики, подбор диагностических методик. Текущий контроль осуществляется в виде устного и письменного опроса; промежуточный – в форме тестирования и терминологических диктантов; итоговый – в виде зачета в седьмом семестре и экзамена в восьмом.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(с распределением общего бюджета времени в часах)
Курс | Семестр | Раздел дисциплины, содержание | Всего | Аудиторные | Самостоятельная работа студентов | Формы межсессионного контроля | ||
Лекции | Семинарские (практические) занятия | Лабораторный практикум | ||||||
4 | 7 | Раздел 1. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема. Содержание нормального и отклоняющегося социально-психологического развития ребенка. | ||||||
Тема 1: Социальная норма как эталон оценки поведения личности. | 9 | 2 | 2 | 5 | Текущий | |||
Тема 2: Сущность и признаки отклоняющегося поведения подростков. | 9 | 2 | 2 | 5 | ||||
Тема 3: Анализ концепций формирования девиантного поведения личности. | 9 | 2 | 2 | 5 | Промежуточный | |||
Раздел 2. Формы дезадаптации поведения детей и подростков. | ||||||||
Тема 4. Классификация видов девиантного поведения подростков. Правонарушения. | 9 | 2 | 2 | 5 | текущий | |||
Тема 5. Социальный паразитизм как форма девиантного поведения. | 9 | 2 | 2 | 5 | ||||
Тема 6. Аддиктивное поведение как вид девиации. | 9 | 2 | 2 | 5 | ||||
Тема 7. Наркотизм, токсикомания и табакокурение в системе дезадаптации поведения. | 15 | 2 | 13 | Промежуточный | ||||
Тема 8: Алкоголизм как форма проявления аддиктивного поведения личности. | 9 | 2 | 2 | 5 | текущий | |||
Тема 9: Пищевые и нехимические виды аддикций. | 9 | 2 | 2 | 5 | ||||
Тема 10: Насилие и агрессия как формы девиантного поведения. | 9 | 2 | 2 | 5 | ||||
Тема 11: Проституция как форма девиантного поведения личности. | 9 | 2 | 2 | 5 | Промежуточный | |||
Итого: | 105 | 20 | 22 | 63 | зачет | |||
4 | 8 | Тема 1. Вандализм/граффити как особый вид девиации подростков. | 10 | 2 | 2 | 6 | Текущий | |
Тема 2. Роль нравственности и морали в воспитании подростков. | 10 | 2 | 2 | 6 | ||||
Раздел 3. Диагностика, профилактика и коррекция девиантного поведения в системе социально-педагогической работы. | ||||||||
Тема: 3. Социальный контроль девиантного поведения. | 10 | 2 | 2 | 6 | Текущий | |||
Тема 4. Девиантная виктимность подростка. | 10 | 2 | 2 | 6 | Промежуточный | |||
Тема 5. Специфика социально-педагогической диагностики отклонений в поведении личности. | 10 | 2 | 2 | 6 | Текущий | |||
Тема 6: Социально-педагогическая профилактика девиаций в поведении детей и подростков. | 11 | 2 | 2 | 7 | ||||
Тема 7. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения детей и подростков. | 11 | 2 | 2 | 7 | Тестиро вание | |||
Итого: | 72 | 14 | 14 | 44 | экзамен | |||
Всего по дисциплине: | 177 | 34 | 36 | 107 |
2.2.1 Содержание лекционного курса
Раздел 1. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема. Содержание нормального и отклоняющегося социально-психологического развития ребенка
(7 семестр)
Тема 1: Социальная норма как эталон оценки поведения личности.
Лекция 1: Социальная норма и ее специфические характеристики: полезность, обязательность, фактическая реализация. Признаки социальных норм. Классификация социальных норм. Нормы обычаев, нормы традиции, политические нормы, правовые нормы, эстетические нормы.
Тема 2: Сущность и признаки отклоняющегося поведения подростков.
Лекция 2: Критерии отклоняющегося поведения: статистический, качественно-количественная оценка, психопатологический, социально-нормативный, индивидуально-психологический. Признаки отклоняющегося поведения. Понятие и подходы к определению сущности девиантного поведения личности.
Тема 3: Анализ концепций формирования девиантного поведения личности.
Лекция 3: Направления и концепции в исследовании природы девиантного поведения. Биологическое направление: теория конституциональной предрасположенности, концепция близнецов, роль тестостерона, частоты пульса и уровеня серотонина в крови, хромосомная теория. Психологическое направление: гуманистическая теория, теория психотерапии, психодинамическая теория. Социологическое направление. Теория аномии и напряжения, теория дифференцированной ассоциации, структурный анализ, экономические теории, теория субкультур, теория стигматизации, теории социального контроля.
Раздел 2. Формы дезадаптации поведения детей и подростков
Тема 4. Классификация видов девиантного поведения подростков. Правонарушения.
Лекция 4: Классификация видов девиантного поведения. Первичные отклонения. Вторичные отклонения. Отклонения, связанные с нарушением правовых норм. Преступления. Проступки: гражданские, дисциплинарные, административные.
Тема 5. Социальный паразитизм как форма девиантного поведения.
Лекция 5: Социальный паразитизм как общественное явление. Виды социального паразитизма. Причины социального паразитизма. Меры борьбы с социальным паразитизмом.
Тема 6. Аддиктивное поведение как вид девиации.
Лекция 6: Общая характеристика зависимого поведения. Концептуальные модели. Понятие аддикции, аддиктивного поведения. Объект аддикции. Признаки и степень тяжести аддиктивного поведения. Факторы зависимого поведения. Классификация видов аддиктивного поведения. Понятие физической и психической зависимости.
Тема 8: Алкоголизм как форма проявления аддиктивного поведения личности.
Лекция 7: Проблема алкоголизма и пьянства. Виды проявления алкоголизма. Особенности детского алкоголизма. Причины и последствия подросткового алкоголизма. Уровни вовлеченности подростков в употребление спиртных напитков.
Тема 9: Пищевые и нехимические виды аддикций.
Лекция 8: Понятие пищевой зависимости. Невротическая анорексия. Факторы формирования анорексии. Роль семьи в формировании аноректической личности. Невротическая булимия. Схема нарушения пищевого поведения. Булимическая семейная система.
Тема 10: Насилие и агрессия как формы девиантного поведения.
Лекция 9: Насилие и агрессия: понятие и виды. Причины агрессии и насилия. Социально-политическое насилие. Жестокость и насилие в семье. Жестокость по отношению к детям. Система социального обслуживания детей, испытавших насилие.
Тема 11: Проституция как форма девиантного поведения личности.
Лекция 10: История возникновения проституции, ее понятие, признаки. Причин проституции. Типология проституции. Особенности детской проституции. Меры борьбы с проституцией.
(8 семестр)
Тема 11. Вандализм/граффити как особый вид девиации подростков.
Лекция 1: Понятие вандализма. Мотивационные типологии вандализма. Типология С.Коэна. Типология, предлагаемая Д.Кантером. Понятие граффити. Виды граффити. Мотивация рисовальщиков. Творчество в качестве отклонений от нормы. Совершенствование адаптационных возможностей с помощью творчества.
Тема12. Роль нравственности и морали в воспитании подростков.
Лекция 2: Актуальные проблемы нравственного воспитания. Моральная атмосфера семьи. Мораль и социальный порядок. Характеристика социальных отклонений в сфере морали и пути их преодоления.
Раздел 3. Диагностика, профилактика и коррекция девиантного поведения в системе социально-педагогической работы
Тема: 12. Социальный контроль девиантного поведения.
Лекция 3: Сущность и подходы к определению понятия «социальный контроль».
Тема 12. Девиантная виктимность подростка.
Лекция 4: Понятие виктимности, девиантной виктимности. Основные индикаторы виктимности подростка. Иррациональные установки, провоцирующие нарушения в когнитивной сфере. Факторы, ведущие к девиантному поведению подростков.
Тема 13. Специфика социально-педагогической диагностики отклонений в поведении личности.
Лекция 5: Понятие диагностики. Психологическая, педагогическая и социально-педагогическая диагностика подростков. Структура социально-педагогической диагностики подростков. Методы социально-педагогической диагностики. Специальные методы социально-педагогической диагностики подростка-девианта.
Тема 14: Социально-педагогическая профилактика девиаций в поведении детей и подростков.
Лекция 6: Понятие профилактики. Психолого-педагогическая профилактика. Виды профилактической работы с подростком-девиантом. Установление контакта с девиантным подростком. Методика контактного взаимодействия с девиантным ребенком. Основные направления психолого-педагогической профилактики.
Тема 15. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения детей и подростков.
Лекция 7: Понятие коррекции. Функции коррекции. Этапы коррекционного воздействия на отклоняющуюся личность. Цели и принципы поведенческой коррекции. Методы коррекции. Принципы организации и осуществления психокоррекционной работы с подростком-девиантом.
2.2.2 Содержание семинасрких занятий
Раздел 1. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема. Содержание нормального и отклоняющегося социально-психологического развития ребенка
(7 семестр)
Семинарское занятие 1: Социальная норма как эталон оценки поведения личности.
План:
- Социальная норма и ее специфические характеристики:
- полезность,
- обязательность,
- фактическая реализация.
- Признаки социальных норм.
- Способы возникновения и функционирования социальных норм.
- Виды социальных норм.
- Основания для классификации социальных норм.
Задания для самостоятельной работы:
- Опишите свойства и способы образования социальных норм.
- Приведите различия понятий «отклоняющееся поведение» и «социальное отклонение».
- Приведите примеры позитивных, негативных и нейтральных отклонений от нормы.
Семинарское занятие 2: Сущность и признаки отклоняющегося поведения подростков.
План:
- Поведение как социально-психологическая категория и свойство индивида.
- Понятие отклоняющегося поведения. Подходы к определению.
- Критерии определения понятия «девиантное поведение».
- Специфические особенности отклоняющегося поведения.
Задания для самостоятельной работы:
- Раскройте содержание родственный понятий:
- Девиация;
- Отклояющееся поведение;
- Социальное отклонение;
- Асоциальное поведение;
- Антисоциальное поведение;
- Десоциализация.
- Перечислите основные характеритики поведения человека.
- В чем сходство и различие понятий «отклоняющееся поведение» и «патологическое поведение»?
Семинарское занятие 3: Анализ концепций формирования девиантного поведения личности.
План:
- Биологическое направление:
- теория конституциональной предрасположенности,
- частные концепции.
- Психологическое направление:
- гуманистическая теория,
- теория психотерапии,
- психодинамическая теория.
- Социологическое направление:
- теория аномии и напряжения,
- теория дифференцированной ассоциации,
- структурный анализ,
- теория стигматизации.
Задания для самостоятельной работы:
- Опишите группы людей, которых выделяет Э. Кречмер при рассмотрении теории конституциональной предрасположенности.
- Дайте определение понятию «самоактуализация».
- Опишите сущность аномии.
Раздел 2. Формы дезадаптации поведения детей и подростков
Семинарское занятие 4. Классификация видов девиантного поведения подростков. Правонарушения.
План:
- Типология форм девиантного поведения подростков.
- Отклонения, связанные с нарушением правовых норм.
- Преступления подростков.
- Проступки в сфере правонарушений:
- гражданские,
- дисциплинарные,
- административные.
- Делинкветное поведение подросток.
- Криминальное поведение подростков.
Задания для самостоятельной работы:
- Сформулируйте определение «несовершеннолетний преступник».
- Опишите компоненты преступного поступка.
- Определите основные направления деятельности правоохранительных органов в профилактике правонарушений.
Семинарское занятие 5. Социальный паразитизм как форма девиантного поведения.
План:
- Понятие социального паразитизма.
- Виды социального паразитизма:
- Бродяжничество;
- Попрошайничество;
- Беспризорность;
- Рецидивизм;
- Проституция;
- Иждивенство.
- Причины социального паразитизма.
- Меры борьбы с социальным паразитизмом.
Задания для самостоятельной работы:
- Сформулируйте определение «паразитирующее поведение».
- Опишите виды социально паразитирующего поведения, которые наиболее распространены в среде студенчества Вашего вуза.
- Предложите наиболее эффективные меры борьбы с указанными Вами видами социального паразитизма.
Семинарское занятие 6. Аддиктивное поведение как вид девиации.
План:
- Общая характеристика аддиктивного поведения.
- Формы и степень тяжести зависимого поведения.
- Признаки аддиктивного поведения.
- Концептуальные модели зависимого поведения.
- Факторы аддиктивного поведения.
- Понятие «со-зависимость»: сущность и условия формирования.
Задания для самостоятельной работы:
- Опишите основные этапы формирования аддикции.
- Дайте определение следющим понятиям:
- Зависимость;
- Объект зависимости;
- Зависимое поведение.
- Определите мотивы первичного употребления объекта аддикции.
Семинарское занятие 7. Наркотизм, токсикомания и табакокурение в системе дезадаптации поведения.
План:
- Историческая ретроспектива появления и развития наркотизма.
- Понятие наркотиков, наркомании.
- Особенности подростковой наркомании.
- Причины и последствия подростковой наркомании.
- Токсикомания как один из видов аддиктивного поведения подростков.
- Причины подростковой токсикомании.
- Табакокурение как один из видов зависимого поведения среди подрастающего поколения.
- Понятие и причины возникновения табачной зависимости.
Задания для самостоятельной работы:
- Перечислите группы особого риска среди современных неформальных объединений, которые имеют большую степень вероятности вовлечения в наркоманию.
- Назовите акцентуации характера, оказывающие влияние на формирование наркотической зависимости.
Семинарское занятие 8: Алкоголизм как форма проявления аддиктивного поведения личности.
План:
- Понятие и характеристика алкоголизма.
- Понятие и характеристика пьянства.
- Понятие физической зависимости.
- Понятие психической зависимости.
- Особенности детского алкоголизма.
- Причины и последствия подросткового алкоголизма.
- Уровни вовлеченности подростков в употребление спиртных напитков.
Задания для самостоятельной работы:
- Определите различие понятий «алкоголизм» и «пьянство».
- Опишите типы семей, которые чаще всего способствуют вовлечению детей в употребление спиртных напитков.
Семинарское занятие 9: Пищевые и нехимические виды аддикций.
План:
- Понятие пищевой зависимости.
- Невротическая анорексия. Факторы формирования анорексии.
- Невротическая булимия. Схема нарушения пищевого поведения.
- Компьютерная зависимость.
- Интернет-аддикции.
Задания для самостоятельной работы:
- Определите роль семьи в формировании аноректической личности.
- Дайте определение понятию «булимическая семейная система».
- Опишите факторы (внешние, внутренние), провоцирующие возникновение и подростка компьютерной зависимости.
Семинарское занятие 10: Насилие и агрессия как формы девиантного поведения.
План:
- Понятие агрессии и агрессивного поведения личности.
- Формы, направленность и интенсивность агрессивного поведения.
- Характеристика насилия и насильственного поведения.
- Причины агрессии и насилия.
- Жестокость и насилие по отношению к детям.
- Система социального обслуживания детей, испытавших насилие и жесткое обращение.
Задания для самостоятельной работы:
- Опишите систему социального обслуживания детей, испытавших насилие и жесткое обращение.
- Охарактеризуйте семейное насилие.
Семинарское занятие 11: Проституция как форма девиантного поведения личности.
План:
- Понятие и сущность женской проституции.
- Мужская проституция: сущность, история возникновения, виды.
- Детская проституция: сущность и причины формирования.
- Последствия детской проституции.
- Особенности детской проституции.
Задания для самостоятельной работы:
- Назовите формы вовлечения детей и подростков в проституцию.
- Назовите основные меры борьбы с детской проституцией в современной России.
Раздел 3. Диагностика, профилактика и коррекция девиантного поведения в системе социально-педагогической работы
(8 семестр)
Семинарское занятие 1. Вандализм/граффити как особый вид девиации подростков.
План:
- Характеристика вандализма.
- Типология видов вандализма.
- Понятие граффити: история и сущность.
- Мотивационная характеристика рисовальщиков.
Задания для самостоятельной работы:
- Дайте определение следующим понятиям:
- Тактический вандализм;
- Идеологический вандализм;
- Злобный вандализм.
2. Опишите виды граффити, которые наиболее часто встречаются в Вашем городе, сельской местности.
Семинарское занятие 2. Роль нравственности и морали в воспитании подростков.
План:
- Мораль и нравственности как особые формы общественного сознания.
- Роль моральной атмосферы семьи в морально-нравственном воспитании подростка.
- Мораль и социальный порядок.
- Социальные отклонения в сфере морали.
Задания для самостоятельной работы:
- Выделите условия укрепления морали подрастающего поколения в современном обществе.
- Перечислите основные причины социальных отклонений в сфере морали в современном российском обществе.
Семинарское занятие 3. Социальный контроль девиантного поведения.
План:
- Понятие социального контроля девиантного поведения.
- Функции социального контроля.
- Виды социального контроля.
- Методы социального контроля.
Задания для самостоятельной работы:
- Опишите систему социального контроля по П.Л. Бергеру.
- Определите основные факторы социального контроля девиаций.
Семинарское занятие 4. Девиантная виктимность подростка.
План:
- Виктимность как свойство человека, способствующее девиации.
- Показатели и индикаторы виктимности.
- Тревожность как фактор повышения девиантной виктимности.
- Нарушения эмоциональной сферы, приводящие к повышению уровня виктимности.
Задания для самостоятельной работы:
- Дайте определение понятию «когнитивные установки личности».
- Опишите социально-педагогические факторы, влияющие на развитие девиантной виктимности подростка.
Семинарское занятие 5. Специфика социально-педагогической диагностики отклонений в поведении личности.
План:
- Понятие диагностики.
- Психологическая диагностика подростков.
- Ппедагогическая диагностика подростков.
- Социально-педагогическая диагностика подростков.
- Структура социально-педагогической диагностики подростков.
Задания для самостоятельной работы:
- Опишите методы социально-педагогической диагностики.
- Подберите специальные методы социально-педагогической диагностики подростка-девианта.
Семинарское занятие 6: Социально-педагогическая профилактика девиаций в поведении детей и подростков.
План:
- Понятие социально-педагогической профилактики.
- Психолого-педагогическая профилактика.
- Виды профилактической работы с подростком-девиантом.
- Установление контакта с девиантным подростком.
Задания для самостоятельной работы:
- Составьте методику контактного взаимодействия с девиантным ребенком.
- Опишите основные направления психолого-педагогической профилактики.
Семинарское занятие 7: Социально-педагогическая коррекция и реабилитация детей и подростков девиантного поведения.
План:
- Понятие коррекции: сущность и характеристика.
- Функции коррекции девиантного поведения:
- Воспитательная;
- Компенсаторная;
- Стимулирующая;
- Регулирующая.
- Этапы коррекционного воздействия на отклоняющуюся личность.
- Цели и принципы поведенческой коррекции.
- Методы поведенческой коррекции: педагогические и психотерапевтические.
Задания для самостоятельной работы:
- Приведите принципы организации и осуществления поведенческой коррекции.
- Определите цель поведенческой коррекции.
- Задания для самостоятельной работы студентов
- Опишите свойства и способы образования социальных норм.
- Приведите различия понятий «отклоняющееся поведение» и «социальное отклонение».
- Приведите примеры позитивных, негативных и нейтральных отклонений от нормы.
- Опишите структуру диспозиции личности.
- Охарактеризуйте формы оценки социального объекта.
- Назовите признаки диспозиционного поведения личности.
- Опишите группы людей, которых выделяет Э. Кречмер при рассмотрении теории конституциональной предрасположенности.
- Дайте определение понятию «самоактуализация».
- Опишите сущность аномии.
- Что включает в себя понятие «иррациональные установки личности»?
- Опишите нарушения в эмоционально-волевой сфере, приводящие к повышению уровня виктимности.
- Опишите методы социально-педагогической диагностики.
- Подберите специальные методы социально-педагогической диагностики подростка-девианта.
- Составьте методику контактного взаимодействия с девиантным ребенком.
- Опишите основные направления психолого-педагогической профилактики.
- Опишите методы поведенческой коррекции.
- Предложите свою программу коррекции одного из видов девиантного поведения личности.
- Сформулируйте определение «несовершеннолетний преступник».
- Опишите компоненты преступного поступка.
- Определите основные направления деятельности правоохранительных органов в профилактике правонарушений.
- Опишите основные этапы формирования аддикции.
- Укажите факторы, способствующие развитию аддикций.
- Определите мотивы первичного употребления объекта аддикции.
- Перечислите группы особого риска среди современных неформальных объединений, которые имеют большую степень вероятности вовлечения в наркоманию.
- Назовите акцентуации характера, оказывающие влияние на формирование наркотической зависимости.
- Определите различие понятий «алкоголизм» и «пьянство».
- Опишите типы семей, которые чаще всего способствуют вовлечению детей в употребление спиртных напитков.
- Определите роль семьи в формировании аноректической личности.
- Дайте определение понятию «булимическая семейная система».
- Опишите типологию проституции.
- Назовите формы вовлечения детей и подростков в проституцию.
- Охарактеризуйте такую группу населения как «уличные дети».
- Назовите основные причины побегов детей из дома.
- Какие формы вандализма наиболее распространены в Вашем городе?
- Опишите виды граффити.
- Порядок аттестации по дисциплине
№ | Тема | Форма и место аттестации |
Раздел I. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема. Содержание нормального и отклоняющегося социально-психологического развития ребенка | ||
Тема 1. | Социальная норма как эталон оценки поведения личности. | Вопросы и задания для проведения текущего контроля |
Тема 2. | Сущность и признаки отклоняющегося поведения подростков. | Вопросы и задания для проведения текущего контроля Реферат |
Тема 3. | Анализ концепций формирования девиантного поведения личности. | Вопросы и задания для проведения текущего контроля Терминологический диктант №1 |
Раздел II. Формы дезадаптации поведения детей и подростков | ||
Тема 4. | Классификация видов девиантного поведения подростков. Правонарушения. | Вопросы и задания для проведения текущего контроля |
Тема 5. | Аддиктивное поведение как вид девиации. | Вопросы и задания для проведения текущего контроля Защита рефератов |
Тема 6. | Наркотизм, токсикомания и табакокурение в системе дезадаптации поведения. | Вопросы и задания для проведения текущего контроля Терминологический диктант № 2 |
Тема 7. | Алкоголизм как форма проявления аддиктивного поведения личности. | Вопросы и задания для проведения текущего контроля |
Тема 8. | Пищевые и нехимические виды аддикций. | Вопросы и задания для проведения текущего контроля Терминологический диктант №3 |
Тема 9. | Суицидальное и агрессивное поведение личности. | Вопросы и задания для проведения текущего контроля Тест по курсу №1 |
Зачет по дисциплине | ||
Тема 10. | Специфика делинквентного поведения личности. | Вопросы и задания для проведения текущего контроля |
Тема 11. | Вандализм/граффити как особый вид девиации подростков. | Вопросы и задания для проведения текущего контроля, Терминологический диктант № 4 |
Раздел III. Диагностика, профилактика и коррекция девиантного поведения в системе социально-педагогической работы | ||
Тема 10. | Девиантная виктимность подростка. | Вопросы и задания для проведения текущего контроля |
Тема 11. | Специфика социально-педагогической диагностики отклонений в поведении личности. | Вопросы и задания для проведения текущего контроля, использование методик диагностики подростка-девианта |
Тема 12. | Социально-педагогическая профилактика девиаций в поведении детей и подростков. | Вопросы и задания для проведения текущего контроля, защита программы профилактики одного из видов девиантного поведения подростков |
Тема 13. | Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения детей и подростков. | Вопросы и задания для проведения текущего контроля Тест по курсу №2 |
Экзамен по дисциплине |
3.1 Темы рефератов и контрольных работ
- Социальные нормы как регулятор поведения личности.
- Типология отклоняющегося поведения.
- Девиации как социально-педагогическая проблема.
- Особенности социализации детей с девиантным поведением.
- Социальная адаптация трудных подростков.
- Роль семьи в предупреждении девиантного поведения.
- Пьянство и алкоголизм как социально-педагогическая проблема.
- Педагогическая неграмотность родителей и ее влияние на процесс вовлечения детей в употребление спиртных напитков.
- Семейные алкогольные традиции и их влияние на развитие детского алкоголизма.
- Особенности социальных отклонений у подростков.
- Наркотики и человек.
- Специфика подростковой наркомании.
- Социальная дезадаптация детей-наркоманов.
- Ребенок-наркоман в социуме.
- Детская проституция как социальное явление.
- Проституция детей: последствия и причины.
- Социально-педагогическая профилактика детской проституции.
- Социально-педагогическая реабилитация девочек-проституток.
- Роль общественных организаций в профилактике преступного поведения несовершеннолетних.
- Роль микросреды в формировании личности правонарушителя.
- Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей.
- Профилактическая работа социального педагога при первичных формах социальной дезадаптации учащихся.
- Методы и формы антиалкогольного воспитания в семье.
- Пищевые аддикции и их характеристика.
- Виды девиантного поведения и их классификация.
3.2 Терминологический диктант № 1
- Отклоняющееся поведение – это…
- Социальная норма – это…
- Биологическое направление в исследовании причин девиантного поведения объясняет девиантное поведение как…
- Социологическое направление в исследовании причин девиантного поведения объясняет девиантное поведение как…
- Психологическое направление в исследовании причин девиантного поведения объясняет девиантное поведение как…
Терминологический диктант №2
- Правонарушение – это…
- Проступок – это…
- Аддиктивное поведение – это…
- Наркомания- это…
- Токсикомания – это…
Терминологический диктант №3
- Алкоголизм – это…
- Пьянство – это…
- Невротическая булимия – это…
- Агрессия – это…
- Проституция – это…
Терминологический диктант №4
- Вандализм – это…
- Социальный контроль – это…
- Девиантная виктимность – это…
- Внешний социальный контроль девиантного поведения – это…
- Граффиити – это…
3.3 Тест по курсу «Социально-педагогическая работа с подростком-девиантом»
тест по курсу № 1
(7 семестр)
- Социальная норма – это:
- неотъемлемый элемент общественного управления, одно из средств «ориентации поведения личности или социальной группы в определенных условиях и средство контроля со стороны общества за их поведением
- поведение, которое выражает типичные социальные связи и отношения, характерное для большинства представителей данного класса или социальной группы, одобряемое ими и встречаемое наиболее часто.
- оба ответа верны.
- Важнейшими характеристиками всякой социальной нормы являются:
- полезность (общественная необходимость).
- обязательность и фактическая реализация в поведении людей.
- оба ответа верны.
- Статистический критерий позволяет определить норму явления с помощью:
- подсчета частоты, с которой оно встречается в популяции.
- степени выраженности и степени угрозы для жизни.
- оба ответа верны.
- Социально-нормативный критерий позволяет оценивать поведение каждого человека с помощью:
- разнообразных социальных норм.
- отражает способность личности не только выполнять социальные предписания, но и предполагает также самопознание и самобытие личности.
- оба ответа верны.
5. Признаками отклоняющегося поведения личности являются:
- несоответствие нормам, нанесение реального ущерба самой личности и/или окружающим людям, негативная оценка действий, поступков или образа мышления подростка со стороны других людей, наличие различных проявлений социальной дезадаптации.
- многократность, длительность и стойкая повторяемость социально-негативных поступков, отсутствие психопатологии, соответствие нормативам, определяющим возрастные особенности ребенка и половую принадлежность.
- оба ответа верны.
6. Девиация – это:
- естественный, закономерный и необходимый способ изменения физических, биологических, социальных систем, служащий механизмом изменчивости, а, следовательно, существования и развития каждой системы.
- форма поведения человека, наносящая вред другим людям или самой личности, при удовлетворении собственных потребностей.
- оба ответа верны.
- Асоциальное поведение – это:
- поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит противоправных действий.
- противоправное поведение человека.
- оба ответа верны.
- Гражданские проступки – это:
- правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и определенных имущественных отношений
- правонарушения, совершаемые в сфере государственного управления
- правонарушения, совершаемые в сфере служебных, организационных отношений.
- Административные проступки – это:
- правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и определенных имущественных отношений
- правонарушения, совершаемые в сфере государственного управления
- правонарушения, совершаемые в сфере служебных, организационных отношений.
- Дисциплинарные проступки – это:
- правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и определенных имущественных отношений
- правонарушения, совершаемые в сфере государственного управления
- правонарушения, совершаемые в сфере служебных, организационных отношений.
- Аддиктивное поведение – это:
- одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности.
- неумеренное употребление спиртных напитков (пьянство), приводящее к нарушению норм поведения в быту, обществе, в сфере трудовой деятельности.
- оба ответа верны.
- Пьянство – это:
- систематическое либо чрезмерное употребление спиртных напитков без болезненного влечения к ним.
- заболевание, проявляющееся в виде физической и психической зависимости от алкоголя и приводящее к социальной, психической, физической деградации личности, а также к алкогольным психозам.
- оба ответа верны.
- Психическая зависимость:
- характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу.
- состояние, при котором употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения.
- оба ответа верны.
- Физическая зависимость:
- характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу.
- состояние, при котором употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения.
- оба ответа верны.
- Наркомания – это:
- болезненное состояние, характеризующееся явлениями психической и физической зависимости, настоятельной потребностью в повторном многократном употреблении психоактивных средств, принимающей форму непреодолимого влечения.
- один из видов отклоняющегося поведения, также заболевание, но вызванное потреблением не наркотических, а иных средств, формирующих зависимость и оказывающих разрушительное воздействие на психику и организм человека.
- оба ответа верны.
тест по курсу №2
(8 семестр)
- Девиантное поведение – это:
- Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу и самой личности.
- Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу.
- Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб самой личности.
- Социальная норма – это:
- Совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.
- Совокупность требований и ожиданий, которые составляют и регламентируют законодательные органы РФ.
- Совокупность требований и ожиданий, которые устанавливают между собой члены той или иной социальной группы для избежания конфликтного поведения.
- Регламентированы ли нормы нравсвенности и морали в законодательных актах?
- Да.
- Нет.
- Только в некоторых странах.
4.Социальные отклонения – это:
- Нарушения социальных норма, которые характеризуются массовостью, устойчивостью и распространенностью.
- Нарушения социальных норм на уровне отдельных индивидов.
- Нарушения социальных норм в микросоциуме.
5.Какого вида отклоняющегося поведения не существует?
- Антисоциальное.
- Асоциальное.
- Просоциалное.
6.Антисоциальное поведение – это:
- Нарушение правовых норм.
- Нарушение морально-нравственных норм.
- Социальная пассивность личности.
7.Какой из указанных признаков является ведущим при проявлении агрессии?
- Тенденция к доминированию над другими и подчинению их свое воли.
- Тенденция к сокращению взаимодействия с людьми.
- Тенденция к установлению равноправия между людьми.
8.Является ли делинквентное поведение способом нарушения правовых норм?
- Да.
- Нет.
- Только при нарушении прав и свобод другого человека.
9. Аддикция – это:
- Зависимость.
- Вредная привычка.
- Периодическое употребление, не вызывающее привыкание.
10. Относится ли наркомания, алкоголизм и токсикомания к формам аддиктивного поведения личности?
- Да.
- Нет.
- Только при возникновении психической зависимости.
11. К какой группе аддикций относят невротическую булимию?
- К химической.
- К пищевой.
- Ни к одной из перечисленных.
12. Суицидальные действия включают в себя:
- Суицидальную попытку.
- Суицидальные мысли.
- Завершенный суицид.
- Суицидальную попытку и завершенный суицид.
- Суицидальные мысли и заверенный суицид.
13. Является ли одаренность в какой-либо из областей науки девиантным поведением?
- Да.
- Нет.
- Только при употреблении вредных веществ.
14. Граффити – это:
- Настенные рисунки и надписи.
- Уничтожение памятников культуры.
- Засорение мест общественного пользования.
15. Какого вида отклонений не существует?
- Первичные.
- Вторичные.
- Третичные.
16. Какой из данных видов девиантного поведения не входит в группу аддикций?
- Токсикомания.
- Наркомания.
- Компьютерная зависимость.
- Любовь к азартным играм.
- Курение.
- Проступок.
17. Является ли педофилия одним из видов девиантного поведения?
- Да.
- Нет.
- Только при употреблении наркотических веществ.
18. Булимия – это один из видов пищевых аддикций, для которого характерно:
- Переедание.
- Голодание.
- Отказ от пищи.
19. существует ли мужская проституция?
- Да.
- Нет.
- Только при достижении совершеннолетия.
20. Какой вид проступков не существует?
- Гражданский.
- Административный.
- Дисциплинарный.
- Уголовный.
3.4 Вопросы к зачету по курсу «Социально-педагогическая работа с подростком-девиантом»
- Понятие и характеристика девиантного поведения.
- Норма и социальная норма.
- Виды социальных норм.
- Биологический подход в определении девиантного поведения личности.
- Социологический подход в определении девиантного поведения личности.
- Психологический подход в определении девиантного поведения личности.
- Понятие и признаки аддиктивного поведения. Факторы зависимого поведения.
- Понятие наркомании. Особенности подростковой наркомании.
- Понятие и причины подростковой токсикомании.
- Сущность и характеристика различных видов пищевых аддикций: анорексия, булимия.
- Понятие алкоголизма, пьянства. Виды проявления и особенности детского алкоголизма.
- Причины и последствия детского алкоголизма.
- Нехимические виды аддикций: компьютерная и Интернет-зависимость.
- Определение и содержание понятий: суицидальные действия, суицидальные проявления, самоубийство.
- Сущностная характеристика агрессии и агрессивного поведения.
- Формы, направленность и виды агрессии.
- Противоправная мотивация и возрастные особенности малолетних правонарушителей.
- Делинквентное поведение: понятие, сущность, характеристика.
- Определение понятий: правонарушение, преступление, проступок. Их виды и специфика.
3.5 Вопросы к экзамену по курсу «Социально-педагогическая работа с подростком-девиантом»
- Подростковый возраст: понятие, сущность, особенности развития личности.
- Понятие поведения, девиантного поведения. Разнообразие подходов.
- Критерии определения понятия «девиантное поведение». Уровни отклоняющегося поведения.
- Норма и социальная норма. Виды социальных норм.
- Адаптация и дезадаптация личности. Варианты социальной адаптации личности.
- Биологический подход в определении девиантного поведения личности.
- Психологический подход в определении девиантного поведения личности.
- Социологический подход в определении девиантного поведения личности.
- Аддиктивное поведение личности: сущность и характеристика.
- Понятие зависимости. Виды зависимости.
- Наркомания как вид аддиктивного поведения: определение, причины, последствия.
- Токсикомания как вид аддиктивного поведения: определение, причины, последствия.
- Табакокурение как вид аддиктивного поведения: определение, причины, последствия.
- Алкоголизм как вид аддиктивного поведения: определение, причины, последствия.
- Пищевая зависимости. Виды пищевых аддикций.
- Гемблинг как вид нехимической аддикции. Виды нехимической зависимости.
- Побеги из дома и бродяжничество как вид отклоняющегося поведения: сущность и причины.
- Социально-педагогическая работа с детьми, совершающими побеги.
- Проституция как форма проявления девиантного поведения детей и подростков. Виды проституции.
- Причины и последствия детской проституции.
- Типология проституции. Факторы, сдерживающие развитие проституции.
- Суицидальное поведение подростков: действия, мысли, проявления, самоубийство, мотивация.
- Типология суицидов. Возрастные особенности суицидального поведения.
- Агрессивное поведение как форма отклоняющегося поведения личности.
- Формы, направленность и интенсивность агрессии. Условия формирования агрессивного поведения личности.
- Делинквентное поведение личности: правонарушение, преступление, проступки.
- Возрастные особенности малолетних правонарушителей.
- Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних преступников.
- Вандализм/граффити как особый вид девиации: виды мотивации.
- Девиантная виктимность подростка: понятие, индикаторы.
- Социально-педагогическая профилактика отклонений в поведении детей и подростков.
- Диагностика склонности подростка к девиантному поведению: понятие, методики.
- Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения детей и подростков.
- Функции и этапы коррекционной работы с подростком-девиантом.
- Методы коррекции отклоняющегося поведения личности.
4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
4.1. Списки и основной и дополнительной литературы
основная литература
- Актуальные проблемы профилактики отклоняющегося поведения и ВИЧ-инфекции в молодёжной среде [Текст] : материалы областной межведомственной научно-практической конференции для специалистов социальной сферы 23 января 2007 года. - Тара : Изд-во ОмГПУ, 2007. - 82 с.
- Воспитание и развитие детей, подростков и молодёжи в современных условиях: проблемы, подходы и стратегии [Текст] : материалы региональной научно-практической конференции 12 мая 2006 года / ред. Л. П. Берестовская [и др.]. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2006.
- Змановская Е.В. Девиантноология (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
- Колесникова, Г. И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование [Текст] : учебное пособие / Г. И. Колесникова. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 352 с.
- Манапова, Е. И. Психология девиантного поведения [Текст] : учебное пособие для ВУЗов / Е.И. Манапова. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2004. - 144 с.
- Музаева Ю.А. Девиантное поведение личности: Учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. – 188 с.
- Музаева, Ю.А. Минимизация проблемных полей в педагогической профилактике девиантного поведения детей-сирот в детском доме [Текст] : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Ю. А. Музаева. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2007. - 22 с. : рис. - Библиогр.: с.: 21
- Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пособие / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 185 с.
- Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения [Текст] : учебное пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. - М. : Инфра-М, 2010. - 192 с.
дополнительная литература
- Бергер П.Л. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива. – М., 1996. – С. 67.
- Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., Издательский центр «Академия», 2001. – 160с.
- Волков Ю.Г., Добреньков., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – Изд. 2-е, испр. И доп. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с.
- Волкова Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.И.Добренькова. – М.: Гардарика, 1999. – 432 с.
- Гудонис В. Причины нарушений в раннем развитии детей // Социальная педагогика. – 2004. - №4.- с. 50-56.
- Дараган И. Профилактика отклоняющегося поведения ребенка в начальной школе // Воспитание школьника. - 2006. - №8.- с. 32-37.
- Дубровина И. Взаимодействие школьного психолога с подростками и старшеклассниками // Воспитание школьника. – 2005. - №4. - с. 41-44.
- Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. - М., 1994.
- Епифанова И. Виды и формы дезадаптации подростков с отклоняющимся поведением // Воспитание школьника. - 2006. - №1.- с. 23-26.
- Зикратов В. Девианто-делинкветное поведение детей и подростков (состояние проблемы в Алтайского края) // Социальная педагогика. – 2008. - №1.- С. 47-49.
- Зиядова Д. Мотивы преступлений, совершаемых школьниками // Воспитание школьника. - 2005. - №1.- с. 34-39.
- Калинина Р. Как уберечь детей от наркотиков? // Школьный психолог (ПС). – 2003. - № 45. – С.13.
- Карпец И.И., Спиридонов Л.И. Социальные отклонения. Введение в общую теорию. – М.: Юрид. лит., 1984. – С. 69.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера., 2003. – 160 с.
- Короленко Ц., Загоруйко Е.. Бегство от реальности. Проблемы аддиктивного поведения // Социальная педагогика. – 2005. - №2.- с. 43-44.
- Кравцова Е., Степанова В. Развитие воображения и коррекции детей с трудностями в поведении // Школьный психолог (ПС). – 2004. – № 39 – 42. – С.8 – 11.
- Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», Екатеринбург: «Деловая книга», 200. – 382с.
- Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 536с.
- Кудрявцев В.Н.. Социальные деформации (причины, механизмы и пути преодоления). – М.: Институт государства и права РАН, - 1992. – С.52.
- Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 269 с.
- Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др.; Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.
- Михайлова Л.. Работа с трудными подростками // Воспитание школьника. - 2006. - №10.- с. 40-42.
- Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для ВУЗов. – М.: Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 528с.
- Онопренюк В. Преступления, совершаемые подростками // Воспитание школьника. - 2005. - №2.- с. 52-54.
- Осипова И. Нарушения межличностных отношений как фактор формирования отклоняющегося поведения детей и подростков // Воспитание школьника. - 2006. - №2.- с. 40-46.
- Пахомова О. Развитие и коррекция детей с трудностями в поведении // Школьный психолог (ПС). – 2004. - № 44. – С.20 – 23.
- Пеньков Е.М. Социальные нормы – регуляторы поведения личности. – М.: Издательство «Мысль», 1971. – С. 23.
- Пятаков Е. Подросток и криминал: не допустить, не навредить, не перестараться // Социальная педагогика. – 2008. - №3.- С. 80-92.
- Радугин А.А. Правоведение. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2003. – С. 27.
- Рахманкулова Р. Программа работы (по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников) // Школьный психолог (ПС). – 2003. - № 18. – С.5 – 12.
- Савина Н. Анализ причин делинквентного поведения подростков // Воспитание школьника. - 2008. - №10.- с. 38-43.
- Сафонова Т., Цымбал Е., Олиференко Л., Иванова Н., Демьяненко И.. Жестокое обращение с детьми // Социальная педагогика. – 2003. - №3.- С. 73-82.
- Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272с.
- Социальная работа: Учебное пособие / Под общ. Ред. Проф. В.И.Курбатова. – 3-е изд., перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480с. (серия «Высшее образование») стр 245-256
- Социология: Учебник для вузов / А.И.Кравченко, В.Ф.Анурин. – СПб.: Питер, 2004. – 432с.
- Филатова О.Г. Социология: Учебник для вузов. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002 г. – 512 с.
- Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2991. – 432с.
- Фришманн И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для высших учебных заведений. – М.: Издаьельский центр «Академия», 2001. – 160с.
- Фролов С.С. Социология: учебник для высших учебных заведений. 2-е изд., переработанное и дополнительное. М.: Издательская корпорация, «Логос», 1997. 360 с.: ил.
- Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208с.
- Шкраба О. П. Выявление уровня девиантности подростков как условие её преодоления // Педагогическая диагностика. – 2006. – № 5. – С.101 – 106.
- Шульга Т. И., Слот В., Спаниярд Х. Действия при инцидентах и кризисных ситуациях // Школьный психолог (ПС). – 2004. – С.43 – 46.
- Щелин И. Профилактическая и коррекционная работа с подростками- правонарушителями // Социальная педагогика. – 2003. - №6.- с. 27-30.
- Интернет-источники
- Административная деятельность органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних: монография. Беженцев А.А.Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011 г.
255 с. http://www.knigafund.ru/books/106534 - Клиническая психология. Общая часть: учебное пособие. Човдырова Г.С., Клименко Т.С. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010 г. 247 с. http://www.knigafund.ru/books/106689
- Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие. Холостова Е.И. Издательство: Дашков и К, 2008 г. 278 с. http://www.knigafund.ru/books/16947
- Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие. Павленок П.Д. Издательство: ИНФРА-М, 2007 г.
185 с. http://www.knigafund.ru/books/20861
