Рабочая учебная программа по курсу "Социально-педагогическая работа с подростком-девиантом"

Терещенко Юлия Ахмедовна

Курс «Социально-педагогическая работа с подростком-девиантом» является дисциплиной подготовки бакалавров по направлению «педагогика», профилю «Социальная педагогика». Рассматриваемый курс носит междисциплинарный характер, в первую очередь потому, что сведения по проблеме девиантного поведения можно обнаружить во многих дисциплинах: социологии, медицине, правоведении, педагогике и психологии.

Представленный объем рассматриваемых тем курса позволяет подробно рассмотреть вопросы теории и истории девиантного поведения детей  подростков, подробно остановиться на  описании различных форм девиаций, достаточно полно представить концепции формирования отклонений, предложить методов диагностики, формы и способы профилактики и коррекции девиантного поведения подростков.

В связи с этим основная цель курса: сформировать научно обоснованные целостные представления о сущности девиантного поведения подростков, способах его профилактики и коррекции в системе социальной работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине Социально-педагогическая работа с подростком-девиантом

Составитель: к.п.н., доцент

Терещенко Ю.А.

Таблица распределения общего объема часов

 по видам учебной работы

Курс

Семестр

Объем часов (по наличию видов занятий)

Форма итогового контроля

Общая трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические занятия

Семинары

Лабораторный практикум

Другие виды занятий

Всего

Курсовая

 работа

Реферат

Другие виды

самостоятельной работы

4

7

105

42

20

22

63

13

50

Зачет

4

8

72

28

14

14

44

10

34

Экзамен

Общая  трудоемкость 177 часов

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ;

 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Социально-педагогическая работа с подростком-девиантом» является дисциплиной подготовки бакалавров по направлению «педагогика», профилю «Социальная педагогика». Рассматриваемый курс носит междисциплинарный характер, в первую очередь потому, что сведения по проблеме девиантного поведения можно обнаружить во многих дисциплинах: социологии, медицине, правоведении, педагогике и психологии.

Представленный объем рассматриваемых тем курса позволяет подробно рассмотреть вопросы теории и истории девиантного поведения детей  подростков, подробно остановиться на  описании различных форм девиаций, достаточно полно представить концепции формирования отклонений, предложить методов диагностики, формы и способы профилактики и коррекции девиантного поведения подростков.

В связи с этим основная цель курса: сформировать научно обоснованные целостные представления о сущности девиантного поведения подростков, способах его профилактики и коррекции в системе социальной работы.

Задачи курса:

  1. Ознакомить студентов с основными направлениями и подходами рассмотрения причин возникновения девиантного поведения.
  2. Изучить особенности и специфику социальных норм, определяющих поведение личности в социуме.
  3. Представить методы диагностики девиантного поведения личности.
  4. Обозначить основные виды профилактической и коррекционно-развивающей работы с подростком-девиантом.

Освоение курса «Социально-педагогическая работа с подростком-девиантом» позволит вооружить будущих специалистов знаниями о различных формах отклоняющегося от нормы поведения, являющихся широко распространенными в современном обществе.

В результате освоения курса студент должен:

Знать:

  • сущность концепций формирования девиантного поведения личности;
  • классификацию форм и видов девиантного поведения детей и подростков.

Уметь:

  • устанавливать факт наличия девиации в поведении личности;
  • определять специфику научно-исследовательской и социально-проектной работы, если объектом социологического исследования выступают социальные проявления девиации или лица, принадлежащие к девиантным социально-возрастным группам.

Владеть навыками:

  • организации социологического исследования в предметном поле социологии девиации;
  • анализа информации о социальных последствиях распространения девиации.

Выписка из ГОС ВПО:

Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема. Содержание нормального и отклоняющегося социально-психологического развития ребенка и формы дезадаптации поведения. Диагностика, профилактика и коррекция  девиантного поведения в системе социально-педагогической работы.

Основные понятия курса: 

Девиантное поведение. Норма и отклонение. Социологические теории девиации. Социальная аномия и социальная стигматизация. Аддиктивное поведение. Наркомания, алкоголизм, токсикомания, пищевые аддикции, Компьютерная зависимость. Агрессия и суицидальное поведение. Делинквентное поведение. Социальный паразитизм. Диагностика, профилактика, коррекция девиантного поведения.

На изучение курса  «Социально-педагогическая работа с подростком-девиантом» отводится в седьмом семестре 105 часов: 20 из которых – лекционные занятия, 22 - семинарские; в восьмом семестре 72 часа: 14 из которых – лекционные занятия,  14 - семинарские. Остальной объем работы занимает самостоятельная деятельность студентов, направленная на изучение разделов курса.

Основные формы самостоятельной работы: подбор и изучение необходимой научной, учебной и методической литературы, составление плана, конспекта прочитанного, составление программы профилактики, подбор диагностических методик. Текущий контроль осуществляется в виде устного и письменного опроса; промежуточный – в форме тестирования и терминологических диктантов; итоговый – в виде зачета в седьмом семестре  и экзамена в восьмом.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(с распределением общего бюджета времени в часах)

 Курс

Семестр

Раздел дисциплины, содержание

  Всего

Аудиторные

Самостоятельная работа студентов

Формы межсессионного контроля

 Лекции

Семинарские (практические) занятия

Лабораторный практикум

4

7

Раздел 1. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема. Содержание нормального и отклоняющегося социально-психологического развития ребенка.

Тема 1: Социальная норма как эталон оценки поведения личности.

9

2

2

5

Текущий

Тема 2: Сущность и признаки отклоняющегося поведения подростков.

9

2

2

5

Тема 3: Анализ концепций формирования девиантного поведения личности.

9

2

2

5

Промежуточный

Раздел 2. Формы дезадаптации поведения детей и подростков.

Тема 4. Классификация видов девиантного поведения подростков. Правонарушения.

9

2

2

5

текущий

Тема 5. Социальный паразитизм как форма девиантного поведения.

9

2

2

5

Тема 6. Аддиктивное поведение как вид девиации.

9

2

2

5

Тема 7. Наркотизм, токсикомания и табакокурение в системе дезадаптации поведения.

15

2

13

Промежуточный

Тема 8: Алкоголизм как форма проявления аддиктивного поведения личности.

9

2

2

5

текущий

Тема 9: Пищевые и нехимические виды аддикций.

9

2

2

5

Тема 10: Насилие и агрессия как формы девиантного поведения.

9

2

2

5

Тема 11: Проституция как форма девиантного поведения личности.

9

2

2

5

Промежуточный

Итого:

105

20

22

63

зачет

4

8

Тема 1. Вандализм/граффити как особый вид девиации подростков.

10

2

2

6

Текущий

Тема 2. Роль нравственности и морали в воспитании подростков.

10

2

2

6

Раздел 3. Диагностика, профилактика и коррекция  девиантного поведения в системе социально-педагогической работы.

Тема: 3. Социальный контроль девиантного поведения.

10

2

2

6

Текущий

Тема 4. Девиантная виктимность подростка.

10

2

2

6

Промежуточный

Тема 5. Специфика социально-педагогической диагностики отклонений в поведении личности.

10

2

2

6

Текущий

Тема 6: Социально-педагогическая профилактика девиаций в поведении детей и подростков.

11

2

2

7

Тема 7. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения детей и подростков.

11

2

2

7

Тестиро вание

Итого:

72

14

14

44

экзамен

Всего по дисциплине:

177

34

36

107

        

2.2.1 Содержание лекционного курса

Раздел 1. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема. Содержание нормального и отклоняющегося социально-психологического развития ребенка

(7 семестр)

Тема 1: Социальная норма как эталон оценки поведения личности.

Лекция 1: Социальная норма и ее специфические характеристики: полезность, обязательность, фактическая реализация. Признаки социальных норм.  Классификация социальных норм. Нормы обычаев, нормы традиции, политические нормы, правовые нормы, эстетические нормы.

Тема 2: Сущность и признаки отклоняющегося поведения подростков.

Лекция 2: Критерии отклоняющегося поведения: статистический, качественно-количественная оценка,  психопатологический, социально-нормативный, индивидуально-психологический. Признаки отклоняющегося поведения. Понятие и подходы к определению сущности девиантного поведения личности.

Тема 3: Анализ концепций формирования девиантного поведения личности.

Лекция 3: Направления и концепции в исследовании природы девиантного поведения. Биологическое направление: теория конституциональной предрасположенности, концепция близнецов, роль тестостерона, частоты пульса и уровеня серотонина в крови, хромосомная теория. Психологическое направление: гуманистическая теория, теория психотерапии, психодинамическая теория. Социологическое направление. Теория аномии и напряжения, теория дифференцированной ассоциации, структурный анализ, экономические теории, теория субкультур, теория стигматизации, теории социального контроля.

Раздел 2. Формы дезадаптации поведения детей и подростков

Тема 4. Классификация видов девиантного поведения подростков. Правонарушения.

Лекция 4: Классификация видов девиантного поведения. Первичные     отклонения.    Вторичные отклонения. Отклонения, связанные с нарушением правовых норм. Преступления. Проступки: гражданские, дисциплинарные, административные.

Тема 5. Социальный паразитизм как форма девиантного поведения.

Лекция 5: Социальный паразитизм как общественное явление. Виды социального паразитизма. Причины социального паразитизма. Меры борьбы с социальным паразитизмом.

Тема 6. Аддиктивное поведение как вид девиации.

Лекция 6: Общая характеристика зависимого поведения. Концептуальные модели. Понятие аддикции, аддиктивного поведения. Объект аддикции. Признаки и степень тяжести аддиктивного поведения. Факторы зависимого поведения. Классификация видов аддиктивного поведения. Понятие физической и психической зависимости.

Тема 8: Алкоголизм как форма проявления аддиктивного поведения личности.

Лекция 7: Проблема алкоголизма и пьянства. Виды проявления алкоголизма. Особенности детского алкоголизма. Причины и последствия подросткового алкоголизма. Уровни вовлеченности подростков в употребление спиртных напитков.

Тема 9: Пищевые и нехимические виды аддикций.

Лекция 8: Понятие пищевой зависимости. Невротическая анорексия. Факторы формирования анорексии. Роль семьи в формировании аноректической личности. Невротическая булимия. Схема нарушения пищевого поведения. Булимическая семейная система.

Тема 10: Насилие и агрессия как формы девиантного поведения.

Лекция 9: Насилие и агрессия: понятие и виды. Причины агрессии и насилия. Социально-политическое насилие. Жестокость и насилие в семье. Жестокость по отношению к детям. Система социального обслуживания детей, испытавших насилие.

Тема 11: Проституция как форма девиантного поведения личности.

Лекция 10: История возникновения проституции, ее понятие, признаки. Причин проституции. Типология проституции. Особенности детской проституции. Меры борьбы с проституцией.

(8 семестр)

Тема 11. Вандализм/граффити как особый вид девиации подростков.

Лекция 1: Понятие вандализма. Мотивационные типологии вандализма. Типология С.Коэна. Типология, предлагаемая Д.Кантером. Понятие граффити. Виды граффити. Мотивация рисовальщиков. Творчество в качестве отклонений от нормы. Совершенствование адаптационных возможностей с помощью творчества.  

Тема12. Роль нравственности и морали в воспитании подростков.

Лекция 2: Актуальные проблемы нравственного воспитания. Моральная атмосфера семьи. Мораль и социальный порядок. Характеристика социальных отклонений в сфере морали и пути их преодоления.

Раздел 3. Диагностика, профилактика и коррекция  девиантного поведения в системе социально-педагогической работы

Тема: 12. Социальный контроль девиантного поведения.

Лекция 3: Сущность и подходы к определению понятия «социальный контроль».

Тема 12. Девиантная виктимность подростка.

Лекция 4: Понятие виктимности, девиантной виктимности. Основные индикаторы виктимности подростка. Иррациональные установки, провоцирующие нарушения в когнитивной сфере. Факторы, ведущие к девиантному поведению подростков.

Тема 13. Специфика социально-педагогической диагностики отклонений в поведении личности.

Лекция 5: Понятие диагностики. Психологическая, педагогическая и социально-педагогическая диагностика подростков. Структура социально-педагогической диагностики подростков. Методы социально-педагогической диагностики. Специальные методы социально-педагогической диагностики подростка-девианта.

Тема 14: Социально-педагогическая профилактика девиаций в поведении детей и подростков.

Лекция 6: Понятие профилактики. Психолого-педагогическая профилактика. Виды профилактической работы с подростком-девиантом. Установление контакта с девиантным подростком. Методика контактного взаимодействия с девиантным ребенком. Основные направления психолого-педагогической профилактики.

Тема 15. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения детей и подростков.

Лекция 7: Понятие коррекции. Функции коррекции. Этапы коррекционного воздействия на отклоняющуюся личность. Цели и принципы поведенческой коррекции. Методы коррекции. Принципы организации и осуществления психокоррекционной работы с подростком-девиантом.

2.2.2 Содержание семинасрких занятий

Раздел 1. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема. Содержание нормального и отклоняющегося социально-психологического развития ребенка

(7 семестр)

Семинарское занятие 1: Социальная норма как эталон оценки поведения личности.

План:

  1. Социальная норма и ее специфические характеристики:
  • полезность,
  • обязательность,
  • фактическая реализация.
  1. Признаки социальных норм.  
  2. Способы возникновения и функционирования социальных норм.
  3. Виды социальных норм.
  4. Основания для классификации социальных норм.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Опишите свойства и способы образования социальных норм.
  2. Приведите различия понятий «отклоняющееся поведение» и «социальное отклонение».
  3. Приведите примеры позитивных, негативных и нейтральных отклонений от нормы.

Семинарское занятие 2: Сущность и признаки отклоняющегося поведения подростков.

План:

  1. Поведение как социально-психологическая категория и свойство индивида.
  2. Понятие отклоняющегося поведения. Подходы к определению.
  3. Критерии определения понятия «девиантное поведение».
  4. Специфические особенности отклоняющегося поведения.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Раскройте содержание родственный понятий:
  • Девиация;
  • Отклояющееся поведение;
  • Социальное отклонение;
  • Асоциальное поведение;
  • Антисоциальное поведение;
  • Десоциализация.
  1. Перечислите основные характеритики поведения человека.
  2. В чем сходство и различие понятий «отклоняющееся поведение» и «патологическое поведение»?

Семинарское занятие 3: Анализ концепций формирования девиантного поведения личности.

План:

  1. Биологическое направление:
  • теория конституциональной предрасположенности,
  • частные концепции.
  1. Психологическое направление:
  • гуманистическая теория,
  • теория психотерапии,
  • психодинамическая теория.
  1. Социологическое направление:
  • теория аномии и напряжения,
  • теория дифференцированной ассоциации,
  • структурный анализ,
  • теория стигматизации.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Опишите группы людей, которых выделяет Э. Кречмер при рассмотрении теории конституциональной предрасположенности.
  2. Дайте определение понятию «самоактуализация».
  3. Опишите сущность аномии.

Раздел 2. Формы дезадаптации поведения детей и подростков

Семинарское занятие 4. Классификация видов девиантного поведения подростков. Правонарушения.

План:

  1. Типология форм девиантного поведения подростков.
  2. Отклонения, связанные с нарушением правовых норм.
  3. Преступления подростков.
  4. Проступки в сфере правонарушений:
  • гражданские,
  •  дисциплинарные,
  •  административные.
  1. Делинкветное поведение подросток.
  2. Криминальное поведение подростков.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Сформулируйте определение «несовершеннолетний преступник».
  2. Опишите компоненты преступного поступка.
  3. Определите основные направления деятельности правоохранительных органов в профилактике правонарушений.

Семинарское занятие 5. Социальный паразитизм как форма девиантного поведения.

План:

  1. Понятие социального паразитизма.
  2. Виды социального паразитизма:
  • Бродяжничество;
  • Попрошайничество;
  • Беспризорность;
  • Рецидивизм;
  • Проституция;
  • Иждивенство.
  1. Причины социального паразитизма.
  2. Меры борьбы с социальным паразитизмом.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Сформулируйте определение «паразитирующее поведение».
  2. Опишите виды социально паразитирующего поведения, которые наиболее распространены в среде студенчества Вашего вуза.
  3. Предложите наиболее эффективные меры борьбы с указанными Вами видами социального паразитизма.

Семинарское занятие 6. Аддиктивное поведение как вид девиации.

План:

  1. Общая характеристика аддиктивного поведения.
  2. Формы и степень тяжести зависимого поведения.
  3. Признаки аддиктивного поведения.
  4. Концептуальные модели зависимого поведения.
  5. Факторы аддиктивного поведения.
  6. Понятие «со-зависимость»: сущность и условия формирования.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Опишите основные этапы формирования аддикции.
  2. Дайте определение следющим понятиям:
  • Зависимость;
  • Объект зависимости;
  • Зависимое поведение.
  1. Определите мотивы первичного употребления объекта аддикции.

Семинарское занятие 7. Наркотизм, токсикомания и табакокурение в системе дезадаптации поведения.

План:

  1. Историческая ретроспектива появления и развития наркотизма.
  2. Понятие наркотиков, наркомании.
  3. Особенности подростковой наркомании.
  4. Причины и последствия подростковой наркомании.
  5. Токсикомания как один из видов аддиктивного поведения подростков.
  6. Причины подростковой токсикомании.
  7. Табакокурение как один из видов зависимого поведения среди подрастающего поколения.
  8. Понятие и причины возникновения табачной зависимости.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Перечислите группы особого риска среди современных неформальных объединений, которые имеют большую степень вероятности вовлечения в наркоманию.
  2. Назовите акцентуации характера, оказывающие влияние на формирование наркотической зависимости.

Семинарское занятие 8: Алкоголизм как форма проявления аддиктивного поведения личности.

План:

  1. Понятие и характеристика алкоголизма.
  2. Понятие и характеристика пьянства.
  3. Понятие физической зависимости.
  4. Понятие психической зависимости.
  5. Особенности детского алкоголизма.
  6. Причины и последствия подросткового алкоголизма.
  7. Уровни вовлеченности подростков в употребление спиртных напитков.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Определите различие понятий «алкоголизм» и «пьянство».
  2. Опишите типы семей, которые чаще всего способствуют вовлечению детей в употребление спиртных напитков.

Семинарское занятие 9: Пищевые и нехимические виды аддикций.

План:

  1. Понятие пищевой зависимости.
  2. Невротическая анорексия. Факторы формирования анорексии.  
  3. Невротическая булимия. Схема нарушения пищевого поведения.
  4. Компьютерная зависимость.
  5. Интернет-аддикции.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Определите роль семьи в формировании аноректической личности.
  2. Дайте определение понятию «булимическая семейная система».
  3. Опишите факторы (внешние, внутренние), провоцирующие возникновение и подростка компьютерной зависимости.

Семинарское занятие 10: Насилие и агрессия как формы девиантного поведения.

План:

  1. Понятие агрессии и агрессивного поведения личности.
  2. Формы, направленность и интенсивность агрессивного поведения.
  3. Характеристика насилия и насильственного поведения.
  4. Причины агрессии и насилия.
  5. Жестокость и насилие по отношению к детям.
  6. Система социального обслуживания детей, испытавших насилие и жесткое обращение.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Опишите систему социального обслуживания детей, испытавших насилие и жесткое обращение.
  2. Охарактеризуйте семейное насилие.

Семинарское занятие 11: Проституция как форма девиантного поведения личности.

План:

  1. Понятие и сущность женской проституции.
  2. Мужская проституция: сущность, история возникновения, виды.
  3. Детская проституция: сущность и причины формирования.
  4. Последствия детской проституции.
  5. Особенности детской проституции.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Назовите формы вовлечения детей и подростков  в проституцию.
  2. Назовите основные меры борьбы с детской проституцией в современной России.

Раздел 3. Диагностика, профилактика и коррекция  девиантного поведения в системе социально-педагогической работы

(8 семестр)

Семинарское занятие 1. Вандализм/граффити как особый вид девиации подростков.

План:

  1. Характеристика вандализма.
  2. Типология видов вандализма.
  3. Понятие граффити: история и сущность.
  4. Мотивационная характеристика рисовальщиков.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Дайте определение следующим понятиям:
  • Тактический вандализм;
  • Идеологический вандализм;
  • Злобный вандализм.

2. Опишите виды граффити, которые наиболее часто встречаются в Вашем городе, сельской местности.

Семинарское занятие 2. Роль нравственности и морали в воспитании подростков.

План:

  1. Мораль и нравственности как особые формы общественного сознания.
  2. Роль моральной атмосферы семьи в морально-нравственном воспитании подростка.
  3. Мораль и социальный порядок.
  4. Социальные отклонения в сфере морали.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выделите условия укрепления морали подрастающего поколения в современном обществе.
  2. Перечислите основные причины социальных отклонений в сфере морали в современном российском обществе.

Семинарское занятие 3. Социальный контроль девиантного поведения.

План:

  1. Понятие социального контроля девиантного поведения.
  2. Функции социального контроля.
  3. Виды социального контроля.
  4. Методы социального контроля.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Опишите систему социального контроля по П.Л. Бергеру.
  2. Определите основные факторы социального контроля девиаций.

Семинарское занятие 4. Девиантная виктимность подростка.

План:

  1. Виктимность как свойство человека, способствующее девиации.
  2. Показатели и индикаторы виктимности.
  3. Тревожность как фактор повышения девиантной виктимности.
  4. Нарушения эмоциональной сферы, приводящие к повышению уровня виктимности.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Дайте определение понятию «когнитивные установки личности».
  2. Опишите социально-педагогические факторы, влияющие на развитие девиантной виктимности подростка.

Семинарское занятие 5. Специфика социально-педагогической диагностики отклонений в поведении личности.

План:

  1. Понятие диагностики.
  2. Психологическая диагностика подростков.
  3. Ппедагогическая диагностика подростков.
  4. Социально-педагогическая диагностика подростков.
  5. Структура социально-педагогической диагностики подростков.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Опишите методы социально-педагогической диагностики.
  2. Подберите специальные методы социально-педагогической диагностики подростка-девианта.

Семинарское занятие 6: Социально-педагогическая профилактика девиаций в поведении детей и подростков.

План:

  1. Понятие социально-педагогической профилактики.
  2. Психолого-педагогическая профилактика.
  3. Виды профилактической работы с подростком-девиантом.
  4. Установление контакта с девиантным подростком.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте методику контактного взаимодействия с девиантным ребенком.
  2. Опишите основные направления психолого-педагогической профилактики.

Семинарское занятие 7: Социально-педагогическая коррекция и реабилитация детей и подростков девиантного поведения.

План:

  1. Понятие коррекции: сущность и характеристика.
  2. Функции коррекции девиантного поведения:
  • Воспитательная;
  • Компенсаторная;
  • Стимулирующая;
  • Регулирующая.
  1. Этапы коррекционного воздействия на отклоняющуюся личность.
  2. Цели и принципы поведенческой коррекции.
  3. Методы поведенческой коррекции: педагогические и психотерапевтические.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Приведите принципы организации и осуществления поведенческой коррекции.
  2. Определите цель поведенческой         коррекции.

  1. Задания для самостоятельной работы студентов

  1. Опишите свойства и способы образования социальных норм.
  2. Приведите различия понятий «отклоняющееся поведение» и «социальное отклонение».
  3. Приведите примеры позитивных, негативных и нейтральных отклонений от нормы.
  4. Опишите структуру диспозиции личности.
  5. Охарактеризуйте формы оценки социального объекта.
  6. Назовите признаки диспозиционного поведения личности.
  7. Опишите группы людей, которых выделяет Э. Кречмер при рассмотрении теории конституциональной предрасположенности.
  8. Дайте определение понятию «самоактуализация».
  9. Опишите сущность аномии.
  10. Что включает в себя понятие «иррациональные установки личности»?
  11. Опишите нарушения в эмоционально-волевой сфере, приводящие к повышению уровня виктимности.
  12. Опишите методы социально-педагогической диагностики.
  13. Подберите специальные методы социально-педагогической диагностики подростка-девианта.
  14. Составьте методику контактного взаимодействия с девиантным ребенком.
  15. Опишите основные направления психолого-педагогической профилактики.
  16. Опишите методы поведенческой  коррекции.
  17. Предложите свою программу коррекции одного из видов девиантного поведения личности.
  18. Сформулируйте определение «несовершеннолетний преступник».
  19. Опишите компоненты преступного поступка.
  20. Определите основные направления деятельности правоохранительных органов в профилактике правонарушений.
  21. Опишите основные этапы формирования аддикции.
  22. Укажите факторы, способствующие развитию аддикций.
  23. Определите мотивы первичного употребления объекта аддикции.
  24. Перечислите группы особого риска среди современных неформальных объединений, которые имеют большую степень вероятности вовлечения в наркоманию.
  25. Назовите акцентуации характера, оказывающие влияние на формирование наркотической зависимости.
  26. Определите различие понятий «алкоголизм» и «пьянство».
  27. Опишите типы семей, которые чаще всего способствуют вовлечению детей в употребление спиртных напитков.
  28. Определите роль семьи в формировании аноректической личности.
  29. Дайте определение понятию «булимическая семейная система».
  30. Опишите типологию проституции.
  31. Назовите формы вовлечения детей и подростков  в проституцию.
  32. Охарактеризуйте такую группу населения как «уличные дети».
  33. Назовите основные причины побегов детей из дома.
  34. Какие формы вандализма наиболее распространены в Вашем городе?
  35. Опишите виды граффити.

  1. Порядок аттестации по дисциплине

Тема

Форма и место аттестации

Раздел I. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема. Содержание нормального и отклоняющегося социально-психологического развития ребенка

Тема 1.

Социальная норма как эталон оценки поведения личности.

Вопросы и задания для проведения текущего контроля

Тема 2.

Сущность и признаки отклоняющегося поведения подростков.

Вопросы и задания для проведения текущего контроля

Реферат

Тема 3.  

Анализ концепций формирования девиантного поведения личности.

Вопросы и задания для проведения текущего контроля Терминологический диктант №1

Раздел II. Формы дезадаптации поведения детей и подростков

Тема 4.

Классификация видов девиантного поведения подростков. Правонарушения.

Вопросы и задания для проведения текущего контроля

Тема 5.

Аддиктивное поведение как вид девиации.

Вопросы и задания для проведения текущего контроля

Защита рефератов

Тема 6.

Наркотизм, токсикомания и табакокурение в системе дезадаптации поведения.

Вопросы и задания для проведения текущего контроля

Терминологический диктант № 2

Тема 7.

Алкоголизм как форма проявления аддиктивного поведения личности.

Вопросы и задания для проведения текущего контроля

Тема 8.

Пищевые и нехимические виды аддикций.

Вопросы и задания для проведения текущего контроля

Терминологический диктант №3

Тема 9.

Суицидальное и агрессивное поведение личности.

Вопросы и задания для проведения текущего контроля

Тест по курсу №1

Зачет по дисциплине

Тема 10.

Специфика делинквентного поведения личности.

Вопросы и задания для проведения текущего контроля

Тема 11.

Вандализм/граффити как особый вид девиации подростков.

Вопросы и задания для проведения текущего контроля, Терминологический диктант № 4

Раздел III. Диагностика, профилактика и коррекция  девиантного поведения в системе социально-педагогической работы

Тема 10.

Девиантная виктимность подростка.

Вопросы и задания для проведения текущего контроля

Тема 11.

Специфика социально-педагогической диагностики отклонений в поведении личности.

Вопросы и задания для проведения текущего контроля, использование методик диагностики подростка-девианта

Тема 12.

Социально-педагогическая профилактика девиаций в поведении детей и подростков.

Вопросы и задания для проведения текущего контроля, защита программы профилактики одного из видов девиантного поведения подростков

Тема 13.

Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения детей и подростков.

Вопросы и задания для проведения текущего контроля

Тест по курсу №2

Экзамен по дисциплине

3.1  Темы рефератов и контрольных работ

  1. Социальные нормы как регулятор поведения личности.
  2. Типология отклоняющегося поведения.
  3. Девиации как социально-педагогическая проблема.
  4. Особенности социализации детей с девиантным поведением.
  5. Социальная адаптация трудных подростков.
  6. Роль семьи в предупреждении девиантного поведения.
  7. Пьянство и алкоголизм как социально-педагогическая проблема.
  8. Педагогическая неграмотность  родителей и ее влияние на процесс вовлечения детей в употребление спиртных напитков.
  9. Семейные алкогольные традиции и их влияние на развитие детского алкоголизма.
  10. Особенности социальных отклонений у подростков.
  11. Наркотики и человек.
  12. Специфика подростковой наркомании.
  13. Социальная дезадаптация детей-наркоманов.
  14. Ребенок-наркоман в социуме.
  15. Детская проституция как социальное явление.
  16. Проституция детей: последствия и причины.
  17. Социально-педагогическая профилактика детской проституции.
  18. Социально-педагогическая реабилитация девочек-проституток.
  19. Роль общественных организаций в профилактике преступного поведения несовершеннолетних.
  20. Роль микросреды в формировании личности правонарушителя.
  21. Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей.
  22. Профилактическая работа социального педагога при первичных формах социальной дезадаптации учащихся.
  23. Методы и формы антиалкогольного воспитания в семье.
  24.  Пищевые аддикции и их характеристика.
  25.  Виды девиантного поведения и их классификация.

3.2 Терминологический диктант № 1

  1. Отклоняющееся поведение – это…
  2. Социальная норма – это…
  3. Биологическое направление в исследовании причин девиантного поведения объясняет девиантное поведение как…
  4. Социологическое направление в исследовании причин девиантного поведения объясняет девиантное поведение как…
  5. Психологическое направление в исследовании причин девиантного поведения объясняет девиантное поведение как…

Терминологический диктант №2

  1. Правонарушение – это…
  2. Проступок – это…
  3. Аддиктивное поведение – это…
  4. Наркомания- это…
  5. Токсикомания – это…

Терминологический диктант №3

  1. Алкоголизм – это…
  2. Пьянство – это…
  3. Невротическая булимия – это…
  4. Агрессия – это…
  5. Проституция – это…

Терминологический диктант №4

  1. Вандализм – это…
  2. Социальный контроль – это…
  3. Девиантная виктимность – это…
  4. Внешний социальный контроль девиантного поведения – это…
  5. Граффиити – это…

3.3 Тест по курсу «Социально-педагогическая работа с подростком-девиантом»

тест по курсу № 1

(7 семестр)

  1. Социальная норма – это:
  1. неотъемлемый элемент общественного управления, одно из средств «ориентации поведения личности или социальной группы в определенных условиях и средство контроля со стороны общества за их поведением
  2. поведение, которое выражает типичные социальные связи и отношения, характерное для большинства представителей данного класса или социальной группы, одобряемое ими и встречаемое наиболее часто.
  3. оба ответа верны.
  1. Важнейшими характеристиками всякой социальной нормы являются:
  1. полезность (общественная необходимость).
  2. обязательность и фактическая реализация в поведении людей.
  3. оба ответа верны.
  1. Статистический критерий  позволяет определить норму явления с помощью:
  1. подсчета частоты, с которой оно встречается в популяции.
  2. степени выраженности и степени угрозы для жизни.
  3. оба ответа верны.
  1. Социально-нормативный критерий позволяет оценивать поведение     каждого     человека     с     помощью:
  1. разнообразных социальных норм.
  2. отражает способность личности не только выполнять социальные предписания, но и предполагает также самопознание и самобытие личности.
  3. оба ответа верны.

5. Признаками отклоняющегося поведения личности являются:

  1. несоответствие нормам, нанесение   реального   ущерба   самой   личности   и/или окружающим людям, негативная оценка действий, поступков или образа мышления подростка со стороны других людей, наличие различных проявлений социальной дезадаптации.
  2. многократность, длительность и стойкая повторяемость социально-негативных поступков, отсутствие психопатологии, соответствие нормативам, определяющим возрастные особенности ребенка и половую принадлежность.
  3. оба ответа верны.

6.  Девиация – это:

  1. естественный, закономерный и необходимый способ изменения физических, биологических, социальных систем, служащий механизмом изменчивости, а, следовательно, существования и развития каждой системы.
  2. форма поведения человека, наносящая вред другим людям или самой личности, при удовлетворении собственных потребностей.
  3. оба ответа верны.
  1. Асоциальное поведение – это:
  1. поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит противоправных действий.
  2. противоправное поведение человека.
  3. оба ответа верны.
  1. Гражданские проступки – это:
  1. правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и определенных имущественных отношений
  2. правонарушения, совершаемые в сфере государственного управления
  3. правонарушения, совершаемые в сфере служебных, организационных отношений.
  1.  Административные проступки – это:
  1. правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и определенных имущественных отношений
  2. правонарушения, совершаемые в сфере государственного управления
  3. правонарушения, совершаемые в сфере служебных, организационных отношений.
  1. Дисциплинарные проступки – это:
  1. правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и определенных имущественных отношений
  2. правонарушения, совершаемые в сфере государственного управления
  3. правонарушения, совершаемые в сфере служебных, организационных отношений.
  1. Аддиктивное поведение – это:
  1. одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности.
  2. неумеренное употребление спиртных напитков (пьянство), приводящее к нарушению норм поведения в быту, обществе, в сфере трудовой деятельности.
  3. оба ответа верны.
  1. Пьянство – это:
  1. систематическое либо чрезмерное употребление спиртных напитков без болезненного влечения к ним.
  2. заболевание, проявляющееся в виде физической и психической зависимости от алкоголя и приводящее к социальной, психической, физической деградации личности, а также к алкогольным психозам.
  3. оба ответа верны.
  1. Психическая зависимость:
  1. характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу.
  2. состояние, при котором употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения.
  3. оба ответа верны.
  1. Физическая зависимость:
  1. характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу.
  2. состояние, при котором употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения.
  3. оба ответа верны.
  1. Наркомания – это:
  1. болезненное состояние, характеризующееся явлениями психической и физической зависимости, настоятельной потребностью в повторном      многократном употреблении психоактивных средств, принимающей форму непреодолимого влечения.
  2. один из видов отклоняющегося поведения, также заболевание, но вызванное потреблением не наркотических, а иных средств, формирующих зависимость и оказывающих разрушительное воздействие на психику и организм человека.
  3. оба ответа верны.

тест по курсу №2

(8 семестр)

  1. Девиантное поведение – это:
  1. Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу и самой личности.
  2. Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу.
  3. Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб самой личности.
  1. Социальная норма – это:
  1. Совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.
  2. Совокупность требований и ожиданий, которые составляют и регламентируют законодательные органы РФ.
  3. Совокупность требований и ожиданий, которые устанавливают между собой члены той или иной социальной группы для избежания конфликтного поведения.
  1. Регламентированы ли нормы нравсвенности и морали в законодательных актах?
  1. Да.
  2. Нет.
  3. Только в некоторых странах.

4.Социальные отклонения – это:

  1. Нарушения социальных норма, которые характеризуются массовостью, устойчивостью и распространенностью.
  2. Нарушения социальных норм на уровне отдельных индивидов.
  3. Нарушения социальных норм в микросоциуме.

5.Какого вида отклоняющегося поведения не существует?

  1. Антисоциальное.
  2. Асоциальное.
  3. Просоциалное.

6.Антисоциальное поведение – это:

  1. Нарушение правовых норм.
  2. Нарушение морально-нравственных норм.
  3. Социальная пассивность личности.

7.Какой из указанных признаков является ведущим при проявлении агрессии?

  1. Тенденция к доминированию над другими и подчинению их свое воли.
  2. Тенденция к сокращению взаимодействия с людьми.
  3. Тенденция к установлению равноправия между людьми.

8.Является ли делинквентное поведение способом нарушения правовых норм?

  1. Да.
  2. Нет.
  3. Только при нарушении прав и свобод другого человека.

9. Аддикция – это:

  1. Зависимость.
  2. Вредная привычка.
  3. Периодическое употребление, не вызывающее привыкание.

10. Относится ли наркомания, алкоголизм и токсикомания к формам аддиктивного поведения личности?

  1. Да.
  2. Нет.
  3. Только при возникновении психической зависимости.

11. К какой группе аддикций относят невротическую булимию?

  1. К химической.
  2. К пищевой.
  3. Ни к одной из перечисленных.

12. Суицидальные действия включают в себя:

  1. Суицидальную попытку.
  2. Суицидальные мысли.
  3. Завершенный суицид.
  4. Суицидальную попытку и завершенный суицид.
  5. Суицидальные мысли и заверенный суицид.

13. Является ли одаренность в какой-либо из областей науки девиантным поведением?

  1. Да.
  2. Нет.
  3. Только при употреблении вредных веществ.

14. Граффити – это:

  1. Настенные рисунки и надписи.
  2. Уничтожение памятников культуры.
  3. Засорение мест общественного пользования.

15. Какого вида отклонений не существует?

  1. Первичные.
  2. Вторичные.
  3. Третичные.

16. Какой из данных видов девиантного поведения не входит в группу аддикций?

  1. Токсикомания.
  2. Наркомания.
  3. Компьютерная зависимость.
  4. Любовь к азартным играм.
  5. Курение.
  6. Проступок.

17. Является ли педофилия одним из видов девиантного поведения?

  1. Да.
  2. Нет.
  3. Только при употреблении наркотических веществ.

18. Булимия – это один из видов пищевых аддикций, для которого характерно:

  1. Переедание.
  2. Голодание.
  3. Отказ от пищи.

19. существует ли мужская проституция?

  1. Да.
  2. Нет.
  3. Только при достижении совершеннолетия.

20. Какой вид проступков не существует?

  1. Гражданский.
  2. Административный.
  3. Дисциплинарный.
  4. Уголовный.

 3.4 Вопросы к зачету по курсу «Социально-педагогическая работа с подростком-девиантом»

  1. Понятие и характеристика девиантного поведения.
  2. Норма и  социальная норма.
  3. Виды социальных норм.
  4. Биологический подход в определении девиантного поведения личности.
  5. Социологический подход в определении девиантного поведения личности.
  6. Психологический подход в определении девиантного поведения личности.
  1. Понятие  и признаки аддиктивного поведения. Факторы зависимого поведения.
  2. Понятие наркомании. Особенности подростковой наркомании.
  3. Понятие и причины подростковой токсикомании.  
  4. Сущность и характеристика различных видов пищевых аддикций: анорексия, булимия.
  5. Понятие алкоголизма, пьянства. Виды проявления и особенности детского алкоголизма.
  6. Причины и последствия детского алкоголизма.
  7. Нехимические виды аддикций: компьютерная и Интернет-зависимость.
  8. Определение и содержание понятий: суицидальные действия, суицидальные проявления, самоубийство.
  9. Сущностная характеристика агрессии и агрессивного поведения.
  10. Формы, направленность и виды агрессии.
  11. Противоправная мотивация и возрастные особенности малолетних правонарушителей.
  12. Делинквентное поведение: понятие, сущность, характеристика.
  13. Определение понятий: правонарушение, преступление, проступок. Их виды и специфика.

3.5 Вопросы к экзамену по курсу «Социально-педагогическая работа с подростком-девиантом»

  1. Подростковый возраст: понятие, сущность, особенности развития личности.
  2. Понятие поведения, девиантного поведения. Разнообразие подходов.
  3. Критерии определения понятия «девиантное поведение». Уровни отклоняющегося поведения.
  4. Норма и социальная норма. Виды социальных норм.
  5. Адаптация и дезадаптация личности. Варианты социальной адаптации личности.
  6. Биологический подход в определении девиантного поведения личности.
  7. Психологический подход в определении девиантного поведения личности.
  8. Социологический подход в определении девиантного поведения личности.
  9. Аддиктивное поведение личности: сущность и характеристика.
  10. Понятие зависимости. Виды зависимости.
  11. Наркомания как вид аддиктивного поведения: определение, причины, последствия.
  12. Токсикомания как вид аддиктивного поведения: определение, причины, последствия.
  13. Табакокурение как вид аддиктивного поведения: определение, причины, последствия.
  14. Алкоголизм как вид аддиктивного поведения: определение, причины, последствия.
  15. Пищевая зависимости. Виды пищевых аддикций.
  16. Гемблинг как вид нехимической аддикции. Виды нехимической зависимости.
  17.  Побеги из дома и бродяжничество как вид отклоняющегося поведения: сущность и причины.
  18. Социально-педагогическая работа с детьми, совершающими побеги.
  19. Проституция как форма проявления девиантного поведения детей и подростков. Виды проституции.
  20. Причины и последствия детской проституции.
  21. Типология проституции. Факторы, сдерживающие развитие проституции.
  22. Суицидальное поведение подростков: действия, мысли, проявления, самоубийство, мотивация.
  23. Типология суицидов. Возрастные особенности суицидального поведения.
  24. Агрессивное поведение как форма отклоняющегося поведения личности.
  25. Формы, направленность и интенсивность агрессии. Условия формирования агрессивного поведения личности.
  26. Делинквентное поведение личности: правонарушение, преступление, проступки.
  27. Возрастные особенности малолетних правонарушителей.
  28. Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних преступников.
  29. Вандализм/граффити как особый вид девиации: виды мотивации.
  30. Девиантная виктимность подростка: понятие, индикаторы.
  31. Социально-педагогическая профилактика отклонений в поведении детей и подростков.
  32. Диагностика склонности подростка к девиантному поведению: понятие, методики.
  33. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения детей и подростков.
  34. Функции и этапы коррекционной работы с подростком-девиантом.
  35. Методы коррекции отклоняющегося поведения личности.

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

4.1. Списки и основной и дополнительной литературы

основная литература

  1. Актуальные проблемы профилактики отклоняющегося поведения и ВИЧ-инфекции в молодёжной среде [Текст] : материалы областной межведомственной научно-практической конференции для специалистов социальной сферы 23 января 2007 года. - Тара : Изд-во ОмГПУ, 2007. - 82 с.
  2. Воспитание и развитие детей, подростков и молодёжи в современных условиях: проблемы, подходы и стратегии [Текст] : материалы региональной научно-практической конференции 12 мая 2006 года / ред. Л. П. Берестовская [и др.]. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2006.
  3. Змановская Е.В. Девиантноология (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
  4. Колесникова, Г. И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование [Текст] : учебное пособие / Г. И. Колесникова. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 352 с.
  5. Манапова, Е. И. Психология девиантного поведения [Текст] : учебное пособие для ВУЗов / Е.И. Манапова. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2004. - 144 с.
  6. Музаева Ю.А. Девиантное поведение личности: Учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. – 188 с.
  7. Музаева, Ю.А. Минимизация проблемных полей в педагогической профилактике девиантного поведения детей-сирот в детском доме [Текст] : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Ю. А. Музаева. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2007. - 22 с. : рис. - Библиогр.: с.: 21
  8. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пособие / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 185 с.
  9. Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения [Текст] : учебное пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. - М. : Инфра-М, 2010. - 192 с.

дополнительная литература

  1. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива. – М., 1996. – С. 67.
  2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., Издательский центр «Академия», 2001. – 160с.
  3. Волков Ю.Г., Добреньков., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – Изд. 2-е, испр. И доп. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с.
  4. Волкова Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.И.Добренькова. – М.: Гардарика, 1999. – 432 с.
  5. Гудонис В. Причины нарушений в раннем развитии детей // Социальная педагогика. – 2004. - №4.- с. 50-56.
  6. Дараган И. Профилактика отклоняющегося поведения ребенка в начальной школе // Воспитание школьника. -   2006. - №8.- с. 32-37.
  7. Дубровина И. Взаимодействие школьного психолога с подростками и старшеклассниками  // Воспитание школьника. – 2005. - №4. -  с. 41-44.
  8. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. - М., 1994.
  9. Епифанова И. Виды и формы дезадаптации подростков с отклоняющимся поведением //  Воспитание школьника. -   2006. - №1.- с. 23-26.
  10. Зикратов В.  Девианто-делинкветное поведение детей и подростков (состояние проблемы в Алтайского края) // Социальная педагогика. – 2008. - №1.- С. 47-49.
  11. Зиядова Д. Мотивы  преступлений, совершаемых школьниками // Воспитание школьника. -   2005. - №1.- с. 34-39.
  12. Калинина Р. Как уберечь детей от наркотиков? // Школьный психолог (ПС). – 2003. - № 45. – С.13.
  13. Карпец И.И., Спиридонов Л.И. Социальные отклонения. Введение в общую теорию. – М.: Юрид. лит., 1984. – С. 69.
  14. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера., 2003. – 160 с.
  15. Короленко Ц., Загоруйко Е.. Бегство от реальности. Проблемы аддиктивного поведения // Социальная педагогика. – 2005. - №2.- с. 43-44.
  16. Кравцова Е., Степанова В. Развитие воображения и коррекции детей с трудностями в поведении // Школьный психолог (ПС). – 2004. – № 39 – 42. – С.8 – 11.
  17. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», Екатеринбург: «Деловая книга», 200. – 382с.
  18. Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 536с.
  19. Кудрявцев В.Н.. Социальные деформации (причины, механизмы и пути преодоления). – М.: Институт государства и права РАН, - 1992. – С.52.
  20. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 269 с.
  21. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др.; Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.
  22. Михайлова Л.. Работа с трудными подростками // Воспитание школьника. -   2006. - №10.- с. 40-42.
  23. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для ВУЗов. – М.:   Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 528с.
  24. Онопренюк В. Преступления, совершаемые подростками // Воспитание школьника. -   2005. - №2.- с. 52-54.
  25. Осипова И. Нарушения межличностных отношений как фактор формирования отклоняющегося поведения  детей и подростков // Воспитание школьника. -   2006. - №2.- с. 40-46.
  26. Пахомова О. Развитие и коррекция детей с трудностями в поведении // Школьный психолог (ПС). – 2004. - № 44. – С.20 – 23.
  27. Пеньков Е.М. Социальные нормы – регуляторы поведения личности. – М.: Издательство «Мысль», 1971. – С. 23.
  28. Пятаков Е. Подросток и криминал: не допустить, не навредить, не перестараться // Социальная педагогика. – 2008. - №3.- С. 80-92.
  29. Радугин А.А. Правоведение. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2003. – С. 27.
  30. Рахманкулова Р. Программа работы (по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников) // Школьный психолог (ПС). – 2003. - № 18. – С.5 – 12.
  31. Савина Н. Анализ причин делинквентного поведения подростков // Воспитание школьника. -   2008. - №10.- с. 38-43.
  32. Сафонова Т., Цымбал Е., Олиференко Л., Иванова Н., Демьяненко И.. Жестокое обращение  с детьми // Социальная педагогика. – 2003. - №3.- С. 73-82.
  33. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272с.
  34. Социальная работа: Учебное пособие / Под общ. Ред. Проф. В.И.Курбатова. – 3-е изд., перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480с. (серия «Высшее образование») стр 245-256
  35. Социология: Учебник для вузов / А.И.Кравченко, В.Ф.Анурин. – СПб.: Питер, 2004. – 432с.
  36. Филатова О.Г. Социология: Учебник для вузов. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002 г. – 512 с.
  37. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2991. – 432с.
  38. Фришманн И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для высших учебных заведений. – М.: Издаьельский центр «Академия», 2001. – 160с.
  39. Фролов С.С. Социология: учебник для высших учебных заведений. 2-е изд., переработанное и дополнительное. М.: Издательская корпорация, «Логос», 1997. 360 с.: ил.
  40. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208с.
  41. Шкраба О. П. Выявление уровня девиантности подростков как условие её преодоления // Педагогическая диагностика. – 2006. – № 5. – С.101 – 106.
  42. Шульга Т. И., Слот В., Спаниярд Х. Действия при инцидентах и кризисных ситуациях // Школьный психолог (ПС). – 2004. – С.43 – 46.
  43. Щелин И. Профилактическая и коррекционная работа с подростками- правонарушителями // Социальная педагогика. – 2003. - №6.- с. 27-30.
  1. Интернет-источники
  1. Административная деятельность органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних: монография. Беженцев А.А.Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011 г.
    255 с.
    http://www.knigafund.ru/books/106534
  2. Клиническая психология. Общая часть: учебное пособие. Човдырова Г.С.Клименко Т.С. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010 г. 247 с. http://www.knigafund.ru/books/106689
  3. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие. Холостова Е.И. Издательство: Дашков и К, 2008 г. 278 с. http://www.knigafund.ru/books/16947
  4. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие. Павленок П.Д. Издательство: ИНФРА-М, 2007 г.
    185 с.
    http://www.knigafund.ru/books/20861