Речевое развитие.

Ягунова Лариса Анатольевна

 

  Определение уровня речевого развития ребенка —одна из наиболее актуальных тем целого ряда научных дисциплин, так или иначе связанных с проблемами обучения и образования подрастающего поколения: дошкольной педагогики, лингводидактики, дефектологии в целом и логопедии в частности, онтолингвистики, когнитивной психологии, нейропсихологии и мн.др. Способность владеть языком и речью является необычайно значимой в жизни каждого человека. Она необходима для нормального вхождения ребенка в общество, его воспитания, обучения, становления личности, т.е. социокультурной адаптации. Пронизывая все без исключения сферы человеческой жизни, речь является залогом полноценного развития каждой из них. Своевременное выявление и грамотная интерпретация речевых возможностей (достижений) ребенка позволяют эффективно решать целый комплекс образовательных, развивающих и коррекционных задач, так как состояние речи является важным диагностическим признаком общепсихического развития ребенка  .         

  Наиболее четкому структурированию в практическом применении поддаются задания, позволяющие оценить речь по таким параметрам, как: — сформированность лексической системности; —сформированность грамматической компетенции; —сформированность фонологической компетенции; - сформированность текстовой деятельности. Психологическая база речи (оперативная и долговременная память, способность концентрировать и распределять внимание, когнитивные процессы).    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

 РЕЧЕВОЕ      РАЗВИТИЕ.        

                                                                                         Учитель-логопед: Ягунова Л.А.

                                                   Определение уровня речевого развития ребенка —одна из наиболее актуальных тем целого ряда научных дисциплин, так или иначе связанных с проблемами обучения и образования подрастающего поколения: дошкольной педагогики, лингводидактики, дефектологии в целом и логопедии в частности, онтолингвистики, когнитивной психологии, нейропсихологии и мн.др. Способность владеть языком и речью является необычайно значимой в жизни каждого человека. Она необходима для нормального вхождения ребенка в общество, его воспитания, обучения, становления личности, т.е. социокультурной адаптации. Пронизывая все без исключения сферы человеческой жизни, речь является залогом полноценного развития каждой из них. Своевременное выявление и грамотная интерпретация речевых возможностей (достижений) ребенка позволяют эффективно решать целый комплекс образовательных, развивающих и коррекционных задач, так как состояние речи являетсяважным диагностическим признаком общепсихического развития ребенка  .                        Наиболее четкому структурированию в практическом применении поддаются задания, позволяющие оценить речь по таким параметрам, как: — сформированность лексической системности; —сформированность грамматической компетенции; —сформированность фонологической компетенции; - сформированность текстовой деятельности. Психологическая база речи (оперативная и долговременная память, способность концентрировать и распределять внимание, когнитивные процессы).      

Речь  -  это форма существования сознания , форма обобщенного отражения действительности, орудие мышления . Ни  речевые исследования , ни обучение  речи нельзя отрывать от самого человека , ибо речь представляет собой не просто систему знаков , которую человек использует для общения , но часть  его самого – его физиологию и психику , его деятельность и поведение.

 Речевые ошибки – какие они ?

Мы наблюдаем два основных типов речевых ошибок : нарушения синтеза (ошибки содержания ,смысловые) и языкового кодирования этого смысла (чисто лингвистические)

 При этом  не следует забывать , что выполнение конкретных речемыслительных действий (операций ) зависит от состояния таких сфер  психики , как память (оперативная и долговременная) и внимание (концентрация и распределение).    

   Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более продуктивно, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим.

                        Любая игра решает определённую задачу, направленную на понимание, накопление, расширение знаний детей, а также речевых умений.

В основе работы по развитию речи детей лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексического, грамматического, развитие связной речи). Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которые на каждом временном этапе выступают в разных сочетаниях. Поэтому нужно вызвать интерес к процессу познания, помочь детям самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы.

Возможно ли надолго сохранить «огонёк» детской пытливости и жажды знаний? Конечно, возможно. Только так и должно быть! Главное не бояться быть добрым, ласковым с детьми.

Твёрдая ориентация на ИГРУ как на средство, метод, форму организации развивающей деятельности маленьких человечков поможет педагогу сделать его труд радостным.

Для формирования связной речи следует использовать рассказы по серии сюжетных картинок. Берется три сюжетные картинки и предлагается детям внимательно их рассмотреть, а затем разложить картинки по порядку. Далее предлагается придумать к каждой картинки предложение, придумать имена персонажам, еще раз рассмотреть картинки по порядку поэтапно, а затем предлагается рассказать про героев по порядку.

Составлять связной рассказ по сюжетной картинке сложнее. Поэтому предлагается сначала учить детей рассматривать картинку, отмечать детали, Т.е. тренировать внимание, память.

Например, игра «КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ?»

Оборудование: сюжетные картинки, фишки

Ход игры: Вывешивается картинка и предлагается рассказать, что на ней изображено. Кто больше увидит? Игра продолжается до тех пор, пока не названо все существенное. Момент соревнования мобилизует активность детей. Дети называют не только предметы и лица, но и их действия или состояния. И, наконец, составляют связной рассказ.

Можно варьировать эту игру. Рассмотреть картинку, затем она убирается, и дети по памяти рассказывают, затем проверяют рассказанное по картинке.

При обучении детей описательному рассказу, необходимо научить рассказывать о том, что они не раз видели и хорошо знают. Желательно, чтобы тема рассказа была понятна и близка, чтобы ребенок мог больше рассказать о предмете, выразить свое отношение к нему.

Игра «ВАМ ПОСЫЛКА».

Цель: составить описательный рассказ.

Оборудование: игрушки, упакованные в пакеты (каждому по одной)

Ход игры: Нам сегодня принесли посылку для каждого из вас и мне тоже. Давайте я вам расскажу, что я получила. Это персик, он овальный, ворсистый, розово-оранжевый, румяный, сочный, сладкий. Это фрукт. Он растет на дереве. Он очень вкусный и полезный. Из него варят компот, варенье, джем, сок, повидло. Расскажи, что получили вы?

ан сладкий, а апельсин ... (кислый) или сочетание (кисло-сладкий).

Игра «ПОЧЕМУЧКА» поможет научить ребенка составлять сложноподчиненные предложения с союзом «потому что».

Оборудование: предметные картинки (варежки, шуба, врач, зонт, птица ...).

Ход игры: Сегодня вы будете почемучками, будете задавать мне вопросы, а я на них постараюсь ответить. Затем поменяемся ролями.

Вопросы: Почему пришел врач? Почему люди берут зонты? Почему зимой надевают варежки? Почему улетают птицы? Почему зимой нельзя купаться? Почему летом не носят шубу? Почему нельзя есть снег? (Следить, чтобы отвечая на вопросы дети употребляли союз «потому что»).

Формирование связной речи начинается с материала, который легко поддается инсценировки. В играх-диалогах действуют и разговаривают зверюшки, маски которых раздают детям. Игры требуют быстрого включения в ситуацию и речь. Маски вводят ребенка в образ, требуют от него подражания голосам и повадкам животных, учат передавать словом и интонацией различные оттенки чувств: радость, удивления, обиду. Диалоги можно проводить в виде различных игр и инсценировок. После первого прочтения текста уточняется смысл диалога, отношение между действующими лицами. Уточняется понимание детей отдельных слов и всего текста.

«СОРОКА И МЕДВЕДЬ».

- Эй, мишка-медведь, на вопрос ответь!

- Какой вопрос, стрекатуха?

- Почему тебя медведем зовут? Глухарь - он весной глухой, понятно. Заяц-беляк - он зимой белый, понятно. А вот медведь - непонятно.

- Ха-ха-ха! Бестолковая ты птица. Мед-ведь, значит - мед ведающий. Знаю, где в лесу мед спрятан.

- А где он, мед-то?

- Так я тебе и сказал! Ты же всем разболтаешь сразу. Все вы в лесу тогда медведями станете.

 (Селиверстова стр. 252 – 253).

Для обучения детей пере сказу берутся короткие рассказы. После прочтения текста каждое предложение разбирается по вопросам. Устанавливаются причинно-следственные и временные связи, определяется значения отдельных слов. Дети учатся отвечать на вопросы одним словом и целым предложением, взятым из текста. Желательно подобрать к каждому тексту картинку или серию картинок. Серия картинок создает план рассказа, опираясь на который, дети могут воспроизвести текст. Можно предложить детям план-схему пересказа. Он также значительно облегчит ребенку задачу передать текст последовательно.

«СПОР ЖИВОТНЫХ» (стр.257 Селиверстов). «РАССКАЗ НЕЗНАЙКИ»

Цель: работать с деформированным текстом. Оборудование: Незнайка, конверт с письмом.

Ход игры: Посмотрите, Незнайка прислал нам рассказ. Но я ничего не могу понять. Я вам его прочитаю: «Она занозила руку. Врач вытащил занозу. Лиза мыла розу». Получился рассказ у Незнайки? Почему? (Он рассказал все не по порядку). Давайте исправим этот рассказ. Расскажем все по порядку. Как вы думаете, что было сначала? (Лиза мыла розу) Что случилось потом? (Лиза занозила руку) Чем кончился рассказ? (Врач вытащил занозу) А теперь вы сами перескажите текст в правильной последовательности.

Для формирования связной речи следует использовать рассказы по серии сюжетных картинок. Берется три сюжетные картинки и предлагается детям внимательно их рассмотреть, а затем разложить картинки по порядку. Далее предлагается придумать к каждой картинки предложение, придумать имена персонажам, еще раз рассмотреть картинки по порядку поэтапно, а затем предлагается рассказать про героев по порядку.

Составлять связной рассказ по сюжетной картинке сложнее. Поэтому предлагается сначала учить детей рассматривать картинку, отмечать детали, Т.е. тренировать внимание, память.

Например, игра «КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ?»

Оборудование: сюжетные картинки, фишки

Ход игры: Вывешивается картинка и предлагается рассказать, что на ней изображено. Кто больше увидит? Игра продолжается до тех пор, пока не названо все существенное. Момент соревнования мобилизует активность детей. Дети называют не только предметы и лица, но и их действия или состояния. И, наконец, составляют связной рассказ.

Можно варьировать эту игру. Рассмотреть картинку, затем она убирается, и дети по памяти рассказывают, затем проверяют рассказанное по картинке.

При обучении детей описательному рассказу, необходимо научить рассказывать о том, что они не раз видели и хорошо знают. Желательно, чтобы тема рассказа была понятна и близка, чтобы ребенок мог больше рассказать о предмете, выразить свое отношение к нему.

Игра «ВАМ ПОСЫЛКА».

Цель: составить описательный рассказ.

Оборудование: игрушки, упакованные в пакеты (каждому по одной)

Ход игры: Нам сегодня принесли посылку для каждого из вас и мне тоже. Давайте я вам расскажу, что я получила. Это персик, он овальный, ворсистый, розово-оранжевый, румяный, сочный, сладкий. Это фрукт. Он растет на дереве. Он очень вкусный и полезный. Из него варят компот, варенье, джем, сок, повидло. Расскажи, что получили вы.