Картотека литературы

Жигун Светлана Ивановна

Картотека литературы по экологическому воспитанию младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdel_1_kartoteka_literatury.docx43.46 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1

Картотека литературы по экологическому воспитанию младших школьников

№ п/п

Источник информации

Краткая аннотация

Название

Автор, год издания, издательство

1.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»

Автор: Коллектив авторов
Издательство: Эксмо, Кодексы
Год: 2013

Издание содержит текст Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями на 2013 год. 

Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.

     Цель нового закона — предоставить каждому максимально доступные условия для того, чтобы получить дошкольное и обязательное общее образование, выбирать действительно качественные образовательные организации для получения профессионального образования, работая, профессионально совершенствоваться, осваивать новые технологии.

     Новый Закон об образовании - комплексный базовый акт, интегрирующий в себе как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования. Он заменяет целый ряд законодательных актов. В их числе - Закон об образовании от 1992 года, Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 1996 года.

2.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

М-во образования и науки Рос. Федерации.

М. : Просвещение, 2011.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

3.

Красная книга Калининградской  области

В.П.Дедков, Г.В.Гришанов

Калининград

РГУ им.И.Канта ,2010

Красная книга Калининградской области является официальным документом и содержит сведения о состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения объектах животного и растительного мира ,обитающих на территории региона

4.

Памятники природы и другие особо охраняемые природные территории Калининградской области

В.А.Медведев

О флоре и фауне региона

5.

Географический атлас Калининградской области

В.В.Орлёнок

2002

Содержит сведения о состоянии социально- экономической сферы и экологии области

6.

Окружающий мир, 2 класс, Наша планета Земля

Образовательная система – школа 2100

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.

Баласс,2013

Учебник предназначен для учащихся 2-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, является продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100». С опорой на собственный опыт ребёнка учебник формирует целостное представление о мире, интерес к его познанию и создаёт базу для изучения основ наук в основной школе.

7.

Окружающий мир, Человек и человечество, 4 класс

Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С

Баласс,2013

   Учебник предназначен для учащихся 4-го класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, является продолжение непрерывного курса и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы "Школа 2100".

8.

Окружающий мир, Учебник 4 класс

Начальная школа XXI века

Виноградова Н.Ф.

Вентана-Граф, 2013

Учебник продолжает формирование знаний школьников о месте человека в системе “природа - общество”, расширяет представления о биологической и социальной сущности человека, его организме, правилах здорового образа жизни, обогащает знания учащихся по истории России. Познавательные и обучающие задания направлены на развитие культуры, эрудиции, творческих способностей школьника.
Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

9.

Окружающий мир, 2 класс

Образовательная система – Школа России

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

Просвещение,2013

Учебник доработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
В учебнике наряду с сезонными изменениями в природе рассматриваются труд и праздники людей в разное время года, вопросы охраны здоровья, тесно связанные с актуализацией детской игровой культуры народов России, а также проблемы охраны природы. Кроме знаковой системы навигации, в методический аппарат учебника вводятся рубрики «Вспомним», «Обсудим», «Подумаем», «Узнаем подробнее», «Проверим себя». Рубрики «Мы узнаем», «Мы научимся» перед каждым разделом ориентируют ребёнка в содержании и планируемых результатах его учебной деятельности.

10.

Окружающий мир, 4 класс

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

Просвещение,2013

   Учебник разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. В учебнике на основе материала естественно-научных и историко-обществоведческих знаний раскрыта ценность социально-нравственных взаимоотношений людей в обществе, представлен широкий круг фактов, которые помогут учащимся практически освоить смысл понятий "гражданин", "соотечественник", "гражданское общество", "российский народ". Разнообразные природоведческие и историко-культурные сведения объединены в учебнике идеей сохранения и развития природного и культурного достояния России,
Методический аппарат, сохраняя сложившуюся в учебниках 1-3 классов структуру, включает новую рубрику "Календарь памятных дат". В рубрике "За страницами учебника" расширяется диапазон направлений, предлагаемых для проектной деятельности

11.

«Актуальные вопросы экологического

образования школьников»

 А.В. Миронов

Журнал «Начальная школа плюс До и После»

2013, № 11  изд.ООО «Баласс»

В статье определяется экологическое образование как процесс обучения и воспитания школьников в области взаимоотношений с природной средой. Обосновывается введение экологического аспекта в преподавание различных дисциплин, формирование у учащихся экологического мышления; приводятся рекомендации, обеспечивающие организацию этих процессов.

Ключевые слова:

экологическое образование, экологическое обучение, экологическое воспитание, экологическое мышление, экоцентрическое сознание, экология человека.

12.

«Экологическое образование –

гарантия будущего для человечества»

А.А. Вахрушев

Журнал «Начальная школа плюс До и После»

2013, № 11  изд.ООО «Баласс»

В статье дано определение экологии в школе, доказывается значимость экологического образования в современном мире, приводятся и раскрываются четыре закона экологии Б. Коммонера. Излагаются идеи и задачи экологического образования в Образовательной системе «Школа 2100».

Ключевые слова: экологическое образование, окружающая среда, экологические законы Б. Коммонера, линии развития учащихся средствами предмета «Биология»

13.

«Полевые экологические практикумы

и исследовательская (проектная)

деятельность школьников в природе»

А.С. Боголюбов, О.В. Глушенков, Д.А. Фёдорова

Журнал «Начальная школа плюс До и После»

2013, № 11  изд.ООО «Баласс»

В статье освещается деятельность учебного

центра «Экосистема», созданного с целью обеспечить непосредственный контакт школьников с природой. Обосновывается необходимость полевой практики школьников; излагается содержание комплексных учебных программ по экологии; описываются методические, вспомогательные и дополнительные материалы.

Ключевые слова:

экологический центр, полевая практика, экскурсия в природу, методика преподавания экологии.

14.

Экологические праздники для детей : учебно-методическое пособие

Молодова Л.П.

М.:ЦГЛ,2003.-128с.

Пособие предлагает игры и фрагменты праздничных и развлекательных программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста .Все они имеют экологическое содержание и предусматривают воспитание у детей экологической культуры.

15.

Метод проектов

в экологическом образовании

(Из опыта работы)

И.И. Курапов

Журнал «Начальная школа плюс До и После»

2013, № 11  изд.ООО «Баласс»

В статье автор  делится опытом об использовании метода проектов в экологическом образовании школьников.

16.

Система оценки достижения

планируемых результатов

по предмету «Окружающий мир»

М.Ю. Демидова

Журнал «Начальная школа плюс До и После»

2013, № 9  изд.ООО «Баласс»

Описывается составление контрольно- измерительных материалов по предмету «Окружающий мир». Изложены особенности, внесённые в систему оценивания учебных достижений по данному предмету в рамках ФГОС,

приводятся примеры заданий.

Ключевые слова:

планируемые результаты

обучения по предмету «Окружающий мир»,

итоговая контрольная работа, оценка индивидуальных достижений, уровни сложности заданий

17.

О сущности и содержании понятия

«экологическая культура»

Л.М. Мухамедшина

Журнал «Начальная школа плюс До и После»

2012, № 1  изд.ООО «Баласс»

В статье на основе анализа исследований

специалистов в области экологического воспитания раскрывается сущность и содержание

понятия «экологическая культура». Предлагается авторская трактовка понятия «экологическая культура».

Ключевые слова:

экология, культура, экологическая культура, знание, опыт деятельности, отношение к природе.

18.

Исследовательская деятельность

младших школьников на уроках

окружающего мира

О.В. Никитина

Журнал «Начальная школа плюс До и После»

2012, № 4 изд.ООО «Баласс»

В статье автор делится опытом о проведении исследовательской работы на уроках окружающего мира в начальной школе

19.

Сравнительный анализ диагностики

образовательных достижений

по предмету «Окружающий мир»

(4й класс)

Н.В. Королёва

Журнал «Начальная школа плюс До и После»

2012, № 5 изд.ООО «Баласс»

Статья посвящена вопросам применения

компетентностно- ориентированных заданий

закрытого и открытого типа. Анализируя данные, полученные в ходе тестирования учащихся 4х классов, автор показывает, что школьники испытывают трудности при выполнении

компетентностно - ориентированных заданий

открытого типа. Между тем, в соответствии с

требованиями нового стандарта, при диагностике образовательных результатов предпочтение отдаётся подобным заданиям продуктивного характера. Предлагается авторское видение

решения проблемного вопроса, которое заключается в создании условий, способствующих формированию умения выполнять задания открытого типа.

Ключевые слова:

компетентностно - ориентированные задания, задания закрытого типа, задания открытого типа, интеграция знаний, аргументация ответа, продуктивный характер заданий, уроки окружающего мира.

20.

Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов.

Цветкова И.В.

Ярославль: « Академия развития», 1997.- 192с.

В основе этой книги материалы исследовательской и практической работы автора. Проблемы экологического воспитания детей рассматриваются в процессе анализа и детальной разработки метода проектов. Книга содержит более 50 экологических проектов младших школьников и может рассматриваться как методическое пособие  - путеводитель для педагога и его воспитанников в процессе взаимодействия с окружающей природной и социальной средой ,практической творческой деятельности по преобразованию окружающего мира.

21.

Развитие креативности

младших школьников в процессе

экологического образования

З.Т. Абушаева

Журнал «Начальная школа плюс До и После»

2012, №12 изд.ООО «Баласс»

Анализируются проблемы развития креативности в период детства. Выделены педагогические условия развития креативности детей

младшего школьного возраста в процессе экологического образования.

Ключевые слова:

креативность, педагогические условия развития креативности, экологическое образование младших школьников.

22.

Роль предмета «Окружающий мир»

в формировании личностных

и метапредметных результатов

в Образовательной системе

«Школа 2100»

А.А. Вахрушев

Журнал «Начальная школа плюс До и После»

2011, №3 изд.ООО «Баласс»

23.

Экологическое образование

и воспитание младших школьников

С.В. Юркина, Г.М. Соколова

Журнал «Начальная школа плюс До и После»

2011, №3 изд.ООО «Баласс»

24.

Аксиосфера краеведения и её роль

в нравственном воспитании

младших школьников

.

Г.И. Веденеева

Журнал «Начальная школа плюс До и После»

2011, №3 изд.ООО «Баласс»

В статье рассматривается воспитательное

значение краеведения в свете аксиологического анализа. Основное внимание уделено классификации краеведческих ценностей по характеру познавательных объектов: люди, природа, экономика, история и культура края. Проанализированы возможности различных видов краеведения в нравственном воспитании младших школьников.

Ключевые слова:

нравственные ценности,

аксиология, аксиосфера краеведения, познавательные объекты краеведения, виды краеведческой работы.

25.

Окружающий мир, 4 класс, Контрольно-измерительные материалы

Тихомирова E.M.

Экзамен,2014

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.
Книга содержит контрольно–измерительные материалы по предмету "Окружающий мир".
Назначение пособия – отработка практических навыков учащихся по подготовке к итоговой аттестации и контроль знаний.
В сборнике даны ответы на все варианты тестов. Приведены критерии оценивания.
Пособия прошли апробацию во многих регионах России, имеют положительные заключения от специалистов институтов развития образования. Пособия практичны, современны по содержанию и оформлению. По ним легко учить и интересно учиться.

26.

Окружающий мир, 3 класс, Тесты

Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д.

Просвещение, 2011

Эта тетрадь содержит тесты по всем темам курса «Окружающий мир» для 3 класса. С их помощью можно быстро проверить  знания. В заданиях под синим номером только один правильный ответ. А в заданиях под красным номером — два или больше правильных ответа. Надо выбрать правильные ответы и отметить их (закрасить кружок). Многие ответы представлены в виде рисунков. В конце тетради имеются ответы на все тесты.

27.

Окружающий мир. Компетентностно-ориентированные задания 2-4 классы

Жадаев Д.Н.

Легион,2011

Предлагаемое пособие содержит 15 авторских вариантов тестов компетентностно-ориентированного характера по окружающему миру для 2, 3 и 4 классов общеобразовательных учреждений. Тесты составлены с учетом требований образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Цель предлагаемых тестовых заданий — в формировании познавательной деятельности учащихся и ключевых компетентностей. Компетентностный подход в обучении создает условия для развития способностей учащихся распознавать проблемы окружающего мира, предлагать пути их решения при помощи знаний изучаемых предметов, анализировать используемые методы и решения и интерпретировать результаты.

28.

Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Окружающий мир 4 класс

Каткова Е.Г.

Интеллект-Центр, 2011

В сборнике представлены тематические и итоговые тестовые задания для 4 класса, составленные в соответствии с государственной программой основной общеобразовательной школы по курсу “Окружающий мир”. Все тесты даются в двух вариантах. Проведение тестовых работ предполагается при обобщении материала темы или после обобщающего повторения по итогам года.
Сборник поможет учителю и ученику за короткий промежуток проверить большой объем знаний по предмету. Сборник может быть использован родителями для занятий с детьми.

29.

Окружающий мир 4 класс. Тематические тестовые задания в формате экзамена

Нянковская Н.Н.

Академия Развития, 2011

Пособие содержит задания по предмету “Окружающий мир” в 4 классе в формате экзамена. Задания предназначены для самостоятельной работы на уроках, для осуществления текущего и тематического контроля знаний.

30.

Окружающий мир 3-4 классы.  Тесты, олимпиадные задания, портфолио

Петрушенко С.А.

Легион, 2012

Пособие содержит пятнадцать работ по окружающему миру для 3-го и 4-го классов, которые можно использовать для обучения, контроля и диагностики уровня знаний учащихся. Тесты написаны в соответствии с программами (как традиционными, так и развивающими) для начальной школы; при их составлении учтены принципы и идеи Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Задания всех тестов имеют три уровня сложности - базовый, повышенный и высокий, что позволяет индивидуализировать процесс обучения и использовать задания для проведения олимпиад.
Книга снабжена ответами и элементами портфолио - в неё включены дневники достижений учащихся “Твои успехи” и комментарии к ним учителя.
Пособие предназначено для учителей и учащихся начальных классов, а также для тех, кто занимается индивидуальной подготовкой детей.

31.

Окружающий мир 4 класс Тестовые материалы для оценки качества обучения ФГОС

Скворцов П.М.

Интеллект-Центр, 2013

В пособии содержатся материалы для оценки качества обученности учащихся 4 класса по курсу «Окружающий мир» в виде проверочных, контрольных и итоговых работ.
Содержание материалов соответствует требованиям ФГОС начального общего образования 2009 года и проверяет как предметный, так и метапредметный уровни учебных достижений.
Предназначено для учителей начальных классов, методической службы начального общего образования.

32.

Окружающий мир 4 класс Развитие умения развернутого оценивания информации

Стручков Е.А.

Учитель, 2012

В пособии представлены конспекты уроков развернутого оценивания информации - итоговых занятий по темам “Природные зоны холодного пояса”, “Леса умеренного пояса”, “Засушливые зоны умеренного пояса” в рамках предметного курса “Окружающий мир” (4 класс). Умелое использование педагогом на уроках и во внеурочной деятельности различных способов организации познавательной деятельности - конкурсов, викторин, аукционов - мотивирует учащихся на познание, успех, создает атмосферу радости сотрудничества и сотворчества, что позволяет развить важнейшую компетентность личности - умение учиться, формируя при этом универсальные учебные действия.
Предназначено учителям начальных классов общеобразовательных учебных учреждений, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования; рекомендовано студентам факультетов начального образования высших и средних педагогических учебных заведений, родителям.

33.

Контрольно-измерительные материалы Окружающий мир 4 класс ФГОС

Яценко И.Ф.

Вако,2013

В пособии представлены контрольно-измерительные материалы по курсу «Окружающий мир» для 4 класса. Все задания соответствуют программе общеобразовательных учреждений и требованиям ФГОС для начальной школы. Систематическая работа с материалами сборника позволит обучить школьников работе с тестами, что поможет в дальнейшем успешно выполнить задания итоговой аттестации. На предлагаемые материалы получены положительные отзывы после их апробации в трех регионах России.
Издание адресовано учителям начальных классов, школьникам и их родителям.

34.

Организация

сезонных природоведческих экскурсий

в 3м классе

Е.И. Руднянская, Л.Б. Черезова

Журнал «Начальная школа плюс До и После»

2011, №7 изд.ООО «Баласс»

35.

Экологическое образование

как средство гражданского

воспитания младших школьников

Е.В. Баталыгина

Журнал «Начальная школа плюс До и После»

2012, № 7 изд.ООО «Баласс»

36.

«Экологическое воспитание в школе

средствами сетевого проекта»

В.П. Мурашко

Журнал «Начальная школа плюс До и После»

2013, № 11  изд.ООО «Баласс»