К вопросу о студенческом кураторстве.
В статье описан опыт создания системы студенческого кураторства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_voprosu_o_studencheskom_kuratorstve_2.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
К ВОПРОСУ О СТУДЕНЧЕСКОМ КУРАТОРСТВЕ.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.
Г.В. Кузнецова, Москва,
Проректор по воспитательной работе и связям с общественностью
АНО ВПО «Межрегиональный институт системной безопасности»
Иcтоки зарождения кураторства берут свое начало еще в XIX веке. Тогда впервые появляются в институтах и университетах люди, роль которых сводилась к тому, чтобы следить за поведением студентов: их успеваемостью и посещаемостью. В дальнейшем у руководства вузов российских появилась потребность в лицах, которые смогли бы не только исполнять функции надзирателей для студентов, но и выполнять роль неких наставников и помощников в студенческой жизни. В 1903 году Николай II утверждает один из первых официальных документов российской высшей школы, посвященный кураторской работе « Инструкции для кураторов Томского технологического института», где рассматривались основные роли кураторов, его должностные и функциональные обязанности.
Традиционно сильным институтом кураторов отличалась cоветская вузовская система воспитания, но она была фактически отменена Федеральным Законом «Об образовании» (в ред. 1992 года). В эту пору охарактеризовать состояние системы воспитания в вузе можно было как крайне сложное, что связано с распадом основных целеобразующих элементов воспитательной политики. Воспитательный процесс в вузах страны оставлял желать лучшего вплоть до введения показателя государственной аккредитации высшего учебного заведения «Воспитательная деятельность образовательного учреждения» (Приказ Минобразования России от 27 декабря 2002 г. № 4670). Департаментом лицензирования, аккредитации и аттестации совместно с Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования РФ были подготовлены Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности. Были внесены изменения и дополнения в соответствующие нормативные акты в части оценки эффективности воспитательной деятельности образовательных учреждений. Министерство образования РФ все больше уделяет внимания организации воспитательной работы в образовательных учреждениях. Теперь в соответствии с современными требованиям государственной образовательной и воспитательной концепции каждый вуз должен иметь структуры, участвующие в организации воспитательной и внеучебной работе.
Удачными примерами включения кураторства в учебно-воспитательный процесс традиционно являются такие учебные заведения, как Российский государственный университет нефти и газа им И.М. Губкина, Донской государственный технический университет, Пермский государственный технический университет, Томский политехнический университет, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева и многие другие вузы.
Впервые в постсоветский период произошли серьезные положительные изменения в подходе к вопросам организации воспитательной работы в образовательных учреждениях, и вузах в том числе. Но недостаточное финансирование государственных образовательных учреждений зачастую не позволяло в полном объеме обеспечить активизацию воспитательной деятельности вузов. А в некоторых негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования практику введения в штатное расписание должностей воспитательной направленности можно и сейчас считать недостаточной. И если должности проректора по воспитательной работе, руководителя отдела воспитательной работы и др. все же вводились в негосударственных вузах, то кураторов бюджет учреждения уже не выдерживал. Однако, даже при полном понимании роли института кураторов в решении вопросов повышения качества обучения студентов в вузе, организации студенческой жизни и особенно адаптации первокурсников, руководству вуза
сложно обеспечить оплату работы кураторов-педагогов. В условиях, когда преподаватели зачастую вынуждены преподавать в двух-трех вузах, говорить о полноценном кураторстве трудно. Но есть немало положительных примеров оптимизации воспитательной деятельности вуза и в условиях малозатратного финансирования. Как раз здесь может сослужить добрую службу студенческое кураторство. Так в Санкт-Петербургском государственный электротехническом университете «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ) с 2010 года успешно развивается молодежный проект «Студенческое кураторство в ЛЭТИ».Результатом деятельности студентов-кураторов является комфортная адаптация студентов первого курса к университетской среде и к студенческой жизни. Значительных результатов на этом поприще добились студенты-старшекурсники Национального исследовательского Томского политехнического университета. Их проект «Компас первокурсника», в основу которого положена идея студенческого кураторства, стал лауреатом конкурса Потанинского фонда, реализуется в университете с 2012 года. Также в Южно-Уральском государственном университете создана система студенческого кураторства, согласно которой к каждой группе первокурсников прикреплен студент старшего курса.
Практика показывает, что определяющее значение по созданию студенческого кураторства в вузе имеет инициатива и мотивация самих студентов-старшекурсников. Так с 2002 года внедрена практика студенческого кураторства в НОУ ВПО ММВШБ МИРБИС (Институт), ныне Бизнес-университет МИРБИС. Студенческое кураторство как сформированное движение сложилось в институте спонтанно в результате проведения экономической деловой игры для первокурсников «Путь к успеху». Эта игра уже традиционно проводится накануне начала учебного года с целью сплочения всего первого курса и знакомства со старшекурсниками института. Игра включает в себя решение сложных экономических задач, целый ряд заданий и испытаний, которые проходят первокурсники вместе со студентами-кураторами, и в итоге формируются сплоченные группы. Ребята, как правило, активно вовлекаются в игровую деятельность и заряжаются отличным настроением. Старшекурсники, являющиеся кураторами команд первокурсников в этой первой игре, в итоге так и продолжали курировать свои группы на протяжении всего учебного года. Справедливости радо надо сказать, что почти все студенты, ставшие кураторами первокурсников, обладали статусом лидера, т. е. каждый из них в различных ситуациях способен был повести за собой всю группу, взять ответственность на себя как за успех, так и за неуспех организованной деятельности. Этот первый опыт кураторства, сложившегося по инициативе студентов дал свои положительные результаты, а задачей Отдела внеучебной(воспитательной) работы стало лишь организовать документальное сопровождение студенческого кураторства и создать систему подготовки, включающую в себя методическое обеспечение и организацию обучающих семинаров для студентов-кураторов.
Этот опыт организации кураторского сопровождения первого курса старшекурсниками был и в дальнейшем применен автором. В АНО ВПО «Межрегиональный институт системной безопасности» Ассоциацией студентов и выпускников был создан проект «Вектор». Закрепление студента-старшекурсника за конкретной группой первого курса проходит на первом собрании студентов. Студент-куратор выбирается из числа наиболее подготовленных и ответственных студентов старших курсов. Студент-куратор академической группы работает в тесном сотрудничестве с деканатом факультета и отделом воспитательной работы. В первые месяцы учебы при содействии куратора- старшекурсника как правило формируется актив группы, а к началу второго семестра уже может быть создан работоспособный коллектив, объединенный общими интересами в совместной учебе и общественной работе. Активное содействие творческой самореализации первокурсников посредством участия в работе органов студенческого самоуправления, привлечение к работе в творческих и иных коллективах института в течении первого года обучения - одна из главных задач студентов-кураторов, участников проекта «Вектор» .
Кураторство студентов-старшекурсников является значительным воспитательным ресурсом вуза, выражающимся в следующем функционале:
- интеграция студентов в корпоративную культуру вуза;
- информирование о нормативно-правовых актах и мероприятиях в вузе;
- командообразующие мероприятия;
- помощь в самоорганизации учебной деятельности;
- помощь в планировании и организации внеучебного времени [8,с.16 ].
Выполнение всех этих функций помогает старшекурсникам проявить свой управленческий потенциал, выразить свои идеи, развить организаторские способности, от чего, разумеется, выигрывают не только студенты младших курсов, но и сами кураторы-старшекурсники. По наблюдениям, наиболее подходящим является шефство студентов третьего курса, т. к. они к этому времени уже владеют навыками самоорганизации.
Студенческое кураторство, несомненно, обладает определенными плюсами и может стать одним из путей обеспечения адаптационного процесса первокурсников. Но, несмотря на все достоинства студенческого кураторства, его невозможно применять в приказном порядке. Именно добровольное волеизъявление и личная мотивация студентов- старшекурсников может принести положительный результат. И только в случае, когда студент - куратор становится для первокурсников человеком, которому они доверяют, его мнение для них будет весомым, и взаимодействие старшекурсников и первокурсников будет плодотворным.
Проект студенческого кураторства в своей основе направлен на адаптацию первокурсников в студенческой среде. Неоценимую помощь студент-куратор может оказать в приобщении их к истории вуза , а также в решении возникающих у первокурсников проблем: учебных вопросов , альтернативного времяпрепровождения за пределами вуза и межличностных отношений.При должном внимательном сопровождении со стороны структуры, осуществляющей в вузе воспитательную функцию, такой вариант кураторства, бесспорно, дает свои положительные результаты.
Список литературы:
- Белицкий АГ. Возвращение кураторов // Студенчество Диалоги о воспитании. – 2006. - №6. – С. 12-14.
- Бутенко, В. А. «Организация кураторской деятельности в Томском политехническом университете» / В. А. Бутенко, О. А. Никифорова // Студенчество : Диалоги о воспитании. – 2005. - № 2. – С. 12-15. – (Мастер класс).
- Иванова, В. С. Кураторству должно учиться / В. С. Иванова // Студенчество : Диалоги о воспитании. – 2007. - № 1. – С. 13-14.
- Исаев, И. Институт кураторства: проблемы эффективности / И. Исаев, Е. Кролевецкая // Высшее образование в России. – 2007. - № 10. – С. 90-94.
- Ксенофонтова, А. А. Куратор, куратор и еще раз куратор / А. А. Ксенофонтова // Студенчество : Диалоги о воспитании. – 2006. - № 4. – С. 9-10.
- Кучер Н.И., Зинина Г.И., Пономарѐв А.В. Первый курс - воспитательная работа. Екатеринбург,2002.
- Мартынова, М. Д. Академическая этика: методические указания для проведения занятия на семинаре кураторов : (из опыта работы МГУ им. Н. П. Огарева) / М. Д. Мартынова // Студенчество : Диалоги о воспитании. – 2008. - № 6. – С. 14-18.
- Умрихин, В. В. Студент студенту в помощь : (об организации студенческого кураторства) / В. В. Умрихин // Студенчество : Диалоги о воспитании. – 2004. - . - № 1. – С. 16-17.