К вопросу о студенческом кураторстве.

Кузнецова Галина Владимировна

В статье  описан опыт  создания системы  студенческого кураторства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_voprosu_o_studencheskom_kuratorstve_2.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

К ВОПРОСУ О СТУДЕНЧЕСКОМ КУРАТОРСТВЕ.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

Г.В. Кузнецова, Москва,

Проректор по воспитательной работе и связям с общественностью

АНО ВПО «Межрегиональный институт системной безопасности»

        Иcтоки зарождения кураторства берут свое начало еще в XIX веке. Тогда впервые появляются в институтах и университетах люди, роль которых сводилась к тому, чтобы следить за поведением студентов: их успеваемостью и посещаемостью. В дальнейшем у руководства вузов российских появилась потребность в лицах, которые смогли бы не только исполнять функции надзирателей  для студентов, но и выполнять роль неких наставников и помощников в студенческой жизни. В 1903 году Николай II утверждает один из первых официальных документов российской высшей школы, посвященный кураторской работе « Инструкции для кураторов Томского технологического института», где рассматривались основные роли кураторов, его должностные и функциональные обязанности.  

          Традиционно  сильным институтом кураторов отличалась cоветская вузовская система воспитания,  но она была фактически отменена Федеральным Законом «Об образовании» (в ред. 1992 года). В эту пору охарактеризовать состояние системы воспитания в вузе можно было как  крайне сложное, что связано с распадом основных целеобразующих элементов воспитательной политики. Воспитательный процесс в вузах страны  оставлял желать лучшего вплоть до   введения   показателя государственной аккредитации высшего учебного заведения «Воспитательная деятельность образовательного учреждения» (Приказ Минобразования России от 27 декабря 2002 г. № 4670).  Департаментом лицензирования, аккредитации и аттестации совместно с Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования РФ были  подготовлены Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности.  Были внесены изменения  и дополнения в соответствующие  нормативные  акты  в  части оценки  эффективности  воспитательной  деятельности образовательных учреждений. Министерство образования РФ все больше уделяет внимания организации воспитательной работы в образовательных учреждениях. Теперь в соответствии  с современными требованиям государственной образовательной и воспитательной концепции  каждый вуз должен иметь структуры, участвующие в организации воспитательной и внеучебной работе.

                             Удачными примерами включения кураторства в учебно-воспитательный процесс  традиционно являются такие учебные заведения, как Российский государственный университет нефти и газа им И.М. Губкина, Донской государственный технический университет, Пермский государственный технический университет, Томский политехнический университет, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева и многие другие вузы.

        Впервые в постсоветский период произошли  серьезные положительные изменения в подходе к вопросам  организации воспитательной работы в образовательных учреждениях, и вузах в том числе. Но недостаточное  финансирование государственных образовательных учреждений зачастую  не позволяло в полном объеме обеспечить активизацию воспитательной деятельности вузов. А в некоторых  негосударственных  образовательных учреждениях   высшего профессионального образования практику введения в штатное расписание  должностей воспитательной направленности  можно и сейчас считать недостаточной. И если должности проректора по воспитательной работе, руководителя отдела воспитательной работы и др. все же вводились в  негосударственных вузах, то  кураторов бюджет учреждения уже не выдерживал. Однако, даже при полном понимании роли института кураторов в решении вопросов повышения качества  обучения студентов  в вузе, организации студенческой жизни и особенно адаптации первокурсников,         руководству  вуза

сложно  обеспечить оплату работы кураторов-педагогов. В условиях, когда преподаватели зачастую вынуждены преподавать в двух-трех вузах, говорить о полноценном кураторстве трудно.   Но  есть немало положительных примеров оптимизации воспитательной деятельности вуза и в условиях малозатратного финансирования. Как раз здесь  может сослужить добрую службу студенческое кураторство.                                                                                                                                 Так в Санкт-Петербургском государственный электротехническом университете «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ) с 2010 года успешно развивается молодежный проект «Студенческое кураторство в ЛЭТИ».Результатом деятельности студентов-кураторов является  комфортная адаптация студентов первого курса к университетской среде и к студенческой жизни. Значительных результатов на этом поприще добились студенты-старшекурсники Национального исследовательского Томского политехнического университета. Их проект «Компас первокурсника», в основу которого положена идея студенческого кураторства, стал лауреатом конкурса Потанинского фонда, реализуется  в университете   с 2012 года. Также в  Южно-Уральском государственном университете создана   система студенческого кураторства, согласно которой к каждой группе первокурсников прикреплен студент старшего курса.

        Практика показывает, что определяющее значение по созданию студенческого кураторства  в вузе имеет инициатива и мотивация самих студентов-старшекурсников.   Так с  2002 года внедрена практика студенческого кураторства в НОУ ВПО ММВШБ МИРБИС (Институт), ныне Бизнес-университет МИРБИС. Студенческое кураторство как  сформированное движение   сложилось в институте  спонтанно в результате  проведения   экономической деловой игры для первокурсников  «Путь к успеху».  Эта игра  уже традиционно проводится накануне начала учебного года  с целью сплочения  всего первого курса и знакомства со старшекурсниками института.  Игра включает в себя  решение сложных экономических задач, целый ряд заданий и испытаний, которые проходят первокурсники вместе со студентами-кураторами, и в итоге формируются сплоченные группы. Ребята, как правило, активно вовлекаются в  игровую  деятельность и заряжаются отличным настроением. Старшекурсники, являющиеся кураторами команд первокурсников  в этой первой  игре, в итоге так и продолжали курировать свои группы  на протяжении всего учебного года. Справедливости радо надо сказать, что почти все студенты, ставшие кураторами первокурсников, обладали статусом лидера, т. е. каждый из них в различных ситуациях способен был  повести за собой всю группу,  взять ответственность на себя  как за успех, так и за неуспех организованной   деятельности.                    Этот  первый опыт кураторства,  сложившегося по инициативе студентов дал свои положительные результаты, а задачей  Отдела внеучебной(воспитательной) работы  стало лишь организовать  документальное сопровождение студенческого кураторства и создать систему подготовки, включающую в себя методическое обеспечение и организацию  обучающих  семинаров для студентов-кураторов.

        Этот опыт  организации   кураторского сопровождения  первого курса  старшекурсниками  был  и в дальнейшем применен автором. В АНО ВПО «Межрегиональный институт системной безопасности» Ассоциацией студентов и выпускников  был создан проект  «Вектор». Закрепление студента-старшекурсника за конкретной группой  первого курса проходит на первом собрании студентов. Студент-куратор выбирается  из числа наиболее подготовленных и ответственных студентов старших курсов. Студент-куратор академической группы работает  в  тесном сотрудничестве с  деканатом факультета  и отделом  воспитательной  работы. В первые месяцы учебы при содействии куратора- старшекурсника как правило формируется актив группы, а к началу второго семестра уже может быть создан работоспособный коллектив, объединенный общими интересами в совместной учебе и общественной работе. Активное содействие творческой самореализации первокурсников  посредством участия  в работе органов студенческого самоуправления, привлечение к работе в  творческих и иных  коллективах института в течении первого года обучения  - одна из главных задач студентов-кураторов, участников проекта «Вектор» .

                   Кураторство студентов-старшекурсников является значительным воспитательным ресурсом вуза, выражающимся в следующем функционале:

- интеграция студентов в корпоративную культуру вуза;

- информирование о нормативно-правовых актах и мероприятиях в вузе;

- командообразующие мероприятия;

- помощь в самоорганизации учебной деятельности;

- помощь в планировании и организации внеучебного времени [8,с.16 ].

                 Выполнение всех этих функций  помогает старшекурсникам проявить свой управленческий потенциал, выразить свои идеи, развить организаторские способности, от чего, разумеется, выигрывают  не только студенты младших курсов, но и сами кураторы-старшекурсники. По наблюдениям, наиболее подходящим является шефство студентов третьего курса, т. к.  они  к этому времени уже  владеют   навыками самоорганизации.

                   Студенческое кураторство, несомненно, обладает определенными плюсами и может стать одним из путей обеспечения адаптационного процесса первокурсников. Но, несмотря на все достоинства студенческого кураторства, его невозможно применять в приказном порядке. Именно добровольное волеизъявление и  личная мотивация студентов- старшекурсников может принести  положительный  результат. И только в случае, когда студент - куратор становится  для первокурсников человеком, которому они доверяют, его  мнение для них будет весомым, и взаимодействие  старшекурсников и первокурсников будет плодотворным.  

                 Проект студенческого кураторства  в своей основе направлен на  адаптацию первокурсников в студенческой среде. Неоценимую помощь студент-куратор может оказать в приобщении их к истории вуза , а также  в решении возникающих  у первокурсников проблем: учебных вопросов , альтернативного времяпрепровождения за пределами вуза и  межличностных отношений.При должном внимательном сопровождении  со стороны структуры, осуществляющей  в вузе воспитательную функцию, такой вариант кураторства, бесспорно, дает свои положительные результаты.                                                                                                                                                                                                                

Список литературы:

  1. Белицкий АГ. Возвращение кураторов // Студенчество Диалоги о воспитании. – 2006. - №6. – С. 12-14.
  2. Бутенко, В. А. «Организация кураторской деятельности в Томском политехническом университете» / В. А. Бутенко, О. А. Никифорова // Студенчество : Диалоги о воспитании. – 2005. - № 2. – С. 12-15. – (Мастер класс).
  3. Иванова, В. С. Кураторству должно учиться / В. С. Иванова // Студенчество : Диалоги о воспитании. – 2007. - № 1. – С. 13-14.
  4. Исаев, И. Институт кураторства: проблемы эффективности / И. Исаев, Е. Кролевецкая // Высшее образование в России. – 2007. - № 10. – С. 90-94.
  5. Ксенофонтова, А. А. Куратор, куратор и еще раз куратор / А. А. Ксенофонтова // Студенчество : Диалоги о воспитании. – 2006.  - № 4. – С. 9-10.
  6. Кучер Н.И., Зинина Г.И., Пономарѐв А.В. Первый курс - воспитательная работа. Екатеринбург,2002.
  7. Мартынова, М. Д. Академическая этика: методические указания для проведения занятия на семинаре кураторов : (из опыта работы МГУ им. Н. П. Огарева) / М. Д. Мартынова // Студенчество : Диалоги о воспитании. – 2008. - № 6. – С. 14-18.
  8. Умрихин, В. В. Студент студенту в помощь : (об организации студенческого кураторства) / В. В. Умрихин // Студенчество : Диалоги о воспитании. – 2004. - . - №  1. – С. 16-17.