Дипломная работа

Дипломная работа по музыке на тему:"Развитие духовнеых ценностей средствами музыки у младших школьников"

                                                                                                                                                          ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На современном этапе, когда на первый план выходит активизация человеческого фактора, как одного из условий дальнейшего человеческого прогресса, гуманизации общества придается большое значение. Перед школой  ставится задача не просто подготовки ответственного гражданина, но и человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Изменения, происходящие в 21 веке, потребовали выявления роли музыки в формировании духовных ценностей. 
Особая роль в духовном развитии ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду, а в последующем  - и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.
Проблема духовного развития подрастающего поколения является одной из сложных и противоречивых задач как идейно-политического, так и научно-педагогического содержания, от решения которой зависит психосоциальное и духовное здоровье детей. Показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить духовно-нравственные чувства – главная задача учителя музыки.
Развитие личности во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных, духовных  ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет. Это и определяет актуальность нашего исследования.
Цель исследования: изучить особенности развития духовных ценностей младших школьников средствами музыки и апробировать методику развития духовных ценностей у детей данного возраста посредством музыки.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: развитие духовных ценностей у младших школьников средствами музыки.
Гипотеза исследования: развитие духовных ценностей у младших школьников средствами музыки будет более эффективным, если будут созданы определенные педагогические условия, содержание которых будет способствовать наилучшему восприятию музыки  и при этом учитывать индивидуально-личностные характеристики детей (средний и низкий уровень музыкального восприятия).
В соответствии с обозначенной целью и гипотезой можно сформулировать следующие задачи:
1) охарактеризовать развитие духовных ценностей как педагогическую проблему;
2) рассмотреть влияние духовных ценностей на развитие младших школьников;
3) раскрыть роль музыки в развитии духовных ценностей;
4) подобрать методы и методики и провести экспериментальное исследование;
5) разработать и апробировать методику развития музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста посредствам музыки;
6) провести контрольное исследование и определить эффективность апробированной методики.
Для решения поставленных задач использовалась следующая совокупность методов исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение,  постановка проблем, построение гипотезы), эмпирические (изучение литературы, наблюдение, опрос).
Методики исследования: музыкальные игры и игровые задания, организованные в форме индивидуальных и подгрупповых занятий.
Теоретико-методологическими основами исследования являются  научная  литература  по  психологии  и  педагогике, педагогические  журналы, пособия  по  педагогике  и  психологии  для  студентов  вузов, межвузовские  сборники  научных  трудов  по  проблеме духовного развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации теоретического материала по проблеме исследования. 
Практическая значимость заключается в том,  что материалы исследования могут быть использованы в практике работы учителя музыки, начальных классов, классного руководителя и полезны студентам педагогических факультетов по развитию духовных ценностей младших школьников средствами музыки.
Научная новизна исследования:
- конкретизированы понятия «духовность», «духовные ценности» в
аспекте исследуемой проблемы;
- выявлен и систематизирован образовательно-воспитательный потенциал духовных  ценностей, способствующий эффективному
формированию основ духовности младших школьников;
- разработана методика развития музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста средствами музыки.
Экспериментальная база исследования: МОУ СОШ с. Малиновка Аркадакского района Саратовской области. В исследовании принимали участие 16 испытуемых (1 класс). 
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.