Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках права, обществознания и во внеурочной деятельности

Задача исследовательской деятельности на уроках  гуманитарного цикла заключается в формировании мировоззрения, социализации и гражданской позиции студентов, необходимости поисково-исследовательского подхода в системе образования как проявления системно-деятельностного подхода в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx790.75 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

ГБОУ СО СПО «Саратовский техникум промышленных технологий и автомобильного сервиса»

 Формирование  навыков исследовательской деятельности на уроках права, обществознания и во внеурочной деятельности

Ладяева Елена Владимировна,

преподаватель общественных

дисциплин

Саратов, 2014

Содержание

Введение 

Структурные особенности исследовательской

 работы студентов на уроках предметов гуманитарного цикла                 с. 3

Глава 1

Исследовательская работа студентов на уроках

обществознания и права                                                                                 с. 6

1.1.Социологический опрос как метод исследования аудитории              с. 6

1.2. Исследовательский проект                                                                      с. 13

1.3. Странные краски………………………………………………………..с. 16

Заключение……………………………………………………………………………с. 24

Литература                                                                                                      с. 26

Введение

 Структурные особенности исследовательской работы студентов на уроках предметов гуманитарного цикла

Ни для кого не секрет, что в наш век информатизации студенты пресыщены потоком информации, обладают широким кругозором, и это позволяет сказать, что не всегда те способы подачи информации, которые были действенны для предыдущих поколений, будут также действенны при изучении современного учебного  материала современными студентами  техникумов. Основная задача педагога заключается не только в том, чтобы снабдить студентов определенным набором знаний, но и в необходимости научить ориентироваться в сложных потоках информации, умению ставить своевременные и наиболее актуальные вопросы и самостоятельно получать на них обоснованные ответы. Современное производство предъявляет четкие и однозначные требования к каждой профессиональной функции, а  это требует изменения  образовательной парадигмы: «от образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь». Одним из направлений образовательной деятельности в таком русле является компетентностный подход. Здесь под компетенцией понимается готовность субъекта, в данном случае,  студента техникума,  эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для определения и достижения цели. Как никогда этому может помочь исследовательская деятельность на уроках в рамках изучения программного материала.

Исследовательская  деятельность здесь понимается не только в конкретно-организационных рамках работы над заданной проблемой и написании студентами исследовательского проекта или эссе, а шире. Таким образом, задача педагога понимается в создании гипотетико-проективной модели по формированию развивающей среды для студента (контекста развития). Именно педагогом задаются формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у студента формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме (как научного, так и житейского плана) с исследовательской, творческой позиции. Научный подход к процессу исследования в педагогической практике требует реализации ряда принципов, в частности:

 - принципа  естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим и т.д.);

 - принципа    осознанности(это касается как проблемы, цели и задач, так и хода исследования и его результатов);

- принципа самодеятельности (студент может овладеть ходом исследования только через проживание его, то есть через собственный опыт);

- принципа  наглядности;

- принципа  культуросообразности (важно учитывать ту традицию миропонимания, которая существует в данной культуре; ту традицию взаимодействия, которая существует в данной социальной общности)[7].

Тема исследовательской деятельности учащихся на уроках достаточно изучена  Щедровицким Г.П., Алексеевым Н.Г.. Коменским Я.А., Каптеревым П.Ф., Юркевич В.С., Чудновским  В.Э.

 С.М. Бондаренко отмечает, что « постоянное отсутствие поисковой активности приводит к тому, что индивид оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются».

Актуальность обусловлена требованиями, предъявляемыми новыми экономическими условиями к специалистам машиностроительной промышленности, которые должны не только владеть системой профессиональных знаний, но и быть способными к индивидуальной творческой деятельности, самообразованию и повышению своего интеллектуального и культурного уровня.

Целью работы определен интерес к формированию новой парадигмы профессионального образования, в рамках  которой качество подготовки специалиста будет определяться тем, насколько развиты у выпускников профессиональных заведений компетенции – способности выявлять связи между знаниями и ситуациями и применять знания адекватно решаемым проблемам.

Задача исследовательской деятельности на уроках заключается в формировании мировоззрения, социализации и гражданской позиции студентов.

Гипотеза  заключается в необходимости поисково-исследовательского подхода в системе образования как проявление системно-деятельностного подхода в процессе обучения [3].

Научная новизна и значимость основных положений и результатов исследования заключаются в:

– выявлении новых подходов к мотивации и стимулированию процесса обучения;

– дальнейшей разработке приемов оптимизации познавательной деятельности учащихся;

– комплексном характере применения методов активного обучения и использования условно-графической наглядности.

Практическая значимость исследования заключается в:

– сохранении положительной мотивации студентов к учебно-познавательной деятельности, что имеет значимую социальную ценность и способствует воспитанию личности студента как субъекта своей жизнедеятельности.

– определении путей и условий активизации познавательной деятельности студентов.

Глава 1

 Исследовательская работа студентов на уроках обществознания и права

1.1 Социологический опрос как метод исследования аудитории

Казалось бы, какая исследовательская работа может быть на уроках дисциплин гуманитарного цикла? Здесь все на уровне версий, гипотез и определенной  данности: история – это даты и события, литература – художественные образы, обществознание – нюансы, право – четкость норм закона, философия – догадки?.. Тем не менее, уроки обществознания могут позволить и преподавателю и студентам окунуться в атмосферу исследования социума, осмысления своего места в нем.

Начинать следует с исследования самой студенческой аудитории посредством социологического опроса и анкетирования. И вот первое задание: составить анкету и подобрать серию вопросов в рамках проведения циклового социологического опроса, обозначить цель исследования.

Студенты задаются информацией о назначении анкеты и опросников, которые в широком смысле представляют собой систему вопросов, объединенных общими темой, исследовательским замыслом и направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта анализа.

Открытый вопрос не навязывает респонденту  конкретный вариант ответа. После вопроса обычно оставляется несколько пустых строк, в которых, как предполагается, респондент  изложит свою точку зрения (но при этом нужно быть готовым к тому, что на часть вопросов можно получить формальный ответ или не получить его вовсе). Принципиальной разницы между анкетой и вопросником нет. В первом случае вопросы сформулированы в более закрытой форме (или есть комбинация обоих типов вопросов), в последнем — в открытой форме.

Анкета представляет собой вопросник, на который отвечает опрашиваемое лицо (респондент). Составлению анкеты предшествует большая исследовательская работа, описанная в трудах по социометрии, имеющая целью учесть психологию респондента, предугадать его реакцию на ту или иную форму вопроса, степень его искренности и возможности сформулировать недвусмысленный ответ. Совокупность ответов должна дать характеристику изучаемой проблемы. Так, студентами III курса в рамках изучения раздела обществознания «Социальная структура общества» проводилось анкетирование студентов I и II курсов техникума с целью выявления отношения студентов к трудовой деятельности как движущей силы развития общества. В процессе подготовки к проведению данного социологического исследования студенты-третьекурсники  были поделены на три группы: одна группа формировала цикловые вопросы по данной проблематике, вторая -  работала с респондентами (выбор количества респондентов, анализ возрастных особенностей, время проведения опроса, техника проведения опроса), третья группа анализировала полученные ответы, классифицировала их по значимости и оформляла диаграммы. Так, в социологическом опросе было задействовано 90 студентов  I  курса, 60 студентов  II курса и 80 – III курса. По значимости были обозначены следующие цикловые вопросы:

  • На что  влияет провозглашение права человека на труд?
  • Осознан ли Ваш выбор профессии?
  • Чем обусловлена безработица в России?

В  результате анализа ответов было выявлено следующее. На вопрос «Что означает провозглашение права человека на труд?» 40% ответили, что это, прежде всего, свобода выбора профессии; 25% - выбор места работы; 10% - достойная оплата труда; 20% - достойный уровень жизни; 5%- затруднились ответить.

Рисунок 1. «Выбор профессии: насколько осознан Ваш выбор профессии?» 

    Рисунок 2. «На что влияет провозглашение права человека на труд?»

       

Рисунок 3. «Влияние безработицы на социальную структуру современного российского общества»

А) Чем обусловлена безработица как явление социальной жизни современного российского общества?

  • Дефицит рабочих мест (1) – 45%
  • Нежелание человека трудиться (2) – 30%
  • Непродуктивность политики государства в сфере экономики (3) – 15%
  • Затрудняюсь в ответе (4) – 10%

Б) В чем заключается вред, наносимый безработицей обществу?

  • Деградация личности (1) – 10%
  • Ухудшение материального состояния человека или семьи (2) – 20%
  • Негативное влияние на экономику государства (3) – 30%
  • Рост преступности (в том числе, среди молодежи) (4) – 40%

 

Рисунок 4. «Я - гражданин России»

Преподавателю  приходится решать непростую задачу нахождения тонкого баланса между соблюдением научной традиции (научение студента культурной традиции исследования) и новизной, неординарностью и жизненностью постановки вопроса. Решение такой задачи создает не менее, а более сложную, чем для студентов, творческую проблему для самого преподавателя. Не случайно, что педагогическая практика многими выдающимися педагогами считалась в первую очередь искусством (такое понимание педагогики в нашей стране идет еще от К.Д. Ушинского).

Самое важное для преподавателя – это не проложить и отработать «работающий» путь в своей педагогической деятельности и зафиксировать его, а постоянно расшатывать и отвергать наработки, иначе начнет теряться собственный интерес к исследовательской деятельности. Внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у самого педагога – основа успеха реализации исследовательской деятельности студентов.

Делая акцент на межличностном взаимодействии, не стоит опускать контекст, в котором проходит это взаимодействие. Кроме того, даже если ориентироваться на трансляцию именно традиций науки, основной целью остается создание средового контекста для развития личности, что подразумевает создание как можно более разнообразных ситуаций социокультурного взаимодействия, в которых студенты выступают в активной роли. Чтобы не быть необъективной в данном вопросе, могу подтвердить преемственность в проведении социологического исследования на примере сравнительного анализа результатов социологических опросов студенческой аудитории, скажем, за несколько лет. Так, анализировались ответы на вопросы:

  1. Есть ли у Вас стремление к лидерству?
  2. Сможете ли Вы возглавить коллектив?
  3.  Способны ли Вы на активную деятельность?

Разброс респондентов колебался от 60 до 90 человек во временном отрезке  с 2006  по 2012 год.

Таблица 1. Результаты социологического  опроса студентов на выявление активной профессиональной и жизненной позиции (ответ утвердительный)

Вопрос

2007

2008

2009

2010

2012

2013

2014

Есть ли у Вас стремление  к лидерству?

56%

32%

57%

47%

56%

63%

70%

Сможете ли Вы возглавить коллектив?

80%

57%

55%

40%

42%

51%

79%

Способны ли Вы на активную деятельность?

86%

92%

85%

60%

58%

55%

75%

Данные, полученные в результате опроса, позволяют преподавателю сориентироваться в  студенческом коллективе, спрогнозировать уровень обучаемости студентов  и  их работоспособности. С другой стороны, студенты сами могут проводить мониторинг своих интересов и способностей, благодаря сравнению с предыдущими годами, но избегая сравнения «А мы лучше, чем те…» Здоровая конкуренция позволяет выявить «проблемные» места в системе обучаемости студентов. Следует отметить, что диаграммы с результатами социологических опросов демонстрируются в «Информационном листке» и озвучиваются периодически в «Устном журнале» техникума, что позволяет студентам и преподавателям быть «в курсе событий» исследований данного толка.


1.2. Исследовательский проект

Данный вид работы характерен как для уроков обществознания, так и уроков права – все зависит «от заказа», то есть от плана участия студентов в научно-практических конференциях разного толка. Так, в мае 2012 года в рамках проведения научно-практической конференции «Православие и русская культура» была работа в секциях «Словесность», «История», «Обществознание», где студенты представили проекты, связанные с данной тематикой. Но нас интересует исследовательская работа в рамках изучения права. Здесь следует отметить многолетнее наблюдение вопроса избирательного права. В 2008-2009 годах, тогда еще учащиеся профессионального лицея № 51 г. Саратова, принимали участие в Саратовской областной олимпиаде по праву и были призерами данного мероприятия. Учащиеся исследовали проблематику проведения выборов разного уровня в Российской Федерации и, как следствие, задумывались над темой своего участия в данном процессе: «Я считаю, что идти на выборы не стоит – все равно проголосуют за меня или испортят бюллетень, выравнивая «процентовку»…» (К. Рагимов, группа 111, автомеханик); « …Сейчас голосуют даже умершие бабушки и дедушки. А предвыборная агитация – отмывание денег, это все знают. Мое отношение к выборам? Выборы -  период, когда кандидаты блистают талантом красноречия и обмана…» (П. Васильев, гр. 123, коммерсант в промышленности), «Пока мне только 16 лет, но я с нетерпением жду, когда мне исполнится восемнадцать и я смогу принять участие в выборах. Неважно, что это будут за выборы. Самое главное – я смогу выполнить не только свою обязанность, но и воспользоваться своим правом решать судьбу своей любимой и неласково обиженной РОДИНЫ!..» (А. Дадушкина, гр. 123, коммерсант в промышленности).

Разумеется, мы не стали замыкаться на эмоциональном негативе отношения к конституционно гарантируемому праву каждого гражданина нашего государства, а просто-напросто провели исследование симпатий и антипатий электората. Были составлены мини-анкеты (по 2 вопроса) на выявление политических предпочтений и самих студентов, и преподавательского корпуса, и даже родителей ребят (всего 160 человек). Анкетирование было анонимным, дабы никого не смущать результатами опроса. По выявленным данным, «Единая Россия» набрала 13%, КПРФ – 12%, Справедливая Россия» -24%; ЛДПР – 7%, «Патриоты России» - 12%, против всех – 32%. Что касается  личностных качеств кандидатов в депутаты, то:

  1. Он лучше других знал, что нужно делать – 14%
  2. Он один из нас – простой парень – 5%
  3. Ему присущ профессионализм и компетентность – 12%
  4. Он способен говорить, убеждать – 5%
  5. Он был новым, не таким, как другие – 4%
  6. Его отличали доброта, человеческие качества – 7%
  7. Он раздражает -  33%

Исходя из данных, появился проект «Моя законотворческая инициатива». Проанализировав статистику выборов депутатов Государственной Думы 2007 и 2012 годов, студенты выдвигают идею внутрипартийных выборов, а не всенародного голосования. 450 мест Государственной Думы предлагается разделить следующим образом: «Единая Россия» – 50, КПРФ – 50, ЛДПР – 50, «Справедливая Россия» - 50, «Яблоко» - 50, остальным - в равных долях. Депутатов же должны выдвигать сами члены партий на партийных съездах, следовательно, депутаты взаимозаменяемы и партийно подотчетны. Нарушается ли демократический принцип избирательного права? Нам кажется, что нет, ибо любой гражданин РФ имеет право вступить в любую политическую партию согласно своим приоритетам. Таким образом, возможно снятие партийной номенклатуры, подлога «голосов». Всенародным следует оставить только референдум по ключевым проблемным моментам развития нашего общества и государства. На данный момент группа студентов II курса разрабатывает предложения по созданию некой инициативной организации по сотрудничеству с законодательной властью на местах. Возможно, наш проект располагается в плоскости странности и неприемлемости воплощения, но работают студенты вдохновенно и активно.


1.3. Странные краски

Рассмотрим еще один пример исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания, теперь уже при изучении модуля «Духовная культура человека». В данном случае такая деятельность предполагает цикл интегрированных вопросов, определяемых тематикой уроков: «Индивид. Человек. Личность», «Мировоззрение человека», «Познание мира и самопознание», «Духовная культура». В рамках данного модуля можно рассмотреть такое удивительное и закономерное явление в жизни человека как цвет.

Странные краски живут в воображении человека; цвет – это символ необъяснимого происхождения и назначения, созданный человеческим воображением, закрепленный за определенным предметом или понятием внешнего мира. Трудно сказать, почему художник К.С. Петров-Водкин выкрасил своего коня в красный цвет, откуда взялся «Черный квадрат» Малевича, почему в картинах Н. Рериха преобладают сине-голубые краски, а у П. Гогена и В. Ван Гога -  пламенно-оранжевые? Откуда взялся цвет и как он связан с философским понятием материи, тем более, что материя есть субстанция прозрачная? Если рассмотреть цвет с точки зрения физики, то еще Ньютон, около 300 лет назад, пропустил солнечные лучи через призму и открыл, что белый цвет – это «чудесная смесь цветов». Используя вторую призму, Ньютон собрал все цвета вместе и снова получил белый цвет, доказав, что белый цвет состоит из разных цветов. Человек же воспринимает цвета посредством особых нервных клеток. Почему одни дети и взрослые предпочитают рисовать черной тушью, а другие – яркой акварелью и маслом? Вероятнее всего, в нас живет память наследования предков, подчерпанная из репродукций учебника по истории, фильмов, живописных полотен. Рисунки на стенах пещеры Альтамир – сочные ярко-оранжевые, в пещерной живописи Востока преобладают сине-зеленые краски, купола и минареты средневековой Азии до сих пор хранят секреты голубого и синего лазурита. А как завораживает темно-красный огонь буддийских храмов! Древнерусская живопись церквей – звенящий блеск лазури, будто пение ангелов под небесным сводом. Существует христианская символика цвета, где золото – символ Божественного света, белый – символ святости, синий – цвет возвышенности души, а зеленый – символ жизни.

Самое удивительное состоит в том, что цвет существует и в творчестве поэтов и писателей. Поэтический талант включает в себя и поэтическую интуицию, «сверхсознание» поэта, которое позволяет ему не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи. Исследовательский путь приводит к трудам В. Набокова, Гете, А. Рембо. Рембо «окрасил» буквы следующим образом: А – черный, Е – белый, И – красный, У – зеленый, О – синий.

В случае с В. Набоковым, цвет фигурирует в его оригинальном представлении графических символов – латинского алфавита и русской азбуки. Черно-бурую  группу  составляют:  густое,  без  галльского глянца,  «А» ; довольно ровное (по сравнению с рваным R) «Р»; крепкое каучуковое  «Г»; « Ж»,  отличающееся от французского J, как горький шоколад от молочного…[12]  Наблюдаем интересную цветовую картину у Гете, который внес значительный вклад во многие области современной ему науки. Однако главным делом своей жизни Гете считал создание учения о цвете и его воздействии на человека. Цветовое решение по Гете носит психологический характер, нам же интересен цвет в преломлении букв и звуков. Слово представляет собой единство значения и звучания. Это значит, что в языке нет слов, которые имели бы значение, но не имели бы звучания, точно так же, как нет слов, имеющих звучание, но не имеющих значения. Значение слова – это его содержание, звучание – его форма; содержание и форма в любом явлении действительности взаимодействуют вполне определенным образом, а именно – они всегда стремятся к взаимному соответствию. Диалектическая закономерность стремления содержания и формы к взаимному соответствию действует всюду.

Создаем свою цветограмму:

А, Р – густо-красный; Я, Б, Г – алый; О, М, С  - светло-желтый (лимонный); Е, Т – зеленый; В, К -  желто- зеленый; Ф, Ц – салатовый; И, Н – синий; Й, З – голубой; У, Д, Л – сине-зеленый; Ю – сиреневый; Х – темно-коричневый; Ш-серый; Ы, Э – черный [6].

Можно проанализировать фрагмент какого-либо литературного произведения. Например, строки стихотворения А.С. Пушкина

Буря мглою небо  кроет,

Вихри снежные крутя…

 Для начала  проанализируем образный ряд стихотворения: свинцовое небо, буря, холод, мрачное состояние снежной круговерти. Сделав же цветовой анализ стихотворения, приходим к выводу, что доминантами являются буквы О и А-Я, что полагает желто-красную окраску внутреннего, подтекстного значения стиха. Если привлечь психолого-психиатрический тест Люшера, то получается следующее: жизненная сила, активность, экспрессия. Идет ли вразрез цвет и содержание? Отнюдь нет: одно дополняет другое. Стихотворение А. С. Пушкина с излюбленными строками «Я помню чудное мгновенье…» представляет собой волнующе-прекрасный, воздушный образный настрой. Если отследить звуковой ряд согласных, то с одинаковой силой доминируют звуки с контрастной содержательностью: нежные, светлые В, Н, Л и тоскливые, грустные, темные Г, Х, Ж. А вот буквенный состав потрясает своей категоричностью: в стихотворении преобладают цвета «красный» (А-Я), «черный» (Ж, Ы), «синий» (Н), «зеленый» (Е). И, судя по цветовой гамме, в истинном («подводном») значении содержательной стороны стихотворения – несбывшиеся надежды, неутоленная страсть самого Пушкина-человека.

ВВозможно, что мы и ошибаемся в своих доводах, однако, сам процесс поиска, исследования позволяет по-иному взглянуть на привычные вещи и слова, задуматься над их предназначением, ощутить сопричастность великим умам науки и искусства. Каким образом можно связать данные исследования, скажем, с правом? Попробуем проанализировать образ героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольникова до совершения им преступления, в момент самого деяния. Выборочно проанализировав словесный ряд романа, студенты I  курса пришли к выводу, что Раскольников до преступления, в момент его совершения и впоследствии сохраняет красно (А-Я) - синюю (И-Н)  цветовую гамму. По тесту Люшера данная гамма говорит о неуравновешенности психоряда героя, агрессивности, подавленных страстях и, в тоже время, одиночестве, замкнутости и скрытом волнении. Пойдем дальше, проанализировав цветовой ряд имен и фамилий убийц-маньяков, известных в  криминалистической практике. Тот же   Андрей Романович Чикатило, известный серийный убийца,  определен красно-синим цветовым  фоном. Следует отметить, что данное сопоставление является только нашей  исследовательской версией.

Данный вид исследования способствует нахождению нестандартных творческих решений в процессе осмысления и обработки студентами  источников разного толка.

Заключение

Поскольку исследовательская деятельность базируется на собственном опыте учащихся, в данном случае, студентов, тем не менее, должна быть определена ведущая роль педагога в извлечении и организации этого опыта.

На этапе становления исследовательской деятельности студентов возникают новые функции педагога:

  • выявление осознанных и неосознанных стремлений студентов к исследовательской деятельности;
  • диагностика индивидуальных особенностей личности;
  •  создание свободной зоны творчества;
  • организация сотрудничества педагога и студентов в процессе поиска решения;
  •  координация целенаправления или выбора творческой деятельности;
  •  разработка индивидуальной стратегии исследования, обучения и развития;
  •  формирование и развитие устойчивой мотивации к исследованиям.

В данной работе показаны  варианты исследовательской деятельности студентов (социологический опрос, исследовательский проект) как примеры возникновения мотивации к творческой работе на уроке, поиску проблемы и анализу точек зрения на выявленную проблематику.

Мотивационно-ценностное отношение к исследовательской деятельности формировалось через участие студента и педагога в проектировании содержания образования с тем, чтобы обеспечивать личностное отношение первого к учебному процессу. Творческие задачи вовлекали студентов в ситуацию выбора решения, усиливали личную значимость процесса поиска истины, что приводило к изменению мотивационной сферы.

Организация исследовательской деятельности (систематизация, обобщение, придание глобального характера имеющимся знаниям, дополнения их, интеграции с другими образовательными областями) формировала когнитивный компонент и показывала востребованность и применимость имеющихся знаний.

Деятельностно-практический компонент проявлялся при отработке полученных навыков в решении исследовательских, нестандартных, творческих задач. Выделялись основные виды деятельности учащихся, фиксировалась форма возможного образовательного продукта, который будет создан, определялись эвристические методы решения.

Индивидуальная исследовательская деятельность стимулировала студентов на рефлексивное восприятие материала, формировала умение ставить проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и над-предметных понятий. Студенты осваивали эвристический метод получения знаний, становились субъектами, обладающими исследовательской компетентностью.

Список используемой литературы

1.Альбуханова, Славская К. А. Деятельность и психология личности – М: Наука 2008

2. Андреев В.И  Педагогика творческого саморазвития-Кн.1-2; Казань: Изд-во КГУ,2006

3. Анисимов О.С Методологическая культура педагогической деятельности и мышления - М: Экономика 2009

4. Вербицкий А.А, Бакишева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном  обучении – М: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2000

5. Елизарова Г.В. Социологическая лингвистика, СПб: Бельведер, 2008

6. Журавлев А.П. Звук и смысл – М; Просвещение, 2009

7. Колесников Ю. С. Прикладная социология – Ростов – на – Дону; Феникс, 2001

8. Леонтович А. В. Практика реализации программы исследовательской деятельности учащихся. www.abitu.ru/researcher/methodics/teor/a_amj1t.html

9. Люшер М. Цветовой тест – М:Эксмо, 2008

10. Мансуров В.А., Петренко Е.С. Изучение общественного мнения в России и СССР – М., Просвещение. 1999

11. Мягков А.Ю. Использование экспертных оценок при диагностике неискренних ответов респондентов// Социологический журнал, 2003 №3

12. Набоков В. Другие берега – М: Эксмо, 2008

  1. Огоновская И.С. Азбука исследователя: Методические рекомендации по организации  и содержанию научно – исследовательской, проектной деятельности учащихся – Екатеринбург: Сократ, 2008
  2. .Салтыкова Т. Ю. Помощь учащимся в поиске и обработке информации в исследовательской деятельности school9.uni-dubna.ru/NPO/poiskinfo.htm  
  3. Самбулян Л.Г. Проектная и исследовательская деятельность учащихся www.sch996.edusite.ru/p42aa1.html

Интернет-ресурсы

http://festival.1september.ru/articles/502322/ - 37k

http://www.koipkro.kostroma.ru/koiro/CROS/fros/KRPO/DocLib7/... - 52k

http://www.komiedu.ru/activity/action/anal_spr_shag_v_bud.doc - -1k

http://www.stihi.ru/avtor/psychedelics - 16k

http://www.researcher.ru

http://www.issl.dnttm.ru

23