Программа по постановочной работе

Содержание

 

Пояснительная записка…………………………………………………………...1

Календарно – тематический план………………………………………………..4

Содержание программы…………………………………………………………..6

Методические рекомендации …………………………………………………..10

Список литературы………………………………………………………………11

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_postanovochnoy_rabote1.docx37.81 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах.

      Хореографические отделения действующие в школах искусств показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству.

     Детская школа искусств обеспечивает более полное развитие индивидуальные способности детей, и поэтому обучение должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков.

     Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений.

           Особое место в учебном процессе занимает постановочная работа, которая входит в часть урока. Она включает в себя танцевальные номера и этюды. Этюдная работа, с одной стороны, направлена на развитие совершенствование техники танца и актёрского мастерства, с другой – помогает закреплению полученных знаний, умений и навыков.

      Тематика постановочной работы весьма обширна и разнообразна, что открывает большие творческие перспективы как для педагога- балетмейстера, так и для участников хореографического коллектива.

Целью постановочной балетмейстерской практики является: создание трёх хореографических номеров, их постановка на группе учащихся, отработка и показ на итоговом уроке.

Задачи:
Обучающие:

1. Формирование умения правильного показа и объяснения исполнения танцевальных движений;

2. Навык выворотного исполнения движений в народно-сценическом и классическом танце;

3.   Знания терминов классического танца.

Развивающие:

1.   Развитие чувства ансамблевого исполнения, работа в паре, в коллективе;

2.   Совершенствование танцевального мастерства и техники исполнения.

Воспитательные:
1.  Воспитание чувства ответственности, дружеского отношения и взаимовыручки;

2.   Воспитание чувства взаимопомощи в коллективе;

3. Оказание помощи детям младшего возраста во время репетиций и выступлений.

Пройдя все этапы образовательного процесса по данной программе, учащиеся:

должны знать:

-  правила грамотного выполнения элементов и движений классического танца, народно-сценического танца, эстрадного танца, историко- бытового танца;
- термины основных движений классического, русского народно сценического и эстрадного танца, историко- бытового танца;
-     основы музыкальной грамоты;

должны уметь:
- передавать танцевальный образ в танце;
- координировать свои движения в соответствии с музыкальным темпом;
- сочинять небольшие танцевальные комбинации;
- самостоятельно выполнять танцевальные комбинации.

иметь навыки:

- преодоления технических трудностей при исполнении сложных комбинаций;

- оценивать выразительность исполнения друг друга;

- различать характер исполнения( плавно – отрывисто, изящно – грубо, легко – тяжело, уверено – робко, бодро – выло, торжественно – не торжественно).

Типы занятий: теоретические , практические , комбинированные.

На групповых занятиях:

1. Изучается методика (последовательность изучения и овладения правильным исполнением движения);

2. Совместно просматривается видеоматериал и ведется обсуждение;
выполняются задания на импровизацию;

3. Прослушивается и анализируется музыкальное произведение;

4. Осуществляется тренинг, постановка и отработка номеров.


Календарно-тематический план

Месяц

Недели

Тема занятий

Количество

часов

Теория

Практика

Январь

1 неделя

Обсуждения идей и сюжетов будущих постановок с участниками коллектива.

3

8

Январь

2

неделя

Поиск музыкального сопровождения для танцевальных композиций.

3

0,5

Январь

3

неделя

Составление танцевальных комбинаций.

4

5

Февраль

1 неделя

Разучивание основных элементов и танцевальных комбинаций к хореографической постановки

 «Арагонская хота».

1

5

Февраль

2 неделя

Разучивание основных элементов и танцевальных комбинаций к хореографической постановки

 «Шалуны».

1

5

Февраль

3 неделя

Разучивание основных элементов и танцевальных комбинаций хореографической постановки

«Арабский танец».

1

7

Март

1 неделя

Постановка номера

«Арагонская хота».

1

5

Март

2 неделя

Постановка номера

«Шалуны».

1

5

Март

3 неделя

Постановка номера

«Арабский танец».

1

5

Апрель

1 – 3

неделя

Отработка и подготовка номеров к итоговому показу.

0,5

1

                                                                                           Итого: 63 часа

Содержание программы

Хореографическая композиция «Арагонская хота»

(испанский танец)

Название хореографического произведения: «Арагонская хота».

Вид хореографии: испанский танец

Исполнители: 

участники старшей группы образовательного хореографического коллектива «Северные узоры». Возраст детей 14-16 лет.

Музыкальное оформление: М.И. Глинка.

Продолжительность танца: 4 мин.00сек.

Краткая характеристика номера:

хореографическая композиция «Арагонская хота» поставлена с учетом возрастных особенностей детей. Испанский танец это яркий, страстный, грациозный технический сложный по исполнению танец. Цель создания номера – познакомить детей с испанской культурой, научить детей танцевальным движениям. Характерным для испанского танца.

Хореографическая композиция «Шалуны»

(эстрадный танец)

Название хореографического произведения: «Шалуны».

Вид хореографии: эстрадный танец.

Исполнители: 

участники младшей группы образовательного хореографического коллектива «Северные искорки». Возраст детей 7-8 лет.

Музыкальное оформление: Из репертуара Witch Doktor.

Продолжительность танца: 2 мин.45 сек.

Краткая характеристика номера: 

хореографическая композиция «Шалуны» была поставлена на основе сюжетной линии. В танце особое внимание уделяется актерскому мастерству. Дети должны были показать во время исполнения номера, что они действительно шалят в детском саду, а воспитатель на них сердится. Номер по мере работы  над ним усложнялся как в эмоциональном плане, так и в постоянном перестроении и изменении рисунка танца.

Хореографическая композиция «Арабский танец»

(классический танец)

Название хореографического произведения: «Арабский танец».

Вид хореографии: классический танец.

Исполнители: 

участница старшей группы образовательного хореографического коллектива «Северные узоры» Бапанина Амина(соло). Возраст 11 лет.

Музыкальное оформление: П.И. Чайковский.

Продолжительность танца: 2 мин.58 сек.

Краткая характеристика номера:

классический арабский танец был поставлен на основе лексики классического танца, с  учетом возрастных особенностей исполнительницы. Вдохновил нас на создание данной композиции балет «Щелкунчик». Цель танцевальной композиции - развитие танцевально-исполнительских способностей воспитанницы  на основе приобретенного ей комплекса знаний, умений, навыков по дисциплине «Классический танец».  Сложность номера – состояла в правильном исполнении элементов классического танца, сохранить правильное положение рук арабского танца в определенной позе, которые постоянно меняются.

Методические рекомендации.

Особенности  работы над постановочной деятельностью.

    1. Выбор музыки для хореографических композиций. Особое внимание следует уделять музыке танцевального произведения. Значение музыки в работе с детьми велико.

      Первое требование предъявляемое к «детской музыке», доступность и простота.  Если музыка танцевального произведения сложна  для исполнителей, то дети быстро охладевают к постановке. И наоборот, простая, доступная музыка будит их фантазию, увлекает, помогает преодолевать трудности.

    Танцевальность, образность, ясная мелодия, четкий ритмический рисунок, яркие гармонии – необходимое качество музыки для детей.

     2. Работа над танцевальной речью. Под танцевальной речью подразумевается совокупность неких начал, являющихся языком танцевального искусства, способных нести в себе определенную художественно-образную информацию.

     Основными такими началами являются: традиционное танцевальное движение, рисунок танца, характер. Они, соединяясь в различных сочетаниях, взаимно дополняя друг друга, создают танцевальную речь, «текст» танца.

3. Рисунок танца организует движения исполнителей, и в тоже время оказывает на зрителя определенное психологическое воздействие.  Рисунок массового танца несет в себе определенную образную информацию, указывает на характер отношений, проживаемых танцующими актерами. Рисунок сольного танца также несет в себе информационную значимость. Именно перемещения танцовщика, передвижения выражают тончайшие оттенки настроений персонажа. Данная особенность рисунка сольного танца также была учтена в создании танцевальных партий.

4. Характер персонажа. Характер переводится с греческого языка как главная черта, признак, особенность. Здесь необходимо учитывать тот факт, что от 60% до 80% информации, исходящей от человека, проявляется не в словах, а в его наружности, манере поведения, в его жестах, мимике, пластике, в выражении лица и тела.  

Список литературы

1.   Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность - М.: Академия, - 2000г. - 624с.

2.    Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование - Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев - Дубна, 1997г. - 206с.

3.    Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - 576 с.

4.    Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 1997.

5.    Пинт А. О. Высокое призвание. М, 1973.

6.    Прибылое Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. М., 1984.

7.     Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.

8.    Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.

9.     Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 20047. - 224с.

10.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Учпедгиз, 1946г. - 704с.

11.  Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991. - 160 с.

12.    Рутберг И. Пантомима. Движение и образ. М., 1981.

13.    Спарджер С. Телосложение и балет. Лондон, 1958.

14.  Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов - М.: Академия, 2004г. - 336с.

15.    Станиславский КС Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1958. Т. 5.

16.    Станиславский КС. Этика. М., 1981.

17.    Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В Зт. М, 1981.Т. 3.

18.    Тарасов Н.И. Классический танец. М., 1975.

19.    Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. - СПб.: Издательство «Лань». - 2005. - 496 с.: ил.

20.    Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. - М.: Наука. 2000. - 230 с.

21.     Ухтомский А. Общая психология: Учебник. - М.: Просвещение. 1970. - С. 117.

22.    Халфина С. Воспоминания мастеров московского балета. - М.: Искусство. - 1990. С. 39.

23.     Хореографическое искусство. Справочник. - М.: Искусство. - 2005.

24.     Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. - 2000. №2. С. 34-37.

25.     Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. - М.: Релиз. - 2004. - 340 с.