Экологическое воспитание дошкольников

Морозова Екатерина Юрьевна

Данная статья о необходимости экологического воспитания дошкольников, актуальности этого вопроса в наши дни, принципах и формах такой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников

Актуальность проблемы

Экология – один из сравнительно молодых и бурно развивающихся разделов биологии – изучает взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания. Взаимодействие организмов со средой рассматривает каждая биологическая наука. Экология затрагивает лишь ту его сторону, которая обусловливает развитие, размножение и выживание особей, структуру и динамику популяций и сообществ.

В настоящее время, в век научно-технического прогресса, когда у человека появляются неограниченные возможности воздействия на природу, экология приобретает особенно важное значение. Достижения её успешно применяются в сельском и охотничье-промысловом хозяйствах, медицине, ветеринарии, при проведении мероприятий по охране природы, рациональном использовании её ресурсов.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству.

Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

           Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение.

Цель и общие задачи

        Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию дошкольников. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Под экологическим образованием я понимаю непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Я считаю, что для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

— формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;

— развитие познавательного интереса к миру природы;

— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

— развитие восприятия себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценности и многообразия значений природы, ценности общения с природой;

— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами);

— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Принципы обучения и формы работы

        Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку взглянуть на жизнь других живых существ изнутри. Поэтому я в своей работе использую различные формы обучения: беседы, тематические прогулки, работа в дневниках наблюдений, проведение элементарных опытов и экспериментов, труд в природе, наблюдение за живыми объектами и др.

Занятия первично-ознакомительного типа. На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия я посвящаю ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.

Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов.

Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание занятий, которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Эти занятия я посвящаю ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Также эти занятия знакомят детей с приспособленностью животных к среде обитания, например, с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов.

Я считаю, что занятия углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.

Занятия обобщающего типа. На занятии обобщающего типа я ставлю цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирую обобщенное представление. Формирование обобщенных представлений происходит при использовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов.

Я считаю, что обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей – умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.

Комплексные занятия – это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Я уверена, что они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

Я считаю, что построение системы экологического образования, организация каждого отдельного занятия должны быть подчинены психологическим особенностям дошкольников: недостаточно устойчивому вниманию, преобладанию наглядно-образного мышления, потребностью играть. Поэтому для занятий я выполняю следующие требования:

- все предметы и явления должны быть наглядно представлены;

- планирование занятий и наблюдений подчинено сезонному принципу. На протяжении учебного года проводятся следующие циклы наблюдений: за цветущими растениями участка и песком в песочнице, за аквариумными рыбками, за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе, за пробуждением мать-мачехи и одуванчиков на участке.

Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, результаты заносятся в специальный календарь.

- каждая тема программы реализуется длительно, маленькими порциями на многих занятиях, в разных видах деятельности, что способствует более прочному усвоению материала, обеспечивает его повторение и закрепление.

- в занятия часто включаются элементы игры, которые, благодаря созданию положительного фона обучения, обеспечивают легкость и усвоение знаний.

- периодически для детей проводятся праздники и досуги. Их цель заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. В сценариях этих мероприятий я использую тот материал, который детям хорошо знаком.

Таким образом, окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно должно быть непродолжительно.

Экологическое воспитание дошкольника складывается в определенную систему педагогического процесса и представляются как:

- специально организованное обучение в форме занятий;

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- самостоятельная деятельность детей.

        Занятия для дошкольников проводятся в соответствии с планом, в разных видах деятельности. Они организуются мобильно и меняются в зависимости от поставленных задач, с соблюдением гигиенических требований: освещение, температурный режим, осанка детей.