ИКТ в образовательном процессе. Новикова Ж.Н.

В РФ осуществляется модернизация профессионального образования.

Как известно, от профессионализма педагогов и их общей культуры напрямую зависят результаты образовательно-воспитательной деятельности.

Это требует качественного обновления всей системы повышения профессиональной квалификации педагогов, интенсивного поиска путей формирования инновационного опыта.

Инновационные формы  повышения квалификации являются  средством повышения качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_v_obrazovatelnom_protsesse._novikova_zh.n.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Новикова Жанна Николаевна

Зарайский педагогический колледж имени В.В.Виноградова

У системы нет другого пути  для упорядочения работы

ее компонентов как фокусирования степени их участия

в конечном результате.

П.К.Анохин

В РФ осуществляется модернизация профессионального образования.

Как известно, от профессионализма педагогов и их общей культуры напрямую зависят результаты образовательно-воспитательной деятельности.

Это требует качественного обновления всей системы повышения профессиональной квалификации педагогов, интенсивного поиска путей формирования инновационного опыта.

Инновационные формы  повышения квалификации являются  средством повышения качества образования.

В сфере образования происходят интенсивные процессы формирования новых информационных ресурсов. Поэтому процесс подготовки учителей к использованию ИКТ не может носить только единовременный и краткосрочный характер. Необходимо создать систему регулярной методической поддержки учителей в области применения ИКТ в обучении.

Существующие структуры поддержки информатизации не решают в полной мере задач регулярной массовой методической поддержки учителей в области информатизации образования, сетевого педагогического взаимодействия.

Для поддержки инновационной деятельности учителей и учебной деятельности учащихся необходимо:

  • непрерывное повышение квалификации учителей в области использования ИКТ в обучении, поддержка мотивации к образованию и самообразованию средствами ИКТ различных групп ОБУЧАЕМЫХ;
  • постоянно невозможно программно-аппаратное обновление и сопровождение функционирования оборудования и информационных ресурсов учебных заведений, техническое сопровождение ИКТ и предоставление доступа к Интернету;
  • а также информационно-методическое сопровождение педагогической деятельности учителей с использованием ИКТ.

Учителям, получившим знания в области новых образовательных технологий, требуется постоянно проявлять себя в них, иметь профессиональную среду оперативного взаимодействия. Инновационные процессы требуют широкой апробации, то есть обмена живым опытом и мнениями, широких обсуждений и освещения в профессиональных СМИ и ассоциациях.

Недостаточно одноразовой курсовой переподготовки по ИКТ (если нет постоянных занятий на компьютере, - навыки теряются – происходит затухание условных рефлексов,  поэтому их необходимо постоянно подкреплять).

Но более частые курсы переподготовки нарушают ход учебного процесса.

Поэтому возможна модель взаимодействия системы повышения квалификации с учителем  – р а с п р е д е л е н н а я.

Для всех региональных систем повышения квалификации и переподготовки  учителей в области ИКТ могут быть  представлены  двумя ступенями: «Базовые ИКТ-компетенции педагогических кадров» и «Профессиональные ИКТ-компетенции педагогических кадров». В каждой из ступеней предусматривается несколько уровней. По ним формируются ИКТ-компетенции педагогических работников.

Успех инновационной деятельности во многом зависит от продуктивного взаимодействия различных коллективов образовательных учреждений друг с другом и с методическими учреждениями разного уровня.

Сейчас появилась возможность и потребность качественного обновления повышения профессиональной компетентности педагогов, обновления его содержания и форм:

-   краткосрочные (каникулярные) курсы для педагогов, работающих по

    какой-либо   общей проблеме;

-   краткосрочные (каникулярные) курсы для педагогического коллектива;

-  проблемные тематические курсы для группы педагогов, работающих

   по инновационной теме;

-  проблемные предметные курсы для учителей одной предметной области;

-  дистанционное обучение;

-  обучение по индивидуальному маршруту;

-  Интернет – форумы, конкурсы;

-  фестиваль открытых уроков;

-  методические семинары, семинары-практикумы;

-  методические дни, недели в ОУ;

Экспи – минимум

Твиста – максимум  

  1. Сетевое взаимодействие позволяет педагогическому или руководящему работнику образовательных учреждений Московской области пройти повышение квалификации в течение каждых пяти лет, выстраивая свою индивидуальную образовательную траекторию. 
  2. На соответствие занимаемой должности педагогические работники должны пройти индивидуальную программу повышения квалификации в объеме (180 часов). 
  3. На получение в ходе аттестации первой или высшей квалификационной категории педагогические работники должны пройти индивидуальную программу повышения квалификации в объеме (216 часов). 

Для повышения категории  необходимо пройти  обучение

в количестве 216 чяасов

      Инвариантные программы                                       Вариативные программы

                     (108 ч)                                                                                  (108 ч) 

         (обязательные программы)                                  (мы выбираем любые курсы)

Академический                        Кафедральные

инвариантный модуль              программы

        (36 ч)                                         (72 ч)

(универсальные программы,

обязательный для всех

аттестующихся)

  1. Академический инвариантный модуль (36 ч) состоит из компонентов «Образование и общество: государственная политика в сфере образования», «Образование и общество: новое в педагогике и психологии», «Основы профессионального общения» (региональный компонент). Эту программу должны освоить раз в пять лет абсолютно любые слушатели, должность и специальность роли не играют – это универсальная программа. 
  2. Программы кафедральные инвариантные (72 ч.) каждая отличаются друг от друга по содержанию и направленности на определенную группу слушателей (по должности, для учителей-предметников…). Любой кафедральный модуль представлен компонентами: «Новое в содержании предмета», «Новое в технологиях преподавания предмета»,  «Основы ИКТ», «Основы безопасности на уроке или вне урока».
  3. Изучение академического и кафедрального инвариантных модулей позволяет каждому слушателю раз в пять лет набрать (108 часов) повышения квалификации. 
  4. Выстраивая индивидуальную образовательную траекторию,  педагог должен набрать (накопить) учебные модули объемом в 1 или 2 кредита (36  ч + 36+ ч. или 72 ч.) до необходимого совокупного объема (216 ч). 
  5. Индивидуальная образовательная траектория позволяет каждому работнику повышать квалификацию по индивидуальной образовательной программе. Она состоит из инвариантных (обязательных) в соответствии с государственными требованиями модулей, а также вариативных (выбираемых слушателем с учетом его профессиональных интересов и проблем).
  6. Раз в пять лет каждый педагог должен освоить вариативные программы объемом 2 кредита (72 ч. либо 36ч. +36 ч.) по занимаемой должности. Если слушатель работает по двум и более должностям, то вариативные программы можно осваивать только по одной из занимаемых должностей или в совокупности по двум  должностям. 
  7. Осваивать инвариантные и вариативные программы слушатель из Московской области может в разных учреждениях региона, входящих в сетевое объединение. 
  8. Слушатель получает региональный квалификационный аттестат, в котором на отдельных страницах фиксируется освоение программ: наименование учреждения, в котором пройдена программа, ее тема и вид, отметки, полученные в ходе текущего контроля, отметка за итоговый практикозначимый проект. На последней странице муниципальная методическая служба осуществляет подсчет накопленных кредитов, выводит средний балл, отражающий качество освоения программы. 
  9. После накопления необходимого количества кредитов (это отражено в квалификационном аттестате), слушатель получает свидетельство государственного образца о повышении квалификации свыше 100 часов. 
  10. Учреждения, не входящие в региональное сетевое объединение,  не могут заносить информацию о прохождении учебного курса в региональный квалификационный аттестат. 
  11. При  прохождении  аттестации педагог, накопивший в региональной сети необходимое количество кредитов, предъявляет экспертам квалификационный аттестат, на основании записей в котором экспертная комиссия делает вывод о качестве повышения квалификации.  
  12. Если педагог предъявляет вместо квалификационного аттестата несколько удостоверений о повышении квалификации в учреждениях, не входящих в сетевое объединение, эксперты могут принять решение о процедурах установления качества повышения квалификации. Это связано с тем, что в сетевом объединении используются сертифицированные программы и единые подходы к оценке знаний слушателей, разработанные с учетом государственных требований и требований профессионального сообщества Московской области. Насколько этим требованиям соответствуют результаты повышения квалификации по другим программам, в ходе аттестации устанавливают эксперты.
  13. Слушатели могут пройти повышение квалификации на возмездной основе по программам, информация о которых размещается на сайте академии. При этом все требования к курсовой подготовке распространяются на любые программы, реализуемые в региональной сети. Региональный квалификационный аттестат содержит всю необходимую для экспертной комиссии информацию, поэтому целесообразно предъявлять его при аттестации вместе со свидетельством или удостоверениями о повышении квалификации. 
  14. Обучение в региональной сети проходит в очно-заочной форме. При обучении по программе в один кредит слушатель учится либо шесть дней (по шесть часов в день), либо пять дней (три дня очно по восемь часов и два дня заочно по шесть часов в день). Дополнительный день выделяется для итоговой аттестации. Привлечение слушателя к работе в день самостоятельной внеаудиторной работы (в соответствии с расписанием) запрещено. 
  15. Программы предусматривают обязательное самостоятельное освоение в заочной форме нескольких новых тем и выполнение задания. В ходе обучения слушатель выполняет контрольные работы на занятиях, слушает лекции и участвует в практических занятиях. Обучение завершается написанием и защитой практико значимой итоговой работы. 
  16. Программа  считается освоенной в полном объеме, если слушатель не пропустил лекционные и практические занятия, выполнил задания для самостоятельного изучения тем и получил зачеты по каждому из видов работ, получил допустимое количество баллов за каждую контрольную работу, получил допустимое количество баллов за практико значимую итоговую работу. Если все эти требования выполнены, то слушатель допускается к итоговой аттестации – защите практико значимой итоговой работы. 
  17. Обязательным результатом курсовой подготовки является внедрение слушателем  итогового проекта в педагогическую практику. Контроль над качеством внедрения проекта осуществляет муниципальная методическая служба.
  18. Для того чтобы педагогический работник был зачислен в группу и получил вызов на обучение из учреждения сетевого объединения, необходимо вместе с работодателем спланировать индивидуальную образовательную траекторию на пять лет, занести в образовательном учреждении или муниципальной методической службе информацию о выборе работника в региональную базу повышения квалификации и два раза в год проверить достоверность данных. 
  19. Информацию о предлагаемых курсах можно получить на сайте академии, сайте сетевого объединения, сайтах учреждений, входящих в сетевое объединение. 
  20. Педагогическая академия осуществляет образовательный процесс для сводных и территориальных моно групп в помещениях собственно академии, а также зональных,  территориально удаленных подразделений. 
  21. Выезды преподавателей  в муниципальные образования на конференции, семинары, совещания, а также курсовые занятия в форме тематических проблемных семинаров объемом в два кредита осуществляются по целевой заявке муниципальной методической службы. 
  22. Помимо плановых курсов академия может осуществлять повышение квалификации по целевым программам, разработанным по заявке учредителя – министерства образования Московской области. 
  23. По заявкам муниципальных образований академия может разработать программу и осуществить обучение слушателей на возмездной основе по договору. 

         В конце курсов проводится бально-рейтинговое оценивание практико значимых работ:

 8 баллов         –   «5»

                 6 – 7 баллов   –   «4»

                  4 – 5 балла     –   «3»

            - защита проекта - + еще дополнительный 1 балл

            Всего – 9 баллов за проект

Аттестация

  1. Все эти курсы сюда входят
  2. Сдают 3 квалификационгных экзамена:

- когда 36 ч (общее обучение) – можно писать заявление на экзамен

- после 72 ч курсов – сдают второй экзамен

- когда пройдено обучение и по вариативной программе – можно сдавать  3-ий экзамен.

  1. Выдается на каждоого аттестующегося «региональный квалификационный аттестат» (книжка).
  2. После накопления необходимого количества кредитов (это отражено в квалификационном аттестате), слушатель получает свидетельство государственного образца о повышении квалификации свыше 100 часов. 
  3. Нужно заранее выбирать курсы и самому следить за своей курсовой переподготовкой.
  4. В конце каждый курсов должен быть «выпущен» практико значимый проект, т. е. к зачету-экзамену готовят работу, которую сам аттестуюбщийся использует на практике и которую можно рекомендовать к использованию другим учителям.
  5. См. доп. материал. (Отпечатано).

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

http://www.apkpro.ru/ Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования. Сайт содержит информацию об Академии, ее подразделениях и направлениях работы, а также электронные адреса образовательных учреждений и органов управления образованием.

http://www.mioo.ru/ogl.php Московский институт открытого образования. Сайт знакомит с направлениями деятельности института, его факультетами, кафедрами, лабораториями и научно-прикладными центрами; материалами городского научно-методического центра МИОО. В разделе "Учебный процесс" - информация о системе повышения квалификации учителей и работников образования, образовательные стандарты и др. материалы.

 http://www.loiro.ru/ Ленинградский областной институт развития образования. Информация о структуре и деятельности института, учебных курсах; возможность дистанционного обучения в центре ДО; медиатека ЛОИРО; конференции, семинары, сетевое повышение квалификации.

http://www.bryanskedu.net Брянский учительский портал. Интернет-поддержка профессионального развития педагогов. Проект «Информатизация системы образования» направлен на поддержку реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. На сайте представлен "Педагогический вестник" - статьи по математике, биологии, географии, технологии; виртуальные школы для учителя; методическая копилка разработок по вышеперечисленным предметам; информация о конкурсах и семинарах; нормативно-правовая информация; форумы.

http://www.spbappo.ru/ Санкт-Петербургская академия постдипломного образования. На сайте академии представлена полностекстовая библиотека авторефератов по педагогике, публикации статей, коллекция файлов документов и информационно-методических материалов, материалы о реализации образовательных проектов.

http://academy.odoportal.ru/main.htm Факультет повышения квалификации. Сайт содержит ресурсы, позволяющие преподавателям пройти повышение квалификации по направлению «Использование информационных и дистанционных технологий в учебном процессе». Помимо информации о порядке и возможностях обучения, на сайте имеется нормативная база и библиотека статей и публикаций.

http://www.neo.edu.ru/wps/portal/ Федеральный портал Непрерывное образование преподавателей. Приводится информация об учреждениях повышения квалификации преподавателей по регионам РФ, новости образования, коллекция ссылок на образовательные сайты и библиотеки в интерент, перечень педагогических газет и журналов.