Метод проектной деятельности как средство формирования коммуникативных умений студентов педагогического колледжа

Современное образование направлено на развитие обучаемого, и практика требует конкретных технологий, направленных на реализацию данного принципа. Метод проектов как нельзя лучше способствует этому. Работа по методу проекта требует от учителя создания условий для появления у студентов интереса к познавательной деятельности, самообразованию, самореализации,  поиску ответов на поставленные проблемные вопросы, умения ориентироваться в информационном пространстве. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektnoy_deyatelnosti._novikova_zh.n.docx57.24 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектной деятельности как средство формирования коммуникативных умений студентов педагогического колледжа

                                                   

                                                  Новикова Ж. Н.

ГБОУ СПО ЗПК им. В.В. Виноградова МО

     Современное образование направлено на развитие обучаемого, и практика требует конкретных технологий, направленных на реализацию данного принципа. Метод проектов как нельзя лучше способствует этому. Работа по методу проекта требует от учителя создания условий для появления у студентов интереса к познавательной деятельности, самообразованию, самореализации,  поиску ответов на поставленные проблемные вопросы, умения ориентироваться в информационном пространстве.

В течение всего обучения, чтобы студенты воспринимали получаемые знания как действительно нужные, необходимо поставить перед ними значимую для них проблему, взятую из жизни, которую им необходимо решить, применив для этого определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

    Таким образом, можно выделить проблему  – как осуществить формирование коммуникативных умений у будущих педагогов, используя метод проектной деятельности.

Целью моей проектной деятельности является:

     Использование метода проектной деятельности как средства формирования коммуникативных умений у будущих педагогов.

    Для достижения этой цели нужно решить следующие  

задачи:

  • апробация новых форм взаимосотрудничества студент – преподаватель;
  • создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих форми-рование личности молодого специалиста, способного к самореализации и развитию профессиональных и личностных качеств;
  • развитие самостоятельной познавательной деятельности студентов – будущих педагогов,  обладающих коммуникативными навыками.  

Ожидаемые результаты

  1. Научить студентов самостоятельному достижению результата.
  2. Научить студентов работать с источниками информации, выделять главное, анализировать и систематизировать информацию.
  3. Сформировать у обучаемых навыки проведения исследований.  
  4. Сформировать у будущих специалистов навыки защиты и представления своей работы.
  5. Формирование профессиональных и личностных коммуникативных навыков будущих педагогов через проектную деятельность.

Этапы работы над проектом

  1. Анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами.
  2. Этап реализации.
  3. Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми.

        

Молодому специалисту, решившему связать свою судьбу с образовательной системой, ежедневно придется решать задачи, которые потребуют целенаправленных действий, с целью получения хорошего результата. Поставленные задачи – процесс их реализации – полученный результат – это цепочка любого педагогического действия. И эффективность принятого решения во многом будет зависеть от того, какими педагогическими технологиями и коммуникативными навыками владеет данный студентом, применение которых приведет к положительному результату.

В педагогической теории принято считать, что технология обучения – это алгоритм, с помощью которого, имея определенный набор методов, способов обучения, можно достичь поставленной цели. Следовательно, будущего специалиста нужно обучать и научить конкретной педагогической технологии, в данном случае – методу проектной деятельности.

        Я, как преподаватель естественнонаучных дисциплин и руководитель Творческой   лаборатории   «СЛЕД»   Зарайского  педагогического колледжа

в своей деятельности широко использую метод проектов, позволяющий формировать коммуникативные навыки и профессиональные качества личности  будущего специалиста в педагогической системе.

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально значимой проблемы, например,  исследовательской, «Влияние факторов риска на организм ребенка», «Адаптация ребенка к образовательной системе».  

     Цели, задачи и содержание каждого проекта формулируются и оформляются в соответствии с определением проблемы и поиском способов ее решения.

     Методом проектов может овладеть в разной степени каждый студент.

Но проект должен быть интересен для обучаемого, интеллектуально направленным,  соответствовать  уровню его развития и подготовки, индивидуальным возможностям студента. Соответствовать цели и задачам профессионального обучения, актуален на современном этапе развития общества, связан с будущей профессией студента, отражать основные направления развития науки, связи с жизнью и культурно-историческими ценностями. Этот исследовательский продукт должен иметь  определенную ценность, полезность для конкретной личности и общества.

  • Выполнение работы начинается с проектирования самого проекта, определения  вида проекта и формы презентации. Например, работа выполняется в программе Word, форма презентации – участие в конкурсе (Юный исследователь, Национальное Достояние России, конференциях).
  • Далее мы разрабатываем поэтапно проект, где приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако иногда проект невозможно сразу спланировать полностью,  от начала до конца.
  • Отличительной чертой проектной деятельности является поиск информации, которая  в дальнейшем обрабатывается, осмысливается и представляется участникам проектной группы.
  • Обязательным условием для каждого проекта является исследовательская работа. Например, студентка 4-Б курса Михалко К. провела исследования студентов 1-го курса  Зарайского педагогического колледжа с целью  определения их адаптации к обучению в заведении СПО.
  • В работе над исследовательским проектом, например  на тему «Адаптация ребенка к образовательной системе» рассмотрены не только виды адаптации, но и даны практические рекомендации родителям по  оказанию помощи ребенку для быстрой и успешной его адаптации к ДОУ, школе. Студенткой проведены также исследования проблемы адаптации среди студентов 1-го курса ЗПК, выявлены причины низкой адаптации и указаны способы ее успешного преодоления.

При выборе темы проекта, определении его содержания и способов реализации мною  учитываются индивидуальные способности, интересы и личностные профессионально-значимые качества студентов.

При выборе содержания каждого проекта мною учитывается объем знаний студента, его умение работать с различными источниками информации и анализировать данный материал, применять его к конкретной ситуации и делать выводы. Это проводится с целью углубить, расширить сведения самих студентов (об обществе, о способах деятельности, о значимости данной темы, использовать интеллектуальные и практические умения и навыки студентов). Опыт творческой деятельности осуществляется не просто посредством переноса ЗУНов в новую ситуацию, а в комбинировании нового из элементов известного,  нахождении принципиально новых способов решения проблем.

Изменяется и роль преподавателя в проектном обучении.  Я являюсь  только консультантом, организатором познавательной деятельности студента, оказываю  помощь в определении проблемы, выборе темы, обосновании цели и задач. Систематически веду наблюдение за ходом работы, анализирую и обобщаю работу отдельных студентов, оцениваю результаты проектной деятельности студентов по результатам реализации проекта. Но, ни в коем случае не навязываю своего решения, не ограничиваю возможности студента в поисках нужного решения данной  проблемы проекта. Корректирую его работу, направляю, советую, стараюсь, чтобы студент сам мог  принять верное решение и сделать правильный выбор.

И, хотя позиция педагога является как бы скрытной, дающей простор самостоятельности студенту, но строим мы эти отношения по принципу сотрудничества.

И поэтому метод проектов через  практико-ориентированную деятельность обеспечивает выработку личностных и профессиональных  коммуникативных навыков у  будущего специалиста. Такой подход позволяет студенту согласовывать свои личностные возможности с требованиями и условиями профессиональной деятельности. И хотя студенты первых курсов обычно работают индивидуально над проектом, но,  начиная со 2-3 курсов  - уже коллективно или в группе.

Методика работы над проектом, независимо от его типа, имеет практически одинаковую структуру, но обязательным требованием является то, что каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт и каждый этап  использует свойственные ему методы обучения. Например:

  1. Исследовательский (подготовительный) этап.

На этом этапе осуществляется поиск проблем, выбор темы и рабочей группы. Обычно выбор темы проекта определяется программой общеучебных и специальных дисциплин, программой практики, мониторингом среди молодежи наиболее значимых для них тем, или предлагается мною, реже родителями, иногда в ходе поступления заявки на конкурс.  

Во время подготовки к проектной деятельности обычно использую традиционные методы (рассказ, объяснение, демонстрацию готовых проектов), знакомлю студентов с проектами других ребят. Это делается, чтобы заинтересовать ребят, раскрыть значимость проектного метода в обучении, познакомить их с требованиями к проектам, технологией  их выполнения, реализацией, защитой и оценкой этой работы.

Иногда для определения проблемы использую коллективную форму работы и нетрадиционные методы, например, метод тренинга, «мозговой атаки», т.к. данный вид работы активизирует познавательную и мыслительную деятельность студентов и позволяет включать в работу других людей, например, педагогов-предметников, психолога, классных руководителей.

Далее разработка проектного задания осуществляется исследовательскими методами. Студенты проводят беседы, наблюдения, мониторинг, обрабатывают полученную информацию, формулируют задачи и определяют задание для себя или каждому члену проектной группы, если коллективный проект.

Если необходимо, я оказываю помощь, анализирую полученные данные, выделяю на что нужно обратить внимание, даю советы.

Методом информационной поддержки определяем  знания, которые будут нужны для работы над проектом. Это может быть любой источник информации, Интернет, методическая и научная литература, справочники, практикумы, статистические данные или данные отдельных учреждений.

2. Модельный (технологический) этап, направленный на разработку способов достижения поставленных целей, поэтому требует большого внимания в выборе методов.    

Самое важное на этом этапе, на мой взгляд, - это определить уровень интеллектуальной и творческой готовности студентов к выполнению проекта с учетом их  возрастных особенностей и интересов.

А для этого необходимо определить объем заданий, последовательность их выполнения,  оформление проекта и подготовки его к презентации. Это, так называемый,  метод алгоритма деятельности, позволяющий выстроить четкую структуру действий.  

Например, при подготовке к работе, мы знакомимся с проблемой (организуются встречи с интересующими нас людьми, экскурсии, или работаем с литературой, различными истопниками информации,  проводим  специальные занятия (например, как составить анкету), итоговое занятие, выступление по теме, а потом защита этого проекта).  

3. Этап реализации проекта (творческий) является продолжением модельного этапа. Здесь используются уже более разнообразные формы, методы и средства  для работы.

Например, демонстрация (показ работы по оформлению дизайна или анимации Презентации), метод упражнений (решение педагогических ситуаций), практический метод (изготовление вспомогательного материала), метод подражания (как учитель, как социальный работник, просмотр видеозаписей), метод дискуссий, когда нужно, чтобы высказались другие участники проекта, если нужно что-то обсудить в группе. Тем самым студенты учатся вести диалог, дискуссию, отрабатывают педагогические приемы. Проводят исследования, уточняется информация,  происходит поиск альтернатив и  выбора оптимального варианта решения проблемы.

4. Заключительный этап (рефлексивный) проекта предполагает его защиту. Формы защиты могут быть самыми разными: творческими, научными,  деловыми презентациями.    

        К защите допускаются  только полностью подготовленные и оформленные проекты. В ходе защиты студенты дают самооценку проекта, отвечают на вопросы, подтверждают результативность собственной деятельности. Лучшие работы участвуют в конкурсах, которые мы проводим в ЗПК в рамках проведении Творческой волны или в областных, региональных, Всесоюзных конкурсах, начиная с 2008 года.          

         Основные методы этапа работы над проектом  - самопрезентация, защита и оценка проектов, причины неудач, если такие были, конкурсы творческих проектов, сравнительный анализ результатов с поставленными целями.

Результативность опыта

        Творческий характер педагогической проектной деятельности мобилизует все психические сферы (познавательную, эмоциональную, волевую, мотивационную) личности будущего специалиста. Процесс позитивного развития творческой проектной деятельности эффективен лишь при создании благоприятных условий в период профессиональной практики. Мониторинг развития профессиональных умений и мотивации убедительно доказывает, что метод проектов позволяет успешно решать педагогические задачи от возникновения замысла до разработки и воплощения творческой деятельности.

     Исследовательские проекты студентов педагогического колледжа – своеобразные  профессиональные пробы, в которых проявляется индивидуальность его участников как будущих специалистов и влияют  на изменения развивающей образовательной среды.

Мы неоднократно участвовали в конкурсах, например, «Юный исследователь», «Национальное Достояние России», конкурсе социальных проектов на Федеральном уровне, принимали участие в научно-практических конференциях МГОСГИ г. Коломна. Студенты нашего проекта награждены Дипломами участников и Лауреатов этих конкурсов. Наша работа построена на взаимосотрудничестве и направлена на реализацию воспитательных и социальных проблем  как одной из приоритетных задач, стоящих перед обществом. Целесообразность проекта заключается в формировании социально значимого специалиста, обладающего коммуникативными навыками, необходимыми  в сфере образовательных услуг.

Список литературы:

  1. Тренинг креативности. А.Грецов, «Питер», 2007 год.
  2. Развитие ключевых и предметных компетенций школьников в процессе обучения  математике на базовом и профильном уровнях. И.М. Поветкина. Сборник  педагогических проектов учителей высшей квалификационной категории Центрального района. С – 4 – 11.
  3. Теория и практика применения стандартов  в образовании. В.К.Загвоздкин. М., «Народное образование», 2011 г.
  4. Инновационная деятельность как ресурс повышения качества образования. Т.Н. Ивочкина. Сборник статей «Инновационные процессы в системе НПО и СПО». Новокузнецк, 2011 г. С -12 – 19.  
  5. Научно-исследовательская и творческая деятельность студентов. А.Грецова, П. Г. Плеханова, Е.Г. Лебедева, Михайлова. СПО № 12 за 2008г.