Главные вкладки

    Диалог преподавателей дисциплины «Основы деловой культуры»  об актуальности формирования коммуникативных компетенций через активные формы обучения

    Цыбина Елена Ивановна

    Данный диалог преподаватели ведут:  Шаталова Т.В.-  преподаватель Санкт-Петербургского государственного бюджетного специального реабилитационного образовательного учреждения среднего профессионального образования – техникума для инвалидов «Профессионально-реабилитационный центр», и Цыбина Е.И.- преподаватель Профессионального лицея кулинарного мастерства. Диалог посвящен поиску эффективных способов обучения с применением инновационных активных форм формирования знаний, умений. навыков по предмету "Основы деловой культуры".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Диалог24.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Люди только тогда

     сообщают нам интересные сведения,

     когда мы им противоречим.  - Б. Шоу 

    Диалог

    преподавателей дисциплины «Основы деловой культуры»  об актуальности формирования коммуникативных компетенций через активные формы обучения.

    Диалог ведут Шаталова Т.В.-  преподаватель Санкт-Петербургского государственного бюджетного специального реабилитационного образовательного учреждения среднего профессионального образования – техникума для инвалидов «Профессионально-реабилитационный центр», и Цыбина Е.И.- преподаватель Профессионального лицея кулинарного мастерства

    ДИАЛОГ

    (греч. - беседа) особый жанр литературы, 

     раскрывающий те или иные темы

     в беседе двух или нескольких лиц 

    (напр., «Диалоги» Платона);

      впервые введена Сократом,

     у которого диалог сделался

     основным методом нахождения

    истины.

    Обсуждая проблему подготовки специалистов профессионального образования с работодателями,  мы выяснили, что сегодня работодатель предъявляет требования к специалисту, не только к уровню профессиональных знаний и навыков, но и духовной сферы. На проведенных совместных мероприятиях, в ходе работы круглых столов работодатели нередко высказывали мнение, что по их оценкам не всегда совпадают понятия «хороший специалист» и «хороший сотрудник». К сожалению, порой даже обладатель «красного диплома» не может работать в коллективе, ему нельзя доверить самостоятельную производственную задачу, он не инициативен, не способен к инновациям.

    Решить данную проблему помогает изучение дисциплины «Основы деловой культуры»  в средних и начальных профессиональных образовательных учреждениях. Мы разработали учебную программу направленную на подготовку обучающихся к жизни в быстро меняющихся условиях, формирование у выпускников коммуникативной, информационной и социально-трудовой компетенций являющихся основой для самостоятельной деятельности будущих молодых специалистов которые необходимы для уверенной и адекватной деятельности в новых реалиях, с быстро меняющимися требованиями рынка труда.

    Еще Платон доказал, что диалог - лучшая форма деятельности по совместному поиску истины, форма сотворчества, взаимообогащения. Такую форму обсуждения актуальности формирования коммуникативной, информационной, социальной и трудовой компетенций через активные формы обучения в процессе преподавания дисциплины «Основы деловой культуры» мы выбрали. 

    Шаталова Т.В.

    Дело в том, что современный рынок труда стал другим – он стал более пластичным и быстроменяющимся. С развитием научно-технического прогресса профессии стали быстрее устаревать, а необходимость получать новые знания для того что бы переквалифицировать специалистов стала актуальной. В связи с этим появилась проблема, что образовательные учреждения выпускают специалистов, обладающих знаниями, умениями и навыками, но Некомпетентных. И поэтому у образования стоит задача, не только обучать, а еще и формировать психотип специалистов нового типа.

    Цыбина Е.И.

    Согласна, ведь классическое образование 20-го века строилось по принципу  ЗУНов. Считалось, что, обучаясь, будущий специалист должен получать теоретические  ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ решать задачи, на основе этих ЗНАНИЙ, иметь НАВЫК решать эти задачи быстро. Это оправдывало себя в условиях статичного  планово развивающегося общества, но только не СЕГОДНЯ. Остаётся определиться с тем, что мы понимаем под компетенциями. Компетенции – это способность конвертации Знаний, Умений  и Навыков в практику.

    Шаталова Т.В.

    Федеральный образовательный стандарт нового поколения при подготовке специалистов всех уровней, наряду с формированием профессиональных компетенций, предъявляет высокие требования к развитию коммуникативных способностей личности обучаемых. Коммуникативная компетентность в своей структуре и в форме непреложного компонента содержит понятие успешности. Стремление к успеху – один из признаков жизненной философии людей в современной России. Успех чаще всего понимается как достижения человека во внешнем мире, как успех материальный, карьерный, связанный со славой и получением удовольствий. Несмотря на свое желание, огромное количество людей успеха не добивается, а некоторые из тех кто приходит к внешним достижениям успеха, не испытывают при этом ожидаемого удовлетворения. Объяснение этого феномена заключается в том, что люди чисто эмпирически стремятся к успеху, часто не понимая, что такое успех, какова его природа и механизмы достижения. Между тем очевидно, чтобы достичь чего-то,  надо отчетливо понимать цель собственной деятельности. Понять природу успеха – значит в первую очередь, найти его основания, лежащие в сфере психологических, социально - психологических (коммуникативных) и обыденных смыслов.

    Цыбина Е.И.

     Результатом обучения дисциплины «Основы деловой культуры» является освоенные умения: осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил  культуры делового этикета; пользоваться простыми приёмами  саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи; принимать решения и аргументировано отстаивать свою точку зрения в корректной форме; поддерживать деловую репутацию; создавать и соблюдать имидж делового человека; организовывать рабочее место; налаживать контакты с партнерами, работать с различными источниками информации по рынку труда.

    Шаталова Т.В.

    А  все ли молодые люди, выбирая и осваивая  профессию понимают  какие  психологические барьеры могут возникнуть пред ними, как не растеряться, не разочароваться, как преодолевать , возникающие трудности, как научиться использовать полученные знания для  личностного роста. А некоторые из них не имеют осознанного желания  самореальзоваться в профессии. Обучающиеся уверены, что знания специальных дисциплин обеспечат их успешное взаимодействие  с трудовым коллективом в избранной профессиональной деятельности.

    Цыбина Е.И.

    Планируя свою педагогическую деятельность, преподаватель  задаётся вопросами: как оптимально построить учебное занятие, чему отдать приоритет теоретическому материалу или практическим заданиям для освоения темы, какими методами сделать знания инструментом для решения будущих и существующих личностных и профессиональных задач?  Нельзя назвать результативным обучение, когда знания,  полученные на уроке сложены,  учеником в кладовые памяти, и не стали базой для выработки собственного алгоритма решения насущих проблем.

      Шаталова Т.В.

    Необходимо учесть, что Профессионально-реабилитационный центр является специальным реабилитационным образовательным учреждением для людей с ограниченными возможностями здоровья, в котором процесс обучения осуществляется при социально-психологическом и медицинском сопровождении обучающихся. Поступающим на обучение инвалидам согласно индивидуальным программам реабилитации требуется получение образования в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов с использованием специальных методов и режима обучения.    Мы решаем не только профессионально-образовательные , но одновременно и реабилитационные задачи, тем самым представляя собой , с точки зрения целевых установок деятельности, двойственную – реабилитационно-образовательную систему, функционирование которой характеризуется в качественном аспекте не только мерой овладения обучающимися – инвалидами теми или иными знаниями, умениями и навыками, отвечающими требованиям профессиональной компетентности, но и социально-реабилитационной эффективностью их обучения в техникуме.

    Но наш опыт работы подтверждает, что обучение становится тогда эффективным, когда идет творческое освоение учебного материала, и результативным, когда обучающиеся мотивирован к поиску решений в стандартных  и нестандартных ситуациях. Совместная работа на занятиях преподавателя и обучающихся по решению учебной проблемы (будущей производственной) развивает умение общаться друг с другом на несколько отличном от обычного уровня, так как от обучающихся требуются  поиск оптимального решения ,основанного на выборе лучшего варианта.

    Цыбина Е.И.

    С учетом особенностей преподавания дисциплины «Основы деловой культуры» нами систематически используются как игровые, так и неигровые методы активного обучения разные методы активного обучения.

    имитационные

    неимитационные

    Исследовательский метод

    Самостоятельная  работа с источниками информации

    Поисковая лабораторная работа

    Учебная дискуссия

    Проблемная лекция

    неигровые

    игровые

    Делова игра

    Мраывфыв

    Разыгрывание ролей

    Ситуационное задание

    Индивидуально-практические задания

    Шаталова Т.В.

    Да. По нашему мнению, социальная компетентность – это интегративное качество личности, позволяющее человеку адаптироваться, конструктивно и бесконфликтно взаимодействовать в современном обществе, продуктивно выполнять профессиональные задачи и различные социальные роли. Я тоже считаю, что стратегия активного обучения, в том числе и применение игровых технологий наиболее эффективно в формировании социально-трудовой компетенции.

     Курс дисциплины начинается с изучения теоретических основ. На этом этапе незаменимы такие методы учебного процесса, как учебная дискуссия, эвристическая беседа, конференция, к которым студенты готовятся самостоятельно, используя методические пособия для самоподготовки, работу с книгой, периодическую печать, интернет. В результате формируется компетенция поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

    Цыбина Е.И.

    Думаю, что логично выстраивать занятия  поэтапно подготавливая обучающихся к самостоятельному, личностному осмыслению и применению полученных знаний, применяя интенсивные методы освоения материала. Например, изучая тему «Способности и профессиональный выбор» обучающиеся сначала

    * знакомятся с теоретическими основами по данной теме и контролируют (тестовый контроль) усвоение основных понятий

    * переходят к исследовательской деятельности, проводят исследование «Мои способности», анализируют -  какие способности являются основополагающими в избранной специальности.

    * Составляют профессионограмму компетенций выбранной профессии (по предложенному образцу). На данном этапе обучающиеся добиваются понимания, что карьерный рост невозможен без саморазвития тех качеств, которые предъявляет современное понимание  «профессионала».

    * Ситуационная игра «Мои возможности». Цель занятия развивать представление о своих реальных и потенциальных возможностях. Задачи: активизировать творческий потенциал подростков; способствовать гармонизации претензий и возможностей; развивать навыки самопрезентации. Итогом работы становится личный проект ученика «Самопрезентация»

    На данном этапе изучения применяется, как видно, технология проектной деятельности. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности. Проекты создаются различных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д. в зависимости от темы изучения и способов организации учебной деятельности.

    Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Эти данные показывают целесообразность использования активных методов обучения.

    Шаталова Т.В.

    А мы стараемся постоянно показывать обучающимся, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности.

    Применение игровых технологий в курсе «Основы деловой культуры» особенно актуально в процессе изучения следующих тем: «Конфликтные ситуации  и основные способы их предупреждения и разрешения », «Деловые беседы в структуре профессиональной деятельности», «Правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения» и др.

            Обучающиеся нередко считают, что представители рабочих профессий не должны работать над собой по речевому развитию. Для этой цели служат задания, например, такие: составить описание поведения людей разных типов темперамента в различных ситуациях, проанализировать технологию деятельности руководителя (работодателя) по предложенному алгоритму, составить деловое письмо.

    В этом будущим специалистам помогает овладение компетенцией «Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, также быстрее адаптироваться на рынке труда.

    Обучить компетентности обучающегося  нельзя. Таковым он может стать лишь сам, найдя и опробовав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его стилю, претензиям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям.

    При формировании компетенций важно использовать различные интерактивные методики, направленные на формирование у студентов целостной картины мира, ориентации личности в происходящем, развитие умения преодолевать собственные ошибки и находить свои решения. «Я» - это человек, личность, единица семьи, общества, страны, житель планеты. Самореализация, самоутверждение рассматривается через творческое осмысление собственного участия в семье, профессии, обществе. Основные составляющие процветающей личности: формирование культуры мышления, чувств, поведения, языка и речи, общественного и исторического самосознания. Здесь порой создается ситуация безответственного отношения к собственному поведению, объясняемого студентом как неосознанное. В данном случае помогает работа с нравственными категориями этики, анализ положительного и отрицательного признаков (например, трудолюбие и иждивенчество).

    Цыбина Е.И.

    При изучении сложных этических тем «Категории этики» целесообразнее использовать  Организационно-деятельностную  игру, как форму организации учебной деятельности

    В отличие от деловых игр, основная задача которых сводится к овладению заданными функциями ролевого поведения, цель организационно-деятельностной игры – решение проблемной задачи теоретического уровня. Вторая цель – развитие  творческого мышления.

    . На занятии учебная группа разбивается на   подгруппы. Им  ставится задача  - Расположить  основные категории этики   ранжировано по их значимости в общественном сознании. Дается время (10-15 минут) для выработки ответа на поставленную проблему.  После чего группы меняются списками, и происходит рецензирование задания, выполненного противоположной группой. Во время разрешения данного вопроса обучаемым не запрещается переговариваться в целях общего поиска ответа на поставленный вопрос. На заключительном этапе занятия все рецензенты (например, подгруппа В) производят защиту своих рецензий, а так как зачастую не все оппоненты (подгруппы А и Б) согласны с ними, возникает дискуссия, в ходе которой выясняется существо рассматриваемых вопросов, вырабатываются умения мыслить научно, отвлекаться от стереотипных суждений, использовать в ходе поиска правильные и ошибочные мнения других. Руководит дискуссией и направляет ее ход преподаватель, но активность ее ведения принадлежит непременно обучающимся.

    Практика показывает, что это занятие дает возможность проведения элементов дискуссионного урока.

    Деловая игра – это в определенном смысле репетиция будущей профессиональной деятельности. Она дает возможность проиграть практически любую конкретную ситуацию в лицах, что позволяет лучше понять психологию людей, встать на их место, понять, что ими движет в тот или другой момент реального события. Данный метод обучения применяется при изучении таких тем, как «Способы разрешения конфликта»

    Еще одна разновидность игрового урока- работа с «альтернативной ситуацией» В обобщенном виде логика работы с «альтернативной ситуацией» на уроке такова: - создание ситуации выбора; - уяснение ее сущности обучающимися; - определение критериальной основы для рассмотрения предложенных альтернатив; - анализ и оценка в соответствии с избранными критериями; - аргументированное изложение обучающимися своей позиции по рассматриваемой проблеме; - анализ результата работы учителем.

    Шаталова Т.В.

    Нужно применять современные педагогические приемы, направленные на развитие навыка взаимодействия, гарантирующие успешную деятельность в разных сферах.

    Осознание, что «я» - это родитель, который должен воспитать нового (лучшего, чем я сам) члена общества; руководитель, признанный принести пользу обществу; мастер – творчески мыслящий человек; творческая личность, владеющая приемами успешной (позитивной) деятельности.

    Учебный материал тем дисциплины позволяет использовать ролевые игры для приобретения умения*****(прописать)

    При изучении темы «Основные виды коммуникации и деловое общение», обучающиеся составляют сценарий по заданной преподавателем ситуации и распределяют роли в зависимости от профессии. Остальные обучающиеся в группе являются оппонентами, которые вместе с преподавателем оценивают полноту решения поставленной задачи. При выполнении следующей задачи роли меняются. Это позволяет разыграть и отработать множество методик: вербального и невербального аспекта делового общения; решение конфликтных ситуаций в деловом общении и способы их разрешения.

    Таким образом, обучающиеся учатся работать в коллективе, эффективно общаться на разных уровнях, выполнять зависимою, независимою и взаимозависимые роли, а также брать на себя ответственность за работу членов команды и результат выполнения заданий.

    В процессе студентами заданий по опыту наших наблюдений отмечается возникновение позитивного взаимодействия между членами группы при осознании зависимости друг от друга, когда задание и общая цель формулируется так, что у студентов возникает чувство ответственности не только за собственный успех, но и за деятельность коллег, формируется способность работать в команде. Деятельность такого рода в результате улучшает психологический климат в группе, у студентов усиливается потребность в межличностном общении, возрастает тяга к приобретению знаний и, как следствие, повышается успеваемость, а также внутренняя удовлетворенность результатами собственной деятельности.

    Систематически с самого начала обучения нами используется студенческий само - и взаимоконтроль полученных знаний и умений. Эталоны ответов с критериями оценок прилагаются преподавателем к пакету контрольных заданий. Использование такой формы контроля позволяет сформировать компетенцию оценки эффективности и качества решения профессиональных задач, избежать негативных моделей общения: нездоровой конкуренции, эгоизма, неприятия критики, а поддержка и положительная взаимооценка формируют чувство эмпатии и усиливают аксиологическую составляющую успеха.

    Отмечая возрастающее профессиональное мастерство, наблюдая радостное состояние группы после удачного творческого взаимодействия, мы, преподаватели, оцениваем такую деятельность студентов как истинно успешную.

    Цыбина Е.И.

    Таким образом, активные методы обучения трудно переоценить для успешного разрешения задач современного образования. Эти способы и приемы педагогического воздействия, побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности.