программа декупаж
Рабочая программа для кружка "Декупаж".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Декупаж»
Пояснительная записка
В творческой деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных – дидактических методов обучения. Формирование личности может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе такой вид прикладного творчества как декупаж.
Декупаж – это особая техника декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения напечатанных полиграфическим способом картинок с последующей лакировкой полученного изображения для защиты от внешних воздействий. Декупаж отличается безграничной применимостью: элементы интерьера, подарки, личные вещи, бытовые принадлежности, посуда, игрушки – всё можно преобразовать с помощью этой техники. Декупаж привлекает своей красотой, эффективностью, лёгкостью, огромным количеством вариантов для применения и, конечно, выгодностью. Декупаж – несложная техника, позволяющая при минимуме усилий получать вещи, как будто расписанные искусными мастерами-художниками. Старая школьная мебель при помощи этой техники легко превратится в стильную и практичную. А ещё декупаж – это существенная экономия.
При использовании этой техники можно получить прекрасные уникальные, выполненные в единственном экземпляре вещи, предметы интерьера. Данная технология является увлекательным занятием, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Работа с прекрасными материалами: деревом, атласом, красками, кистью доставляет удовольствие. Ребенок имеет возможность ощутить ни с чем несравнимую радость от того, что можно привнести в окружающую действительность еще немного красоты.
Данная программа предлагает занятия по технологии с использованием нетрадиционных способов аппликации на различной поверхности. Все занятия направлены на развитие у школьников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и декоративные техники: кракелюры, золочение, ламинирования, лессировка, набивка, декупаж на стекле и т.д. Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится...» или «почему не нравится...» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.
Метод индивидуальных проектов предполагает познавательную и исследовательскую деятельность. Большое значение здесь приобретает самообразование, поиск новых приемов работы с материалом, неординарный подход к синтезу материала.
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- развитие его индивидуальности;
- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
- сотрудничество с детьми.
Цель: содействовать развитию творческих способностей детей, приобщать к технологическому образованию средствами декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
- Дать детям общее понятие о декупаже как виду прикладного творчества, его техниках и способах применения в быту.
- Познакомить с применяемыми материалами, оборудованием и инструментами, используемыми в декупаже.
- Способствовать овладению детьми приемами выполнения декупажа.
- Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
- Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.
Для достижения поставленных целей и задач созданы следующие условия:
1.Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала.
2. Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.
3. Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
Принцип динамичности (от самого простого к сложному);
Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
Принцип сотрудничества;
Принцип интегративности (синтез искусств).
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1 Декупажная бумага (салфетки многослойные, карты, рисунки).
2. Акриловые краски.
3. Ножницы.
4. Ванночки с поролоном.
5. Клей ПВА, или клей универсальный для декупажа.
6. Кисти синтетические средней жесткости и разной формы.
7. Прозрачный акриловый лак.
8. Кракелюрный лак.
9. Предметы, или основы для декупажа.
Отличительные особенности данной программы
Работа кружка направлена на развитие творческих способностей. Ознакомление детей с нетрадиционными техниками декорирования различных поверхностей с помощью заранее вырезанных из бумаги готовых картинок, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов; Овладение учащимися нетрадиционными техниками декорирования; Использования нетрадиционных техник изображения самостоятельной деятельности учащихся.Продолжить развивать интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт учащихся; Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить необходимые для занятия материалы, работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте.
Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, наполняемость группы). Программа рассчитана на 35 занятий в год (11 академических часов). Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 60 минут. Оптимальное количество детей в группе 10 человек. В кружок «Декупаж» принимаются все желающие учащиеся со 5 по 7 кл. В учебном курсе даются знания о декоративных техниках, которые легко сочетаются с декупажем: это два вида кракелюра, одношаговый и двухшаговый. Кракелюр – техника состаривания новых предметов путем создания на их поверхности характерных для антикварных вещей трещинок. Также в этом курсе осваивается техника жидкого ламинирования - создание красивого фактурного фона из бумаги.
Программа курса:
1 блок занятий Декупаж, салфеточная техника, одношаговый кракелюр. На занятии даются основные знания о декупаже: история, виды, необходимая информация о материалах и инструментах, которые понадобятся для работы, рассказывается о технике состаривания - кракелюр, а именно рассматривается одношаговый (другое название - однокомпонентный) кракелюр. Практическая часть занятия - выполнение работы в салфеточной технике с использованием одношагового кракелюра. Ученики декорируют небольшую деревянную разделочную доску. Форма доски любая, размеры не больше 25 см. по длинной стороне, поверхность должна быть без загрязнений, росписи, лака, воска, масла
2 блок занятий Обратный декупаж и техника жидкое ламинирование. На занятии рассказывается об особенностях работы в технике декупаж на стекле. Ученики выполняют декупаж в салфеточной технике на стеклянной поверхности. На этом занятии изучается техника жидкого ламинирования - создание красивого фона с помощью специальной декоративной бумаги. Декорированное блюдо можно использовать по прямому назначению!
3 блок занятий. Объемный декупаж (декупаж 3D). На занятии рассказывается о различных приемах создания эффекта объема бумажного изображения. На практической части выполняется панно в данной технике. Для панно необходима деревянная рамочка для фото, размер 10х15 см. Можно без стеклянной или пластиковой вставки, нужна деревянная рама, цвет значения не имеет.
4 блок занятий. Декупаж на ткани, средства для декора текстиля. На занятии рассказывается о технике переноса бумажного изображения на ткань, а также дается необходимая информация о различных средствах для декора текстиля: красках, контурах, маркерах, спреях и т.д. На занятии ученики декорируют один предмет в технике декупаж, дополняют работу контурами и красками для текстиля. Для занятия необходима однотонная майка или футболка из хлопка светлого цвета, лучше всего белая. Новые вещи предварительно нужно постирать и прогладить, это же касается НЕ новых вещей, можно приносить детские вещи.
5 блок занятий. Декупажные карты, двухшаговый кракелюр. На занятии рассказывается о специальных материалах для декупажа - декупажных картах, описываются приемы работы с ними, изучается процесс создания трещин в технике двухшагового кракелюра. Ученики декорируют деревянную шкатулку. Шкатулка может быть любой формы, с замочками и без, главное, чтобы это было необработанное дерево, т.е. заготовка под декор. Размер не больше 13 см. по длинной стороне.
На занятиях в течение года будут использоваться смешанные техники. Наряду с решением главной задачи (формировать способности создавать сюжетное изображение нетрадиционными техниками), происходит обучение с такими элементами творчества, как определение темы рисунка, композиции, осуществление отбора предметов, персонажей будущего рисунка.
Усложнение обучения нетрадиционными техниками декорирования выполняется в следующих направлениях:
от декорирования отдельных предметов к составлению сюжетных эпизодов и далее к сюжетному декорированию;
от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
от использования готового (традиционного) оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
от применения фона в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник декорирования;
от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- научатся видеть и передавать красоту окружающего мира
- использовать цвет как средство выразительности;
- применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит;
- будут создавать композиции для оформления праздников
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- улучшат свои коммуникативные способности.
Способы фиксации результатов
Проведение аттестации учащихся в начале и конце года.
Мониторинг результатов обучения.
Формы подведения итогов
Проведение выставок работ учащихся, защита проектов.
Календарное планирование
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Формирование группы Вводная беседа | 1 | - | 1 |
2. | Знакомство со спектрами цвет. Основы композиции. | 1 | - | 1 |
3. | Беседа «Виды и техника декупажа» | 1 | 2 | 3 |
4. | Салфеточная техника (декорирование досточки) | 1 | 2 | 3 |
5. | Обратный декупаж | 1 | - | 1 |
6. | Декупаж на стеклянной поверхности | - | 2 | 2 |
7. | Декупаж по керамике | - | 2 | 2 |
8. | Декупаж по металлу | 1 | 2 | 3 |
9. | Объёмный декупаж | 1 | 3 | 4 |
10. | Декупаж на ткани | 1 | 1 | 2 |
11. | Декупажные карты | 1 | 3 | 4 |
12. | Двухшаговый кракелюр | 1 | 3 | 4 |
13. | Соединение разных техник декупажа | 1 | 3 | 4 |
14. | Оформление выставочных работ | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 10 | 25 | 35 |
Литература
- Воронова. О «Декупаж. Новые идеи, оригинальные техники»-Москва- 2011
- Воронова. О «Декупаж одежды и обуви» -Москва 2011.
- Дольд М.,Рюкель Х. Декупаж. Украшение мебели и предметов интерьера»-Арт-Родник 2010.
- «Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» - 2007г. В.Л. Стрелкина .
- Организация кружковой работы в школе (ДО) - изд., 2008г.
- Рыбальченко Людмила Константиновна, «Презентация декупаж»
- Юсель С., Декупаж: Самая полная энциклопедия, АСТ-ПРЕСС Книга, 2010 г.
- http://dcpg.ru/events/?sortby=cost&page=1
- http://www.3-color.ru/info/masterold/dekupaj.html
- http://club.osinka.ru/topic-37314?&start=
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе.
Показатели(оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | баллы | Методы диагностики | Достигнутый результат |
1.Теоретическая подготовка ребёнка | |||||
1.1Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям |
| 1 5 10 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос | |
1.2Владение специальной териологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
| 1 5 10 | ||
2. Практическая подготовка ребенка | |||||
2.1 Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического планирования) | Соответствие практических умений и наыков программным требованиям |
| 1 5 10 | Контрольное задание | |
2.2Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудовании и оснащения |
Максимальный уровень – работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых трудностей. | 1 5 10 | Контрольное задание | |
2.3 Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий |
| 1 5 10 | ||
3 Учебно-коммуникотивные умения | |||||
3.1 Умения слушать и слышать | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога. Свобода владения и подачи обучающимися подготовленной информации. Самостоятельность в построении доказательств. |
| 1 5 10 | Наблюдение | |
3.2 Умения вступать перед аудиторией | Наблюдение | ||||
3.3 Умение вести полемику, участвовать в дискуссии | Наблюдение | ||||
4 Учебно-организационные умения и навыки | |||||
4.1Умение организовывать своё рабочее место | Способность самостоятельно Готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за собой |
Удовлетворительно-хорошо-отлично.
| 1 5 | Наблюдение | |
4.2 Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям. | 10 | Наблюдение | ||
4.3 Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе | Наблюдение |