программа декупаж

Рабочая программа  для кружка "Декупаж".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_dekupazh.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Декупаж»

Пояснительная записка

В творческой деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных – дидактических методов обучения. Формирование личности может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе такой вид прикладного творчества как декупаж.

Декупаж – это особая техника декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения напечатанных полиграфическим способом картинок с последующей лакировкой полученного изображения для защиты от внешних воздействий. Декупаж отличается безграничной применимостью: элементы интерьера, подарки, личные вещи, бытовые принадлежности, посуда, игрушки – всё можно преобразовать с помощью этой техники. Декупаж привлекает своей красотой, эффективностью, лёгкостью, огромным количеством вариантов для применения и, конечно, выгодностью. Декупаж – несложная техника, позволяющая при минимуме усилий получать вещи, как будто расписанные искусными мастерами-художниками. Старая школьная мебель при помощи этой техники легко превратится в стильную и практичную. А ещё декупаж – это существенная экономия.

При использовании этой техники можно получить прекрасные уникальные, выполненные в единственном экземпляре вещи, предметы интерьера. Данная технология является увлекательным занятием, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Работа с прекрасными материалами: деревом, атласом, красками, кистью доставляет удовольствие. Ребенок имеет возможность ощутить ни с чем несравнимую радость от того, что можно привнести в окружающую действительность еще немного красоты.

Данная программа предлагает занятия по технологии с использованием нетрадиционных способов аппликации  на различной поверхности. Все занятия направлены на развитие у школьников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и декоративные техники: кракелюры, золочение, ламинирования, лессировка, набивка, декупаж на стекле и т.д. Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится...» или «почему не нравится...» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.

Метод индивидуальных проектов предполагает познавательную и исследовательскую деятельность. Большое значение здесь приобретает самообразование, поиск новых приемов работы с материалом, неординарный подход к синтезу материала.

  • формирование творческого начала в личности ребенка;
  • развитие его индивидуальности;
  • формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
  • сотрудничество с детьми. 

Цель: содействовать развитию творческих способностей детей, приобщать к технологическому образованию средствами декоративно-прикладного творчества.

Задачи: 

  1. Дать детям общее понятие о декупаже как виду прикладного творчества, его техниках и способах применения в быту.
  2. Познакомить с применяемыми материалами, оборудованием и инструментами, используемыми в декупаже.
  3. Способствовать овладению детьми приемами выполнения декупажа.
  4. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
  5. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.

Для достижения поставленных целей и задач созданы следующие условия:

1.Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала.

2. Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.

3. Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

Принцип динамичности (от самого простого к сложному);

Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);

Принцип сотрудничества;

Принцип интегративности (синтез искусств).

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1 Декупажная бумага  (салфетки многослойные, карты, рисунки).

2. Акриловые краски.

3.  Ножницы.

4. Ванночки с поролоном.

5. Клей ПВА, или клей универсальный  для декупажа.

6. Кисти синтетические средней жесткости и разной  формы.

7. Прозрачный акриловый лак.

8. Кракелюрный лак.

9. Предметы, или основы для декупажа.

Отличительные особенности данной программы

Работа кружка направлена на развитие творческих способностей. Ознакомление детей с нетрадиционными техниками декорирования различных поверхностей с помощью заранее вырезанных из бумаги готовых картинок, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов; Овладение учащимися нетрадиционными техниками декорирования; Использования нетрадиционных техник изображения самостоятельной деятельности учащихся.Продолжить развивать интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт учащихся; Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить необходимые для занятия материалы, работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте.

 Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, наполняемость группы). Программа рассчитана на 35 занятий в год (11 академических часов). Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 60 минут. Оптимальное количество детей в группе  10 человек. В кружок «Декупаж» принимаются все желающие учащиеся со 5 по 7 кл. В учебном курсе даются знания о декоративных техниках, которые легко сочетаются с декупажем: это два вида кракелюра, одношаговый и двухшаговый. Кракелюр – техника состаривания новых предметов путем создания на их поверхности характерных для антикварных вещей трещинок. Также в этом курсе осваивается техника жидкого ламинирования - создание красивого фактурного фона из бумаги.

Программа курса:

1 блок занятий Декупаж, салфеточная техника, одношаговый кракелюр. На занятии даются основные знания о декупаже: история, виды, необходимая информация о материалах и инструментах, которые понадобятся для работы, рассказывается о технике состаривания - кракелюр, а именно рассматривается одношаговый (другое название - однокомпонентный) кракелюр. Практическая часть занятия - выполнение работы в салфеточной технике с использованием одношагового кракелюра. Ученики декорируют небольшую деревянную разделочную доску. Форма доски любая, размеры не больше 25 см. по длинной стороне, поверхность должна быть без загрязнений, росписи, лака, воска, масла

2 блок занятий Обратный декупаж и техника жидкое ламинирование. На занятии рассказывается об особенностях работы в технике декупаж на стекле. Ученики выполняют декупаж в салфеточной технике на стеклянной поверхности. На этом занятии изучается техника жидкого ламинирования - создание красивого фона с помощью специальной декоративной бумаги. Декорированное блюдо можно использовать по прямому назначению!

3 блок занятий. Объемный декупаж (декупаж 3D). На занятии рассказывается о различных приемах создания эффекта объема бумажного изображения. На практической части выполняется панно в данной технике. Для панно необходима деревянная рамочка для фото, размер 10х15 см. Можно без стеклянной или пластиковой вставки, нужна деревянная рама, цвет значения не имеет. 

4 блок занятий. Декупаж на ткани, средства для декора текстиля. На занятии рассказывается о технике переноса бумажного изображения на ткань, а также дается необходимая информация о различных средствах для декора текстиля: красках, контурах, маркерах, спреях и т.д. На занятии ученики декорируют один предмет в технике декупаж, дополняют работу контурами и красками для текстиля. Для занятия необходима однотонная майка или футболка из хлопка светлого цвета, лучше всего белая. Новые вещи предварительно нужно постирать и прогладить, это же касается НЕ новых вещей, можно приносить детские вещи.

5 блок занятий. Декупажные карты, двухшаговый кракелюр. На занятии рассказывается о специальных материалах для декупажа - декупажных картах, описываются приемы работы с ними, изучается процесс создания трещин в технике двухшагового кракелюра. Ученики декорируют деревянную шкатулку. Шкатулка может быть любой формы, с замочками и без, главное, чтобы это было необработанное дерево, т.е. заготовка под декор. Размер не больше 13 см. по длинной стороне.

На занятиях в течение года будут использоваться смешанные техники. Наряду с решением главной задачи (формировать способности создавать сюжетное изображение нетрадиционными техниками), происходит обучение с такими элементами творчества, как определение темы рисунка, композиции, осуществление отбора предметов, персонажей будущего рисунка.

Усложнение обучения нетрадиционными техниками декорирования выполняется в следующих направлениях:

от декорирования отдельных предметов к составлению сюжетных эпизодов и далее к сюжетному декорированию;

от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

от использования готового (традиционного) оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

от применения фона в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник декорирования;

от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:  

  • научатся видеть и передавать красоту окружающего мира
  • использовать цвет как средство выразительности;
  • применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит;
  • будут создавать композиции для оформления праздников
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
  • художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • улучшат свои коммуникативные способности.

Способы фиксации результатов

Проведение аттестации учащихся в начале и конце года.

Мониторинг результатов обучения.

Формы подведения итогов

Проведение выставок работ учащихся, защита проектов.

                              

Календарное планирование                                                              


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Формирование группы Вводная беседа

1

-

1

2.

Знакомство со спектрами цвет. Основы композиции.

1

-

1

3.

Беседа «Виды и техника декупажа»

1

2

3

4.

Салфеточная техника (декорирование  досточки)

1

2

3

5.

Обратный декупаж

1

-

1

6.

Декупаж на стеклянной поверхности

-

2

2

7.

Декупаж по керамике

-

2

2

8.

Декупаж по металлу

1

        2

3

9.

Объёмный декупаж

1

3

4

10.

Декупаж на ткани

1

1

2

11.

Декупажные карты

1

3

4

12.

Двухшаговый кракелюр

1

3

4

13.

Соединение разных техник декупажа

1

3

        4

14.

Оформление выставочных работ

1

        1

ИТОГО:

10

25

35

Литература

 

  1. Воронова. О «Декупаж. Новые идеи, оригинальные техники»-Москва- 2011
  2. Воронова. О «Декупаж одежды и обуви» -Москва 2011.
  3. Дольд М.,Рюкель Х. Декупаж. Украшение  мебели и предметов интерьера»-Арт-Родник 2010.
  4. «Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» - 2007г. В.Л. Стрелкина .
  5. Организация кружковой работы в школе (ДО) - изд., 2008г.
  6.  Рыбальченко Людмила Константиновна, «Презентация декупаж»
  7. Юсель С., Декупаж: Самая полная энциклопедия, АСТ-ПРЕСС Книга, 2010 г.
  8. http://dcpg.ru/events/?sortby=cost&page=1
  9.  http://www.3-color.ru/info/masterold/dekupaj.html
  10. http://club.osinka.ru/topic-37314?&start=

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе.

Показатели(оцениваемые  параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

баллы

Методы диагностики

Достигнутый результат

 1.Теоретическая подготовка ребёнка

1.1Теоретические знания по основным разделам  учебно-тематического плана программы          

Соответствие теоретических   знаний  ребенка программным требованиям

  • Минимальный уровень ребёнок  овладел менее  половины  предусмотренных умений и навыков.
  • Средний уровень-объём усвоенных умений и навыков составляет больше половины.
  • Максимальный уровень-  овладел практически всеми умениями и навыками

1

5

10

Наблюдение,  тестирование, контрольный опрос

1.2Владение специальной териологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • Минимальный уровень-ребёнок избегает употреблять специальные термины
  • Средний уровень - сочетает специальную терминологию с бытовой
  • Максимальный уровень - специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием

1

5

10

                                       2. Практическая подготовка ребенка

2.1 Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического планирования)

Соответствие  практических          умений и наыков программным требованиям

  • Минимальный уровень - ребёнок  овладел менее  половины  предусмотренных умений и навыков.
  • Средний уровень-объём усвоенных умений и навыков составляет больше половины.
  • Максимальный уровень-  овладел практически всеми умениями и навыками

1

5

10

Контрольное задание

2.2Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудовании и оснащения

  • Минимальный уровень умений -ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием
  • Средний уровень – работает с оборудованием с помощь педагога

Максимальный уровень – работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых трудностей.

1

5

10

Контрольное задание

2.3 Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • Начальный (элементарный) уровень развития креативности – ребёнок в состоянии выполнить   простейшие практические задания педагога.
  • Репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на снове образца.
  • Творческий уровень- выполняет практические задания с элементами творчества

1

5

10

                                       3 Учебно-коммуникотивные умения

3.1 Умения слушать и слышать

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога.

Свобода владения и подачи обучающимися подготовленной информации.

Самостоятельность в построении доказательств.

  • Минимальный уровень ребёнок  овладел менее  половины  предусмотренных умений и навыков.
  • Средний уровень-объём усвоенных умений и навыков составляет больше половины.
  • Максимальный уровень-  овладел практически всеми умениями и навыками

1

5

10

Наблюдение

3.2   Умения вступать перед аудиторией

Наблюдение

3.3 Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Наблюдение

                                         4    Учебно-организационные  умения и навыки

4.1Умение организовывать своё рабочее место

Способность самостоятельно Готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за собой

  • Минимальный уровень-ребёнок  овладел менее  половины объёма навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой.
  • Средний уровень- объём усвоенных умений и навыков составляет больше половины.
  • Максимальный уровень-  овладел практически всеми умениями и навыками

Удовлетворительно-хорошо-отлично.

 

1

5

Наблюдение

4.2 Навыки соблюдения  в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие  реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям.

10

Наблюдение

4.3 Умение  аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

Наблюдение