Обобщение опыта работы по долгосрочному проекту на тему "Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ"

Митюкова Елена Александровна

Представление опыта работы с педагогами по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №16»

 

        

Обобщение опыта работы по долгосрочному проекту: «Профилактика синдрома эмоционального «выгорания» у педагогов ДОУ»

Подготовила:

Митюкова  Е.А.,

педагог - психолог

г. Зима

2014 г.

Обобщение опыта работы по долгосрочному проекту

«Профилактика

синдрома эмоционального «выгорания» у педагогов ДОУ

В современном обществе меняется отношение людей к работе. Люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте.         Каждая профессия так или иначе влияет на здоровье человека. Воспитывать детей – дело сложное: постоянные стрессы, необходимость сдерживать собственные чувства при общении с детьми и родителями, - все это влияет на психику, а в конечном итоге, и на физическое состояние педагога.                                                                                Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание».                        Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

        Проведя диагностическое обследование педагогов ДОУ выявила, что у 63% педагогов  сформирована хотя бы одна из фаз эмоционального выгорания и 37% педагогов не подвержены эмоциональному выгоранию.

На основе полученных данных возникла необходимость создания долгосрочного проекта «Профилактика синдрома эмоционального «выгорания»  педагогов ДОУ.

Работая по данному направлению поставила цель: формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия.

Так как  именно эти навыки необходимы в профессиональной деятельности как педагогам, воспитателям, руководителям образовательных учреждений, так и самим педагогам-психологам.

Данные цели реализую через следующие задачи:

  1. Создать условия для плодотворной работы
  2. Организовать мероприятия для снижения уровня эмоционального выгорания
  3. Провести сравнительный  анализ результатов обследования

Под  Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) понимается  реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.

- это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

        Участниками проекта стали, административный и педагогический персонал.

Долгосрочный проект длился на протяжении трех лет с 2011-2014г.

Проект состоял из следующих этапов:        

  • подготовительный
  • практический
  • итоговый

Подготовительный этап  включал следующую работу:

  • создание мотивации участников и благоприятного микроклимата в группе.
  • проводила индивидуальную и групповую диагностику на выявление симптомов эмоционального «выгорания» у педагогов с использованием следующих методик:

• методика определения психического выгорания А.А. Рукавишникова;

• методика диагностики уровня эмоционального «выгорания» В.В. Бойко

  • знакомила педагогов с данной проблемой посредством курса лекционных занятий следующей тематики: «История возникновения понятия "эмоциональное выгорание"», «Определение и характерные признаки синдрома "эмоциональное выгорание». На информационном стенде размещала методические рекомендации с характерной для этого направления тематикой (упражнения на снятие усталости и пр.).

Практический этап состоял из:

  • Создание мотивации участников и благоприятного микроклимата в группе.
  • Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
  • Разработала цикл занятий, направленных на снижение эмоционального выгорания и развитие навыков саморегуляции.

Занятия проводились два раза в месяц по 50 минут на протяжении трех лет. Они включали в себя разные формы работы, такие как:

  • подвижные игры,
  • упражнения,
  • игры с предметами
  • решение проблемных ситуаций
  • мозговые штурмы
  • игры («путанка», «дождик», «моечная машин», «растем»,

 «два барана», «проталкивание в автобусе», «предмет по кругу», «чувство»)

  • массажи
  • релаксационные упражнения

После проведения данных занятий педагоги получали положительный заряд эмоций, хорошее настроение и заряд бодрости.

Итоговый этап:

  • Подведение и сравнение результатов.

         После проведения всех мероприятий через три года провела повторное  диагностическое обследование, входе которого выявила положительную динамику.

Количество педагогов не подверженных эмоциональному выгоранию выросло до 58 %, а педагогов с выраженным эмоциональным выгоранием осталось 42% , эту группу составили педагоги имеющие стаж работы от 10 до 15 лет. Причиной может быть так называемый криз, т.е спад профессиональной деятельности,

        Многие педагоги овладели методами психической саморегуляции, научились управлять своими эмоциями, появилась самостоятельность и заинтересованность профессиональной деятельностью, таким образом снизился риск возникновения «выгорания».

Таким образом, можно сделать вывод, что с помощью данного проекта, программы занятий для сотрудников, создания и проведения организационных мероприятий  значительно снизило показатели эмоционального выгорания.

В дальнейшем планирую продолжать работу по данному направлению,  так как остались педагоги с высокими показателями эмоционального выгорания и скорее всего это будет индивидуальная работа, а с педагогами всего коллектива периодически проводить тренинги по этому направлению.

Ведь  от здоровья и настроения педагога зависит настроение ребенка.