Статья " Исследование процесса формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза на основе аксиологического подхода"

Максимова Галина Сергеевна

Статья по педагогике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_osnove_aksiologich_podkhoda.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Максимова Г.С.

Исследование процесса формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза  на основе аксиологического подхода

Аксиологический подход [1;  2; 3; 7], позволяющий рассматривать информационно-коммуникативную компетентность студента вуза как систему ценностей, является необходимым  при анализе исследуемого явления. Суть его состоит в том, что наиболее полное описание данной категории – информационной компетентности студента вуза - возможно только при рассмотрении его как ценностного явления, которое проявляется, прежде всего, в отношении, положительной значимости для собственного личностного саморазвития и самосовершенствования специалиста.

Процесс формирования информационно-коммуникативной компетентности студента вуза можно рассматривать с двух сторон: как процесс присвоения студентом накопленного опыта, культурного потенциала, которые существуют объективно независимо от конкретного человека, и как процесс осмысления ценности получаемых знаний, их роли в процессе формирования данного качества студента вуза.

Существование человека в пространстве с огромными информационными ресурсами актуализирует проблему соотношения между ценностями, которые выступают реальной побудительной силой деятельности человека.

Так, А.Г. Здравомыслов считает, что категория «ценность» связана с духовным содержанием жизни людей. Ученый определяет ценности как  обособившиеся в ходе развития самой истории, благодаря разделению труда в сфере духовного производства, интересы. Но при этом объектами этих обособившихся интересов, предметами стремления человека, в данном случае, автор выделяет некое духовное содержание, состоящее в особой концентрации чувств и мыслей, воплотившееся в образцах прекрасного, доброго, благодарного. В сопоставлении с этими нормами, ученый получает общественное признание. Человек, занятый в сфере духовного творчества или действующий на поприще гражданских интересов, стремится утвердить свою индивидуальность [2].

Характеризуя ценностные доминанты российского образования, исследователи утверждают, что они определяются особенностями переходного периода, отличающегося  развитием высоких технологий предполагает приоритетное развитие творческих и проективных способностей обучающихся;  снижением интеллектуального потенциала общества; экологической неблагополучностью;  внедрением информационных технологий в учебный процесс; формированием новой ценностных ориентаций на работу с информацией.

Согласимся с мнением Н.С. Розова, который утверждает, что «ценностное сознание – максимально широкое, плюралистичное в сферах религиозных, идеологических, социальных, культурных, экономических, национальных и пр. ... твердо стоит на страже общезначимых ценностей – витальных и гражданских прав человека, а также всех необходимых условий (политико-правовых, экологических и социально-экономических) для обеспечения этими правами современного и всех будущих поколений людей. Это и позволяет говорить о ценностном сознании как глобальной этике новой исторической эпохи. Именно на ценности должно опираться современное образование – мост, переводящий людей в новую эпоху» [7, с. 98].

Представители аксиологического подхода рассматривают творческие процессы в рамках теории ориентации личности в мире ценностей с позиции признания нравственной направленности, социальной ценности и значимости результатов творческой деятельности, а также включения в творческий потенциал личности соответствующих предпочтений и ориентаций на творчество и творческую самореализацию как с высшую ценность. Творческий потенциал определяется как некоторая совокупность полученных и самостоятельно выработанных умений и навыков, способностей к действию и мер их реализации в определенных сферах деятельности и общения [4; 5 и др.].

Ценным для нашего исследования является позиция ученых под руководством В.А. Сластенина [6, с. 111], рассматривающих новую методологию педагогики с точки зрения аксиологических подходов. Аксиологическая модель, имеющая синкретический характер, представлена в виде единого целого: «ценности-цели определяют ценности-средства; а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств  и т.д.» [там же, с. 119]. А «аксиологическое богатство педагога определяет эффективность и целенаправленность отбора и приращения новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогические действия [6, с. 120]. Данные основания позволяют рассматривать информационно-коммуникативную компетентность студента вуза как профессионально-педагогическую ценность.  Реализация аксиологического подхода в рамках исследования поможет определить содержательно-процессуальные особенности процесса формирования информационно-коммуникативной компетентности студента вуза, обеспечить выбор методов, средств и форм педагогического взаимодействия при организации образовательного процесса.

В настоящее время  осуществляется интенсивный исследовательский поиск в области педагогической аксиологии. Ученые подчеркивают, что ценности – это обобщенные базисные представления людей о целях и нормах своего поведения, существующие в сознании каждого человека ориентиры. Применительно к информационно-коммуникативной компетентности студента вуза аксиологический подход направляет процесс формирования его информационно-коммуникативной компетентности на формирование  ценностных ориентиров в работе с информацией, на развитие творческого потенциала.

Таким образом, аксиологический подход позволяет выявить ценности профессионального образования для личности; данный подход послужил основой для практического решения проблемы формирования информационно-коммуникативной компетентности студента вуза, готовности его к профессиональной деятельности на новом компетентностном уровне.

Таким образом, включение в структуру  информационно-коммуникативной  компетентности студента вуза ценностно-мотивационного компонента позволяет нам говорить о том, что потребность в информационной деятельности, использование приобретенных знаний, умений, навыков работы с информацией  в профессиональной деятельности студента обусловливается наличием у человека определенных общечеловеческих ценностей и представлений, что определяет эффективность и целенаправленность отбора и приращения новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогической активности.

Литература

  1. Воронцова, В. Г. Гуманитарно–аксиологические основы постдипломного образования педагога [Текст] / В. Г. Воронцова. – Псков, 1997. –  196 с.
  2. Здравомыслов, А. Г. Потребители. Интересы. Ценности [Текст] / А. Г. Здравомыслов. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с.
  3. Какутина, Е. А. Аксиологические проблемы воспитания студентов в условиях модернизации профессионального образования [Текст] / Е. А. Какутина // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования : материалы II всерос. научно–практ. конф. – Челябинск: Образование, 2003. – Ч. 1. – С. 33–35.
  4. Кухарев, Н. В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества (опыт, критерии, измерения, прогнозирование) [Текст]  В 3 ч. / Н. В. Кухарев. -  Минск, 1996. – Ч. 2. – 96 с.
  5. Лобейко, Ю. А. Научные основы творческого развития и саморазвития педагога в системе дополнительного профессионального образовании [Текст] :  автореф. дис. … д–ра пед. наук : 13.00.08 / Ю. А. Лобейко . – Майкоп, 2002.  
  6. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.] ; под ред. В. А. Сластетина. – 4–е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с.
  7. Розов, Н. С. Культура, ценности и развитие образования [Текст] / Н. С. Розов. – Новосибирск:  НГУ, 1993. – 162 с.