Работа методиста. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения

В работе представлены варианты организации самостоятельной работы студентов заочного отделения, исходя из сегодняшних реалий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_po_samost._rab._stud.1_-_kopiya.doc292.68 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по культуре Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Санкт-Петербургский техникум библиотечных и информационных технологий»

1.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Составила:

методист заочного отделения

Долгова А. В.

Санкт-Петербург

2014


Требования, предъявляемые программой среднего профессионального образования исходят из того, что должен знать и уметь обучающийся, однако реальность такова, что довольно часто преподавателю приходится отталкиваться от того материала, который действительно знают и умеют студенты. Получается, что с одной стороны преподаватель должен развить познавательные интересы обучаемого, вывести его на новый уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который должен базироваться на тех знаниях, которые должны быть у обучающегося.

Самостоятельная работа студентов планируемая учебная, учебно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Если брать в учет специфику обучения на заочном отделении, то порядка 70% учебного материала студенты изучают самостоятельно.

Целью самостоятельной работы студентов является:

  • профессиональная подготовка специалиста;
  • вырабатывание и развитие общих компетенций, определённых в ФГОС СПО;
  • формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности.

Задачи самостоятельной работы студентов:

1. Систематизация,        закрепление,        углубление        полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

2. Овладение практическими навыками работы с различными видами литературы; 

3. Воспитание самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

4. Развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

5. Умение применять на практике полученные на лекционных занятиях знания, умения и навыки, направленные на формирование профессиональной компетенции;

6. Стимуляция, развитие исследовательских умений, направленных на постоянное совершенствование себя как профессионала;

Для того, чтобы самостоятельная работа студентов заочной формы обучения была максимально эффективной,  необходимо выполнение следующих условий:

  1. Стойкая мотивация в получении профессии, формирующаяся на лекционных занятиях в том числе;
  2. Наличие необходимого учебно-методического, информационно-коммуникационного, справочного материала, его доступность;
  3. Регулярный контроль со стороны преподавателя с целью повышения стимуляции с одной стороны и предотвращения и (или) исправления ошибок, неточностей в работах;
  4. Постоянная консультационная помощь со стороны преподавателя, осуществляемая в виде индивидуальных встреч со студентами, написания рецензии на письменные работы, ответы на вопросы студентов по электронной почте.

Ни одна самостоятельная работа студентов заочного отделения невозможна без проведения предварительного инструктажа. Инструктаж – это инструкция, помогающая осмыслить содержание задания, требования учебной задачи.

Полнота устного инструктирования зависит от этапа обучения. На начальном этапе оно более подробное. Вводный инструктаж при выполнении лабораторных и практических работ включает объяснение задания (что делать?), порядок его выполнения (как делать?), показ и выполнение приёмов (почему так делать?).

Письменные инструкции необходимы в тех самостоятельных работах, которые требуют строгой последовательности выполнения. Письменная инструкция представляет собой учебный алгоритм, руководствуясь которым студент решает задачу по строго намеченному пути, не допуская произвольных шагов.

В результате выполнения различных видов самостоятельной работы у студентов заочного отделения формируются следующие практические и теоретические знания, умения и навыки:

  • Выработка самостоятельного индивидуального рабочего плана для выполнения того или иного задания (подготовка к зачету, экзамену, выполнение текущей домашней контрольной работы и т.д.);
  • Умение работать с различными источниками информации, правильно ее компилировать (например, работа с электронными и традиционными носителями информации, использование сети Интернет) и с точки зрения раскрытия темы, и с точки зрения ее соотношения в работе;
  • Выработка умения правильно оформлять домашнюю контрольную работу вне зависимости, в каком виде (электронном/традиционном) она поступает на проверку к преподавателю.
  • Одной из форм самостоятельной работы студента является подготовка к публичному выступлению. В этом случае речь идет не только о сборе материала, отвечающей требованиям преподавателя и отражающей особенности выбранной темы, но и об умении грамотно его преподнести аудитории.

Наблюдения за выполнением различных видов самостоятельной работой студентами заочного отделения, а также личностными и социальными особенностями самих студентов привели к следующим выводам:

Структура материала для самостоятельной работы должна преследовать следующие цели:

- формирование умения отделять общее от частного;

- формирование умения определять существенные признаки, сравнивать их, делать выводы и обобщения;

- сопоставление признаков, наблюдение за общими и частными факторами.

- проводить аргументацию, опираясь на фактический, существенный, значимый материал.    

Исходя из этого, можно выделить принципы:

- разносторонний анализ предлагаемого материала, выявление общего и частного;

- что можно применить сейчас, а что можно преобразовать, видоизменить и использовать в дальнейшем;

- выявление тех тем или того материала, который вызывает у студентов наибольшие затруднения, выяснение создания причин этих затруднений (индивидуальные особенности студента, нехватка материала, отсутствие технической базы, неподготовленность студента в силу лакун в познании), помощь в их устранении.

- систематическое, строго логически обоснованное усложнение заданий.

Данный подход к разработке материала для самостоятельной работы студентов позволяет творчески подойти к подготовке занятий, выявить возможности изучаемого материала, создавая тем самым условия для саморазвития личности студента.

Виды   практических заданий для самостоятельной работы студентов заочного отделения:

1. Составить опорный конспект  по теме…

2. Сформулировать вопросы…

3. Сформулировать собственное мнение…

4. Продолжить фразу…

5. Дать определения следующим терминам…

6. Составить опорный конспект своего ответа.

7. Написать реферат.

8. Составить отчёт по теме…

9. Разработать алгоритм последовательности действий…

10. Составить таблицу  с целью систематизации материала…

11. Заполнить таблицу, используя…

12. Заполнить блок-схему…

13. Составить тезаурусное поле по теме…

14. Сделать самоанализ практики: эффективность использования выбранных приёмов, методов и средств.

15. Осуществить аналитический разбор публикации по заранее определённой преподавателем теме.

16. Решить  ситуационные  задачи.

17. Подготовиться  к семинару, деловой игре.

Приёмы самостоятельной работы студентов заочного отделения.

1. Тесты

Одной из форм самостоятельной работы для студентов заочного отделения является прохождение теста по изученному материалу. Как правило, прохождение тестов психологически не так остро воспринимается современными студентами, нежели устный опрос. Тест может выполняться как в традиционной форме, так и в электронной: ответы на вопросы с последующей пересылкой результатов теста либо преподавателю, либо на заочное отделение. После окончания ответов на вопросы теста программа автоматически подсчитывает сумму набранных баллов, что и определяет уровень освоения студентом самостоятельно изученной темы (блока тем). Сразу оговоримся: второй вариант может быть успешно использован не только при заочной форме обучения, но и при дистанционной.

Значимым достоинством такой формы контроля самостоятельно приобретенных знаний являются простота и скорость. Также тесты, как правило, помогают преподавателю объективно оценить готовность группы к конечной аттестации по предмету, заранее выявить вопросы, вызывающие затруднения, и, при необходимости, подготовить материал для их дополнительной проработки во время сессии.

Выделяют следующие виды тестов:

Тесты 1 уровня

Требуют выбора одного или нескольких правильных вариантов ответов на вопрос. Направлены на:

- проверку качества усвоения знаний и применения знаний на практике: выбрать один из перечисленных способов ________________

- соотнесение: найдите общее и различия в   изучаемых объектах.

- проверку рефлексии: установите соответствие между _________________

Тесты 2 уровня

Включают в себя следующие виды заданий:

- подстановка: выбор и дополнение фраз, формул, графических изображений, схем и т.д. предложенными недостающими или составляющими словами и словосочетаниями.

- определение с пропущенным словом ______________

- подтекстовые слова и фразы: _____________________

- конструирование ответа: заполнение таблицы, изображение схемы, графика, написание формулы и т.д.)

- заполнение таблицы_________________

- решение конкретной ситуации.

Тесты обоих уровней должны отвечать следующим требованиям:

1. Предлагаются задания, типичные для данной дисциплины;

2. Общий объём задания должен обеспечивать выполнение теста за ограниченное время (не более часа);

3. Задание по сложности, структуре, трудности должно быть объективно посильным для выполнения студентами на соответствующем этапе обучения;

4. Задание по содержанию  должно быть таким, чтобы правильное его выполнение имело только один эталон;

5. Сложность заданий в системе тестов должна повышаться по мере продвижения студентов в овладении профессией;

6. Формулировка содержания задания должна раскрывать поставленную перед учащимися задачу: что он должен сделать, какие условия выполнить, каких результатов достигнуть в итоге.

2. Задачное обучение.

В ходе самостоятельной работы студентов можно и нужно использовать такую форму работы как задачное обучение. Данная форма обучения рекомендуется в первую очередь как средство формирования у студентов умений определять, разрабатывать и применять оптимальные методы решения профессиональных задач. Они строятся на основе ситуаций, возникающих на различных уровнях осуществления практики, и формулируются в виде производственных поручений (заданий). Преимущество применения этого вида самостоятельной работы состоит в обеспечении целенаправленного, поэтапного формирования и, параллельно с этим, контроля сформированности необходимых профессиональных компетенций.

 То есть в ходе обучения студенты заочного отделения приоритетно учатся решать практико-ориентированные задачи самостоятельно.

Задачное обучение – это:

- ситуации, требующие применения умений и навыков, специфичных для выбранной профессии (знания содержания предмета);

- ситуации, требующие организации деятельности, выбора её оптимальной структуры (организация и/или управление коллективом, принципы, структура организации и т.п.);

- личностно-ориентированные ситуации (нахождение нестандартного способа решения).

При разработке учебно-методического комплекта для обучения студентов заочного отделения преподаватель сразу может выделить те темы, которые обучающиеся осваивают самостоятельно. Исходя из этого составляются задания, направленные и на отработку практических навыков, и на проверку уровня усвоения материала. Эти задания могут быть репродуктивными и творческими, оттачивающими специальные умения, развивающие индивидуальные способности студента. Важным при составлении подобных заданий является строго логическое изложение материала – от простого к сложному, выявление алгоритма действий, особенно на этапе отработки практических умений. Нельзя забывать и о дифференцированном подходе к обучению: задание должно быть посильно студенту, соответствовать уровню его индивидуальных способностей.

Алгоритм разработки материала для самостоятельной работы студентов:

1. Информационно-поисковый блок: структура теоретического материала;  содержание аспектов и логики представления темы; требования, выдвигаемые к осмыслению изученного.

2. Справочно-консультативный блок: рекомендации и комментарии; алгоритм действий; конкретные примеры; понятийный аппарат; опорные конспекты; Интернет-ресурсы.

3. Практико-ориентировочный блок: вопросы для самопроверки; практические задания и упражнения по плану: целевая установка, содержание задания, форма представления, время отчётности, критерии оценки;

4. Контрольно-оценочный блок: задания обязательные и по выбору; задания для самопроверки; задания для дискуссионного обсуждения.

Самостоятельная работа студентов заочного отделения – это важная составляющая данной формы обучения, которая должна быть грамотно организована во время всего учебного процесса. Не надо бояться использовать ее на этапе освоения нового материала. В этом случае студенты являются не только участниками обучения, но находятся в активной позиции, что помогает им, с одной стороны, получать новые знания, а с другой – развивать личностные качества: целеполагание, усидчивость,  психические познавательные процессы (память, мышление, внимание и т.д.). Правильно организованная самостоятельная работа мотивирует и стимулирует студентов в овладении новыми знаниями, умениями и навыками выбранной специальности. Она есть целенаправленный процесс, четко сформулированный и обеспечивающий полный и разнообразный комплекс заданий для студентов. Самостоятельная работа предусматривает различные виды обратной связи с преподавателем, не исключает его консультативную  и контролирующую функции в процессе обучения. Самостоятельная работа - это обязательно сочетание продуктивной и репродуктивной учебной деятельности обучающихся.